СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 10 «Б» классе на тему: «Лексика и фразеология».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 10 «Б» классе на тему: «Лексика и фразеология».»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ахтынская средняя общеобразовательная школа №1»











Открытый урок по русскому языку

в 10 «Б» классе на тему: «Лексика и фразеология».














Провела: учитель русского языка и литературы

МКОУ «Ахтынская СОШ№1»

Эфендиева Зарема Керемовна





Брейн-ринг «Лексика и фразеология»

Цель: формировать жизненные компетенции обучающихся:

1) информационную: обучающиеся учатся добывать информацию из дополнительных источников, выделять главное;

2) коммуникативную: обучающиеся отрабатывают навыки систематизации учебного материала, формулируют ответы на вопросы проблемного характера, толерантно общаются;

3) творческую: развивать творческие задатки каждого обучающегося, его самостоятельность в мышлении, умение образно выражать свои мысли;

4) воспитательную: пробудить познавательный интерес к предмету, к самостоятельному решению поставленных задач, побудить обучающихся к творческой активности.

Оборудование: карточки-слайды: «Словарная работа», «Подбери синонимы», «Бумеранг», «Загадки-шутки», «Верю - не верю», «Метаграммы», «Угадай слово», «Кто правильнее…», «Самый наблюдательный», «Собиратели», «Узнай фразеологизм», «Перевёртыш», «Ты мне, я тебе», «Домино», «Знак равенства», «Лингвистическое лото», Анализ текста», «Редактор», «Исправь ошибку».

Ход урока:

І. Организационный момент.

В нашей сегодняшней игре «Брейн-ринг», посвящённой теме «Лексика и фразеология русского языка», участвуют 2 команды – «» и «».

ІІ. Мотивация учебной деятельности, объявление темы, целей и задач ; сообщение ожидаемых результатов.

Сегодня мы с вами должны повторить, закрепить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме «Лексика и фразеология». Этот урок мы проведём в форме дидактической игры-соревнования «Брейн-ринг».

Словарная работа

Брейн - блестящая мысль, идея.

Ринг - площадка для соревнования, арена.

Ареной нашей игры будет класс. Для игры нам нужны 2 команды - участницы турнира.

Условия: за каждый конкурс максимальная оценка – 5 баллов. Ответы должны быть чёткие, аргументированные. Все письменные задания сдаёте на проверку.

ІІІ. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

Разминка

І. Терминологический диктант.

1 команда.

1. Все слова языка. (Лексика)

2. Раздел лингвистики, изучающий лексику. (Лексикология)

3. Перенос названия с одного предмета на другой на основе сходства. (Метафора)

4. Слова, близкие по значению, по-разному называют то же понятие. (Синонимы)

5. Слово, которое вышло из употребления. (Устаревшее)

6. Слова или обороты, присущие речи людей определённой профессии. (Профессионализмы)

7. Образное выражение или оборот, который метко характеризует человека, его поступки, явления жизни, без поучительного содержания. (Пословица)

8. Оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми. (Афоризм)

9. Раздел лингвистики, изучающий происхождение слов. (Этимология)

10. Слово, которое имеет одно лексическое значение. (Однозначное)

2 команда.

1. Приём, состоящий в том, что название общего переносится на частное (Синекдоха)

2. Слова с противоположным значением. (Антонимы)

3. Слово, используемое во всех стилях. (Общеупотребительное)

4. Лексические единицы, заимствованные из других языков. (Заимствованные слова)

5. Устойчивый оборот, устойчивое сочетание слов, выступающее в языке как неделимое и целостное по значению выражение. (Фразеологизм)

6. Фразеологизмы, которые почерпнуты из исторических событий, фольклора и различных литературных источников – художественных, публицистических, научных. В них часто встречаются имена литературных персонажей, исторических личностей, географические названия. Это могут быть цитаты из речей известных людей. (Крылатые слова)

7. Раздел языкознания, занимающийся теоретическими проблемами составления словарей. (Лексикография)

8. Словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. п.) связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. (Метонимия)

9. Слова, близкие по звучанию, но разные по значению и написанию. (Паронимы)

10. Новое слово или выражение, которое появляется в языке. (Неологизм)

IV. Применение полученных знаний, углубление умений и навыков.

2. Игра «Бумеранг». Вам надо продолжить название

«Война и …»

«Отцы и …»

«Волки и …»

«Красное и …»

«Живые и …»

«Толстый и …»

3. Загадки-шутки (объяснить значение омонимов)

1 команда.

  • Какой город парит над головами? - Орёл.

  • С какого крана не наберёшь воды? - С подъёмного.

  • Какую реку можно срезать ножом? - Прут.

  • В каких лесах не водится дичь? - В строительных.

  • Какой вид литературного произведения обозначается мужским именем? - Роман.

2 команда.

  • Какое государство летом можно носить на голове? - Панама.

  • В какую бочку не налить воды? - «Бочка» — фигура высшего пилотажа.

  • Каким патроном не зарядишь ружье? - Патроном, в который вставляется электрическая лампочка.

  • В какой клетке не держат птиц и зверей? - В грудной.

  • Каким поясом нельзя подпоясаться? - Земным.




4. Метаграммы

Первую метаграмму в1879 году разместил в журнале «Ярмарка тщеславия» английский писатель, математик и логик Л. Кэрролл, написавший популярные сказки «Алиса в стране чудес» и «В Зазеркалье».

Метаграммы (от греч. meta — через, gramma — знак, буква) - это игра, в которой букву заменяют на другую: крыша — крыса, бочка — точка, ложка — лодка, гость — кость, профессор — процессор, лебедь — лебеда, буфет — букет. Место буквы в слове при этом не имеет значения. Пример: МЯЧ превратим в ГОЛ за 5 шагов:

1. МЯЧ 2. МЕЧ 3. МЕЛ 4. МОЛ 5. ГОЛ

  • РОЗУ в ГОРУ за 2 хода

  • ТОСТ в РЕЧЬ за 4 хода

  • ШАР в КУБ за 5 ходов

  • КОСУ в БАНТ за 4 хода

  • МУХА в СЛОН за 17 ходов

  • ПАР в ТОК за 3 хода




5. «Угадай слово по его лексическому значению». За каждое верно угаданное слово команда получает 1 балл

  • Отколовшийся от ледника дрейфующий ледяной массив с глубоко погруженной подводной частью (айсберг)

  • Дословная выдержка из какого-либо текста (цитата)

  • Герой русских былин, совершающий воинские подвиги (богатырь)

  • Тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, Родине (патриот.)

  • Сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или нагревания (термос)

  • Участок земли, засаженный фруктовыми деревьями, цветами, кустами (сад)

  • Проход, соединяющий отдельные части квартиры, здания (коридор)

  • Фрукты или сладкое блюдо, подаваемое в конце обеда (десерт)

6. «Самый наблюдательный». Указать строки, в которых все словосочетания имеют переносное значение.

  1. Острый ум, острое копье, острая сабля.

  2. Крылатая птица, крылатое выражение, крылатый человек.

  3. Голова собрания, голова капусты, голова ребёнка.

  4. Дождь плачет, море смеётся, лето пролетело.

  5. Лес дремлет, ребёнок спит, зима плачет.

  6. Железная воля, свежая мысль, золотое сердце.




7.Конкурс капитанов.

Игра «Скажи без задержки». Учитель называет слова, а капитаны, чередуясь, быстро называют антонимы. В случае задержки отвечает соперник. Побеждает тот, у кого было меньше пауз.

Сухой - мокрый, зло - добро, войти - выйти, высоко - низко, чистый - грязный, старость - молодость, начинать - заканчивать, скупость - щедрость, вреден - полезен, славить - ругать, дружба - вражда, вспомнить - забыть



8. Моментрелаксации. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, глубоко вдохните…, выдохните. Закройте глаза и вспомните самый счастливый момент в вашей жизни и подумайте, в чем состоит счастье?

- Один мудрец сказал, что для того, чтобы быть счастливым, человеку нужно богатство. А как вы думаете, что человеку нужно для счастья? Попробуйте привести друг другу как можно больше примеров того, что делает человека счастливым.

-Итак, что, по-вашему, человеку нужно для счастья:…….

Спасибо, я услышала много интересного, и мы можем сделать вывод о том, как много слов мы употребляем для выражения счастья. Действительно, русский язык - богатый язык.




9. «Знак равенства». Замените заимствованные слова соответствующими синонимами.

Вежливый портье - швейцар. Широкий плац - площадь. Яркая афиша - объявление. Тяжёлая орфография - правописание. Хорошая рецензия - отзыв. Прекрасный сервис - обслуживание. Новый декрет - указ. Замечательный лайнер - корабль. Яркий фон - цвет. Большой миксер - смеситель. Процент от продаж - прибыль. Кожаный чемодан - ящик.




10.«Лингвистическое лото». Прочитайте устаревшие слова и запишите их в таком порядке:

А) названия старинного оружия; б) названия старинной одежды; в) названия старинной посуды; г) названия бывших чинов; д) названия старинных единиц измерения.

А. Верста, сажень, аршин, десятина, фут, вершок. Б. Войт, десятский, жандарм, есаул, становой. В. Крынка, ендова, братина, векошник, иготь, корчага. Г. Аксамитка, андарак, затрапеза, канифас, сермяга, бострог. Д. Лук, панцирь, мушкет, копье, щит.




11. Найдите подходящий синоним для замены описательного оборота.

Человек: 1) который не останавливается перед трудностями, 2) который умеет преодолеть все трудности, 3) который всегда добивается того, что наметил.

(Справка: упорный, стойкий, непоколебимый)

12.. «Исправь ошибку». Два сапога – тара. Ус хорошо, а два лучше. Первый клин комом. Сашу маслом не испортишь.

V. Рефлексивный тест:

  • Я узнал(а) много нового.

  • Мне это пригодится в жизни.

  • На уроке было над чем подумать.

  • На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.

  • На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).

По окончании попросить поднять руки тех, кто поставил пять плюсов, затем тех, у кого получилось четыре и три плюса.

VI. Итоги игры. Обсуждение урока.




VII. Домашнее задание. К слову радость подобрать определение. Записать фразеологизмы со словом радость, уметь их объяснить (5-6штук).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!