СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка "Деепричастие как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка "Деепричастие как часть речи"»

Открытый урок по русскому языку 7 класс

Тема: Деепричастие как часть речи

Класс: 7 "А"

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока:

Обучающие: познакомить учащихся с лексическими и грамматическими особенностями деепричастий; научить находить деепричастия; определять их грамматические признаки

Развивающие: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала; развивать познавательные способности: речь, логическое мышление, внимание

Воспитательные: воспитание культуры общения; уважения к собеседнику; воспитание интереса к родному языку.


Планируемые УУД:

Предметные: научиться различать деепричастия, глаголы, наречия.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего учения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе определения деепричастий.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задания.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, компьютер, электронная презентация, карточки с заданиями.

Учебники: Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2016 г.

Формы работы учащихся: групповая,


Ход урока

1.Организационный момент. (2)

- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста!

- Я рада вас видеть. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны, активны и покажете себя только с лучшей стороны. Желаю всем успеха в открытии новых знаний, чтобы каждый из присутствующих в этом классе, окунулся в царство русского языка, ощутил свою причастность к прекрасному, особенному миру.

2. Актуализация знаний (7)

- На протяжении многих уроков мы изучали большую и сложную тему «Причастие как часть речи». А на сегодняшнем уроке мы будем изучать новую часть речи. А какую, вы мне скажете после написания словарной работы. Откройте ваши тетради и запишите дату, вид работы и отступите одну строчку. Позже мы там

запишем тему урока.

- Итак, я буду диктовать вам слова, а вы - их записывать и определять, к какой части речи относится каждое слово:

Извинение, ароматный, скучный, аккуратно, стремиться, великолепный, баловать, скучающий, начать, знакомясь.
-Вызвало ли что-то затруднение?

- А какое это слово?

- На какой вопрос оно отвечает?

- Вы можете сказать к какой части речи оно относится?

- Ну что ж, тогда я вам сейчас прочитаю небольшую сказку, после которой вы мне скажете, о какой части речи мы сегодня будем говорить. Слушайте внимательно.

Чтение лингвистической сказки

ВСЁ НАЧАЛОСЬ С МИФОЛОГИЧЕСКОГО САДА

Жил-был человек, не имеющий ни друзей, ни родных, посвятивший всю жизнь науке. Старый учёный-языковед служил в морфологическом саду. Он выращивал не фрукты и не овощи, а звуки и морфемы, части речи и предло­жения и уже вывел несколько новых сортов. Учёный много думал о том, что случится, если он соединит одну часть речи с другой.

Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного и наре­чия,— размышлял как-то учёный-садовник,— только будет ли толк, они так далеки друг от друга?

Но сказано — сделано. Через несколько лет выросли диковинные плоды: не глаголы, не прилагательные, не наречия. Поскольку росли они на стволе глаго­ла, их стали называть особыми глагольными формами, а когда они созрели, их сорвали и стали называть частями речи. Попробовали и у одного открыли при­знаки глагола и прилагательного, у другого — признаки глагола и наречия.

Плоды эти — причастие и деепричастие. Как и учёный, они до сих пор рабо­тают в морфологическом саду. И работают каждый за двоих.

(По В. М. Бурмако)

Слово учителя

С одним из дивных плодов морфологического сада — причастием — вы уже хорошо знакомы. Начинаем знакомство с другим дивным плодом — дее­причастием.



Итак, приступим к исследованию темы «Деепричастие как часть речи». Запись темы урока.

Исходя из поставленной темы, сформулируйте задачи урока.

Задачи:

1) Познакомиться .... (с новой частью речи)

2) Узнать .... (признаки причастия)

3) Закрепить .... (полученные знания и навыки)

3.Открытие нового знания (15)

На экране 1 предложение.

  1. Ребёнок растёт и радостно познаёт мир.

  2. Ребёнок растёт, радостно познавая мир.

Задание.

  • Спишите предложение и подчеркните в нём грамматическую основу.

  • Нужно ли ставить запятую между однородными сказуемыми?

  • Определите , какой частью речи выражены сказуемые.

  • Можно ли считать эти действия одинаково важными, основными?

  • Запишите 2 предложение.

  • Сравните эти два предложения. Что изменилось во втором предложении?

  • Найдите слова, обозначающие действия, которые совершает ребёнок.

  • Как вы считаете, какое из этих слов обозначает основное действие, а какое – добавочное?

  • От какого слова и какой вопрос надо задать к слову познавая?


Вывод: Таким образом, слово ПОЗНАВАЯ обозначает добавочное действие. Это и есть деепричастие.

-Какое из этих предложений точнее, выразительнее?

Вывод: Предложения с добавочным действием делает картину более образной, дополняет ее, добавляет выразительности.

Итак, приступим к исследованию темы “Деепричастие как часть речи”.

Работа в группах.

Ребята, каждой группе дается задание. Внимательно его прочитайте и выполните. Если что-то не понятно в задании, поднимите руку.

















































1 группа .

Монолог деепричастия о самом себе

Хотите знать о моей жизни? Ох, непростая у меня биография. В результате перемен в языке я утратило многие возможности. Например, потеряло право изменяться по родам, числам и падежам, как это было до 17 века.

С родителями мне повезло. Мой отец – Глагол. Он много дал мне: и значение добавочного действия, и возвратность, и вид. Своей матерью я считаю Наречие, так как приобрело в наследство от нее синтаксическую роль обстоятельства и морфологическую неизменяемость.

Вот так и живу я, деловитое, неизменяемое, всегда готовое помочь Глаголу расширить круг действий. Правда, отец мой Глагол не особенно ценит мою помощь, постоянно отгораживаясь запятыми, как бы подчёркивая свою главенствующую роль. Он всё время вопрос задаёт: как? Или ещё лучше: что делая, что сделав?

Задание:

- красным карандашом подчеркнуть в тексте признаки глагола у деепричастия, внести их в свои кластеры в соответствующий блок.

Для качественного выполнения данного задания очень важно внимательно прочитать текст.





2 группа

Монолог деепричастия о самом себе

Хотите знать о моей жизни? Ох, непростая у меня биография. В результате перемен в языке я утратило многие возможности. Например, потеряло право изменяться по родам, числам и падежам, как это было до 17 века.

С родителями мне повезло. Мой отец – Глагол. Он много дал мне: и значение добавочного действия, и возвратность, и вид. Своей матерью я считаю Наречие, так как приобрело в наследство от нее синтаксическую роль обстоятельства и морфологическую неизменяемость.

Вот так и живу я, деловитое, неизменяемое, всегда готовое помочь Глаголу расширить круг действий. Правда, отец мой Глагол не особенно ценит мою помощь, постоянно отгораживаясь запятыми, как бы подчёркивая свою главенствующую роль. Он всё время вопрос задаёт: как? Или ещё лучше: что делая, что сделав?

Задание:

- синим карандашом подчеркнуть признаки наречия у деепричастия, внести их в свои кластеры в соответствующий блок .

Для качественного выполнения данного задания очень важно внимательно прочитать текст.





3 группа. Морфемные признаки.

Проанализируйте предложенный вам материал, сделайте вывод, при помощи каких морфем образуются деепричастия. Внесите свои наблюдения в свои кластеры в соответствующий блок.

Глядя Крича

Улыбаясь Ворча

Прыгнув Умывшись

Выскочив замахнувшись

Вытершись Испёкши





4 группа

Заполните первую часть кластера, используя правило стр. 77



Деепричастие

Отвечает на вопросы

________________________

__________________________________







Часть речи







Обозначает

_____________________________________________



В предложении является

____________________







2.Признаки глагола 3. Признаки наречия

  1. 1.



  1. 2.





4.Морфемные признаки









Время заполнить наш кластер. Слово предоставляется 4, 1,3,2 группе. Не забудьте поставить оценки за работу каждому из группы в листы оценивания.

Давайте вернемся к словарному диктанту. Какой же частью речи является слово ЗНАКОМЯСЬ.

Задайте вопрос к этому слову. (что делая?)

Определите Вид.(несов)

Возвратность невозвратность (возвратное)

Определите род, число и падеж(не изменяется)

При помощи какого суффикса образовалось? (я)

  1. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Мальчики потопали, Девочки похлопали.

Вместе дружно повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.



  1. Закрепление изученного.

Задание 1.

Продолжаем работу.

Каждой группе выдается задание . Ваша задача, внимательно прочитать задание и выполнить его.

1, 2,3 группы

Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы.

-Из какого произведения он взят?

-Кто автор?

-О чем говориться в отрывке?

Найдите и подчеркните деепричастия.



С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга… Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их.









4 группа.

Используя алгоритм , найдите среди слов деепричастия. Подчеркните их.

1. Ищи в тексте слово с суффиксом -а-, -я-, -учи, -в-, -вши-, -ши-.

Лежа, читая, будучи, сказав, утомившись, запершись

2. Если такие слова есть, задай к ним вопрос что делая? что сделав? от глагола.

3. Попробуй определить, от какого глагола они образованы.



  1. Торопиться, торопит, торопясь, торопившийся.

  2. Дождаться, дождавшись, дождавшийся, дожидается

  3. Передвинуть, передвинувшийся, передвигающийся, передвигая.





Проверьте правильность выполнения работы, сверив ее с эталоном на экране.

Не забудьте оценить свою работу.

Задание 2.



Задание для работы в паре.



Выпишите предложения, в которых употреблены деепричастия.



  1. Мать сидела, откинувшись в кресле.

  2. Брат склонил голову и писал что-то.

  3. Я открыл окно и залюбовался видом.

  4. Выйдя из дома, человек направился к машине.

  5. Человек, вышедший из дома, направился к машине.

  6. Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом.

  7. Разложив игры, дети сели в кружок.



Взаимопроверка. Читает правильно выбранные предложения учитель.



Задание 3.Для всех фронтально.

Найдите лишнее деепричастие.

  1. Нахлынув, растаяв, колдуя, загоревшись. (несов вид)

  2. Нахмурившись, встречаясь, приняв, заблудившись.(несов)

  3. Гуляя, взлетая, касаясь, посвятив.(совер)





Задание 4.

Упр 181. Стр 77 самостоятельно.каждый.

Безжизненные туманы дымчато висят над водой, отражаясь призрачными очертаниями. Ветер чутко дремлет, затаившись в иглистых ветвях, не зарябит уснувшей воды, не шелохнет зелёной хвои. Стаи перелётных уток, шлёпая крыльями, беспокойно подымаются с воды, а лебеди, изогнув длинные шеи, белея в воде отражениями, чутко прислушиваются к лесному эху.



  1. Итог урока

Самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие, называется …

Деепричастие отвечает на вопросы….

Деепричастие образуется с помощью …..

Деепричастие имеет признаки … и …

В предложении деепричастие является ….



  1. Рефлексия.



С каким настроением вы пойдете после этого урока? Выскажите свое мнение с помощью одного деепричастия или словосочетания с деепричастием. Например, улыбаясь; гордясь собой; предчувствуя гордость родителей; ничего не разобрав и т.д.

  1. Домашнее задание.

Параграф 28, выучить материал о деепричастии.

Упр 183 стр 78 или найти и выписать в учебнике литературы 5-6 предложений с деепричастием.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!