СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку на тему: "Правописание приставок на –з и -с"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

написание приставок  которые заканчиваются  на з .с. зависит от того , с какого согласного   глухого   или звонкого начинается корень   слова 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку на тему: "Правописание приставок на –з и -с"»

Конспект урока русского языка

Предмет: русский язык

Тема урока: Правописание приставок на –з и -с

Класс: 5

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок.

Задачи урока:

- обучающая: определить способ действия при выборе з,с на конце приставок;
отрабатывать навык определения согласных по звонкости – глухости, навык выделения приставки слова, отрабатывать умение отличать слова с приставками на з-, с- от слов с приставками единообразного написания и слов, где з- является частью корня;
- развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;
развивать внимание, орфографическую зоркость;
- воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности, ориентировать на здоровый образ жизни.



Планируемые результаты:

Предметные: формировать навык определения способа действия при написании приставок на –з и –с, развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные:

регулятивные: уметь формулировать тему урока, ставить цели, проводить самопроверку;

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала,  устанавливать причинно-следственные связи;

коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в  группе; отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Личностные: развивать творческие способности, способствовать развитию и обогащению речи, стимулировать интеллектуальное развитие, воспитывать уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.

Понятия: приставка, глухой - звонкий согласный, средства художественной выразительности.

Методы обучения: проблемно-поисковый, дифференцированный подход, работа  в группе.

Вид используемых ИКТ: презентация, компьютер, проектор, электронное приложение «Повторение и контроль знаний Русский язык.5 класс»

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Используемая литература:

Учебник «Русский язык 5 класс»(авторы: Т.А. Ладыженская , М.Т.Баранов  Л.А. Тростенцова и др.)М.: «Просвещение» 2008 г.

И.С.Ожегов ,Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка», РАН, М.:2005 г.

Л.В.Шибалова «Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык.5 класс», издательство «Экзамен», Москва 2013 г.

 Используемые  ресурсы  в сети Интернет:

Завуч-педагогический портал. zavuch.info

«Русский язык». Издательский дом «Первое сентября»http://rus.1september.ru/article. php?ID=200401602

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты(УУД)

1

Мотивационный этап (организационный )

1

Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.

самоорганизация

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

 

2

Актуализация знаний

3

– Ребята , давайте вспомним, что такое приставка?

 

- С какой орфограммой, связанной с правописанием приставок мы знакомы.

-Приведите примеры слов с этой орфограммой.

-А теперь давайте поиграем. Но для этого нам необходимо будет вспомнить парные согласные по глухости-звонкости.

Игра «Подскажи словечко». Замените начальный согласный парным ему глухим или звонким (по цепочке). Цель: повторить парные звонкие и глухие согласные, развивать внимание, слуховую память.
Дом - том, балка - палка, тело - дело, плеск - блеск, фляга - влага, кости-гости, год - кот, дрова - трава, почка-бочка, горка - корка, злой - слой, шалость - жалость, колос - голос, жар - шар, доска - тоска, точка – дочка.  

-Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

 -С неизменяемыми приставками.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

 

 


Коммуникативные:выражение своих мыслей; аргументация своего мнения

 

 

 

 

 Игра"Подскажи словечко"

 

 

 

 


3

Проблемное объяснение нового материала.

3

Сравните два словосочетания:

Бездумный поступок- бессердечный человек

-Почему одна и та же приставка в одном случае пишется с буквой з, а в другом – с буквой с? Обратите внимание, какой согласный по глухости-звонкости стоит после приставки.

- Ребята, определите по сказке тему урока.

-Попробуйте самостоятельно сформулировать правило, но сначала прослушайте сказку о глухих и звонких согласных.

-Итак, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Сформулируйте тему урока.

-Исходя из темы урока, определите его цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- А для чего нам нужно знать о правописании приставок на –з и-с?

-Откройте учебник на стр.30, и прочтите правило. Верно ли вы его сформулировали?

 

 

Учащиеся самостоятельно формулируют правило.

 -Правописание приставок на –з и –с.

 1. Выяснить, когда на конце приставок пишется -з, когда –с.

2. Потренироваться в написании слов с этими приставками.

 







-Чтобы грамотно писать.

 

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Регулятивные: целеполагание.

Личностные: смыслообразование

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Первичное закрепление знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 



2

 

 

 





12

Образуйте прилагательные, используя данные словосочетания: шоколад без вкуса,двигаться без шума

– С помощью каких приставок вы образовали данные прилагательные?

– От чего зависит выбор написания с и з на конце приставок?

2)физминутка ( Учитель произносит слова. Если приставка оканчивается на-з, дети встают .Если на букву-с, сидят на месте):

Безвкусный, безжалостный, искусать, разговориться, рассказ, расщедриться, вознаградить, безбрежный, разбег ,исписать, раскрыть, безжизненный.

Упр.437.

3)Найди слово по коду.(кто раньше выполнил упр.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

р

п

и

с

н

а

е

ц

в

т

1-6-4-4-9-7-10

1-6-4-8-9-7-10

1-6-4-2-3-4-6-5-3-7

 

-выделите приставки, определите значение слов рассвет и расцвет по словарю, придумайте устно предложения с этими словами.

4) давайте ещё раз вспомним о правописании буквы з ис на конце приставок.

В этом нам поможет стихотворение

Пусть никто никогда не забудет,
Что з приставкой не была и не будет.
Обрати внимание
на здесь, здоровье, здание.
З нельзя в них отделить,
чтобы смысл не повредить:
-десь, -доровье, -дание –
нет в них содержания.

- Что нового вы узнали из этого стихотворения?



5)Самостоятельная работа.(упр.440)

Индивидуальная работа: выполнение заданий на  компьютере по изученной теме(диск-приложение к учебнику)

6) Работа в группах.

Задание для 1-3 группы: Приложение№1

(Тексты№1-3)

  • Выразительно прочитайте текст.

  • Определите его стиль.

  • Докажите правомерность вашего выбора (найдите средства выразительности языка).

  • Найдите слова, в которых правописание приставок зависит от глухости-звонкости. последующего согласного

  • Творч. зад:напис.соч.-миниатюру,используя словосочетания из упр.443.

Работа по карточкам (распечатаны).Найти четвертое лишнее. Составить словарный диктант из всех слов четвертых лишних ,добавить свои слова. 

 Еще раз озвучивают орфограмму№11 на с.30.

Еще раз запомнить:

 Записывают полученные слова, обозначают орфограмму. Осуществляют взаимопроверку .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассвет

Расцвет

Расписание

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают слова рассвет, расцвет, расписание,работают с «Толковым словарём» С.И. Ожегова.

(Рассвет-время перед восходом солнца, начало утра.

Расцвет-1.расцвести.-2.Высшая степень развития чего-нибудь, подъём.)

 Упр.443.

 

 

 

 

 -Слова здесь, здание, здоровье являются словарными ,выделяют в них корень.



Дети работают самостоятельно. Затем выступают с ответами представители каждой группы.

 

 

Регулятивные: осуществление взаимоконтроля.

 

физминутка

Здоровьесберегающие технологии

 

 

 

 

 

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения,

 

 

 

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Работа в группах



Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации.

 

Познавательные: построение логической цепи рассуждений; классификация объектов по выделенным признакам; смысловое чтение.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

управление поведением партнера

5

Рефлексия(подведение итогов)

 

 

 

 

 

 

 

1

-Что нового и важного вы узнали о правописании приставок на –з и-с?

- Кто доволен своей работой на уроке? Поднимите руки.

- Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему?

- Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?

- Чью работу на уроке можно выделить и оценить

( Выставляютя оценки,комментируются)



Ответы учащихся

Показывают смайлики



Регулятивные: оценка, самооценка.

 

 

 

 

 

6

Домашнее задание.

2

  1. Параграф 83,упр.441.

  2. Написать мини-сочинение о зиме(2-3 предложения), используя слова с приставками на -з –с.

3)Выписать из рассказа И.А.Бунина 2 предложения, в которых встречаются слова с приставками, оканчивающимися на –з,-с

Показываю смайлик(Благодарю за сотрудничество)

 

 

 

Приложение №1

Звонкие и глухие ходят парами.

Сказка о написании чередующихся приставок на –з и -с

 Жили – были глухие деды, старые беззубые, шум и кашель от них до и только. Были у них крикливые, шумные внуки. Отгадайте, о ком идет речь? Правильно, деды – это приставки, оканчивающиеся на глухой согласный с: бес-, вос-, нис-, рас-, ис- и т. д. Внуки – это приставки, оканчивающиеся на звонкий з: без-, воз-, низ-, раз-, из- и т.д.

 Службу деды и внуки в словах несли исправно, потому что обязанности у них давно поделены очень демократично. Звонкоголосые внуки – приставки, оканчивающиеся на з, ищут себе звонкую пару, т.е. корень, начинающийся на звонкую согласную. А как иначе? Молодежь любит тусовки, звонко песни попоют, на гитаре поиграют. А старые деды совсем глухие, слышат плохо, но дело знают. Если начинается слово с глухого звука, ковыляет к нему приставка на глухой с, вместе им хорошо: табачок покурят, покряхтят, помолчат.

 Так и ходят парами:  звонкий со звонким, глухой с глухим. Внуку со внуком интересней время проводить, а деду с дедом.



Приложение№2

Текст №1.


За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На окнах появились удивительные рисунки. Солнечные лучи влетали в комнату и зажигали узоры на стекле. Вот распушилась красивая ветвь. Какой чудесный мастер исписал все стёкла такими узорами.

Задание :

  • Выразительно прочитайте текст.

  • Определите его стиль.

  • Докажите правомерность вашего выбора (найдите средства выразительности языка).

  • Найдите слова, в которых правописание приставок зависит от глухости-звонкости. последующего согласного.

 

Текст №2

Февраль – самая метельная пора зимы. В лесу под холодным огнём яркого, но бессильного солнца висят на ветвях кустов и деревьев снежные шапки. Рассеянный свет заката румянит снег. От леса падает тень, и здесь сумеречно гаснет свет на буграх лиловых сугробов. Днем небо безоблачное, поражает голубизной, а к вечеру оно становится густо-фиолетовым, и на таком фоне удивительно красива в хрустальных кружевах развесистая берёза.


Задание :

  • Выразительно прочитайте текст.

  • Определите его стиль.

  • Докажите правомерность вашего выбора (найдите средства выразительности языка).

  • Найдите слова, в которых правописание приставок зависит от глухости-звонкости. последующего согласного.

 

 

Текст №3.
Конец января. В сухом морозном воздухе сверкают на солнце бесчисленные блёстки инея. Они украшают в алмазный наряд ветки деревьев. Развесили снежные шапки кустарники. В воздухе чувствуется морозное холодное дыхание зимы.
У опушки белеет берёзка. Её облепила стая красногрудых чечёток. Они оживленно перекликаются, порхают по ветвям.

 

Задание :

  • Выразительно прочитайте текст.

  • Определите его стиль.

  • Докажите правомерность вашего выбора (найдите средства выразительности языка).

  • Найдите слова, в которых правописание приставок зависит от глухости-звонкости. последующего согласного.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!