СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему "Фразеологизмы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания в 3 классе на тему "Фразеологизмы"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Фразеологизмы"»



Тема: Фразеологизмы

Цель: создание условий для осмысления новой информации (знакомство с фразеологизмами)

Задачи:

Познакомить с фразеологизмами.

Развивать речь, внимание, мышление.

Показать использование фразеологизмов в речи.

Расширить словарный запас детей.

Добиться запоминания фразеологизмов.

Тип урока: открытие нового знания.

Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки, цветы, корзинка, буквы, таблички, венок, призы, магниты

Планируемые результаты:

Предметные:

Умение распознавать фразеологизмы среди других слов, выражений.

Личностные:

Воспитание внимания, наблюдательности и памяти.

Осознание роли фразеологизмов в речи человека.

Метапредметные:

Регулятивные:

Умение понимать и сохранять учебную задачу в течение урока.

Познавательные:

Умение правильно употреблять фразеологизмы.

Умение делать выводы в результате поиска ответа на проблемный вопрос и фиксировать выводы.

Умение открыть новое знание о фразеологизмах.

Коммуникативные:

Умение правильно оформлять мысли в процессе исследования языкового материала.


ход урока

  1. Орг. момент.

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
И вместе сочиним урок! В стране родного языка-
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

Слайд 1.

  1. Знакомство.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Петровна. Я учитель родного русского языка из Алатырского района . Сегодня в вашей школе проходит конкурс «Учитель года – 2018». И поэтому на уроке так много гостей. Давайте поприветствуем их. Повернитесь к гостям лицом и подарите им улыбку, помашите рукой. А сейчас повернитесь ко мне, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Поднимите правую руку – «ловите» удачу, поднимите левую руку – «поймайте» успех, прижмите их к себе «Всё у нас с вами хорошо, всё у нас с вами получится!»


  1. Актуализация знаний.

Щелчок в звук


(Под весеннюю музыку появляется Весна»)


Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к вам пришла … . щелчок, щелчок


- Ребята, закройте ваши глаза и потопайте ногами. ( В это время раскрываю красочно украшенную доску). Откройте глаза. Я приглашаю вас на свою волшебную поляну.


II. Введение в новую тему.

- А почему наша поляна волшебная? (Да, у нас уже распустились цветы)

- А что, кроме цветов, есть на поляне?(корзина.) Это корзина знаний. Сегодня наполним её новыми знаниями. Знаете ли вы эти цветы? Давайте назовём их и узнаем, что скрывается под ними. (Ребята называют цветы, и учитель открывает буквы)

- Какое слово у нас получилось? Давайте прочитаем все вместе. Какова тема нашего урока?

Слайд 2.


III. Новая тема. Работа над фразеологизмами

- Знакомо ли вам это слово? (Дети отвечают). Я рада, что вы знаете это слово. Наверняка вы уже знаете фразеологизмы. А сегодня будем узнавать что-то новое. Какая будет задача перед нами? (Узнать фразеологизмы, запомнить их, уметь употреблять в речи).

1. Значения фразеологизмов.

- Какие фразеологизмы вы знаете?(Дети называют). Можете объяснить их значения.

-Итак, ф/м имеют значение (на доске прикрепляю табличку)


2. Демонстрация словарей.


Ребята, а если нам непонятно значение ф/ма, то как быть? Как узнать его значение? Где найти его толкование? (Детям показываю словари ф/мов)


3. Определение роли фразеологизмов в речи.

Слайд 3. щелчок

- Представьте, что в сказке вместо «Змей Горыныч унес царевну за тридевять земель» говорилось бы «Змей Горыныч унес царевну далеко». В каком варианте чувствуется больше волшебства, загадочности? Щелчок


Слайд 4.

- Украшают ли фразеологизмы нашу речь? На этот вопрос мы дадим ответ, как только выполним задание Весны. Ребята, каких цветов больше на нашей поляне? (Подснежников) Сейчас по очереди подходим к доске, срываем подснежник и на обратной стороне прочитаем стишки. В них вам нужно распознать фразеологизмы (дети по очереди подходят, угадывают и знания кладут в корзину)

1) Ежатки-детки хоть куда!

И что же тут дивиться?

Ведь мама держит их всегда

В ежовых рукавицах!

2) С виду мы не очень схожи:

Петька толстый, я худой.

Не похожи мы, а всё же

Нас не разольёшь водой!

3) Не умеет дятел петь.

Нет у дятла слуха.

Говорят ему: «Медведь

Наступил на ухо».

- Итак, украшают ли ф/мы нашу речь? Как украшают? Делают речь яркой, выразительной, точной (прикрепляю табличку)


4.Игра «Кто хочет стать знатоком фразеологизмов?»

Слайд 5.

- Предлагаю игру «Кто хочет стать знатоком фразеологизмов?» Закончите ф/зм. Для этого необходимо выбрать правильный ответ из четырех вариантов.



Так говорят о не очень проворном человеке. Щелчок, щелчок, щелчок

Ползёшь как …а) змея; б) черепаха; в) ящерица; в) червяк

Слайд 6

Слайд 7

Так говорят о не очень говорливом человеке. Щелчок, щелчок, щелчок

Нем как … а) селёдка; б) акула; в) кит; г) рыба

Слайд 8

Слайд 9

Так говорят о не очень нужной покупке. Щелчок, щелчок, щелчок

Покупать … в мешке. а) собаку; б) зайца; в) кота; г) тигра

Слайд 10

Слайд 11

Так говорят о не очень разборчивом почерке. Щелчок, щелчок, щелчок

Писать как … лапой. а) гусь; б) курица; в) индюк; г) утка

Слайд 12

(Вручаю медаль знатоку)

- Итак, какой вывод можно сделать? Во ф/мы нельзя вставить новые слова, т.к. это точные выражения, сочетания слов (прикрепляю табл)


5.Замени одним словом.

Слайд 13 щелчок

- А теперь попробуйте заменить эти ф/м одним словом: медлительный,

щелчок щелчок щелчок

молчаливый, бесполезный, неразборчивый.


- Давайте сделаем вывод: Выполняют в речи роль слова (табличка)

Слайд 14

6. Знакомство с рисунками художника-иностранца

- Художник-иностранец изучает русский язык. Но во фразеологизмах он никак не может разобраться. Назовите фразеологизм, который здесь им изображен.

-Почему этот рисунок вызывает улыбку? Что вы ему посоветуете? (Ф/мы употребляются только в переносном смысле, их нельзя толковать прямо)(прикрепляю табличку)

7. Вывод.

Фразеологизмы:

Имеют значение

Нельзя вставить новые слова

Делают речь яркой, выразительной, точной

Выполняют в речи роль слова

Их нельзя толковать прямо

- Кто теперь сможет ответить, что такое ф/мы? (Да, ф/мы - это устойчивые выражения).

IV. Физминутка.

- Сейчас немного отдохнем. Покажите часть тела:

1) его задирают, зазнаваясь (нос)

2) не цветы, а вянут (уши)

3) ими машут, как мельница (руки)

4) он длинный и без костей (язык)

5) ими щелкают от голода (зубы)

6) его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос)

7) не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши)

8) с них сбиваются, когда что-то ищут (ноги)



V. Закрепление

1.Просмотр видеосюжетов.

- А сейчас, ребята, внимание на экран.

Слайд 15 щелчок на экран

1.«- Не хочу быть столбовою дворянкой.

А хочу быть вольною царицей!

Испугался старик, взмолился:

-Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь.

Насмешишь ты целое царство!»

- Что значит «белены объесться»? (Говорить нечто несуразное, совершать неразумные поступки)

Слайд 16 щелчок на экран

«Белена – очень ядовитое растение семейства пасленовых. При попадании внутрь организма яд вызывает сильное возбуждение, галлюцинации и нарушают речь. Поэтому о человеке, плохо контролирующем свои действия, говорят, что он белены объелся.

Слайд 17 щелчок на экран

2. «Перенесемся в далекий 17 век. На престоле царь Алексей Михайлович. Он распорядился прибить возле дворца «долгий» (длинный) ящик, в который просители могли опускать свои прошения. Долго приходилось простым людям ждать решения своих дел, и родилось выражение «положить в долгий ящик», то есть надолго».


2. Беседа после просмотра.

- Скажите, когда возникли ф/мы? (Ф/мы возникли давно. В них запечатлён богатый исторический опыт народа)

Слайд18

  1. Работа в группах. Конкурс «Пантомима».

– Одна группа показывает участникам других групп с помощью жестов, мимики фразеологизм. Надо правильно назвать его, объяснить значение.

Водить за нос.

Связать руки.

Тянуть за уши.

- Какая группа готова? (группы показывают, отгадывают, объясняют значение) Слайд 19

Слайд 20. щелчок

5. Аукцион.

- Сейчас мы проведем аукцион, посмотрим, кто больше запомнил фразеологизмов/

VI. Подведение итогов.

- Ребята, что нового узнали на уроке? На этот вопрос ответит тот, который быстрее всех дополнит текст.

(Сегодня 22 __________ на уроке __________ ___________ языка мы изучали ________________________. Мы узнали, что фразеологизмы - это ________________ выражения. Их употребляют в ______________ смысле. Они делают нашу речь ___________, _______________, ______________________.)

Слайд 21

VII. Рефлексия.

Материал урока для меня был …

лёгкий трудный

Материал урока я …

  • понял(а), готов помочь другим

  • понял(а)

  • немного понял(а)

  • ничего не понял(а)

Урок мне …

понравился не понравился

На уроке я работал …

  • активно

  • не совсем активно

  • не работал

На уроке я …

  • не устал

  • немного устал

  • очень устал

Своей работой на уроке я …

доволен не доволен

За работу на уроке себе я ставлю … баллов

5 4 3 2


Слайд 22

Вы, ребята, все молодцы! (Раздаю призы)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!