2.Мотивация учащихся к учению. Актуализация ранее полученных знаний | На экране высвечивается высказывание А.М.Пешковского «У каждой части речи свои достоинства». Задание: Как вы понимаете данное высказывание? Задание: В чём особенности каждой части речи? Создает проблемную ситуацию через невыполнимое (при имеющемся уровне знаний) задание. Задание: Пользуясь знаниями о морфологическом разборе слова, определите части речи в предложении А из города уже выступало неприятельское войско, выгремливая в литавры и трубы, и, подбоченившись, выезжали паны, окружённые несметными слугами. Обращает внимание в диалоге с учащимися на: -способы классификации частей речи, -обоснованность ответов, -умение слушать товарищей, вносить коррективы в их ответы. Сколько в данном предложении имён существительных, имён прилагательных, глаголов, причастий? Как вы определили? А какие слова вызвали затруднения в определении части речи? Почему? А мы раньше встречались с таким явлением? Признаки каких частей речи есть у причастия? А признаки каких частей речи в данных словах (выгремливая, подбоченившись)? На экране высвечиваются высказывания о деепричастии разных учёных – лингвистов. Задание: Что общего в этих высказываниях? -Назовите учёных – лингвистов, которых вы знаете? Давайте послушаем небольшие проекты, которые подготовили ваши одноклассники об учёных – лингвистах, составленные по инструкции (Приложение). В ходе выступлений вам необходимо заполнить таблицу в рабочих листах, которая пригодится вам в дальнейшем. Как итог данного этапа урока предлагается выполнение небольшой тестовой работы Задание: Сопоставьте автора и высказывание. | Каждая часть речи имеет свои особенности. Особенности каждой части речи в его грамматических признаках. Работа в группах. Определение частей речи по алгоритму. Выявление слов незнакомой части речи Да. Когда изучали причастие. Причастие имеет признаки глагола и имени прилагательного. Признаки глагола и наречия. Данные высказывания о деепричастии. Называют фамилии знакомых учёных – лингвистов. Слушают и заполняют таблицы в рабочих листах. Сопоставляют автора и высказывание | Повторение способов определения частей речи. Ознакомление с биографией учёных – лингвистов. | Личн. УУД: понимание значения получаемых знаний в дальнейшем. Регул. УУД: умение выявлять известное и неизвестное. Комм. УУД: умение сотрудничать в группе, слушать, участвовать в диалоге, создавать различные тексты в зависимости от ситуации на уроке. Познав УУД: умение сравнивать, классифицировать, доказывать, анализировать. При обсуждении докладов- Регул. УУД: умение вносить коррективы в свою деятельность и критически относиться к выступлениям других групп. |
3.Изучение нового материала. Опреде-ление значения новой части речи, грамматических признаков, синтаксической роли. | Дает задание определить значение новой части речи, грамматические признаки, синтаксическую роль. | Работа в группах по заданию учителя. | Формирование представлений о новой части речи. | Регул УУД: саморегуляция как способность к мобилизации по решению поставленной задачи. Позн. УУД: умение определить и присвоить задачу, самостоятельное создание способов ее решения, конструирование знаний о новой части речи. |
Приведение к научной норме. | Дает задание обратиться к учебнику теории: параграф 141, чтение, выявление нового о части речи деепричастие | Работа с текстом в группах. Выявление нового о деепричастии. | Формирование научных знаний о деепричастии. Анализ текста (частичный) | Позн. УУД: умение систематизировать знания, строить речевое высказывание. |
6. Домашнее задание | Дает дом. задание: 1.Составить вопросы по параграфу 141 2.Выполнить упр. 235 (творческое задание с использованием в своей речи деепричастий) | Запись заданий в дневники | Закрепление изученного о деепричастии материала через работу с теоретическим материалом и мини-сочинение. | Регул.УУД: саморегуляция Позн.УУД: умение осознанно читать текст, интерпретировать его, построение речевого высказывания в письменной форме с использованием полученных на уроке знаний |