Организационный момент. | Создание коллаборативной среды. Методика «Настроение». Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке. Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат. | Деление на группы. Деление по методу случайного выбора: ученики выбирают карточки, на которых написаны названия групп: «Единство», «Дружба», «Сотрудничество», «Успех». |
Формулировка темы. Совместное целеполагание. | Игра «Третий лишний». В каждой группе слов найдите одно лишнее слово и отгадайте тему урока Методика «Домысливание» С помощью слов "помощников" сформулируйте цели урока. Повторим Узнаем Проверим Поупражняемся Сообщение условий работы и оценивания в ходе урока. - Сегодня мы с вами участники интеллектуального марафона «Семь пядей во лбу». На каждом этапе нашей марафонской дистанции при успешном выполнении задания вы будете получать ключ к сокровищнице знаний. В конце урока мы посмотрим, у какой команды будет больше шансов добыть сокровища. Итак, не будем бить баклуши. Вы засучите рукава. Задания приготовьтесь слушать, Чтоб не кружилась голова | Учащиеся определяют «Третье лишнее», объясняют свой выбор. Формулируют тему урока. С помощью слов - «помощников» ставят цели на урок (в группе). |
Практикум | Тренировочные упражнения Вставьте антонимы. 1)Ученье - …, а не ученье - … 2) На … собака лает, а … кусает. 3) … осудит, а … рассудит. 4) … друзей наживай, а … не теряй. 5) С …дружись, а … берегись 6) … человека кормит, а … портит. 7) На … каравай рот не разевай, а пораньше вставай да … добывай. 8) … дело лучше … безделья. 9) … говорун, да … работник. 10) … старится - … растет. 11) Готовь … сани, а … - телегу. 12) Не бывать бы …, да … помогло. Вместо точек вставьте слова омонимы, имеющие оба указанных значения. Принуждать … загораживать, закрывать Ровная поверхность … вид вышивки Женское украшение … единица измерения количества электричества Должность … воздержание от пищи Окружающая обстановка … день недели Предлог, причина … ремень, узда Какая-либо вещь … учебная дисциплина Мужская стрижка … вид спорта Исправьте ошибки в употреблении паронимов. Укажите различия в их значении. Запишите исправленный вариант предложения. Учащиеся на уроке физики выполняли практичную работу. За стеклянными витражами магазина были видны немногочисленные посетители. Туристы посмотрели все достопримечательности города. На ребенка одели новое пальто. Ты совершил прекрасный проступок. Он остановился в гостинице для командировочных. Наконец-то я обрел желательный покой. Их дороги разошлись в различные стороны. Помещение соответствует всем гигиеничным требованиям. Этот художник рисует великолепные дружественные шаржи. У него нет высоких душевных запросов. Днем люди играли в благоверных, а ночью как будто снимали маски. Фразеологические загадки. Фразеологизм “Семи пядей во лбу” значение: Так говорят про очень умного человека, предполагая, что высота лба пропорциональна уму. Употребляя это выражение, мы, конечно, не задумываемся о том, что точности оно обозначает. «Пядь», или «четверть», – старинная мера длины, равная расстоянию между растянутыми большим и указательным пальцами на один метр двадцать шесть сантиметров. Вряд ли такой умник был бы доволен своей внешностью. Слово «пядь» участвует еще и в выражениях «ни пяди», «ни на пядь» («ни капельки», «нисколько»).
Так называлась одна из мер длины на Руси. Их существовало две: меньшая и большая пядь. Одна определялась расстоянием между растянутыми большим и указательным пальцами, а другая – между большим и средним. Получается, что средняя длина этой меры равнялась примерно 18 сантиметрам, а человек, имеющий семь пядей во лбу, должен был обладать невероятным размером головы (более 1,2 метра в высоту).
пришел не вовремя (нелегкая принесла); чистосердечный, без предубеждений (с открытой душой); влиятельный человек (птица высокого полета); очень болтлив (язык без костей); очень робок (тише воды); держится неестественно прямо (как аршин проглотил); часто меняет свои решения (семь пятниц на неделе); бесследно исчез (канул в Лету, провалился сквозь землю); понял вдруг настоящую правду (глаза открылись); бывалый (тертый калач); всегда выполняет свои обещания (человек дела); великодушен и смел (рыцарь без страха и упрека). Английский: быть занятым как пчела. Французский: стрелять из четырёх ружей. Испанский: выплёвывать печенки Немецкий: не знать ни отдыха, ни покоя Русский:……………………………………………………… 2.) Английский: это ещё всё в воздухе Французский: это ещё не в кармане Испанский: написано на песке Немецкий: это пока написано на звёздах Русский:……………………………………………………… 3.) Английский: бить воздух Французский: бить шпагой по воде Испанский: ходить кругами вокруг колодца Немецкий: обмолачивать пустую солому Русский:………………………………………………………… 4.) Английский: жить в клевере Французский: как петух в мармеладе Испанский: плавать в изобилии Немецкий: как червячок в сале Русский:………………………………………………………….. век, середина, правило, удар, система, затмение суп, шут, чучело, полюс, буря, поле Культура речи. Филологические задачи. Задача №1. Против злоупотребления иностранными словами в русской речи выступал известный литератор, член Российской императорской академии А.С.Шишков и заменял заимствованные слова русскими. Например: аллея – просад, бильярд – шарокат, библиотека – книжница. Это было осмеяно современниками, и на Шишкова была написана эпиграмма: «Хорошилище грядет по гульбищу в мокроступах на позорище». Попробуйте перевести эту фразу на понятный нам язык. ОТВЕТ: Франт идет по тротуару в галошах на спектакль. Задача №2. Воровские, преступные, профессиональные жаргоны - языки отдельных групп людей (моряков, солдат, торговцев, …), которые не положено знать всем тем, кому не положено. В старину на Руси был известен жаргон бродячих торговцев, коробейников (их называли офенями) – это один из самых богатых и самых загадочных жаргонов. Одним из слов «офенского языка» было хорошо знакомое теперь многим из вас, оно означает «отличный, замечательный». Это слово долгое время прозябало где-то на обочине языка и вдруг «ожило» и снова стало употребительным. ОТВЕТ: клёвый. Проблемный вопрос: о чем заставляют нас задуматься данные филологические задачи? Сформулируйте проблемы современного русского языка. | Вставляют антонимы в предложенные пословицы. Озвучивают результаты. Прием «Карусель». Самопроверка. Вставляют слова-омонимы. Озвучивают результаты. Прием «Карусель». Самопроверка. Учащиеся исправляют допущенные ошибки. Пытаются указать различия в значениях паронимов. Озвучивают результаты. Прием «Карусель». Самопроверка. Решают фразеологические задачи. История фразеологизма - выдвигают предположения. Пользуясь интернетом, находят нужную информацию. Решают филологические задачи. Выдвигают свои гипотезы решения. Формулируют проблемы современного русского языка |
Подведение итогов урока. Рефлексия. | Прием «Рюкзак» Суть данного приема - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход". - Ценность сегодняшнего урока для меня в том… - Что я возьму сегодня в свой рюкзак с урока? | Подсчитывают количество собранных «ключей». Команде, набравшей наибольшее количество, вручается шкатулка с призами. Учащиеся на стикерах отвечают на поставленные вопросы, прикрепляют стикеры на рисунок «рюкзака», озвучивают свои мысли. |