СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме «Деепричастие как часть речи»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 7 классе, который я провела 18 декабря 2015 года, завершая ряд открытых уроков в рамках аттестационного периода. На уроке использовался учебник русского языка, презентация, наглядность. Обучающиеся, привычные с 5 класса к игровым моментам на уроке, с удовольствием изучали новую тему, придерживаясь хорошего темпа и проявляя интерес к предлагаемым методам обучения. Хронометраж был выдержан полностью. Урок получился интересным и насыщенным. Спасибо моим семиклашкам и, конечно, тем коллегам, знакомым и незнакомым, которые помогали мне при подготовке урока!

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Деепричастие как часть речи»»

Методическая разработка урока

по теме «Деепричастие как часть речи»

7 класс



Цель: познакомить учащихся с понятием «деепричастие», с его грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов в предложении; уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия.


Задачи:

Находить отличительные и общие признаки деепричастия с другими частями речи; определять общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия; уметь определять и составлять синтаксические конструкции с использованием деепричастий, как в устной, так и в письменной речи; развивать коммуникативные навыки.


Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: компьютер; проектор и мультимедийный экран


Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Повторение.

На доске записываю «Морфология».

- Что вы можете сказать об этом слове?

Далее рисуем уже известную схему «Части речи», повторяя их.

Чтобы привести примеры разных частей речи, собираем традиционную цепочку из слов: сначала существительные, затем прилагательные и т. д.

Подводим постепенно к нужной нам части речи.

  1. Изучение темы «Деепричастие как часть речи».

Вступительное слово учителя: Мы закончили большую, сложную тему – «Причастия».

Сегодня мы начнем изучать сходную с ним по звучанию часть речи – это ДЕЕПРИЧАСТИЕ (запись темы в тетради).

Слайд 1.

Часть «ДЕЕ-» означает близость этой части речи к действию, то есть к глаголу.

Слайд 2.

Подберем слово, в которое тоже входит «дее -»: дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что деепричастие способно к действию.

УПРАЖНЕНИЕ 180.

Сравним два предложения (запишем их в тетрадях)

Маки осыпались и роняли на землю лепестки.

Маки осыпались, роняя на землю лепестки.

Слайд 3.

• Какое из этих предложений точнее, выразительнее?

• Как выражены действия в этих предложениях?

(В первом предложении – однородными сказуемыми – осыпались и роняли. Во втором – сказуемым осыпались и добавочным действием роняя. Употребление однородных сказуемых не совсем точно: понятно, что одно сказуемое подразумевает другое, второе кажется излишним. Предложение с добавочным действием делает картину более образной, дополняет ее, добавляет выразительности).

Практическое иллюстрирование: (экспромт)

ОСНОВНОЕ ДЕЙСТВИЕ ДОБАВОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ

осыпались (что делали?) роняя (что делая?)

роняли осыпаясь

Вы уже поняли, что добавочное действие выражено новой для нас

частью речи – ДЕЕПРИЧАСТИЕМ.

Слайд 4.

Обозначает действие (пусть и добавочное), значит, связано с глаголом. Как?

Слайд 5-6.

Определим глагольные признаки деепричастия:

- Обозначает добавочное действие

- Образуется от глагола

- Имеет вид

• Определим вид, поставим вопрос от глагола: Осыпались (что делая?) – роняя – несовершенный вид.

• Какой еще вопрос можно поставить к деепричастию? (Как?)

• Какая часть речи чаще всего отвечает на вопрос «как?» (Наречие)

• Для какого члена предложения характерен такой вопрос? (Для обстоятельства)

Наречные признаки деепричастия:

- Не изменяется

- Синтаксическая роль: обстоятельство

В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия.

  1. Изучение теоретического материала учебника (стр. 76-77)

  2. Но, чтобы правильно употреблять, надо узнавать деепричастия! Проверим себя.

Слайды 7-8.


  1. РАЗМИНКА

Слайды 9-18.

Работа с текстами:

Прочитать отрывки из стихотворений, найти и назвать в них одиночные деепричастия:

1.Ф.И.Тютчева “Зима недаром “злится”:

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…


2. Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза”:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом…


3. Н.А. Некрасова “Однажды…”:

…И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок…



4. А.С.Пушкина “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь…


5. Э.А. Асадова “Лес”:

…Ежась от свежего ветерка,

Чуть посинев, крепыши-маслята,

Взявшись за руки, как ребята,

Топают, греясь, вокруг пенька!


6. С.А.Есенина “Отговорила роща золотая”:

Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком,

И журавли, печально пролетая.

Уж не жалеют больше ни о ком…


7. С.Я.Маршака “Словарь”:

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руках свой потайной фонарь…


8. И.А.Бунина “***”:

В саду листки берез, без шороха срываясь,

Средь тонких паутин, как бабочки, блестят

И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,

На блеклую траву беспомощно летят…


Минутка для шутки: Слайд 19-20.


Верно ли?

Приветливо виляя хвостиком, мы встретили Рыжика у калитки.

Сделав уроки, у меня заболели глаза.


(У калитки мы встретили Рыжика, который приветливо вилял хвостиком.

Когда я сделала уроки, у меня заболели глаза.)


Закрепление изученного.

Слайды 21

А на город уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они тесно на казацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух.
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

Задание: Выпишите из текста деепричастия, выделите суффиксы.

Спишите первое и третье предложения, подчеркните грамматическую основу.

Проверка работы.

А) прочитайте выписанные вами предложения, назовите их грамматические основы,

Б) назовите деепричастия, докажите это и укажите, каким членом предложения они являются.

В) Вывод.

- Итак, перед нами деепричастия, т.е. такие слова, которые причастны к действию, обозначают добавочное действие, тогда как глаголы – основное.

Обратите внимание: деепричастие связано особым способом с подлежащим: оно всегда обозначает добавочное действие того же лица (предмета), которое выполняет и основное действие (действие сказуемого).

Итог урока. Слайды 22.

Дом. задание:

С.76-77, упражнение 181 Слайд 23.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!