Урок по русскому языку в 5 классе.
Учитель: Курбанова А.З.
Тема урока: «Антонимы»
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок с применением технологии развивающего обучения, индивидуального и коллективного проектирования, развития исследовательских навыков.
Оборудование урока: презентация, рисунки-схемы, учебник русского языка для 5 класса общеобразовательных учреждений авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова
и др.
Цели урока:
Образовательные:
познакомить учащихся со словами,
противоположными по лексическому значению,
определить значение термина «антонимы».
Развивающие:
подбирать антонимы к указанным словам,
группировать их по общему смысловому признаку,
пользоваться словарем антонимов,
использовать антонимы как средство выразительности в своей речи,
уметь находить антонимы в тексте.
Воспитательные:
Ход урока
Организационный момент.
Психологический настрой на урок:
Здравствуйте, ребята, посмотрите в окно, найдите самую дальнюю точку, припомните что-то приятное, что произошло с вами когда-то. На душе становится тепло. На лице появляется улыбка. Теперь с улыбкой мы садимся за парты. Улыбнитесь друг другу, поделитесь своим хорошим настроением с друзьями. Вы улыбнетесь мне, а я – вам.
Открыли все тетради и записали число. (Двадцать восьмое декабря. Классная работа.
Кто записал, садитесь ровно).
2. Проверка домашнего задания. Опрос.
- Ребята, мы начали увлекательное путешествие по стране Лексика. (Слайд 1)
- Что такое лексика? (Это словарный состав языка).
- На предыдущих уроках вы узнали о…
Инсценировка: стук в дверь.
Учитель: Да, войдите. (Входят две девочки)
Диана: Извините.
Алина: Простите.
Диана: Не сердитесь на нас!
Алина: Не обижайтесь.
Диана: Не злитесь.
Учитель: - Где вы были, девочки?
Алина: Недалеко.
Диана: Близко.
Учитель: - Садитесь. Девочки, а почему вы так странно отвечали? Все говорите об одном и том же, но по-разному.
Ученицы: Мы использовали в нашей речи слова синонимы.
Учитель: Молодцы! Я вижу вы хорошо усвоили прошлую тему.
Учитель: А что такое синонимы?
-Какие синонимы вам встретились в речи своих одноклассниц?
-Давайте мы их напишем.
Орфографическая работа: (учитель диктует)
(Запишите и подчеркните орфограммы, поставьте ударение).
Извините-повинный, простите-словарное;
не сердитесь-сердятся, не обижайтесь-обида, не злитесь-злилась;
недалеко-даль, близко-близок.
Учитель: Ребята, обратите внимание на написание слова «Извините» (слайд 2), откройте словари, запишите его и запомните.
Учитель: Скажите, пожалуйста, для чего нужны синонимы?
Ученик: Употребление синонимов делают нашу речь точной, выразительной, яркой.
Учитель: На предыдущих уроках мы говорили не только о синонимах, но изучили тему омонимы.
- Какие слова называются омонимами?
- Прослушайте стихотворения и скажите, есть ли здесь омонимы: (читает ученик) (Слайд 3)
Ученик:
Ключ.
Много разных есть ключей:
Ключ-родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой
И обычный ключ дверной.
Учитель: Обоснуйте свой ответ.
-А бывают ли слова с противоположным лексическим значением?
(Психологическая подготовка учащихся к изучению нового материала. Интрига)
3. Определение темы урока. (Слайд 4)
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Чем по значению отличаются данные пары слов?
тёмный - светлый
аккуратный – неряшливый
богатый - бедный
Учитель: Сегодня мы будем говорить о словах с противоположным значением.
(Проблемная ситуация. Активизация знаний учащихся).
Вы знаете, как называются слова с противоположным значением?
Ученики: Да (Антонимы)
Кто скажет, что такое антонимы?
Учитель: Запишите тему урока: «Антонимы». (Слайд 5)
-Какова цель нашего урока?
(Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи).
Антонимы (от греческих слов анти - «против» и онима - «имя».(Слайд 6)
4. Работа с книгой. Читаем определение на стр.148. )
Учитель: А теперь откройте учебники (с. 141), прочитайте вслух правило, а затем про себя 2-3 раза.
- Но каждый любознательный человек обязательно задаст вопрос: «Для чего, зачем нужны антонимы?»
-Рассмотрите в учебнике рисунок и закончите начатые предложения.
Поднимается - спускается
Тяжелый - легкий
Большой - маленький
Темные – светлые
-Давайте выпишем пары слов, т.е. антонимы, а теперь проверьте себя. (Слайд 7)
-К какому выводу пришли? (Антонимы объединяются в антонимические пары, которые являются одной частью речи).
5. Физминутка.
Учитель: Ребята, вы, наверное, устали, давайте немного разомнемся, выполнив физминутку:
Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх)
А ты ответишь («низко»). (Опускают руки вниз)
Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед)
А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза)
Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)
А ты ответишь («пол»). (Дети приседают)
Скажу я слово «потерял», (Трясут руками)
И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши)
Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза)
Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока)
Теперь «начало» я скажу.
Ну, отвечай («конец»)! (Хлопают в ладоши).
6. Работа в группах.
(Первичное закрепление знаний). (Слайд 9)
Учитель: Рядом записать слова с противоположным значением.
- Как называются такие слова?
- Указать, какой частью речи они выражены. (Обратить внимание, что антонимами могут быть только слова одной и той же части речи).
1 гр | 2 гр | 3 гр |
Грусть- | Холодный- | Встретились- |
Мрак- | Твердый- | Ушел- |
Трус- | Звонкий- | Приехал- |
7. Закрепление и оценивание.
- Прочитайте стихотворение «Яблоко». (Один подготовленный ученик читает).
Слайд 10
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок – высоко.
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко.
А телёнок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А цыплёнок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А котёнку всё равно.
- Кислое, зачем оно?
-Что вы? – шепчет червячок –
Сладкий у него бочок.
Учитель: Что помогло автору написать такое забавное стихотворения? (Антонимы)
- Многие поэты пользуются антонимами в своих стихотворениях. Этот художественный приём в литературе называется антитеза. (Слайд 11)
-Антитеза – противопоставление понятий и явлений.
-Давайте найдем и выпишем антонимические пары из стихотворения.
- Теперь проверим друг друга. Поменяйтесь листами, посмотрите на экран, такие ли антонимические пары вы записали, поставьте оценку соседу по парте. Слайд12
Низко- высоко
Близко – далеко
Мало- велико
Кислый –сладкий
8. Игра «Ты мне, я тебе».
Учитель: Давайте поиграем: Игра «Ты мне, я тебе».
- У каждого учащегося лежит на парте по два кружка разноцветные со словами. Один читает слово, другие смотрят, нет ли антонима к этому слову в их кружках, если есть, ученик поднимает руку и называет антоним, потом читает слово, которое у него на втором кружке и так далее, пока все дети не назовут антонимичные пары.
Долго – быстро
Рано- поздно
Ночь- день
Справа – слева
Добрый – злой
Глупый- умный
Длинный – короткий
Грустный – радостный
Плакать- смеяться
Враг-друг
Быстро-медленно
Сильный – слабый
9. Подведение итогов (рефлексия).
Учитель: А сейчас мы подведём итог нашего урока. О чём мы с вами говорили? Что такое антонимы? Понравилась ли вам эта тема? Чем? (Слушаем детей, хотя бы 2-3).
10. Домашнее задание: параграф 66. Упр. 395.
Резерв
На уроках математики: плюс – минус
прибавить – отнять
умножение – деление
больше - меньше
На уроках биологии: живая – неживая (природа)
На уроках физкультуры: старт – финиш
На уроках литературы: в пословицах – поговорках
Труд кормит – лень портит
В загадках, в сказках: добро – зло, долго ли – коротко ли,
близко ли – далеко ли
3.Вывод: Обратите внимание, что антонимы – слова одной и той же части речи.
Труд – лень (имя существительное)
Прибавить – отнять (глагол)
Живая –неживая (имя прилагательное)
Долго - коротко (наречие)
Исправьте ошибки ребят, сделанные при составлении антонимических пар: умный - глупец, доброта - недобрый, книга - тетрадь, подниматься – спуск.
Отгадайте загадку:
Я антоним к слову «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня…. (прохлада)