Тема: Фразеологизмы
Цель: создание условий для осмысления новой информации (знакомство с фразеологизмами)
Задачи:
Познакомить с фразеологизмами.
Развивать речь, внимание, мышление.
Показать использование фразеологизмов в речи.
Расширить словарный запас детей.
Добиться запоминания фразеологизмов.
Тип урока: открытие нового знания.
Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки, цветы, корзинка, буквы, таблички, венок, призы, магниты
Планируемые результаты:
Предметные:
Умение распознавать фразеологизмы среди других слов, выражений.
Личностные:
Воспитание внимания, наблюдательности и памяти.
Осознание роли фразеологизмов в речи человека.
Метапредметные:
Регулятивные:
Умение понимать и сохранять учебную задачу в течение урока.
Познавательные:
Умение правильно употреблять фразеологизмы.
Умение делать выводы в результате поиска ответа на проблемный вопрос и фиксировать выводы.
Умение открыть новое знание о фразеологизмах.
Коммуникативные:
Умение правильно оформлять мысли в процессе исследования языкового материала.
ход урока
Орг. момент.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
И вместе сочиним урок! В стране родного языка-
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
Слайд 1.
Знакомство.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Петровна. Я учитель родного русского языка из Алатырского района . Сегодня в вашей школе проходит конкурс «Учитель года – 2018». И поэтому на уроке так много гостей. Давайте поприветствуем их. Повернитесь к гостям лицом и подарите им улыбку, помашите рукой. А сейчас повернитесь ко мне, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Поднимите правую руку – «ловите» удачу, поднимите левую руку – «поймайте» успех, прижмите их к себе «Всё у нас с вами хорошо, всё у нас с вами получится!»
Актуализация знаний.
Щелчок в звук
(Под весеннюю музыку появляется Весна»)
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к вам пришла … . щелчок, щелчок
- Ребята, закройте ваши глаза и потопайте ногами. ( В это время раскрываю красочно украшенную доску). Откройте глаза. Я приглашаю вас на свою волшебную поляну.
II. Введение в новую тему.
- А почему наша поляна волшебная? (Да, у нас уже распустились цветы)
- А что, кроме цветов, есть на поляне?(корзина.) Это корзина знаний. Сегодня наполним её новыми знаниями. Знаете ли вы эти цветы? Давайте назовём их и узнаем, что скрывается под ними. (Ребята называют цветы, и учитель открывает буквы)
- Какое слово у нас получилось? Давайте прочитаем все вместе. Какова тема нашего урока?
Слайд 2.
III. Новая тема. Работа над фразеологизмами
- Знакомо ли вам это слово? (Дети отвечают). Я рада, что вы знаете это слово. Наверняка вы уже знаете фразеологизмы. А сегодня будем узнавать что-то новое. Какая будет задача перед нами? (Узнать фразеологизмы, запомнить их, уметь употреблять в речи).
1. Значения фразеологизмов.
- Какие фразеологизмы вы знаете?(Дети называют). Можете объяснить их значения.
-Итак, ф/м имеют значение (на доске прикрепляю табличку)
2. Демонстрация словарей.
Ребята, а если нам непонятно значение ф/ма, то как быть? Как узнать его значение? Где найти его толкование? (Детям показываю словари ф/мов)
3. Определение роли фразеологизмов в речи.
Слайд 3. щелчок
- Представьте, что в сказке вместо «Змей Горыныч унес царевну за тридевять земель» говорилось бы «Змей Горыныч унес царевну далеко». В каком варианте чувствуется больше волшебства, загадочности? Щелчок
Слайд 4.
- Украшают ли фразеологизмы нашу речь? На этот вопрос мы дадим ответ, как только выполним задание Весны. Ребята, каких цветов больше на нашей поляне? (Подснежников) Сейчас по очереди подходим к доске, срываем подснежник и на обратной стороне прочитаем стишки. В них вам нужно распознать фразеологизмы (дети по очереди подходят, угадывают и знания кладут в корзину)
1) Ежатки-детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых рукавицах!
2) С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой.
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!
3) Не умеет дятел петь.
Нет у дятла слуха.
Говорят ему: «Медведь
Наступил на ухо».
- Итак, украшают ли ф/мы нашу речь? Как украшают? Делают речь яркой, выразительной, точной (прикрепляю табличку)
4.Игра «Кто хочет стать знатоком фразеологизмов?»
Слайд 5.
- Предлагаю игру «Кто хочет стать знатоком фразеологизмов?» Закончите ф/зм. Для этого необходимо выбрать правильный ответ из четырех вариантов.
Так говорят о не очень проворном человеке. Щелчок, щелчок, щелчок
Ползёшь как …а) змея; б) черепаха; в) ящерица; в) червяк
Слайд 6
Слайд 7
Так говорят о не очень говорливом человеке. Щелчок, щелчок, щелчок
Нем как … а) селёдка; б) акула; в) кит; г) рыба
Слайд 8
Слайд 9
Так говорят о не очень нужной покупке. Щелчок, щелчок, щелчок
Покупать … в мешке. а) собаку; б) зайца; в) кота; г) тигра
Слайд 10
Слайд 11
Так говорят о не очень разборчивом почерке. Щелчок, щелчок, щелчок
Писать как … лапой. а) гусь; б) курица; в) индюк; г) утка
Слайд 12
(Вручаю медаль знатоку)
- Итак, какой вывод можно сделать? Во ф/мы нельзя вставить новые слова, т.к. это точные выражения, сочетания слов (прикрепляю табл)
5.Замени одним словом.
Слайд 13 щелчок
- А теперь попробуйте заменить эти ф/м одним словом: медлительный,
щелчок щелчок щелчок
молчаливый, бесполезный, неразборчивый.
- Давайте сделаем вывод: Выполняют в речи роль слова (табличка)
Слайд 14
6. Знакомство с рисунками художника-иностранца
- Художник-иностранец изучает русский язык. Но во фразеологизмах он никак не может разобраться. Назовите фразеологизм, который здесь им изображен.
-Почему этот рисунок вызывает улыбку? Что вы ему посоветуете? (Ф/мы употребляются только в переносном смысле, их нельзя толковать прямо)(прикрепляю табличку)
7. Вывод.
Фразеологизмы:
Имеют значение
Нельзя вставить новые слова
Делают речь яркой, выразительной, точной
Выполняют в речи роль слова
Их нельзя толковать прямо
- Кто теперь сможет ответить, что такое ф/мы? (Да, ф/мы - это устойчивые выражения).
IV. Физминутка.
- Сейчас немного отдохнем. Покажите часть тела:
1) его задирают, зазнаваясь (нос)
2) не цветы, а вянут (уши)
3) ими машут, как мельница (руки)
4) он длинный и без костей (язык)
5) ими щелкают от голода (зубы)
6) его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос)
7) не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши)
8) с них сбиваются, когда что-то ищут (ноги)
V. Закрепление
1.Просмотр видеосюжетов.
- А сейчас, ребята, внимание на экран.
Слайд 15 щелчок на экран
1.«- Не хочу быть столбовою дворянкой.
А хочу быть вольною царицей!
Испугался старик, взмолился:
-Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь.
Насмешишь ты целое царство!»
- Что значит «белены объесться»? (Говорить нечто несуразное, совершать неразумные поступки)
Слайд 16 щелчок на экран
«Белена – очень ядовитое растение семейства пасленовых. При попадании внутрь организма яд вызывает сильное возбуждение, галлюцинации и нарушают речь. Поэтому о человеке, плохо контролирующем свои действия, говорят, что он белены объелся.
Слайд 17 щелчок на экран
2. «Перенесемся в далекий 17 век. На престоле царь Алексей Михайлович. Он распорядился прибить возле дворца «долгий» (длинный) ящик, в который просители могли опускать свои прошения. Долго приходилось простым людям ждать решения своих дел, и родилось выражение «положить в долгий ящик», то есть надолго».
2. Беседа после просмотра.
- Скажите, когда возникли ф/мы? (Ф/мы возникли давно. В них запечатлён богатый исторический опыт народа)
Слайд18
Работа в группах. Конкурс «Пантомима».
– Одна группа показывает участникам других групп с помощью жестов, мимики фразеологизм. Надо правильно назвать его, объяснить значение.
Водить за нос.
Связать руки.
Тянуть за уши.
- Какая группа готова? (группы показывают, отгадывают, объясняют значение) Слайд 19
Слайд 20. щелчок
5. Аукцион.
- Сейчас мы проведем аукцион, посмотрим, кто больше запомнил фразеологизмов/
VI. Подведение итогов.
- Ребята, что нового узнали на уроке? На этот вопрос ответит тот, который быстрее всех дополнит текст.
(Сегодня 22 __________ на уроке __________ ___________ языка мы изучали ________________________. Мы узнали, что фразеологизмы - это ________________ выражения. Их употребляют в ______________ смысле. Они делают нашу речь ___________, _______________, ______________________.)
Слайд 21
VII. Рефлексия.
Материал урока для меня был … | лёгкий трудный |
Материал урока я … | |
Урок мне … | понравился не понравился |
На уроке я работал … | активно не совсем активно не работал |
На уроке я … | не устал немного устал очень устал |
Своей работой на уроке я … | доволен не доволен |
За работу на уроке себе я ставлю … баллов | 5 4 3 2 |
Слайд 22
Вы, ребята, все молодцы! (Раздаю призы)