СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по географии в 9 классе "Транспорт России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по географии в 9 классе "Транспорт России"»

География 9 класс

Урок по теме: «Транспорт России»

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения и первичного закрепления новых знаний по теме «Транспорт России»


Цель урока: Сформировать у учащихся представление о транспортном комплексе – его роли и значении в экономике страны.


Задачи урока:

  1. Познакомиться с видами транспорта;

  2. Выявить влияние природных условий на его развитие;

  3. Научить сравнивать виды транспорта по ряду показателей (скорость, себестоимость, пассажирообороту, грузообороту);

  4. Продолжать развивать умение работать с различными источниками информации, с картами различного характера, уметь их сопоставлять;

  5. Формировать навыки сотрудничества со сверстниками в группах.

Оборудование: «География: Население и хозяйство России» учебник для 9 класса /В.П. Дронов, В.Я. Ром, атлас 9 класс; презентация к уроку «Транспорт России»; карточки со статистическими данными, индивидуальные задания.



ХОД УРОКА

  1. Орг. Момент

Организовать внимание учащихся, нацелить на активную работу в

ходе урока.

- Здравствуйте, ребята!

- Вы готовы начать работу?

-Тогда улыбнитесь мне и своим одноклассникам.



  1. Актуализация полученных ранее знаний и умений для обеспечения продуктивной деятельности учащихся при изучении нового материала .

Учитель ставит перед учащимися проблемную задачу:

Изучая хозяйство России, вы уже знаете, что распространение отраслей промышленности по территории нашей страны неравномерное. На размещение отраслей промышленности и сельское хозяйство оказывают влияния различные факторы Давайте представим ситуацию, когда крупный предприниматель решает вложить свои финансы в развитие хозяйства Дальневосточного экономического района – построить либо крупный металлургический комбинат, либо предприятие пищевой промышленности: молочный или мясной комбинат. В районе поселка Мирный. Ваша задача:

1группа - доказать целесообразность размещения предприятий черной металлургии на данной территории.

2группа - доказать целесообразность размещения предприятий пищевой промышленности (молочного комбината) на данной территории.



Учащиеся работают по плану:

  1. Природные ресурсы (сырьевая база, агроклиматические ресурсы)

  2. Потребители.

  3. Обеспеченность транспортом

  4. Обеспеченность квалифицированными рабочими кадрами.









Учащиеся приводят свои доказательства, приходят к выводу, что одним из факторов, оказывающих влияние на строительство металлургического комбината и молочного завода, является транспортный фактор.

- Тема сегодняшнего урока? «Транспорт России». (запись темы в тетрадь)

- Исходя из темы урока, сформулируйте цель урока.

Изучить транспортный комплекс России, его роль в экономике страны

3 Изучение нового материала.

  1. - Существую выражение «Транспорт – это кровеносная система страны». Докажите правильность этого высказывания.

Запись термина «транспорт» в тетрадь.

  1. Работа в группах:

1. Гр. – выявить, что включает в себя понятие «транспорт» (средства передвижения, пути сообщения, вспомогательные устройства: порты, вокзалы, аэропорты; специалистов – транспортников)

2 гр. – обозначить задачи, которые решает транспорт

1 гр. – используя текст учебника, выделить показатели транспорта (кол-во перевезенных грузов и пассажиров, себестоимость, грузоподъемность, скорость перевозок, влияние природных условий на работу)

2.гр. – составить схему «Виды транспорта»

1 гр. – работа с картой «Железнодорожный транспорт». Выявить обеспеченность транспортом Европейской и Азиатской частей страны. Основные магистрали. Что преобладает в структуре грузоперевозок.

2 гр - работа с картой «Автомобильный и воздушный транспорт». Сравнить плотность автомобильных дорог в Европейской и Азиатской частях страны.

1 гр – работа с картой «Водный транспорт». Сравнить Азиатскую и Европейскую части нашей страны по обеспеченности водными путями и их роли в экономике.

  1. выступление групп в следующем порядке:

1гр слайд «составляющие термина «Транспорт»,

2гр слайд «Задачи транспорта»

Слайд «Транспортная система»

Учитель: с помощью какого-либо одного виды транспорта решить эти задачи невозможно, поэтому в России все виды транспорта взаимодействуют друг с другом, дополняя друг друга, образую транспортную систему. – Исходя из определения, раскройте термин «транспортный узел»

(Если посмотреть на карту транспорта, то можно заметить, что крупные города на ней напоминают пауков, сидящих в центре или на краю раскинувшейся вокруг них паутины. Сюда сходятся многочисленные дороги, трубопроводы, авиалинии. Пути сообщения образуют сеть, а их пересечения – транспортные узлы).

4 гр слайд «Виды транспорта»

3 гр слайд «Показатели работы транспорта»

6 гр слайд «Автомобильный и воздушный транспорт»

7 гр слад «Водный транспорт».

5 гр слайд «карта «Железнодорожный транспорт»

Вывод: Из анализа тематических карт какой можно сделать вывод? (территория России недостаточно обеспечена транспортной сетью).

  1. Физкультминутка

Закройте глаза, расслабьте тело

Представьте- вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза и снова за дело!















  1. Учитель: работая с текстом параграфа 32 и 33, заполните таблицу «Анализ эффективности работы транспорта»


железнодорожный

автомобильный

морской

речной

воздушный

Низкая себестоимость






Большая скорость транспортировки






Большая дальность перевозок






Влияние на окружающую среду






Влияние природных условий на работу транспорта






Возможность доставки груза непосредственно к потребителю








Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в общей работе транспорта. При выборе вида транспорта учитывают себестоимость и скорость транспортировки, грузоподъемность и влияние природных условий на его работу.

Вывод по таблице. – Какой вид транспорта набрал наибольшее количество положительных знаков

Из таблицы видно, что железнодорожный транспорт является ведущим в транспортной системе страны. Обоснуйте, почему? (Это обусловлено географическими особенностями нашей страны: протяженность с запада на восток; грузоподъемностью, надежностью, универсальностью, относительной дешевизной перевозок). (Слайд «Доля видов транспорта»).

- Какую форму имеют ж.д в Европейский и Азиатской частях страны? С чем это связано? (экономика России исторически концентрировалась в европейской части страны. Её основные связи, следовательно и потоки грузов ориентированы преимущественно на запад и юг. Там расположены порты и основные торговые партнеры. На восток от европейского колеса протянулись широтные магистрали. Чем восточнее, тем их меньше.)

- В последнее время политика правительства направлена на развитие азиатского региона: разработку новых месторождений, строительство новых предприятий. Как вы думаете, эти идеи будут быстро воплощены в жизнь? (нет, быстро растет грузопоток между Сибирью, Дальнем Востоков и европейской частью, осуществлять эти перевозки стало труднее, так как недостаточное обеспечение транспортом. Поэтому строительство новых железных дорог на востоке России остается важнейшей задачей)

Вывод: чтобы развивать отрасли промышленности – необходимо сначала обеспечить территорию транспортными путями.

Откройте учебник на с. 141-142, прочитайте Рубрику Внимание проблема! Ответьте на вопрос: Каковы проблемы железнодорожного транспорта и автомобильного транспорта у нас в стране?

6 Итог урока (рефлексия)

1 Исследование какой темы вели на уроке?

2 Какие понятия разобрали?

  1. Удалось решить поставленную задачу?

  2. Каким способом?

  3. Какие получили результаты?

  4. Что нужно сделать еще?

  5. Где можно применить новые знания?

  6. Оцените свою работу на уроке. (Листки на партах)

На листах-самооценки учащиеся оценивают свою работу в группе



  1. Домашнее задание: П. 32-33

Подготовить сообщения «Транспорт и экология» (автомобильный, железнодорожный, морской, авиационный)

Спасибо за урок! Досвидания!

















Приложение

«Анализ эффективности работы транспорта»


железнодорожный

автомобильный

морской

речной

воздушный

Низкая себестоимость






Большая скорость транспортировки






Большая дальность перевозок






Влияние на окружающую среду






Влияние природных условий на работу транспорта






Возможность доставки груза непосредственно к потребителю
















































Доказать целесообразность размещения предприятия плану:

  1. Природные ресурсы (сырьевая база, агроклиматические ресурсы)

  2. Потребители.

  3. Обеспеченность транспортом

  4. Обеспеченность квалифицированными рабочими кадрами.













Проведите географическую экспертизу представленных проектов, учитывая при этом:

А) природные условия рассматриваемых трасс, прилегающие к ним месторождения природных ресурсов и потребность России в них;

Б) географию населения в районах предполагаемого строительства и возможности ее изменения;

В) характер внутри – и межгосударственных связей, которые могут возникнуть в результате строительства;

Г) техническую возможность строительства и его экологические последствия.





















1 ГРУППА - ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПОНЯТИЕ «ТРАНСПОРТ»





2 ГРУППА - ОБОЗНАЧИТЬ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ РЕШАЕТ ТРАНСПОРТ





1 ГРУППА - ИСПОЛЬЗУЯ ТЕКСТ УЧЕБНИКА, ВЫДЕЛИТЬ ПОКАЗАТЕЛИ ТРАНСПОРТА





2 ГРУППА - СОСТАВИТЬ СХЕМУ «ВИДЫ ТРАНСПОРТА»







1 ГРУППА – работа с картой «Железнодорожный транспорт». Выявить обеспеченность транспортом Европейской и Азиатской частей страны. Основные магистрали. Что преобладает в структуре грузоперевозок.







2 ГРУППА - работа с картой «Автомобильный и воздушный транспорт». Сравнить плотность автомобильных дорог в Европейской и Азиатской частях страны.









1 ГРУППА – работа с картой «Водный транспорт». Сравнить Азиатскую и Европейскую части нашей страны по обеспеченности водными путями и их роли в экономике.















Приложение

«Анализ эффективности работы транспорта»


железнодорожный

автомобильный

морской

речной

воздушный

Низкая себестоимость






Большая скорость транспортировки






Большая дальность перевозок






Влияние на окружающую среду






Влияние природных условий на работу транспорта






Возможность доставки груза непосредственно к потребителю






















Приложение

«Анализ эффективности работы транспорта»


железнодорожный

автомобильный

морской

речной

воздушный

Низкая себестоимость






Большая скорость транспортировки






Большая дальность перевозок






Влияние на окружающую среду






Влияние природных условий на работу транспорта






Возможность доставки груза непосредственно к потребителю











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!