Конспект урока русского языка
Предмет: русский язык
Тема урока: Правописание приставок на –з и -с
Класс: 5
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок.
Задачи урока:
- обучающая: определить способ действия при выборе з,с на конце приставок;
отрабатывать навык определения согласных по звонкости – глухости, навык выделения приставки слова, отрабатывать умение отличать слова с приставками на з-, с- от слов с приставками единообразного написания и слов, где з- является частью корня;
- развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;
развивать внимание, орфографическую зоркость;
- воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности, ориентировать на здоровый образ жизни.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать навык определения способа действия при написании приставок на –з и –с, развивать орфографическую зоркость.
Метапредметные:
регулятивные: уметь формулировать тему урока, ставить цели, проводить самопроверку;
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в группе; отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения
Личностные: развивать творческие способности, способствовать развитию и обогащению речи, стимулировать интеллектуальное развитие, воспитывать уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.
Понятия: приставка, глухой - звонкий согласный, средства художественной выразительности.
Методы обучения: проблемно-поисковый, дифференцированный подход, работа в группе.
Вид используемых ИКТ: презентация, компьютер, проектор, электронное приложение «Повторение и контроль знаний Русский язык.5 класс»
Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.
Используемая литература:
Учебник «Русский язык 5 класс»(авторы: Т.А. Ладыженская , М.Т.Баранов Л.А. Тростенцова и др.)М.: «Просвещение» 2008 г.
И.С.Ожегов ,Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка», РАН, М.:2005 г.
Л.В.Шибалова «Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык.5 класс», издательство «Экзамен», Москва 2013 г.
Используемые ресурсы в сети Интернет:
Завуч-педагогический портал. zavuch.info
«Русский язык». Издательский дом «Первое сентября»http://rus.1september.ru/article. php?ID=200401602
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты(УУД) |
1 | Мотивационный этап (организационный ) | 1 | Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку. | самоорганизация | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. |
2 | Актуализация знаний | 3 | – Ребята , давайте вспомним, что такое приставка? - С какой орфограммой, связанной с правописанием приставок мы знакомы. -Приведите примеры слов с этой орфограммой. -А теперь давайте поиграем. Но для этого нам необходимо будет вспомнить парные согласные по глухости-звонкости. Игра «Подскажи словечко». Замените начальный согласный парным ему глухим или звонким (по цепочке). Цель: повторить парные звонкие и глухие согласные, развивать внимание, слуховую память. Дом - том, балка - палка, тело - дело, плеск - блеск, фляга - влага, кости-гости, год - кот, дрова - трава, почка-бочка, горка - корка, злой - слой, шалость - жалость, колос - голос, жар - шар, доска - тоска, точка – дочка. | -Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. -С неизменяемыми приставками. Ответы учащихся | Коммуникативные:выражение своих мыслей; аргументация своего мнения Игра"Подскажи словечко" |
3 | Проблемное объяснение нового материала. | 3 | Сравните два словосочетания: Бездумный поступок- бессердечный человек -Почему одна и та же приставка в одном случае пишется с буквой з, а в другом – с буквой с? Обратите внимание, какой согласный по глухости-звонкости стоит после приставки. - Ребята, определите по сказке тему урока. -Попробуйте самостоятельно сформулировать правило, но сначала прослушайте сказку о глухих и звонких согласных. -Итак, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Сформулируйте тему урока. -Исходя из темы урока, определите его цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? - А для чего нам нужно знать о правописании приставок на –з и-с? -Откройте учебник на стр.30, и прочтите правило. Верно ли вы его сформулировали? | Учащиеся самостоятельно формулируют правило. -Правописание приставок на –з и –с. 1. Выяснить, когда на конце приставок пишется -з, когда –с. 2. Потренироваться в написании слов с этими приставками.
-Чтобы грамотно писать. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. Регулятивные: целеполагание. Личностные: смыслообразование |
4
| Первичное закрепление знаний | 5 2 4
2
12 | Образуйте прилагательные, используя данные словосочетания: шоколад без вкуса,двигаться без шума – С помощью каких приставок вы образовали данные прилагательные? – От чего зависит выбор написания с и з на конце приставок? 2)физминутка ( Учитель произносит слова. Если приставка оканчивается на-з, дети встают .Если на букву-с, сидят на месте): Безвкусный, безжалостный, искусать, разговориться, рассказ, расщедриться, вознаградить, безбрежный, разбег ,исписать, раскрыть, безжизненный. Упр.437. 3)Найди слово по коду.(кто раньше выполнил упр.) 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | р | п | и | с | н | а | е | ц | в | т | 1-6-4-4-9-7-10 1-6-4-8-9-7-10 1-6-4-2-3-4-6-5-3-7 -выделите приставки, определите значение слов рассвет и расцвет по словарю, придумайте устно предложения с этими словами. 4) давайте ещё раз вспомним о правописании буквы з ис на конце приставок. В этом нам поможет стихотворение Пусть никто никогда не забудет, Что з приставкой не была и не будет. Обрати внимание на здесь, здоровье, здание. З нельзя в них отделить, чтобы смысл не повредить: -десь, -доровье, -дание – нет в них содержания. - Что нового вы узнали из этого стихотворения?
5)Самостоятельная работа.(упр.440) Индивидуальная работа: выполнение заданий на компьютере по изученной теме(диск-приложение к учебнику) 6) Работа в группах. Задание для 1-3 группы: Приложение№1 (Тексты№1-3) Выразительно прочитайте текст. Определите его стиль. Докажите правомерность вашего выбора (найдите средства выразительности языка). Найдите слова, в которых правописание приставок зависит от глухости-звонкости. последующего согласного Творч. зад:напис.соч.-миниатюру,используя словосочетания из упр.443. Работа по карточкам (распечатаны).Найти четвертое лишнее. Составить словарный диктант из всех слов четвертых лишних ,добавить свои слова. Еще раз озвучивают орфограмму№11 на с.30. Еще раз запомнить: | Записывают полученные слова, обозначают орфограмму. Осуществляют взаимопроверку . Рассвет Расцвет Расписание Выполняют упражнения. Записывают слова рассвет, расцвет, расписание,работают с «Толковым словарём» С.И. Ожегова. (Рассвет-время перед восходом солнца, начало утра. Расцвет-1.расцвести.-2.Высшая степень развития чего-нибудь, подъём.) Упр.443. -Слова здесь, здание, здоровье являются словарными ,выделяют в них корень.
Дети работают самостоятельно. Затем выступают с ответами представители каждой группы. | Регулятивные: осуществление взаимоконтроля. физминутка Здоровьесберегающие технологии Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке Работа в группах
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Познавательные: построение логической цепи рассуждений; классификация объектов по выделенным признакам; смысловое чтение. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера |
5 | Рефлексия(подведение итогов) | 1 | -Что нового и важного вы узнали о правописании приставок на –з и-с? - Кто доволен своей работой на уроке? Поднимите руки. - Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему? - Что было самым интересным на уроке? Самым трудным? - Чью работу на уроке можно выделить и оценить ( Выставляютя оценки,комментируются)
| Ответы учащихся Показывают смайлики
| Регулятивные: оценка, самооценка. |
6 | Домашнее задание. | 2 | Параграф 83,упр.441. Написать мини-сочинение о зиме(2-3 предложения), используя слова с приставками на -з –с. 3)Выписать из рассказа И.А.Бунина 2 предложения, в которых встречаются слова с приставками, оканчивающимися на –з,-с Показываю смайлик(Благодарю за сотрудничество) | | |
Приложение №1
Звонкие и глухие ходят парами.
Сказка о написании чередующихся приставок на –з и -с
Жили – были глухие деды, старые беззубые, шум и кашель от них до и только. Были у них крикливые, шумные внуки. Отгадайте, о ком идет речь? Правильно, деды – это приставки, оканчивающиеся на глухой согласный с: бес-, вос-, нис-, рас-, ис- и т. д. Внуки – это приставки, оканчивающиеся на звонкий з: без-, воз-, низ-, раз-, из- и т.д.
Службу деды и внуки в словах несли исправно, потому что обязанности у них давно поделены очень демократично. Звонкоголосые внуки – приставки, оканчивающиеся на з, ищут себе звонкую пару, т.е. корень, начинающийся на звонкую согласную. А как иначе? Молодежь любит тусовки, звонко песни попоют, на гитаре поиграют. А старые деды совсем глухие, слышат плохо, но дело знают. Если начинается слово с глухого звука, ковыляет к нему приставка на глухой с, вместе им хорошо: табачок покурят, покряхтят, помолчат.
Так и ходят парами: звонкий со звонким, глухой с глухим. Внуку со внуком интересней время проводить, а деду с дедом.
Приложение№2
Текст №1.
За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На окнах появились удивительные рисунки. Солнечные лучи влетали в комнату и зажигали узоры на стекле. Вот распушилась красивая ветвь. Какой чудесный мастер исписал все стёкла такими узорами.
Задание :
Выразительно прочитайте текст.
Определите его стиль.
Докажите правомерность вашего выбора (найдите средства выразительности языка).
Найдите слова, в которых правописание приставок зависит от глухости-звонкости. последующего согласного.
Текст №2
Февраль – самая метельная пора зимы. В лесу под холодным огнём яркого, но бессильного солнца висят на ветвях кустов и деревьев снежные шапки. Рассеянный свет заката румянит снег. От леса падает тень, и здесь сумеречно гаснет свет на буграх лиловых сугробов. Днем небо безоблачное, поражает голубизной, а к вечеру оно становится густо-фиолетовым, и на таком фоне удивительно красива в хрустальных кружевах развесистая берёза.
Задание :
Выразительно прочитайте текст.
Определите его стиль.
Докажите правомерность вашего выбора (найдите средства выразительности языка).
Найдите слова, в которых правописание приставок зависит от глухости-звонкости. последующего согласного.
Текст №3.
Конец января. В сухом морозном воздухе сверкают на солнце бесчисленные блёстки инея. Они украшают в алмазный наряд ветки деревьев. Развесили снежные шапки кустарники. В воздухе чувствуется морозное холодное дыхание зимы.
У опушки белеет берёзка. Её облепила стая красногрудых чечёток. Они оживленно перекликаются, порхают по ветвям.
Задание :
Выразительно прочитайте текст.
Определите его стиль.
Докажите правомерность вашего выбора (найдите средства выразительности языка).
Найдите слова, в которых правописание приставок зависит от глухости-звонкости. последующего согласного.