Конспект урока математики во 2 классе
Подготовила учитель начальных классов: Ефремова Алёна Александровна
Тема: «Задачи, обратные данной»
Тип урока: изучение нового
Цель урока: формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по определению и практическому применению понятия «обратные задачи», установлению связи между прямой и обратной задачей.
Предметные результаты:
· Уметь узнавать и составлять обратные задачи.
· Уметь использовать в речи термин «обратная» задача.
· Знать структуру задачи.
· Уметь решать задачи в одно действие.
· Уметь выделять её части и анализировать содержание текстовой задачи.
· Уметь составлять краткую запись или схематический рисунок.
· Уметь выполнять вычисления изученных видов.
Метапредметные результаты:
Личностных УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; позитивному отношению к уроку математики, учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
Регулятивных УУД: Уметь учащимися принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; овладение умениями проговаривать последовательность действий на уроке, умение формулировать цель урока с помощью учителя.
Познавательные УУД: Уметь осуществлять логические операции; описывать математические объекты; ориентироваться в своей системе знаний, строить небольшие математические высказывания.
УУД Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.
Методы и формы работы: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в парах, учебный (проблемный) диалог, самостоятельная работа, наблюдение за математическими объектами (моделирование (сравнение, анализ)).
Оборудование:
Для учителя: рабочая тетрадь, учебник, карточки для индивидуальной работы у доски.
Для учащихся: «Светофорчик», учебник, рабочая тетрадь, индивидуальный раздаточный материал (схемы для составления кратких записей к задачам, оценочные листы).
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
За урок отметку «5»!
II. Актуализация знаний
Устный счет
В «лесной школе»11 учеников: ежи, зайцы, белочки. Меньше
всего в школе ежей, а больше всего - зайцев; их на 3 больше,
чем ежей. Сколько в лесной школе зайцев, белочек, ежей?
Ответ: 2 ежа, 5 зайцев, 4 белочки
– Найдите значение суммы чисел 3 и 4.
– Значение этой суммы вычтите из числа 17.
– Найдите значение суммы чисел 6 и 4.
– Значение этой суммы вычтите из числа 30.
– Из суммы чисел 70 и 8 вычтите число 8.
– Из суммы чисел 60 и 5 вычтите число 60.
– Разность чисел 10 и 8 прибавьте к числу 20.
– Разность чисел 9 и 3 прибавьте к числу 90.
– Маше 8 лет. Мама на 20 лет старше Маши, а папа на 1 год старше мамы. Сколько лет маме? Сколько лет папе?
– А теперь будьте внимательны. Я зачитаю вам слова-понятия, а вы должны назвать общее слово, которое их объединяет: условие, вопрос, данные числа, искомое число. (Задача.)
— Что вы знаете о задаче? Назовите основные части задачи (условие, вопрос, решение, ответ).
III. Самоопределение к деятельности (постановка темы и цели урока)
-Ребята, что мы только что с вами вспомнили? (задачи)
Хорошо, а кто может мне сказать, о чем же мы будем говорить на уроке? Какая будет тема? (Задачи)
Хорошо, мы с вами в 1 классе уже научились решать задачи, знаем, что значит это слово. Какую же цель нашего урока мы поставим перед собой? (узнать что-то новое о задачах)
Отлично. Совершенно верно, цель нашего урока узнать, что-то новое о задачах.
IV. Изучение нового материала
Сейчас мы поработаем в роли исследователей.
Посмотрите задание №1на стр.26. Давайте прочитаем эти задачи. Это одна и та же задача? В чём сходство? О чем говорится в задаче? В чём отличие?
- Прочитайте первую задачу. О чем говориться в задаче? Блокнот – 6 р., карандаш – 4 р. ., не знаем, сколько вместе стоят карандаш и блокнот.
- Впишите самостоятельно в тетради данные, которые известны и неизвестны в задаче.
Б. — 6 р.
? р.
К. — 4 р.
Решите задачу № 1.
- Прочитайте вторую задачу. О чем говориться в задаче? Чем задача похожа на предыдущую? Чем отличается от неё? В обеих задачах речь идёт о блокноте и карандаше. В первой задаче известно, сколько стоят блокнот и карандаш, нужно узнать сколько они вместе стоят. А во второй задаче известно сколько стоят блокнот и карандаш вместе и нужно узнать сколько стоит карандаш.
Запишите кратко условие.
К. — ? р.
10 р.
Б. — 6 р.
Решите задачу № 2.
- Что вы можете сказать о решениях этих задач?
- Прочитайте третью задачу. Как изменилось ее условие? Известно, сколько всего стоили блокнот и карандаш вместе. Не известно сколько стоит блокнот. - Что надо узнать? Запишите задачу кратко.
К. — 4 р.
10 р.
Б. —? р.
Решите задачу № 3.
- Внимательно посмотрите на условия этих трех задач. Что вы о них можете сказать? (Они похожи.)
- Что одинаково? (Данные, числа.)
— Чем отличаются?
- Внимательно посмотрите на решения задач. Что одинаково? (Числа.) — Чем отличаются? (Действиями: 1) + 2) - 3) - )
- Как назовем вторую и третью задачи? (Обратные первой.)
- Конечно, это обратные задачи.
— В какой форме мы записали задачи? (в форме краткой записи).
— А можно их оформить в виде схематического рисунка
— Кто может поделиться с нами, как понял, что такое обратная задача? (Задачи, в которых объект (число) и результат меняются местами (известное становится неизвестным, а неизвестное известным), называются обратными первой).
— Какую цель ставили? (узнать, что такое обратные задачи)
— Какой получили результат? (мы выяснили, что такое обратная задача и решили их).
— Что ещё нового мы узнали? В каком виде можно оформить кратко задачу? (схематический рисунок).
— Проверили мы наши предположения?
V.Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять —
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)
Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)
Пять — руками помахать. (Движения руками.)
Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.)
VI. Первичное закрепление
- Решим задачу № 2.
- Прочитайте задачу. Запишите кратко на листах со схемами.
Л. - 3 р.
? р.
Ок. — 4 р.
- Решение и ответ задачи запишите в тетрадь самостоятельно. Один ученик читает решение вслух. Дети сигнализируют смайликами..
- Составьте обратные задачи (устно). Работа в парах. 1 пара проверка вслух.
Дети сигнализируют смайликами.
1 вариант: решает устно задачу с вопросом: Сколько поймал лещей?
2 вариант: решает устно задачу с вопросом: Сколько поймал окуней? Фронтальная проверка.
- Кому было легко решать задачи, покажите зелёный сигнал «Светофора».
- Кто затруднялся при работе с этим заданием, покажите жёлтый сигнал.
- С какой целью выполняли это упражнение из учебника? ( Закрепили умение решать задачи, учились устно составлять и решать обратные задачи).
VII. Домашнее задание.
№ 3, 4 с. 26
VIII. Итог урока
- Какая цель стояла в начале урока?
- Что нового вы узнали на уроке?
— Какие задачи называются обратными?
— Кто испытывал трудности при работе?
— Какие? Что нужно сделать, чтобы их устранить?
IX. Рефлексия учебной деятельности.
Сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я научился…
мне захотелось…