СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Способы записи алгоритмов"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Способы записи алгоритмов"»

Конспект урока «Способы записи алгоритмов»

Цель:

  • знает и применяет различные способы записи алгоритмов;

  • умеет анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, определенность, понятность, результативность, массивность;

  • понимает преимущества и недостатки той или иной формы записи алгоритмов;

  • умеет переходить от одной формы записи алгоритмов у другой;

  • умеет выбирать форму записи алгоритма, соответствующую решаемой задачи.

Задачи:

  • закрепить понятия алгоритм, исполнитель, свойства алгоритма;

  • рассмотреть словесные способы записи алгоритмов;

  • рассмотреть графический способ записи алгоритмов с помощью блок-схем.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы обучения:

  • Словесные (рассказ, беседа, объяснение)

  • Наглядные (презентация)

  • Практические (упражнения)

Формы организации УД: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: учебник, презентация

План урока:

I.Организационный момент

II.Актуализация знаний

III.Изучения нового материала

IV. Закрепление.

V.Рефлексия. Итоги урока.



Ход урока

I.Организационный момент

II.Актуализация знаний. Постановка цели урока.

Заходя домой, мы открываем дверь. Заходя в кабинет, мы открываем дверь. Давайте откроем дверь и на наш урок. Для этого нужно составить последовательность действий для открывания двери.

Ученики составляют алгоритм устно.

Алгоритм открывания двери.

  1. Достать ключ из кармана

  2. Вставить ключ в замочную скважину

  3. Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки

  4. Вынуть ключ

Что будет, если мы поменяем 1 и 3 действие местами? Каков будет результат после выполнения последовательности действий? Почему дверь не откроется?

Учащиеся меняют 1 и 3 действие местами и приходят к выводу, что дверь не откроется.

- Нарушена последовательность

III.Изучение нового материала.

Дайте определение АЛГОРИТМА? – ЭТО



-Скажите, если я вас попрошу выполнить алгоритм, написанный на китайском языке, к чему это может привести?

Поэтому при разработке алгоритма мы будем соблюдать следующие правила

Этапы разработки алгоритма

- Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной человеку, который его разрабатывает.

- Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной тому объекту, который будет выполнять алгоритм.



Давайте обратимся к истории развития алгоритмов. Здесь весомое место принадлежит нашему соотечественнику Андрею Андреевичу Маркову. В начале 1950-х годов в работах А. А. Маркова получила развитие та идея, что все математические алгоритмы можно свести к повторению простых однотипных операций, выполняемых в строгом порядке по определённому предписанию, которое после объяснения на обычном языке или даже демонстрации на примерах становится понятным каждому.

Марков выделил, что в общем случае алгоритмы должны содержать предписания двух видов:

Первые предписания, направлены на изменение информации (функциональные операторы)

Вторые предписания, определяют дальнейшие направление действий (логические операторы)

Эти предписания лежат в основе большинства способов записи алгоритмов.



Формы представления алгоритма

Дана последовательность действий.

Подготовка к рисованию 

  1. Открыть баночку с краской 3

  2. Окунуть в банку кисть 4

  3. Надеть халат 1

  4. Рисовать на бумаге 5

  5. Расстелить бумагу на столе 2

-Будет ли она алгоритмом?

-Что нужно сделать, чтобы получился алгоритм? Прочитайте, что у вас получилось.

Как бы вы назвали такую форму записи алгоритма?

Первая форма - Словено-описательная (словесная)

Данный способ является самым простым способом записи алгоритма, так как алгоритм записывается на обычном разговорном языке в виде определённых высказываний.

Словесное описание является самым неограниченным и неофициальным. Но самым большим недостатком словесного описания является то, что все разговорные языки могут истолковаться по-разному, поэтому алгоритм может выполниться неоднозначно. Также алгоритм, записанный в словесной форме может быть очень объёмным и трудным для восприятия.



Для записи алгоритма необходимо соблюдать следующие правила:

·                   Каждое предписание записывается с новой строки

·                   Шаги алгоритма нумеруются

·                   Исполнять алгоритм начинают с первого номера предписания и продолжают по возрастанию номеров, только если нет специальных отступлений.

Словесная запись алгоритма может содержать формулы и математические выражения.

Благодаря построчной записи алгоритма можно избежать ряда неопределённостей и восприятие алгоритма не требует специальных знаний. Но при этом построчная запись алгоритма требует от человека концентрации внимания.



Вашему вниманию представлен рисунок.

-Что изображено на рисунке?( Посадка дерева)

-Можно ли эту последовательность действий назвать алгоритмом? Назовите каждое действие.

-Где в жизни вы встречались с подобными алгоритмами?

-Как назовем такую форму представления алгоритма?

2. Графическая

Существует несколько способов графического представления алгоритма- это рисунки и блок-схемы.



Блок-схема – это графический документ, глядя на который легко понять порядок работы алгоритма.

При этом предписания изображаются с помощью различных геометрических фигур, а последовательность выполнения шагов – с помощью линий, соединяющих эти фигуры.

Направления линий слева направо и сверху вниз являются стандартными и могут изображаться без стрелок.

Линии связи справа налево и сверху вниз изображаются с помощью стрелок.

Рассмотрим некоторые обозначения, используемые в блок-схемах.

Начинаем и заканчиваем выполнение алгоритма всегда с блока Начало и блока Конец, которые изображаются с помощью овала.

Из начального блока выходит одна линия связи, в конечный блок также входит одна линия связи.

Внутри блока данных, который изображается с помощью параллелограмма содержатся исходные данные или выведены результаты.

В блок данных входит одна линия связи и выходит одна линяя связи.

Следующий блок Процесс – это блок обработки данных. Изображается с помощью прямоугольника. Здесь записаны действия, которые необходимо выполнить при переходе на этот блок.

В блок Процесс также входит и выходит одна линяя связи.

Проверка условия изображается с помощью блока «Принятие решения», который условно обозначается ромбом, внутри его записывается условие.

В данный блок входит одна линяя связи, а выходят две линии, возле которых записываются результаты проверки условия.

Также в блок-схемах используются Комментарии, которые применяются для пояснений и это делает блок-схему понятнее.

Рассмотрим блок-схему кипячения воды.

 

Как видно из блок-схемы для получения результата необходимо поочерёдно выполнить три процесса:

·                   Налить воду в чайник

·                   Поставить чайник на плиту

·                   Включить плиту

Причём, обратите внимание, что из каждого блока действия выходит одна линия связи.

Затем мы переходим к блоку принятия решения, из которого выходит две линии связи, предлагающие нам два варианта решения. Вода закипела либо нет. В зависимости от ответа, мы переходим к соответствующему блоку действия: выключить плиту либо ещё подождать. На этом блок-схема заканчивается, результат получен.

Таким образом, чтобы создать детальную блок-схему необходимо решить задачу в общем виде, а затем приступить к проработке блок-схемы. Причём любая блок-схема должна умещаться на стандартном листе, для большей наглядности.





Составим алгоритм посадки дерева, используя язык блок-схем. 1 ученик выполняет задание у доски, остальным предлагается выполнить самостоятельно задание в тетради



- Определение ИСПОЛНИТЕЛЬ – ЭТО



- Кто или что может выступать в качестве исполнителя алгоритма?

- В какой форме нужно записать алгоритм, чтобы его понял компьютер?

3. Программа

Программа-это алгоритм, записанный на языке понятном компьютеру.

Задание 2

Лена любит картошку со сметаной. Расставь по порядку действия ее мамы:

  1. Посолила картошку

  2. Бросила картошку в кипяток

  3. Зажгла газовую плиту

  4. Очистила картофель

  5. Купила в магазине картофель и сметану

  6. Погасила огонь и слила кипяток

  7. Полила картофель сметаной

  8. Положила картофель на тарелку

  9. Налила воду в кастрюлю и поставила ее на огонь

Впиши номера действий_________5, 4, 3, 9, 2, 1, 6, 8, 7_________________________________________

Задание 3.

Является ли данная последовательность действий алгоритмом? Если да, то запишите полученный результат.

  1. Напиши слово ТОРТ

  2. Убери букву справа

  3. Замени букву Р на букву К

  4. Поменяй местами буквы К и Т

  5. Напиши слово

Ответ:_____________________



ДЗ. Необходимо представить в виде построчной записи алгоритм решения следующей задачи: «Имеются четыре дыни различной массы. Найти способ, с помощью которого пользуясь чашечными весами без гирь путём не более пяти взвешиваний расположить дыни по убыванию веса».

Итак, первое взвешивание. Положим по одной дыне на каждую чашу весов.

Дыня, которая окажется на нижней части весов будет тяжелее, отложим её в сторону.

Второе взвешивание. Положим оставшиеся дыни на каждую чашу весов. И аналогично определяем более тяжёлую дыню. Как и в первом случае, убираем дыню с нижней чаши весов в сторону.

Третье взвешивание. Сравним две самые тяжёлые дыни, послу двух взвешиваний.

Дыня, которая окажется на нижней чаши весов, является самой тяжёлой, ставим её на первое место.

Четвёртое взвешивание. Сравниваем самые лёгкие дыни. Дыня, которая окажется на верхней части весов является самой лёгкой, ставим её на четвёртое место.

Пятое взвешивание. Сравним оставшиеся две дыни. Кладём их на чаши весов.

Дыня, которая окажется на нижней чаше весов, занимает второе место. Дыня что оказалась выше - третье.

Пришло время подвести итоги урока.

Существует несколько способов записи алгоритмов. Словесный, графический, на алгоритмическом языке.

Словесный способ – запись алгоритма с помощью привычных для человека предложений и фраз.

Графический способ – изображение алгоритма в виде блок-схем.

Блок-схемы состоят из геометрических фигур (блоков), блоки дополнены словесными записями. Каждый блок служит для обозначения одной команды. Блоки соединяются стрелками, указывающими последовательность исполнения команд алгоритма.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!