СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку: "Антонимы".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему: "Антонимы".

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку: "Антонимы".»

Урок по русскому языку в 5 классе.

Учитель: Курбанова А.З.

Тема урока: «Антонимы»

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок с применением технологии развивающего обучения, индивидуального и коллективного проектирования, развития исследовательских навыков.

Оборудование урока: презентация, рисунки-схемы, учебник русского языка для 5 класса общеобразовательных учреждений авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова
и др.

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся со словами,

  • противоположными по лексическому значению,

  • определить значение термина «антонимы».

Развивающие:

  • подбирать антонимы к указанным словам,

  • группировать их по общему смысловому признаку,

  • пользоваться словарем антонимов,

  • использовать антонимы как средство выразительности в своей речи,

  • уметь находить антонимы в тексте.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному языку

Ход урока

  1. Организационный момент.

Психологический настрой на урок:

Здравствуйте, ребята, посмотрите в окно, найдите самую дальнюю точку, припомните что-то приятное, что произошло с вами когда-то. На душе становится тепло. На лице появляется улыбка. Теперь с улыбкой мы садимся за парты. Улыбнитесь друг другу, поделитесь своим хорошим настроением с друзьями. Вы улыбнетесь мне, а я – вам.

Открыли все тетради и записали число. (Двадцать восьмое декабря. Классная работа.

Кто записал, садитесь ровно).

2. Проверка домашнего задания. Опрос.

- Ребята, мы начали увлекательное путешествие по стране Лексика. (Слайд 1)

- Что такое лексика? (Это словарный состав языка).

- На предыдущих уроках вы узнали о…

Инсценировка: стук в дверь.

Учитель: Да, войдите. (Входят две девочки)

Диана: Извините.

Алина: Простите.

Диана: Не сердитесь на нас!

Алина: Не обижайтесь.

Диана: Не злитесь.

Учитель: - Где вы были, девочки?

Алина: Недалеко.

Диана: Близко.

Учитель: - Садитесь. Девочки, а почему вы так странно отвечали? Все говорите об одном и том же, но по-разному.

Ученицы: Мы использовали в нашей речи слова синонимы.

Учитель: Молодцы! Я вижу вы хорошо усвоили прошлую тему.

Учитель: А что такое синонимы?

-Какие синонимы вам встретились в речи своих одноклассниц?

-Давайте мы их напишем.

Орфографическая работа: (учитель диктует)

(Запишите и подчеркните орфограммы, поставьте ударение).

Извините-повинный, простите-словарное;

не сердитесь-сердятся, не обижайтесь-обида, не злитесь-злилась;

недалеко-даль, близко-близок.

Учитель: Ребята, обратите внимание на написание слова «Извините» (слайд 2), откройте словари, запишите его и запомните.

Учитель: Скажите, пожалуйста, для чего нужны синонимы?

Ученик: Употребление синонимов делают нашу речь точной, выразительной, яркой.

Учитель: На предыдущих уроках мы говорили не только о синонимах, но изучили тему омонимы.

- Какие слова называются омонимами?

- Прослушайте стихотворения и скажите, есть ли здесь омонимы: (читает ученик) (Слайд 3)

Ученик:

Ключ.

Много разных есть ключей:

Ключ-родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой

И обычный ключ дверной.

Учитель: Обоснуйте свой ответ.

-А бывают ли слова с противоположным лексическим значением?

(Психологическая подготовка учащихся к изучению нового материала. Интрига)

3. Определение темы урока. (Слайд 4)

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Чем по значению отличаются данные пары слов?

тёмный - светлый

аккуратный – неряшливый

богатый - бедный

Учитель: Сегодня мы будем говорить о словах с противоположным значением.

(Проблемная ситуация. Активизация знаний учащихся).

Вы знаете, как называются слова с противоположным значением?

Ученики: Да (Антонимы)

Кто скажет, что такое антонимы?

Учитель: Запишите тему урока: «Антонимы». (Слайд 5)

-Какова цель нашего урока?

(Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи).

Антонимы (от греческих слов анти - «против» и онима - «имя».(Слайд 6)

4. Работа с книгой. Читаем определение на стр.148. )

Учитель: А теперь откройте учебники (с. 141), прочитайте вслух правило, а затем про себя 2-3 раза.

- Но каждый любознательный человек обязательно задаст вопрос: «Для чего, зачем нужны антонимы?»

-Рассмотрите в учебнике рисунок и закончите начатые предложения.

Поднимается - спускается

Тяжелый - легкий

Большой - маленький

Темные – светлые

-Давайте выпишем пары слов, т.е. антонимы, а теперь проверьте себя. (Слайд 7)

-К какому выводу пришли? (Антонимы объединяются в антонимические пары, которые являются одной частью речи).

5. Физминутка.

Учитель: Ребята, вы, наверное, устали, давайте немного разомнемся, выполнив физминутку:

Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх)

А ты ответишь («низко»). (Опускают руки вниз)

Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед)

А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза)

Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)

А ты ответишь («пол»). (Дети приседают)

Скажу я слово «потерял», (Трясут руками)

И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши)

Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза)

Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока)

Теперь «начало» я скажу.

Ну, отвечай («конец»)! (Хлопают в ладоши).


6. Работа в группах.

(Первичное закрепление знаний). (Слайд 9)

Учитель: Рядом записать слова с противоположным значением.

- Как называются такие слова?

- Указать, какой частью речи они выражены. (Обратить внимание, что антонимами могут быть только слова одной и той же части речи).


1 гр

2 гр

3 гр

Грусть-

Холодный-

Встретились-

Мрак-

Твердый-

Ушел-

Трус-

Звонкий-

Приехал-


7. Закрепление и оценивание.

- Прочитайте стихотворение «Яблоко». (Один подготовленный ученик читает).

Слайд 10

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко,

А мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка – далеко.

А телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыплёнок – тем, что очень

Велико и тяжело.

А котёнку всё равно.

- Кислое, зачем оно?

-Что вы? – шепчет червячок –

Сладкий у него бочок.


Учитель: Что помогло автору написать такое забавное стихотворения? (Антонимы)

- Многие поэты пользуются антонимами в своих стихотворениях. Этот художественный приём в литературе называется антитеза. (Слайд 11)

-Антитеза – противопоставление понятий и явлений.

-Давайте найдем и выпишем антонимические пары из стихотворения.

- Теперь проверим друг друга. Поменяйтесь листами, посмотрите на экран, такие ли антонимические пары вы записали, поставьте оценку соседу по парте. Слайд12

Низко- высоко

Близко – далеко

Мало- велико

Кислый –сладкий



8. Игра «Ты мне, я тебе».

Учитель: Давайте поиграем: Игра «Ты мне, я тебе».

- У каждого учащегося лежит на парте по два кружка разноцветные со словами. Один читает слово, другие смотрят, нет ли антонима к этому слову в их кружках, если есть, ученик поднимает руку и называет антоним, потом читает слово, которое у него на втором кружке и так далее, пока все дети не назовут антонимичные пары.

Долго – быстро

Рано- поздно

Ночь- день

Справа – слева

Добрый – злой

Глупый- умный

Длинный – короткий

Грустный – радостный

Плакать- смеяться

Враг-друг

Быстро-медленно

Сильный – слабый

9. Подведение итогов (рефлексия).

Учитель: А сейчас мы подведём итог нашего урока. О чём мы с вами говорили? Что такое антонимы? Понравилась ли вам эта тема? Чем? (Слушаем детей, хотя бы 2-3).

10. Домашнее задание: параграф 66. Упр. 395.




























Резерв


    1. Где можно встретить антонимы?

На уроках математики: плюс – минус

прибавить – отнять

умножение – деление

больше - меньше

На уроках биологии: живая – неживая (природа)

На уроках физкультуры: старт – финиш

На уроках литературы: в пословицах – поговорках

Труд кормит – лень портит

В загадках, в сказках: добро – зло, долго ли – коротко ли,

близко ли – далеко ли

3.Вывод: Обратите внимание, что антонимы – слова одной и той же части речи.

Труд – лень (имя существительное)

Прибавить – отнять (глагол)

Живая –неживая (имя прилагательное)

Долго - коротко (наречие)


    1. Исправьте ошибки ребят, сделанные при  составлении антонимических пар: умный - глупец, доброта - недобрый, книга - тетрадь, подниматься – спуск.

Отгадайте загадку:

Я антоним к слову «зной»,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня…. (прохлада)

    1. Вспомните басню И.А.Крылова «Стрекоза и муравей». Каким был муравей? Какой была стрекоза? (трудолюбивый - ленивая).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!