СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по географии 10 класс "Промышленность и окружающая среда"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по географии 10 класс "Промышленность и окружающая среда"»


Тема: Промышленность мира и окружающая среда.

Цели:

  1. углубить знания учащихся о взаимосвязи между развитием отраслей промышленности и географией «грязных» регионов мира;

  2. развивать умения учащихся составлять картосхемы;

  3. проводить демонстрационные опыты;

  4. формировать экологическое мировоззрение учащихся;

  5. воспитывать культуру ведения дискуссии;

  6. развитие речи.

Оборудование:

  1. политическая карта мира;

  2. картосхемы;

  3. магнитофон;

  4. глобус;

  5. тестовые задания.

Методы обучения:

  1. словесные (беседа);

  2. наглядные (опыты, демонстрация картин);

  3. практические методы.

МПС: экология, химия.

Ход урока.

1. Организационный.

- Здравствуйте, садитесь!

2. Подготовка учащихся к активной УПД на основном этапе урока.

Сегодня урок хочу начать со стихотворения, вы послушайте и подумайте о чем это стихотворение.

Ученик (читает стихи). До планеты сегодняшних дней,

До ее снегов и метелей

Бронтозавры не доползли,

Птеродактили не долетели.

Это личная их беда,

За нее никто не в ответе;

Заблудились пошли не туда,

Смерть нашли в тупиковой ветви…

Древо жизни листвой шелестит,

Ветвь - направо и ветвь - налево.

Человек разумный сидит

На вершине этого древа.

А под ним проносится век:

Повороты, круговороты…

Да неужто и человек –

Тупиковая ветвь природы?!

Учитель: О чем это стихотворение?

Учащиеся: Ответы. (Вопрос к Диане, после высказывания всех учащихся)

Учитель . это стихотворение, несмотря на его шутливость нельзя лучше отражает положение человека в развитии планеты. Да человечество находиться на вершине всей экологический системы, мы научились создавать многие продукты заменившие природные компоненты или использоватьих по максимуму, систематизировали белки, создавать многие продукты заменившие природные компоненты или использовать их по максимуму, синтезировали белки, создали уникальные лекарства от многих болезней, даже клонируем животных, задавая им определение качества и в недалеком будущем возможно создания клонированного человека. Но мы не заметили , что создавая и усовершенствуя свои знания, мы с большой скоростью уничтожаем природу планеты.

Учитель: Как вы думаете, что является главным источником загрязнения окружающей среды?

Ответы учащихся.

Учитель: сегодня урок пройдет в виде конференции, сейчас определим цели нашей конференции.

Учащиеся предлагают цели урока.

Цели : 1 выявить взаимосвязи между развитием отраслей промышленности и географией «грязных» регионов мира.

2.получить знания о о воздействии отдельных отраслей промышленности на окружающую среду.

Учитель: Предлагаю план дальнейшей нашей работы: 1. Пресс-бой мировой общественности по теме «Промышленность мира и окружающая среда»

2. Обсуждения

Учитель: Просто- знать –это еще не все. Знать, чтобы уметь, чтобы делать. Следовательно, мы должны получить знания, которые пригодятся нам в дальнейшей жизни в деле сохранения окружающей нас Вселенной.

Учитель: Что же является главным в нашей работе? На этот вопрос вам ответят сами участники. На нашей конференции присутствуют следующие эксперты: это эксперты-географы, эксперты-экологи.

Остальные участники нашей конференции в ходе выступления заполняют протокол конференции. Не забываем, что по ходу выступления остальные участники задают вопросы.

Учитель: Итак, начнем пресс-бой. Первыми приглашаются эксперты-географы.

3.Формирование новых знаний.

Выступление экспертов- географов.

Учащиеся выступают и рассказывают:

- машиностроение

- электроэнергетика

- химическая промышленность.

(Каждый выступающий сопровождает свой ответ показом на настенной карте. Остальные учащиеся отмечают в своих атласах).

Вопросы к экспертам- географам.

  1. Как вы считаете, где же все - таки на нашей планете находятся самые загрязненные территории и с какими производствами они связаны?

  2. Каковы основные пути решения экологических проблем? и т. д.

Выступление экспертов- экологов.

 Во взаимосвязи природы и общества можно выделить 3 этапа, определяемые тремя технологиями производства.

1-ый этап. Господство ручного труда.

В этот исторический период люди воспринимали природу как нечто враждебное, обожествляли ее, поклонялись ей, но понимали, что природу надо беречь и охранять. Стратегия человека в это время была такова: не бери у природы больше, чем надо.

2-ой этап. Машинное производство.

В это время основная концепция общества гласит: человек – господин для природы. Которая должна отдать все для блага человека. В этот период появляются проблема Аральского моря, из-за большого количества использования вод рек Амударья и Сырдарья, вырублен лес Европы и наполовину уничтожены тропические, которые в отличие от северных невозможны в восстановлении, 20 млн. км2 выведены из использования (больше чем площадь России), содержание кислорода уменьшилось на 1,5 % и повысилось количество СО2, над Антарктидой появилась и расширяется озоновая дыра, пленки нефтепродуктов покрывают океан, и каждый день мы не досчитываемся одного из видов живых организмов, потребности человечества возрастают, как и возрастает само население. Из-за такого хищнического отношения к природе в 60-е гг. ХХ в. появляется третья, вынужденная, концепция общества, характеризующая как стратегия выживания.

3-ий этап. Дальнейшее выживание человечества.

Этап предполагает обеспечение потребностей человечества, а также сохранение при этом природы, гибель которой равносильна уничтожению жизни.

Глобальные последствия нарушения среды обитания затронули все страны, так как экологических проблемы не признают государственных границ. Поэтому и решены, они могут быть, только при широком международном сотрудничестве

Как и на любую проблему, по вопросам экологии существуют оптимистические и пессимистические взгляды. Поэтому мы хотим предложить вам следующий диалог.

Пессимист. Я считаю, что экологическая катастрофа неизбежна, и сейчас попытаюсь доказать это конкретными примерами. Возьмем электроэнергетику. Всего одна ТЭС мощностью 1 тыс. МВт ежегодно выбрасывает в атмосферу 5 тыс. двуокиси серы, 10 тыс. т. окислов азота, 400 тыс. т. золы, в том числе 80 т. тяжелых металлов. А таких электростанций в мире великое множество.

Оптимист. Но ведь можно развивать атомную энергетику. При правильно выбранной технологии создания АЭС являются более чистыми с экологической точки зрения. И отходов дают мало.

Пессимист. Это при правильно продуманной технологии. А если это не так? Масштабы катастроф на АЭС хорошо известны, взять хотя бы пример Чернобыля. К тому же существует проблема захоронения отходов. Их нередко сбрасывают в контейнерах в открытый океан, но морская вода со временем способна разрушать стенки контейнеров, и происходит радиоактивное заражение морских глубин.

Оптимист. В таком случае выход может быть в развитии тех типов электростанций, которые используют энергию ветра, солнца…. Экологически они безвредны.

К данным вопросам надо подходить только совместными усилиями всей мировой общественности.

Вопрос к экспертам- экологам.

- Скажите, а какие отрасли промышленности наносят большой урон окружающей среде - добывающая или обрабатывающая?

Выступление экспертов- химиков.

Учащиеся демонстрируют опыт, показывающий влияние кислотных дождей на окружающую среду.

- Какие же выводы можно сделать на основании всего услышанного и увиденного?

«Я сорвал цветок - и он увял. Я поймал мотылька и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

И вывод напрашивается один: чтобы сохранить нашу планету пригодной для жизни, всей мировой общественности нужно действовать сообща. Необходимо также, чтобы каждый из нас по настоящему понял, что сохранение жизни на Земле зависит и от нашего в том числе.

4.Закрепление материала.

Раздается тест. Учащиеся выполняют 10-11 мин.

5.Подведение итогов.

Выставление оценок выступающим


  1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю составляет:

  1. Пластмасса.

  2. Стекло.

  3. Металл.

  1. Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей:

  1. Производство упаковочных материалов.

  2. Переработка мусора

  3. Производство автомобилей.

  1. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

  1. Рассортировать

  2. Собрать в одном месте

  3. Раскрошить

  1. Для того, чтобы переработать пластмассу её необходимо:

  1. Компостировать.

  2. Сжечь при специальных условиях.

  3. Переплавить.

  1. Первоочередная забота при выборе места свалки:

  1. Защита поверхности земли и грунтовых вод.

  2. Ограждение места свалки.

  3. Укомплектование соответствующей техникой.

  1. Вредные выбросы оказывают влияние:

  1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.

  2. На близлежащие регионы.

  3. Даже на территории, удаленные от места, где произошло загрязнение.

  1. Самая страшная добавка к воде:

  1. Бытовой мусор.

  2. Пестициды.

  3. Минеральные удобрения.

  1. Какую страну называют “мусорным ящиком Европы”?

  1. Британию

  2. Россию.

  3. Польшу.

  1. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду?

  1. Их захоронение

  2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса

  3. Рециркуляция (повторное использование отходов)

  1. Первое место по суммарному объёму выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:

  1. Теплоэнергетика.

  2. Нефте- и газопереработка.

  3. Автотранспорт

  1. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:

  1. 10 лет.

  2. 50 лет.

  3. 100 лет и более

  1. Выброшенную бумагу “съедят” невидимки-микробы за:

  1. 1-2 года

  2. 5-8 лет.

  3. 20 и более лет.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!