Методическая разработка урока
по теме «Деепричастие как часть речи»
7 класс
Цель: познакомить учащихся с понятием «деепричастие», с его грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов в предложении; уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия.
Задачи:
Находить отличительные и общие признаки деепричастия с другими частями речи; определять общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия; уметь определять и составлять синтаксические конструкции с использованием деепричастий, как в устной, так и в письменной речи; развивать коммуникативные навыки.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: компьютер; проектор и мультимедийный экран
Ход урока:
Орг. момент.
Повторение.
На доске записываю «Морфология».
- Что вы можете сказать об этом слове?
Далее рисуем уже известную схему «Части речи», повторяя их.
Чтобы привести примеры разных частей речи, собираем традиционную цепочку из слов: сначала существительные, затем прилагательные и т. д.
Подводим постепенно к нужной нам части речи.
Изучение темы «Деепричастие как часть речи».
Вступительное слово учителя: Мы закончили большую, сложную тему – «Причастия».
Сегодня мы начнем изучать сходную с ним по звучанию часть речи – это ДЕЕПРИЧАСТИЕ (запись темы в тетради).
Слайд 1.
Часть «ДЕЕ-» означает близость этой части речи к действию, то есть к глаголу.
Слайд 2.
Подберем слово, в которое тоже входит «дее -»: дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что деепричастие способно к действию.
УПРАЖНЕНИЕ 180.
Сравним два предложения (запишем их в тетрадях)
Маки осыпались и роняли на землю лепестки.
Маки осыпались, роняя на землю лепестки.
Слайд 3.
• Какое из этих предложений точнее, выразительнее?
• Как выражены действия в этих предложениях?
(В первом предложении – однородными сказуемыми – осыпались и роняли. Во втором – сказуемым осыпались и добавочным действием роняя. Употребление однородных сказуемых не совсем точно: понятно, что одно сказуемое подразумевает другое, второе кажется излишним. Предложение с добавочным действием делает картину более образной, дополняет ее, добавляет выразительности).
Практическое иллюстрирование: (экспромт)
ОСНОВНОЕ ДЕЙСТВИЕ ДОБАВОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ
осыпались (что делали?) роняя (что делая?)
роняли осыпаясь
Вы уже поняли, что добавочное действие выражено новой для нас
частью речи – ДЕЕПРИЧАСТИЕМ.
Слайд 4.
Обозначает действие (пусть и добавочное), значит, связано с глаголом. Как?
Слайд 5-6.
Определим глагольные признаки деепричастия:
- Обозначает добавочное действие
- Образуется от глагола
- Имеет вид
• Определим вид, поставим вопрос от глагола: Осыпались (что делая?) – роняя – несовершенный вид.
• Какой еще вопрос можно поставить к деепричастию? (Как?)
• Какая часть речи чаще всего отвечает на вопрос «как?» (Наречие)
• Для какого члена предложения характерен такой вопрос? (Для обстоятельства)
Наречные признаки деепричастия:
- Не изменяется
- Синтаксическая роль: обстоятельство
В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия.
Изучение теоретического материала учебника (стр. 76-77)
Но, чтобы правильно употреблять, надо узнавать деепричастия! Проверим себя.
Слайды 7-8.
РАЗМИНКА
Слайды 9-18.
Работа с текстами:
Прочитать отрывки из стихотворений, найти и назвать в них одиночные деепричастия:
1.Ф.И.Тютчева “Зима недаром “злится”:
…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
2. Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза”:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…
3. Н.А. Некрасова “Однажды…”:
…И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок…
4. А.С.Пушкина “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”:
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь…
5. Э.А. Асадова “Лес”:
…Ежась от свежего ветерка,
Чуть посинев, крепыши-маслята,
Взявшись за руки, как ребята,
Топают, греясь, вокруг пенька!
6. С.А.Есенина “Отговорила роща золотая”:
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком,
И журавли, печально пролетая.
Уж не жалеют больше ни о ком…
7. С.Я.Маршака “Словарь”:
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руках свой потайной фонарь…
8. И.А.Бунина “***”:
В саду листки берез, без шороха срываясь,
Средь тонких паутин, как бабочки, блестят
И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,
На блеклую траву беспомощно летят…
Минутка для шутки: Слайд 19-20.
Верно ли?
Приветливо виляя хвостиком, мы встретили Рыжика у калитки.
Сделав уроки, у меня заболели глаза.
(У калитки мы встретили Рыжика, который приветливо вилял хвостиком.
Когда я сделала уроки, у меня заболели глаза.)
Закрепление изученного.
Слайды 21
А на город уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они тесно на казацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух.
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
Задание: Выпишите из текста деепричастия, выделите суффиксы.
Спишите первое и третье предложения, подчеркните грамматическую основу.
Проверка работы.
А) прочитайте выписанные вами предложения, назовите их грамматические основы,
Б) назовите деепричастия, докажите это и укажите, каким членом предложения они являются.
В) Вывод.
- Итак, перед нами деепричастия, т.е. такие слова, которые причастны к действию, обозначают добавочное действие, тогда как глаголы – основное.
Обратите внимание: деепричастие связано особым способом с подлежащим: оно всегда обозначает добавочное действие того же лица (предмета), которое выполняет и основное действие (действие сказуемого).
Итог урока. Слайды 22.
Дом. задание:
С.76-77, упражнение 181 Слайд 23.