1. Воспитательные: воспитание доброго отношения к природе, окружающим людям; умения выслушать другого, умения сотрудничать; формирование качеств человека XXI века (самостоятельность, активность, умение объективно оценивать свои достижения и успехи одноклассников).
2. Развивающие: развитие мышления, памяти, воображения учащихся, совершенствование произносительных навыков; развитие навыков монологической и диалогической речи.
3. Образовательные: обобщение, закрепление знаний учащихся.
-обобщить и систематизировать материал о годовом цикле – временах года, месяцах и их последовательность;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в группах, умение общаться друг с другом.
- создать мини-проект – книга «Времена года».
№ | Ход урока Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1этап Мотивационный блок (2-5 мин). | Организационный момент. Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года». Цель: создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность | Видза оланныд, челядь! Пуксьȍй. Ме зэв рад талун тiянкöд аддзысьны. Тi ставöн? Зэв бур. А кодi висьталас, кутшöм талун лун? Аттьö. Талун Рака 24 лун. Заводитам миянлысь урокнымöс кывпесансянь, кодöс ми велöдiм воддза урокъяс вылын. | Ведут элементарный этикетный диалог, оперируя необходимым языковым и речевым материалом. | Коммуникативные – оформляют свои мысли в устной форме, работают в соответствии с нормами общения, правилами поведения и этикета. Личностные: мотивация учебной деятельности |
Слайд 1 | Фонетическая зарядка | Дзоля Коля - гачыс кын, Дзоля Коля дзугö лым. Шоныд гожöм, Шоныд рыт. Шуим пуны Шома шыд. | Отработка звуков с опорой на слайд. Развивают звуко- произносительные навыки, тренируются в произношении звуков по теме. Форма работы: групповая, фронтальная | Познавательные – развивают фонетические навыки и навыки аудирования; развивают память, мышление, познавательные и речевые умения. |
2 этап. Целеполагание (3 мин). Слайды 2,3,4,5,6 | Подведение детей к определению темы урока: «Времена года» Цель: определение темы урока | Мый йылысь тайö кывпесанъясыс? (тöв, гожöм). А Кутшöм нöшта кад тi тöданныд? (Ар, тулыс) Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить? Просмотр слайдов 2,3,4,5. Значит, какая будет тема урока? Включить 6 слайд с темой урока А кыдзи комиȍн лоȍ «Времена года» ? Что мы сегодня должны сделать? А какие времена года вы знаете? Кыдзи комиȍн лоȍны вогȍгȍря кадлȍн нимъяс? Правильно тема нашего урока «Времена года». Итогом нашего урока будет проект. Вы спроектируете страницу, которая войдёт в книгу «Времена года». Но прежде мы должны вспомнить всё, что знаем о временах года и месяцах. | Учащиеся вспоминают ранее изученные скороговорки, отвечают на вопросы по стихотворению. Мы сегодня будем говорить о временах года. Вогȍгȍрся кад. Вспомнить времена года, месяцы. Мы знаем такие времена года: зима, весна, осень, лето. Тȍв, тулыс, ар, гожȍм. | Познавательные: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необхо-димой информации -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Личностные: -определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно) |
3 этап. Исполнительский блок | Актуализация знаний. (7 минут) Цель: создание условий для систематизации знаний по теме «Времена года» | Войт приготовил для вас стихотворение. Это стихотворение написала коми поэтесса Александра Мишарина. Прочитайте его. Учитель включает слайд 7. Волȍн быд кад меным муса: Зарни ар и гожȍм шȍр, Тулыс, кодi восьтȍ юсȍ, Тȍвнас лым толаа йȍр. О чем это стихотворение? Какими красками можно описать каждое время года? Кутщȍм рȍм лȍсялȍ быд вогȍгȍрся кадлы? Мыйла? Какой цвет какому времени года соответствует? Почему? А кутшȍм медся шоныд вогȍгȍрся кад? А какое самое тёплое время года? А медся кȍдзыд? А самое холодное? А знаете ли вы где самое жаркое лето? А где самая холодная зима? А кутшȍм ȍнi вогȍгȍрся кад? А какое сейчас время года? Какое было до него? Какое время года наступит после весны? Расставьте рисунки с временами года начиная с зимы ТȎВ, ТУЛЫС, ГОЖȎМ, АР Проверка. Молодечьяс ! | Чтение стихотворения хорошо читающим учеником. О временах года. Белый, голубой, зелёный, красный, жёлтый. Еджыд рȍм - тайȍ тȍв. Тȍлын лым Гȍгȍр ставыс еджыд. Турунвиж рȍм - тайȍ тулыс. Тулысын пуяс пасьталȍны турунвиж паськȍм. Гȍрд - тайȍ гожȍм. Гожȍмын шондiа. Кольквиж - тайȍ ар. Коръяс лоȍны кольквижȍсь. Медся шоныд вогȍгȍрся кад - гожȍм. Медся кȍдзыд вогȍгȍрся кад - тȍв. Самое холодное время года – зима. Представляете самое жаркое лето в пустынях. Температура нагревается днём до 70°, а в тени до 40°. Самая холодная зима на островах Арктики. Дуют сильные ветры. Часто бушует пурга, температура понижается до - 60°. Ȏнi вогȍгȍрся кад - тулыс. Сейчас весна. До весны была зима. После весны наступит лето. На доске расставляют картинки, подписи в правильном порядке, выходя к доске по одному человеку. | Познавательные: перерабатывать ин-формацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) . Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации. |
| Физминутка( 2 мин) | Коз пу вылын – лым, лым, Коз пу улын лым, лым, Гȍгȍр лымйȍн тырȍма, Ошкыс гуȍ пырȍма, Тȍвбыд узьȍ, вой и лун,- Энȍ торкȍй ошлысь ун. | Учащиеся выполняют упражнения. | Личностные: мотивация учебной деятельности |
| Работа по теме урока «Времена года» (8 мин). Цель: обобщение и систематизация знаний по теме «Времена года» | Видзȍдлȍй дȍска вылȍ. Мый тайȍ? Тайȍ вогȍгȍрся кытш - годовой круг. Найдите на годовом круге времена года. А что ещё не указано на годовом круге? Вставьте пропущенные месяцы. На какие группы можно разделить все месяца? Висьталȍй тȍвся тȍлысьяс. Назовите зимние месяцы. Висьталȍй тувсов тȍлысьяс Висьталȍй гожся тȍлысьяс Какие ещё месяца не назвали? Висьталȍй арся тȍлысьяс | Это годовой круг. Времена года идут друг за другом так, что получается круглый год. А за одним годом наступает следующий. И так бесконечно. Ученики называют на годовом круге времена года. На годовом должны быть указаны месяцы. На доске вставляют пропущенные месяцы, выходя к доске по одному человеку. Тȍвся, тувсов, гожся, арся. На зимние, весенние, летние, осенние. Тȍвся тȍлысьяс - ȍшым, тȍвшȍр, урасьȍм. Зимние месяцы –декабрь, январь, февраль. Тувсов тȍлысьяс – рака, косму, ода-кора. Гожся тȍлысьяс - лȍддза-номъя, сора, моз. Осенние. Арся тȍлысьяс - кȍч, йирым, вȍльгым. | Познавательные – слушают и выполняют команды учителя на коми языке, сопоставляют действия одноклассников и собственные, активно используют в речевой практике слова из лексического материала. Коммуникативные – согласовывают свои действия с учителем и одноклассниками, контролируют свои действия, понимают на слух речь учителя. |
| Физминутка.( 2 мин). | Игра с мячом «Когда это бывет?» -Усьȍ лым - Зэрȍ. -Пȍжȍ шондi - Киссьȍны коръяс - Сылȍ лым - Зэв кȍдзыд -Жар | Учащиеся ловят мяч и дают ответ на вопрос. Тȍв Ар Гожȍм Ар Тулыс Тȍв Гожȍм | Личностные: мотивация учебной деятельности |
| Создание проекта (работа в группах).( 10 минут). Цель: создание страницы книги «Времена года». | Молодечьяс! Ставсȍ бура тȍданныд! Итогом нашей работы будет проект. Вы в группах должны создать страницу об одном из времени года , которая войдёт в книгу « Времена года». Войт приготовил для вас конверты. В каждом конверте лежит план работы. Для создания страницы вам понадобятся карандаши, фломастеры, клей. А сейчас ко мне подойдёт от каждой группы один из учеников и выберет конверт. Внутри конверта: 1.План работы. 2.Загадка. 3.Названия времён года (тȍв, тулыс, гожȍм, ар) 4.Картинки с временами года. 4.Названия месяцев. 5.Годовой круг. 6.Альбомный лист. | Один из учеников подходит за конвертом. Учащиеся работают в группах по плану (см. раздаточный материал). План: 1.Прочитайте загадку. 2.Отгадайте, о каком времени года рассказывается в загадке. Найдите ответ приклейте на бумагу на прямоугольник 1. 3.Подберите соответствующую картинку , приклейте под названием на прямоугольник 2 4.Выберите месяцы, которые относятся к данному времени года. 5. Приклейте их в правильном порядке в прямоугольники 3,4,5.Проверьте по «Годовому кругу» 6.Придумайте значок, обозначающий время года и зарисуйте его в квадрат. 7.Представьте свою страницу из книги. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков, классификации объектов для создания нового про-дукта. Регулятивные: осуществлять действия по реализации плана, прилагая усилия для преодоления трудностей, сверяясь с целью и планом, поправляя себя при необходимости, если результат не достигнут Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи Личностные: самоопределение. |
| Физминутка (2 мин). | Муна вȍртi – со и дi, Лэбȍ мазi – зi-зi-зi. | Учащиеся выполняют упражнения. | Личностные: мотивация учебной деятельности |
4 этап. Контрольно-оценочный блок. Рефлексия. (9 минут) | Подведение итогов урока. Организация оценочной деятельности учащихся (по целеполаганию) Защита проектов Цель: составление книги «Времена года». | Показ работ учащихся. Составление книги. Показ книги всем присутствующим. Мы создали нашу книгу, которая называется «Времена года» Миян артмис небȍг, а нимыс небȍглȍн «Вогȍгȍрся кад» Молодечьяс! | Представление своих страниц учащимися перед классом. Составление книги ( вставляют свои страницы в файлы книги) | Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи Познавательные: учиться создавать страницу книги и защищать проект. |
| Рефлексия Оценка своего настроения на уроке при помощи смайликов | | Анализируют свои эмоции | Познавательные: умение определять собственные ощущения Коммуникативные: умение озвучивать оценочное суждение о результативности своей работы на уроке. Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников |