СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе на тему : Синонимы. Антонимы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока русского языка в 3 классе»

  1. Краткосрочный план урока по русскому языку №40

Предмет: Русский язык

Класс: 3 «Б»

Раздел: Время

Школа: многопрофильная гимназия №41

Дата:22.11.2019 г.

Тема урока:Синонимы и антонимы.

Экономное использование времени.

ФИО учителя: Ким Елена Валерьевна

Цели обучения,которым посвящён урок:

3.1.2.1определять тему, основную мысль высказывания, опираясь на ключевые моменты

3.2.2.1различать синонимы, антонимы, омонимы (без термина), однозначные и многозначные слова, устойчивые сочетания слов и использовать их в речи, понимать прямое и переносное значение слов из контекста

Развитие навыков :

Участие в диалоге с соблюдением речевых норм в зависимости от ситуации общения

Понимание роли лексических и синтаксических единиц в тексте

Соблюдение грамматических норм


Цели урока :


  • сопоставить синонимы и антонимы, найти их сходство и различие;

  • подбирать синонимы и антонимы;

  • распознавать и выделять синонимы и антиномы из потока речи;

Критерий оценивания

  • подбирает синонимы и антонимы;

  • распознаёт синонимы и антонимы в тексте;

Языковая цель :


Трехъязычие : время – уақыт - time

Предметная лексика итерминология: лексическое значение слова, синонимы, антонимы

Полезные слова и сочетания для диалога и записи:время, утром, днём, вечером, ночью.

Вопросы для обсуждения:

Зачем человеку нужен режим дня?

Как экономить время?

Для чего нужны синонимы в речи?

Привитие ценностей

Задачи по формированию ценностей: формирование осознания того, что время нужно беречь и использовать с пользой.

Предшествующие знания


Знания и навыки, на которые будут опираться учащиеся для достижения ЦО:

  • знание о том, что каждое слово имеет определённое лексическое значение;

  • умение определять лексическое значение слова;

  • умение разбирать слова по составу;

  • умение различать части речи;

  • знание приставок, которые всегда пишутся одинаково

Уровни мыслительной деятельности


Ход урока

Запланированные этапыурока

Деятельность учащихся на уроке

Ресурсы

Постановка учебной задачи

  1. 10 мин

Положительный настрой «Поздороваемся ладошками!»

- Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

желаю (большой),

успеха (указательный),

большого (средний),

всегда (безымянный),

во всем (мизинец),

здравствуй (всей ладонью), … (имя).

- А теперь я хочу подарить вам свою ладошку на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. (Каждому частнику ладошку определенного цвета)

Учитель: Наш сегодняшний урок я предлагаю начать с просмотра видео, чтобы понять лексическую тему урока

Учитель:о чем сегодня будем говорить на уроке?

Учащиеся: о бережном отношении ко времени

Учитель: зачем человеку нужен режим дня?

Учащиеся: чтобы бережно относиться к своему времени.

Учитель: откройте учебники на станице18. Прочитайте пословицу. Дети читают и записывают.

Как вы понимаете эту пословицу?

Приведите примеры из жизни.

Учитель: давайте прочитаем стихотворение упр 1. О чем это стихотворение? Назовите тему стихотворения, основную мысль. Какие слова выделены? (день, ночь), заселим их на первый этаж дома. Давайте прочитаем советыкак экономить время. Какая здесь основная мысль?

Посовещайтесь в паре и добавьте свои советы. Дети составляют советы, записывают их в тетрадь, затем зачитывают классу.

Обратите внимание в советах об экономии времени тоже есть выделенные слова. (экономь, береги). Заселим их на второй этаж.

Что вы можете сказать о словах, проживающих на первом этаже? (дети определяют, что эти слова противоположные). Что вы можете рассказать о словах, которые проживают на втором этаже? (Они несут одно лексическое значение).

Прослушайте сказку и вы поймете цель урока.

Подготовленные дети рассказывают сказку:

В одном замечательном городе под названием Языкознание жила одна богатая женщина. Звали ее Лексика, а богатая она была тем, что имела двух хороших сыновей. Звали их Антоним, Синоним. Каждый из них уже имел свою собственную семью, однако все они жили вместе, в одном прекрасном доме, только на разных этажах. 


Лучше жилось семье Синонима, ибо, хотя он и имел больше детей, но все в его семье было дружно и слаженно, ведь все они поддерживали друг друга. И если кому-то из семьи Синонимов было грустно, то все также были печальные, невеселые. Или наоборот, когда кто-то один смеялся, то все его поддерживали: хохотали, заливались смехом. Поэтому хотя и были в этой семье все с разными именами, но такие близкие по характеру и натуре. 


В семье Антонима не все было хорошо и слаженно, как у его брата Синонима. Причиной ссор и недоразумений были постоянные расхождения во взглядах, ведь в семье царила привычка противоречить друг другу. Поэтому семье ничего не удавалось сделать сообща. Если один работал, другой обязательно бил баклуши, если кому-то в семье было холодно и он закрывал все двери и окна, то кому-то обязательно вдруг становилось жарко, и он спешил открывать окна. Так возникали ссоры, доходившие до драк. Так и жили Антонимы, все время имея противоположное значение.

 

Учитель: Вы догадались о цели урока? (сегодня мы будем говорить о синонимах и антонимах, различать и находить ихв речи)



























Просмотр видео «Аркадий Паровозов. Режим дня»

https://www.youtube.com/watch?v=m5HnHhwkKiI





На доске домик из двух этажей



























Слайд

Деятельность по решению учебной задачи, направленная на освоение новых знаний

10 - 20 мин.
















Учитель: посмотрите на наш замечательный домик, что вы можете сказать о семье Антонимов? (дети делают вывод, что это слова противоположные). Что вы можете сказать о семье Синонимов (эти слова близкие по значению).

Давайте проверим наши наблюдения и прочитаем правилона с 18.

(дети читают правило и делают вывод, что наблюдение верное)

Учитель: Давайтепопробуем найти слова синонимы, в этом нам поможет упр 3. Поработаем в паре. Следуйте дескриптору (Дескриптор на доске)

  1. Прочитать текст.

  2. Списать

  3. Подчеркнуть синонимы.

Дети выполняют задание в тетради.

Проверка по эталону. Взаимооценивание (приём «Волшебные линеечки» по критерию П – правильно, К - красиво )

Гимнастика для глаз


Обратная связь. Поднимите открытую ладонь те, кто так же выделил слова синонимы, поднимите три пальца, кто не выделил одно или два слова, кулачек - кто не смог выделить слова синонимы.

Как вы думаете , для чего нужны синонимы? (чтобы избежать повторов).

Чтение правила на стр 19.

Не будем терять времени и отправимся с вами на ярмарку. (Игра «Ярмарка».Мальчики – купцы, девочки – покупатели) Задача «купцов» - продать все синонимы и антонимы (каждому купцу по 3 слова), задача покупателей - купить как можно больше слов синонимов или антонимов.

Подведение итогов игры.

Учитель: Вы молодцы, хорошо потрудились. Предлагаю вам немного размяться, потанцевать, и ещё потренироваться в нахождении антонимов.








Слайддескриптор





Слайд











Дидактический материал

Физминутка.

20 – 22 мин.



Физминутка

1куплет-шагаем на месте

Останавливается музыка (назовите антонимы огромный , малюсенький)

2 куплет - прыгаем наносочках (назовите антонимы толстый, худой, лежит, стоит)

Припев повторяем за крабом руки вверх

3 куплет – поднимем руки вверх, в сторону, вниз (назовите антонимы мягкий, твердый)

4 куплет - поворачиваем корпус в право и влево (назовите антонимы вверху, внизу)

Припев повторяем за крабом - руки вверх

Похлопайте себе, какие вы внимательные и веселые, ну и пока вы стоите на месте, разделитесь в группы (по цвету ладошек, данных в начале урока.)


Капитан Краб: «Антонимы»https://www.youtube.com/watch?v=25YBOpQll5k

Применение приобретенных знаний и развитие навыков

22- 32 мин.

Работа в группах. Дифференциация заданий по уровню сложности( по результатам выполненного домашнего задания).

Учитель: - Давайте повторим правила работы в группах

(дети формулируют правила работы в группах)

-Сейчас мы узнаем, как вы поняли, что такое синонимы и что такое антонимы

Группа А (зеленые ладошки)

Задание :

Из текста выписать пары синонимов и антонимов

Время нужно беречь, не растрачивать зря. Вставай утром пораньше, ложись спать вовремя. Есть такая пословица «Делу время - потехе час». Если будешь терять время, оно утечет, уплывет. Его не вернешь, не воротишь. Помни об этом, и никогда не забывай!

Синонимы

Антонимы











Группа В (синие ладошки)

Задание :

Запишите 5 синонимов к слову красивый и 5 антонимов к слову весело.

Сравните слова Синонимы и Антонимы, используя круги Эйлера-Венна

С равни









Группа С(желтые ладошки)

Задание :

Составить четверостишье на тему синонимы, используя данную рифму:

……………..…..синонимы

…………………..просвещенными

……………………украшаем

………………………избегаем


Группа D (оранжевые ладошки)

Задание :

Составить синквейн к слову антонимы

Выступление групп.

Вид оценивания: словесное взаимооценивание пар групп по дескрипторам :

Для группы А:

1. Нашли и выписали 4 пары синонимов

2. Нашли и выписали 2 пары антонимов

Для группы В:

1.Верно подобрали и написали 5 синонимов к слову красивый 2. Верно подобрали и написали 5 антонимов к слову весело

3.Указали сходства и различия Синонимов и Антонимов в кругах Эйлера-Венна

Для группы С:

1.Составили логическое четверостишье на тему синонимы

2.Прочитали четверостишье выразительно


Для группы D :

1.Соблюдали правила составления синквейна

2.Раскрыли тему синквейна



Правила работы в группах Слайд





















Слайд



















Слайд









Слайд









Слайд

Закрепление новых знаний и способов действий и самопроверка

33 -37 мин.

Формативная работа по карточке.


Заполни таблицу

слово

синоним

антоним

+ \ -

огромный




труд




радостная





Критерий :

- правильно подбираю синонимы и антонимы к словам

Самопроверка по эталону на доске. (приём самооценивания «+\-» )

Дескриптор :

1.Правильно написал синоним и антоним к слову огромный

2. Правильно написал синоним и антоним к слову труд

3. Правильно написал синоним и антоним к слову радостная

Слайд

















Слайд

Итог урока

Учитель:- Ребята , какую цель мы ставили в начале нашего урока ? Достигли мы её ?(ответы детей )

Учитель даёт эмоциональную оценку урока. Анализирует работу класса в целом или отдельных учащихся (работали сосредоточенно, писал аккуратно, не отвлекался и т. д.)

Слайд

Рефлексия

Лестница успеха

Слайд

Домашнее задание

Задание на выбор :

  1. Создать мини- словарь антонимов по теме «Время»

  2. Создать мини- словарь синонимов по теме «Время»

  3. Заменить слова-синонимы (упр. №4 с. 19 )


Слайд

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете

проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


Дифференциацияпо способу «Диалог и поддержка». Оказание поддержки учащимся, испытывающим затруднения при выполнении самостоятельной работы.

Дифференциация по уровню сложности в ходе самостоятельной и групповой работы.

Задание :

Напиши синонимы к слову ребёнок.

Дифференциация домашнего задания

При работе в тетради применяется такой вид оценивания как взаимооценивание по эталону(приём «Волшебные линеечки»).

После выполнения самостоятельной работы учащимся будет предложено самостоятельно оценить свою работу, руководствуясь эталоном.

Групповая работа оценивается взаимно парами групп.

На заключительном этапе урока используется рефлексия

Физкультминутка. Гимнастика для глаз. Смена форм деятельности учащихся на уроке (индивидуальная, парная, групповая, коллективная). Создание пространства эффективного общения.

































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!