СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Деепричастие как часть речи»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельностная:

Формирование у учащихся  способов действия, связанных с анализом текста,  поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию), проблемной и коммуникативной.

Содержательная:

Создать условия для закрепления учащимися приемов работы с текстами разной стилистической окраски, представлений о сфере и уместности использования каждого из стилей; анализировать содержание и проблематику прочитанного текста.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Деепричастие как часть речи»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 87 городского округа Тольятти




Шабанова-Екатерина-Владимировна

учитель русского языка и литера

План - конспект

открытого урока в 7 классе

по русскому языку

Тема: «Деепричастие как часть речи»




Учебник:

«Русский язык» 7 класс.

Авторы: М.М. Разумовской, П.А. Леканта.

Москва: «Дрофа», 2014 год.



Учитель: Прошина Татьяна Валериевна



Заместитель директора по УВР_______________________Е.А. Стыценко









2015 год

Место проведения: МБУ школа № 87

Уровень: школьный.

Дата: 27 ноября 2015 г.

Тема: «Деепричастие как часть речи»

Класс: 7 «А»

Тип урока: изучение нового материала

СОТ: технология проблемно-исследовательского обучения, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология обучения в сотрудничестве, технология здоровьесбережения, ИКТ и мультимедиа.

ЭОР/ЦОР/ОМС:

1. http://pedportal.net/ («Цифровой образовательный ресурс "Тренажер по русскому языку на тему "Деепричастие" для учащихся 7 класса");

2. http://school-collection.edu.ru/ (Тест «Деепричастие и деепричастный оборот»);

3. https://best-language.ru/deeprichastie («Деепричастие»);

4. Презентация Power Point к открытому уроку в 7 классе.

5. аудиофайл с музыкой для физкультминутки.

Оборудование: ПК, проектор, раздаточный материал для групп, рабочие листы.

Формы работы учащегося: фронтальная, групповая, индивидуальная.



Тема

«Деепричастие ка часть речи»

Цель

Деятельностная:

Формирование у учащихся  способов действия, связанных с анализом текста,  поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию), проблемной и коммуникативной.

Содержательная:

Создать условия для закрепления учащимися приемов работы с текстами разной стилистической окраски, представлений о сфере и уместности использования каждого из стилей; анализировать содержание и проблематику прочитанного текста.

Задачи

-Сформировать представление о деепричастии как части речи.

-Формировать умения присвоить учебную задачу, планировать действия по ее решению, сравнивать, классифицировать, доказывать, применять полученные знания на практике.

-Формировать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем в процессе учения.

Формируемые УУД

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;

  • развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, взаимопомощи.

Метапредметные результаты :

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты :

  • учащиеся должны получить представление о деепричастии как части речи,

  • оформить его с помощью текста,

  • организовать сотрудничество при обсуждении учебного материала на уроке,

  • уметь слушать товарищей, вносить коррективы в услышанное, обосновывать свои ответы.


Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предметные задачи

УУД

1.Организационный.

Проверяет готовность класса к уроку.

Ребята, мы сегодня будем работать над исследованием. Как вы думаете, как лучше работать?

Отвечают, что над исследованием лучше работать в группах.

Рассаживаются по группам.

-

Регул УУД: умение управлять своей деятельностью

2.Мотивация учащихся к учению.

Актуализация ранее полученных знаний

На экране высвечивается высказывание А.М.Пешковского «У каждой части речи свои достоинства».

Задание:

Как вы понимаете данное высказывание?

Задание:

В чём особенности каждой части речи?


Создает проблемную ситуацию через невыполнимое (при имеющемся уровне знаний) задание.

Задание:

Пользуясь знаниями о морфологическом разборе слова, определите части речи в предложении А из города уже выступало неприятельское войско, выгремливая в литавры и трубы, и, подбоченившись, выезжали паны, окружённые несметными слугами.

Обращает внимание в диалоге с учащимися на:

-способы классификации частей речи,

-обоснованность ответов,

-умение слушать товарищей, вносить коррективы в их ответы.

Сколько в данном предложении имён существительных, имён прилагательных, глаголов, причастий?

Как вы определили?

А какие слова вызвали затруднения в определении части речи? Почему?

А мы раньше встречались с таким явлением?

Признаки каких частей речи есть у причастия?


А признаки каких частей речи в данных словах (выгремливая, подбоченившись)?

На экране высвечиваются высказывания о деепричастии разных учёных – лингвистов.

Задание:

Что общего в этих высказываниях?


-Назовите учёных – лингвистов, которых вы знаете?


Давайте послушаем небольшие проекты, которые подготовили ваши одноклассники об учёных – лингвистах, составленные по инструкции (Приложение). В ходе выступлений вам необходимо заполнить таблицу в рабочих листах, которая пригодится вам в дальнейшем.

Как итог данного этапа урока предлагается выполнение небольшой тестовой работы

Задание:

Сопоставьте автора и высказывание.

Каждая часть речи имеет свои особенности.


Особенности каждой части речи в его грамматических признаках.

Работа в группах.



Определение частей речи по алгоритму.



Выявление слов незнакомой части речи



Да. Когда изучали причастие.


Причастие имеет признаки глагола и имени прилагательного.

Признаки глагола и наречия.



Данные высказывания о деепричастии.

Называют фамилии знакомых учёных – лингвистов.


Слушают и заполняют таблицы в рабочих листах.



Сопоставляют автора и высказывание

Повторение способов определения частей речи.


Ознакомление с биографией учёных – лингвистов.

Личн. УУД: понимание значения получаемых знаний в дальнейшем.

Регул. УУД: умение выявлять известное и неизвестное.

Комм. УУД: умение сотрудничать в группе, слушать, участвовать в диалоге, создавать различные тексты в зависимости от ситуации на уроке.

Познав УУД: умение сравнивать, классифицировать, доказывать, анализировать.

При обсуждении докладов-

Регул. УУД: умение вносить коррективы в свою деятельность и критически относиться к выступлениям других групп.

3.Изучение нового материала. Опреде-ление значения новой части речи, грамматических признаков, синтаксической роли.

Дает задание определить значение новой части речи, грамматические признаки, синтаксическую роль.

Работа в группах по заданию учителя.

Формирование представлений о новой части речи.

Регул УУД: саморегуляция как способность к мобилизации по решению поставленной задачи.

Позн. УУД: умение определить и присвоить задачу, самостоятельное создание способов ее решения, конструирование знаний о новой части речи.

Физкультминутка

Выступления групп, обсуждение ответов, корректировка выступлений.

Приведение к научной норме.

Дает задание обратиться к учебнику теории: параграф 141, чтение, выявление нового о части речи деепричастие

Работа с текстом в группах.

Выявление нового о деепричастии.

Формирование научных знаний о деепричастии.

Анализ текста (частичный)

Позн. УУД: умение систематизировать знания, строить речевое высказывание.

Выступления групп, обсуждение ответов, корректировки выступлений. Формулировка темы урока. Запись в тетрадь сведений о деепричастии по плану:

1. Вопрос

2. Значение

3. Грамматические признаки

4. Синтаксическая роль в предложении

4.Закрепление нового материала

Работа с упр. № 230

Задание: найти в тексте и выписать деепричастия, устно обосновать свой выбор.

Работают индивидуально с упражнением 230

Закрепление знаний о деепри-частии как части речи.

Регул. УУД: умение использовать полученные знания на практике.

Фронтальная беседа по выполненному заданию к упражнению.


Работа с упр. № 232 (2)

Задание: определить грамматические признаки деепричастий

Работают индивидуально с упражнением

Закрепление знаний о деепри-частии как части речи

Регул. УУД: умение использовать полученные знания на практике.

Фронтальная беседа по выполненному заданию к упражнению.

5. Рефлексия

Предлагает учащимся ответить на вопросы

1.Что нового узнали на уроке?

2.Каким образом пришли к новому знанию?

3.Что не понравилось при работе в группе?

Отвечают на вопросы учителя или могут продолжить предложения:

-Сегодня я узнал..

-Теперь я могу…

-Я понял, что…

-Меня удивило…


Позн. УУД: умение анализировать ситуацию и собственные действия на уроке, давать оценку своей деятельности.


6. Домашнее задание

Дает дом. задание:

1.Составить вопросы по параграфу 141

2.Выполнить упр. 235 (творческое задание с использованием в своей речи деепричастий)

Запись заданий в дневники

Закрепление изученного о деепричастии материала

через работу с теоретическим материалом и мини-сочинение.

Регул.УУД: саморегуляция

Позн.УУД: умение осознанно читать текст, интерпретировать его,

построение речевого высказывания в письменной форме с использованием полученных на уроке знаний



Приложение 1

Алгоритм определения части речи


  1. На какой вопрос отвечает?

  2. Что обозначает?

  3. К какому слову в предложении относится?

  4. Как изменяется?

  5. Каким членом предложения является?


Выступления оценивается по следующим критериям:


1. Ответ должен быть логичным, последовательным;

2. Должен быть построен по типу рассуждения

(тезис – доказательство – вывод);

3. Сообщение не должно превышать 2 минут;

4. В речи выступающего не должны встречаться слова-

паразиты;


Приложение 2



Рабочий лист__________________

Автор








Дата жизни








Область исследования








Основные труды













Тестовая работа




Автор

Научные труды

1.



2.



3.



Желаю удачи!



Приложение 3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!