СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку на тему: Знакомство с понятием «сложные слова».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку на тему: Знакомство с понятием «сложные слова».»

Тема: «Знакомство с понятием «Сложные слова»»


Цель: Наблюдать над значением корней. Научиться понимать лексическое значение сложного слова.

Задачи: Образовательная: познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных).

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, развивать навыки исследовательской деятельности, обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.

Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову.


Ход урока

  1. Орг. Момент.


Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.


Сегодня на урок к нам пришло много гостей. Давайте поздороваемся.

-Какой урок у нас сейчас?

-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? (бодрое, светлое, весёлое, радостное, боевое, великолепное, отличное, лучезарное, прекрасное)

-Ребята, как вы думаете, все ли орфограммы русского языка вы уже знаете?


В стране родного языка

Не всё известно нам пока.

Но путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.


А для этого на уроке надо быть очень внимательными, старательными.



  1. Актуализация знаний.


А) Минута чистописания.


Откройте тетрадь.

– Запишите число, классная работа. (назвать орфограммы)


- Ребята, какое сейчас время года? (Осень)

-Как меняется природа в это время года? Назовите признаки осени. (пожелтели листья и травка, опадают с деревьев листья, солнце светит реже, греет меньше, небо стало хмурое и серое, чаще идут дожди, темнеет на улице раньше, дует холодный ветер, перелётные птицы улетают на юг, звери готовятся к зимовью.)


- С какой буквы начинается это слово осень? ( О )

-Какой звук обозначает буква о?

- Что вы знаете о звуке [о]? (Гласный, ударный или безударный)

Оо Сс со ос


Прочитайте предложение.

Загл_ нула ос_нь на л_сную п_ляну.


- Какие орфограммы пропущены? (безударные гласные в корне слова)

- Найдите грамматическую основу.


Б) Работа у доски.

С делаем звуко – буквенный анализ слова «осень». - п_ ля

- л_сной

О/сень [ ос'ин' ] – 2 слога - л_ства

- хол_д

о [ о ] – гл., уд. - д_жди

с [ с ] – согл., глух. парн., м. парн. - з_ л_тая

е [ и] – гл., безуд.

н [ н ] – согл., зв.непарн., м. парн.

ь [ - ] берёзка – по составу

5 букв, 4 звука


В) Словарная работа.


Прогуляемся по осенней аллее и напишем словарные слова.

Аллея, абрикос, командир, календарь, характер, чувство, праздник, вокзал, комната, квартира.


3. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения.


- Ребята, осенний ветер разбросал по классу листья, на которых написаны слова. Прочитайте их.

На доске слова: Лист, падать, листочек, листопад, упаду.


- Сколько здесь групп однокоренных слов?

- Какие слова называются однокоренными?


лист падать

листочек упаду

листопад листопад


- Прочитайте слова 1 группы, 2-ой. Какой осенний признак есть среди этих слов? (Листопад)


-В какую группу запишем слово листопад

-Что значит слово листопад? (Опадание листьев осенью,)

- От каких 2 слов образовалось слово листопад? (листья падают)

- Сколько корней в слове листопад? Выделим корни.

- В чем особенность данного слова? (Это слово имеет два корня.)

Запишите слова. Выделите корень.


4. Открытие нового знания.


- Ребята, как бы вы назвали слова с двумя корнями? (сложные)

- Почему эти слова получили такое название? (Потому что слова образовались путём сложения двух корней.)


- Сформулируйте тему нашего урока. О чём мы сегодня будем говорить на уроке? («Сложные слова»)


- Какие цели мы перед собой поставим на уроке? (1. Научиться отличать сложные слова от других слов. 2.Учиться выделять корень в однокоренных словах.)

ФИЗМИНУТКА

Руки в стороны – в полёт

Отправляем самолёт

Правое крыло вперёд

Левое крыло вперёд

1-2-3-4 полетел наш самолёт.

Опустили руки вниз и на место все садись.


- Какое сложное слово встретилось в физ.минутке? (самолёт)


Упр 122 (устно)


-Какое название у этой песни? (Звездопад)

-Что такое звездопад?

Звездопад – вторжение метеоров в атмосферу Земли.

Альтаир - самая яркая звезда в созвездии Орла и 12-я по яркости звезда на небе.

-Какое ещё слово в упражнении имеет два корня? (небосклон)

Небосклон – край неба над линией горизонта.

Давайте запишем эти слова. (Звездопад, небосклон)


Звездопад, звезда, звёздочка, падает, упал.

Небосклон, небо, небеса, поклон, уклон.


Упр 123


- Какие слова называются однокоренными?

вода, упаду водитель

водичка. падать. водить

водопад водопад



- В какую группу слов запишем водопад? Почему?

- Какие слова называются сложными?

ПРАВИЛО: Слова, у которых два корня, называются сложными.

Сравните свой вывод с авторским. (с. 106)


- У меня рассыпались корни. Образуйте сложные слова из следующих корней и запишите их.

пеш рог

нос лёт

сам ход

- Какие слова у вас получились. (Пешход, носрог, самлёт)

- Красивые слова у нас получились?

-Чего не хватает в слове?

- Какие буквы нужно вставить, чтобы получились слова? (о, е)

Корни сложных слов соединяют гласные буквы о и е.

А если эта гласная соединяет два корня как её можно назвать? (соединительная)

-Какой вывод можно сделать?

Слова образуются не только при помощи суффиксов и приставок, но и при помощи соединительных гласных.


Работа в парах.

Вам необходимо путем сложения двух слов образовать новое сложное слово и записать его.


снег + падать. _________________

лед + колоть.__________________

рубит + лес. __________________

мышь + ловить._______________

пешком + ходит._______________

летит + вертится. ____________


6.Закрепление учебного материала

Работа в группах. 

- Выписать сложные слова по темам.

Листопад, утконос, бурелом, носорог, водоворот, сороконожка, водомерка , мясорубка, кофемолка, пылесос, самовар, водолаз, снегопад, пчеловод, сталевар, киноактёр, овощевод, землетрясение, овцебык. )

1 гр.- явления природы;

2 гр. - предметы быта;

3 гр. - профессии

4 гр. - животные


7. Итог урока


- С какими словами мы сегодня познакомились?

- Что же такое сложные слова?



8. Рефлексия

- У вас на столе есть осенние листочки. Кто сегодня на уроке понял, как образуются сложные слова, кому было легко справляться с заданиями выйдите к доске и приклейте свой лист.

- Посмотрите, какой листопад у нас получился.



















Д иректор МКОУ «Тарумовская СОШ»

________________ / Гайтемирова М.Н./








Открытый урок по русскому языку

в 3 «Н» классе

Тема: Знакомство с понятием

«сложные слова».



2017- 2018 уч.год


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!