СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по географии в 9 классе по теме: «Национальный состав населения России»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по географии в 9 классе на тему "Национальный состав населения России".

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по географии в 9 классе по теме: «Национальный состав населения России»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Верхне – Грунская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области

307415, с. Верхняя Груня, тел. (471–47) 3–34–39, e-mail: [email protected]



Открытый урок по географии в 9 классе по теме:

«Национальный состав населения России»

Учитель географии:

Каменева Татьяна Сергеевна



2017-2018 уч. год

Цели урока:

Образовательная:

- изучить языковые семьи, группы и места основного проживания народов России.

- сформировать представление о культуре народов России (жилище, пище, одежде, праздниках);

Развивающая: развивать умения работать с таблицами, схемами, к/картами, самостоятельно работать и использовать дополнительную литературу;

Воспитывающая: воспитание толерантности, уважительное отношение к культуре и нации другого народа.

Тип урока: урок изучения нового материала (урок-исследование).

Используемые технологии: элементы технологии развития критического мышления; личностно-ориентированная технология, элементы технологии группового обучения.

Методы: рассказ, беседа, работа с учебником, картой, с таблицами, просмотр и анализ презентации, записи в тетрадь, групповая работа, самостоятельная (индивидуальная) практическая работа, заполнение листа самоконтроля, рефлексия в виде листа самооценки, «Ромашка «Блума».

Форма организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:

атласы 9 класса, атласы Курской области, физическая карта Курской области, проектор, ноутбук, экран, карта России, контурные карты, учебник, предметы народных промыслов, костюмы русского, украинского и молдавского народов.

Опережающие задания по темам:

1) подготовить сообщения: (работа по группам)

    • культура русского народа

    • культура украинского народа

    • культура молдавского народа

Основные понятия: национальный состав, народы России, титульный народ, языковая семья

Ценностный компонент урока: многонациональность как феномен культуры России.

Ход урока

1-Организационный этап. (2 мин)

- Начать наш урок я хочу со стихотворения:

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд
Один черкеску носит
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
(Стихотворение В. Степанова)

О чем это стихотворение? (Ответы детей.)

2- погружение в совместную деятельность (формулировка темы урока) (3 мин)

Учитель: Какие особенности имеет национальный состав населения России, какие народы проживают на территории нашей страны- на эти вопросы поможет нам ответить изучение темы: Национальный состав населения России (тема урока открывается на доске). Открываем тетради и записываем тему урока.

3 - актуализация знаний – (2 мин)

Постановка цели урока. Исходя из темы, на какие вопросы, по-вашему, мнению мы ответим сегодня? Для того, чтобы сформулировать цели урока, мы с вами сначала заполним таблицу. (У каждого на столе таблица).

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал»










Прежде всего, мы заполняем первую графу, куда записываем всё, что мы знаем о национальном составе населения России (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения),  после обсуждения полученных результатов вместе мы сформулируем цели урока, т.е. что мы хотим узнать во вторую графу таблицы. В конце урока мы с вами сделаем вывод о том, что я узнал и достиг ли я своих целей.

Цель урока: - изучить языковые семьи, группы и места основного проживания народов России и сформировать представление о культуре некоторых народов России (жилище, пище, одежде, праздниках).

В результате поставленных целей, мы можем составить следующий план урока:

План урока

1. Языковая принадлежность народов России.

2.Места основного проживания народов России.

3.Парад национальных культур.


Кроме того, в течение всего урока каждый из вас будет заполнять лист самоконтроля, где выставите себе оценки за работу на каждом этапе урока.

«Лист самоконтроля» (у каждого на столе)

Ведётся в течение всего урока.

Фамилия, имя ученика ______________________________

Вид задания

Отметка

1

Индивидуальна работа с картой и учебником


2

Индивидуальное сообщение


3

Работа в группах


4

Опережающее домашнее задание



Итоговая оценка



4- осмысление (изучение нового материала) (20-25 мин)


Учитель:- Наша страна – многонациональное государство. По данным переписи 2010 г. в России проживает 190 народов. (понятие «этнос) Среди этих народов выделяются крупнейшие по численности, например, русские (более 115 млн. - 80%), так и малые народы, например, ижорцы (800 человек).

Задание: используя диаграмму, назовите крупнейшие народы России. (Работа с презентацией)

Учитель: Малочисленными народами России являются те российские коренные народы, численность которых не превышает 50 тысяч человек. Это нганасаны (862 чел.), энцы (227 чел) и др. (Работа с презентацией)

Учитель: Чем отличаются люди разных национальностей? Перечислите признаки. (Ответы детей.)

Учитель: Каждый из народов России отличается по языку, укладу жизни, обычаям, историческим традициям, культуре, а также по трудовым навыкам. Одним из важнейших национальных признаков является язык.

По сходности языков народы России относятся к нескольким языковым семьям. Но поговорим мы сегодня о более крупных: индо-европейской, алтайской, кавказской, уральской и чукотско-камчатской (презентация). В состав языковых семей входят различные языковые группы: славянская, германская, иранская, тюркская и др. Какие народы представляют языковые семьи вам предстоит узнать самостоятельно.

1. Исследовательская деятельность учащихся в группах

(Учащиеся работают с учебником стр.32 таб.№7, анализируют статистические данные, «эксперты» каждой группы делают вывод)

1 группа выясняет, народы каких национальностей относятся к индо – европейской языковой семье;
2 группа – алтайская языковая семья;

3 группа – уральская и северокавказская языковая семья.



Задания для работы в группах

  1. Определить народы, входящие в языковую группу, записать их в таблицу.

Индоевропейская семья

Алтайская семья

Северокавказская семья

Уральская семья

Чукотско-Камчатская

Славянская группа

Тюркская группа

Монгольская группа


Финно-угорская группа









  1. Найти на карте места их компактного проживания.

  2. Используя дополнительную литературу, дать характеристику национально-культурных особенностей народов, относящихся к языковой семье.

Алгоритм выступления для каждой группы

1. Первый представитель от группы работает с настенной картой. Он показывает места проживания народов.

2. Второй представитель выходит к доске и заполняет таблицу, где подписывает маркером названия народов языковой семьи, которую он представляет. Закончив заполнять схему, называет, какие народы относятся к языковой семье, которую он представляет. Называет языковую группу.

3. Третий представитель (или 1-й, в группах из 2-х человек) характеризует национально-культурные особенности народов языковой семьи, которую он представляет.

Группы выступают в том порядке, в каком указаны выше. (Дети выступают с отчетами, учитель на презентации демонстрирует национально-культурные особенности. Ребята из других групп записывают народы в свои таблицы)

Результатом работы групп становится таблица:

Индоевропейская семья

Алтайская семья

Северокавказская семья

Уральская семья

Чукотско-Камчатская

Славянская группа

Тюркская группа

Монгольская группа

Аварцы, лакцы, кабардинцы, чеченцы, адыгейцы, грузины

Финно-угорская группа

Чукчи

Коряки

Ительмены

Русские, украинцы, белорусы

Татары, чуваши, башкиры, казахи, алтайцы,

адыгейцы

Буряты, калмыки

Мордва,удмурты, марийцы, карелы, ханты, манси


Рассказ учителя о чукотско-камчатской языковой семье. Ребята дополняют свою таблицу

Учитель: Чукчи, коряки, ительмены говорят на языках чукотско-камчатской семьи, эскимосы и алеуты – эскимосско-алеутской. Основными местами проживания этих народов являются север России и Чукотский полуостров. Традиционными занятиями являются оленеводство, охота и рыболовство. Их культура, быт свидетельствуют о том, что они хорошо приспособились к жизни в сложных условиях Севера.

Вывод: Спасибо за работу, ребята. Её результатом является заполненная таблица. Мы доказали, что наша страна-многонациональное государство.

Учитель: Как общаются между собой люди разных национальностей? (Русский язык является государственным и языком межнационального общения.) Вторым признаком этноса является территория. В пределах России принято выделять территории с исконно русским населением и области с пестрым национальным составом. Многие народы рассредоточены по всей территории России и практически невозможно выделить «чистые» в этническом отношении. В то же время в республиках, автономных округах велика доля коренного населения.

Народ, давший название республике или автономному округу называется титульным (запись в тетрадь)

Работа с учебником и картой

Учитель: Лишь в 7 республиках титульный народ составляет более половины всех жителей. Выясним по таблице №8 стр.33 учебника и покажем на карте, какие же это территории?

Особенности населения республик России

Республика Коренная национальность, % Доля русских, %

1 Чеченская 87,7 8,2

2 Дагестан 80,2 9,2

3 Ингушская 70,7 23

4 Чувашия 68 22

5 Тыва 64 32

6 Кабардино-Балкария 57,6 30

7 Северная Осетия (Алания) 53 29,9

В каких республиках титульный народ составляет более 50 %? (Это большинство северокавказских республик: Дагестан, Чечня, Ингушетия, а также Тыва, Чувашия). А вот в Карелии очень мала доля титульной нации - карелы составляют лишь 10% всех жителей.

Учитель: Итак, мы с вами выяснили, что Россия – многонациональная страна. Какая проблема стоит перед людьми наиболее остро? (Проблема межнациональных отношений.)

- После распада СССР обострились многие межэтнические конфликты, например, в Чечне, Ингушетии. Почему именно в этих регионах проблема межнациональных отношений стоит очень остро? (Кавказ находится на стыке двух культур, очень много народностей проживает в этих регионах.)

- Что необходимо делать, чтобы избежать национальных конфликтов? (Необходима политическая стабильность, экономическое благополучие, соблюдение законов – Статья Конституции.)

Учитель: А теперь давайте познакомимся с национальным составом населения Курской области, Кореневского района и села Верхняя Груня. Слово предоставляется Замудрякову Александру.

Парад национальных культур

Учитель: В нашем классе есть представители трёх национальностей. Коснемся некоторых аспектов культуры этих народов (небольшие доклады и показ предметов культуры народов).

1 пара - русского народа

2 пара – украинского

3 пара – молдавского

5 - закрепление знаний– 5 минут

На этапе закрепления используем прием «Ромашка Блума. Вам необходимо ответить на вопросы.

  1. Простые вопросы 

- Сколько народов проживает на территории России?

- Где проживают представители алтайской языковой семьи?

2. Уточняющие вопросы.

- Объясните, представители, каких национальностей распространены на территории Кореневского района?

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы.

- Почему на территории села Верхняя Груня так много выходцев из Казахстана?

4. Творческие вопросы. 

- Придумай, как улучшить условия жизни представителей других национальностей, которые приезжают в наше село.

5. Практические вопросы.

-Предложи свои методы сохранения традиций и обычаев людей разных национальностей при проживании на одной территории?

6. Оценочные вопросы.

- Поделись своими наблюдениями, толерантно ли в нашем селе относятся к представителям других национальностей.


При прохождении каждой темы мы продолжаем готовиться к ОГЭ по географии (работа с открытым банком заданий)


6-подведение итогов- 3 минуты

- Заполнение последней графы таблицы «Знаю – хочу знать – узнал»

- Выставление оценок и анализ листа самоконтроля.


7 - Рефлексия –Лист самооценки -2 мин

Заполните, пожалуйста, лист самооценки.

Фамилия, имя ученика ________________________________

Расставьте стрелочки!


Узнал что-то новое Научился


Я


Расстроился Получил радость




Удивился Ничего не понял



8 - домашнее задание -2 минуты

Домашнее задание: конспект, параграф 7, работа с контурную карту республики с преобладанием титульного народа.

Заключительное слово учителя: В России проживают люди разных национальностей, разных религиозных верований. Но где бы мы ни жили с вами ,какой национальности не были, все мы граждане одной великой страны – мы россияне. У нас одна общая история: героическая и трагическая. У нас огромные природные богатства, у нас трудолюбивый и талантливый народ, у нас разнообразие национальных культур. Если мы будем едины, то нам по плечу любые задачи.

Народностей много живет
В стране под названьем Россия
Но вместе мы – русские, русский народ
И в этом наша главная сила.
Но кто-то не верит, и пусть
Мы за руки крепко возьмемся
Поверь в наши силы Великая Русь
И мы к лучшей жизни вернемся!
 (Стихотворение Л. Рубальской)

Спасибо всем за работу, урок окончен.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!