СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по теме: «Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по теме: «Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России».

 

Тип урока: комбинированный

Учитель: Козлова Т.А., МБОУ Опалиховская СОШ, г.Красногорск

Дата проведения: 06.09.2017г.

Оборудование:

  1. Учебник: Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., под редакцией Дронова В.П. – 4-ое издание, стереотип: География России: Хозяйство и географические районы. 9 класс. - М.: Дрофа, 2017.)
  2. Атлас: Издательство Просвещение, 2017. География 9 класс под редакцией В.П.Дронова.
  3. Презентация «Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России» из 27 слайдов, выполненная учителем к уроку.
  4. Проектор для показа презентации.

 

 

Цель урока:

 

Образовательная: сформировать знания о структуре и размещении топливной промышленности России, её значении для хозяйства страны. Способствовать пониманию новых понятий: ТЭК, баланс, топливная промышленность. Развивающая: создать условия для развития общеучебных умений, таких как работа с текстом учебника и картами атласа. Воспитательная: способствовать пониманию ценности интеллектуальных умений в жизни современного человека.

 

Научно-методическое содержание урока:

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значе­ние в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс (ТЭБ). Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды.

 

 

Ход урока:

1).Оргмомент

 (Учитель приветствует учащихся, настраивают класс на рабочую атмосферу, объявляет цель и содержание урока, проверяет готовность класса к изучению материала, отмечает отсутствующих).

2). Выявление опорных знаний и умений

Для выявления опорных знаний и актуализации темы учитель использует знания, полученные учащимися ранее и/или по смежным дисциплинам.

Классу предлагается ответить на несколько вопросов:

А) Какие вы знаете виды горючего топлива?

Б) Какой вид топлива теряет актуальность в наши дни, а какие виды набирают популярность?

В) Как может быть связана добыча полезных ископаемых с развитием промышленности страны?

Г) Как может отражаться на природе добыча и переработка нефти, газа и угля? Что на ваш взгляд наносит наибольший вред экологии страны?

Вся эта информация используется при дальнейшем изучении темы. На данном этапе используется репродуктивный метод и метод анализа.

3). Изучение новой темы.

Этот этап урока делится на две части.

В первой части учитель с помощью учеников, используя электронную презентацию «Топливная промышленность России», вспоминает и обобщает знания о структуре и размещении топливной промышленности России. Устанавливает её ведущее значение для хозяйства и бюджета страны, делает выводы об экологической нагрузке и мерах по охране природы от загрязнения и уничтожения.

 

В состав ТЭК входит три крупных звена. Каждое из них выполняет свою функцию, а также   все они взаимосвязаны между собой.  1 звено – это предприятия по добыче и переработке топлива: А) угольная промышленность; Б) нефтяная промышленность; В) газовая промышленность; Г) сланцевая, торфяная промышленности   Функция   1звена - добыча топлива. 2 звено – электроэнергетика, т.е. производство электроэнергии. А) ТЭС и ТЭЦ, которые работают за счет топлива топливной промышленности. Б) ГЭС,  работают за счет  энергии воды. В) АЭС, работают за счет добычи и подготовки ядерного топлива Г) ветровые, солнечные, приливные и другие ЭС, которые работают за счет использования нетрадиционных видов энергии.  Функция 2 звена – производство электроэнергии.  3 звено – это транспортная система, которая доводит до потребителя топливо и тепло, а также электроэнергию.  Вывод: Значит, в состав ТЭК входят: предприятия по переработке топлива, предприятия по производству электроэнергии, а так же предприятия по транспортировке топлива и электроэнергии.

ТЭК - совокупность отраслей, связанных с производством и распределением энергии в ее различных видах и формах. ( в начале XX века добыча производилась  небольшими количествами,  к середине, количество значительно увеличилось в разы, не говоря уже о начале XXI века).

 

Затем, с помощью текста учебника, атласа и активности учащихся, учитель устанавливает связь с другими отраслями, выводит топливно-энергетический баланс, делает выводы о современных проблемах ТЭК.

 

Проблемы развития ТЭК:  - старые месторождения становятся непригодными для использования, а новые находятся  в малообжитых районах с суровыми природными условиями; - постоянно растут затраты на транспортировку топлива и энергии; -рост энергетики оказывает отрицательное влияние на окружающую среду.  В связи с этим возникает необходимость  одновременно увеличивать производство энергии,  с необходимостью ее экономии.  ТЭК развивается, целиком опираясь на собственные энергетические ресурсы. Для учета общего количества добычи топлива и производства энергии, пропорций между различными видами топлива  энергии и их распределения между потребителями  ежегодно составляются  топливно-энергетические балансы.  3) Что входит в состав приходной части баланса? (Импорт, запасы на конец года, добыча и производство топлива)  ТЭБ (топливно-энергетический баланс) - соотношение добычи разных видов топлива и выработанной энергии (приход) и использование их в хозяйстве страны (расход)  Для того чтобы рассчитать топливно-энергетический баланс, разные виды топлива, обладающие неодинаковой теплотворной способностью, переводят в так называемое условное топливо, теплота сгорания 1 кг которого равна 7 тыс. кКал (или 29 мДж/кг). Одна тонна каменного угля примерно равна 1 тонне условного топлива, а у нефти и природного газа этот коэффициент равен 1,5, у  торфа 0,5. Для расчета энергоресурсов, использованных на атомных и гидроэлектростанциях, приравнивают 2-3 тыс. кВт/ч электроэнергии (в зависимости от КПД электростанции) к 1 т. у.т.

Вторая часть урока направлена на закрепление учениками полученных знаний. Для этого учитель дает практическое задание: разбивает класс на 4 группы, которые находят, обосновывают, а затем записывают в тетрадь ответы на следующие вопросы

Вопросы к 4-м группам:

  1. Почему экономику нашей страны нельзя представить без топлива и энергии?
  2. Все ли территории достаточно обеспечены топливными ресурсами? Почему?
  3. На основе вышесказанного выделите ключевые слова и дайте определение ТЭК. В чем состоит задача ТЭК России?
  4. Объясните, что такое топливно-энергетический баланс (ТЭБ) и с какой целью его необходимо считать ежегодно.

На подготовку учащимся даётся 5 минут, затем следует защита своего мини-исследования. В конце защиты участники других групп и учитель задают вопросы, чтобы понять степень понимания собранной информации каждым участником группы.

4).Подведение итогов урока.

Заключительная часть урока отводится подведению итогов. Учитель обобщает изученный материал.

5).Рефлексия

Даётся оценка работы каждой исследовательской группы на предмет правильности и логичности высказываний. Учащиеся делают самооценку полученных знаний и достигнутых результатов.

6).Объявление домашнего задания

  • параграф №1 – читать, пересказывать;
  • выучить конспект в тетради;
  • подготовить сообщение о новых технологиях защиты природы при добыче и переработке горючего топлива – нефти, газа, угля (один вид топлива на выбор).

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по теме: «Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России»»

Топливная промышленность России

Топливная промышленность России

Топливно-энергетический комплекс Комплексная базовая отрасль, основной источник энергии и важного промышленного сырья. Транспортировка Добыча топлива Доведение до потребителя Выработка энергии

Топливно-энергетический комплекс

Комплексная базовая отрасль,

основной источник энергии и важного промышленного сырья.

Транспортировка

Добыча топлива

Доведение

до потребителя

Выработка энергии

Виды топлива С + О 2 = СО 2 + Q 10500 2900 7000 10400 0,37 0,30 1,22 1,00 0,51 1,43 Условное топливо - топливо, теплотворная способность которого на 1 кг составляет 7000 кКал

Виды топлива

С + О 2 = СО 2 + Q

10500

2900

7000

10400

0,37

0,30

1,22

1,00

0,51

1,43

Условное топливо - топливо, теплотворная способность которого на 1 кг составляет 7000 кКал

Угольная промышленность Виды угля КАМЕННЫЙ БУРЫЙ Уголь низкого качества, обладающий невысокой калорийностью, высокой зольностью и способен к самовоспламенению на воздухе Кокс Антрацит Уголь, Уголь, обладающий высокой калорийностью не содержащий природных примесей Электроэнергетика, Сельское хозяйство Металлургия Электроэнергетика

Угольная промышленность

Виды угля

КАМЕННЫЙ

БУРЫЙ

Уголь низкого качества, обладающий невысокой калорийностью, высокой зольностью и способен

к самовоспламенению

на воздухе

Кокс

Антрацит

Уголь,

Уголь, обладающий высокой калорийностью

не содержащий природных примесей

Электроэнергетика,

Сельское хозяйство

Металлургия

Электроэнергетика

Угольная промышленность Способы добычи угля Открытый Закрытый (шахтный) (карьерный) Какие «плюсы» и «минусы» каждого из этих способов добычи?

Угольная промышленность

Способы добычи угля

Открытый

Закрытый (шахтный)

(карьерный)

Какие «плюсы» и «минусы» каждого из этих способов добычи?

Уголь

Уголь

Основные угольные бассейны России

Основные угольные бассейны России

Основные угольные бассейны России Бассейн Кузнецкий Вид угля Канско-Ачинский Значимость Основной способ добычи в экономике России Печорский Донецкий Особенности добычи и свойства угля Подмосковный Иркутский Южно-Якутский базовый базовый базовый базовый вспомогательный вспомогательный перспективный Вид угля:

Основные угольные бассейны России

Бассейн

Кузнецкий

Вид угля

Канско-Ачинский

Значимость

Основной способ добычи

в экономике России

Печорский

Донецкий

Особенности добычи

и свойства угля

Подмосковный

Иркутский

Южно-Якутский

базовый

базовый

базовый

базовый

вспомогательный

вспомогательный

перспективный

Вид угля:

Основные угольные бассейны России Бассейн Способ добычи Кузнецкий Калорийность угля, Печорский 60% шахтный (с 1920-хх гг.) 95% шахтный (с 1934 г.) 8800 Зольность угля, кКал/кг Канско-Ачинский % Глубина залегания пластов, м 10 6300 100% открытый (с 1903 г.) Донецкий Мощность пластов, 185 (4000 – 7800) 4 – 6 (4 – 16) Подмосковный 4700 100% шахтный (с конца XIX в.) 298 Назначение угля м 1,85 (с 1786 г.) 90% шахтный Иркутский 8500 8 – 16 (2800 – 4600) 2,21 42-45% кокс Южно-Якутский до 25 87% открытый (с 1896 г.) 0 2720 50% кокс Тунгусский 14 – 70 31 (с 1977 г.) 320 4200 Ленский 8500 62 19 – 30 4900 – 5400 (12 – 45) 0,93 (с 1935 г.) (с 1930 г.) Зырянский 70 2,21 18 – 20 22% антрацит 300 9 – 25 9 – 18 3475 - 5800 (с 1935 г.) 25 – 27 5580 в основном коксующиеся 5 – 16 энергетический 0,6

Основные угольные бассейны России

Бассейн

Способ добычи

Кузнецкий

Калорийность угля,

Печорский

60% шахтный

(с 1920-хх гг.)

95% шахтный

(с 1934 г.)

8800

Зольность угля,

кКал/кг

Канско-Ачинский

%

Глубина залегания пластов, м

10

6300

100% открытый

(с 1903 г.)

Донецкий

Мощность пластов,

185

(4000 – 7800)

4 – 6

(4 – 16)

Подмосковный

4700

100% шахтный

(с конца XIX в.)

298

Назначение угля

м

1,85

(с 1786 г.)

90% шахтный

Иркутский

8500

8 – 16

(2800 – 4600)

2,21

42-45% кокс

Южно-Якутский

до 25

87% открытый

(с 1896 г.)

0

2720

50% кокс

Тунгусский

14 – 70

31

(с 1977 г.)

320

4200

Ленский

8500

62

19 – 30

4900 – 5400

(12 – 45)

0,93

(с 1935 г.)

(с 1930 г.)

Зырянский

70

2,21

18 – 20

22% антрацит

300

9 – 25

9 – 18

3475 - 5800

(с 1935 г.)

25 – 27

5580

в основном коксующиеся

5 – 16

энергетический

0,6

Месторождение бурого угля Подмосковного угольного бассейна у дер. Петрушино Единственное место добычи бурого угля Подмосковного угольного бассейна находится в Рязанской области, в районе города Скопин Бурый уголь в этом месте залегает довольно близко к поверхности, что позволяет его добывать открытым способом, удешевляя процесс добычи.

Месторождение бурого угля Подмосковного угольного бассейна у дер. Петрушино

Единственное место добычи бурого угля Подмосковного угольного бассейна находится в Рязанской области,

в районе города Скопин

Бурый уголь в этом месте залегает довольно близко к поверхности, что позволяет его добывать открытым способом, удешевляя процесс добычи.

Месторождение бурого угля Подмосковного угольного бассейна у дер. Петрушино Бурый уголь лежит здесь на глубинах в 20-50 метров. Его верхние горизонты кое-где вскрыты на склонах оврагов. Поэтому рельеф в разрезе очень неоднородный. Уголь здесь залегает в два пласта, перемежаемых глиной. Каждый из них имеет толщину не больше метра. И при этом пласты очень капризны - для них характерен резкий перепад глубины залегания.

Месторождение бурого угля Подмосковного угольного бассейна у дер. Петрушино

Бурый уголь лежит здесь на глубинах в 20-50 метров. Его верхние горизонты кое-где вскрыты на склонах оврагов. Поэтому рельеф в разрезе очень неоднородный. Уголь здесь залегает в два пласта, перемежаемых глиной. Каждый из них имеет толщину не больше метра. И при этом пласты очень капризны - для них характерен резкий перепад глубины залегания.

Месторождение бурого угля Подмосковного угольного бассейна у дер. Петрушино Особенности залегания бурого угля не позволяют использовать на разрезе высокопроизводительную технику. Да и смысла покупать её нет, вагон бурого угля Подмосковного бассейна в наше время стоит дешевле вагона бутилированной питьевой воды.

Месторождение бурого угля Подмосковного угольного бассейна у дер. Петрушино

Особенности залегания бурого угля

не позволяют использовать

на разрезе высокопроизводительную технику.

Да и смысла покупать её нет, вагон бурого угля Подмосковного бассейна

в наше время стоит дешевле вагона бутилированной питьевой воды.

Месторождение бурого угля Подмосковного угольного бассейна у дер. Петрушино По причине низкого качества угля на него полностью отсутствует спрос. Единственный потребитель продукции данного карьера – расположенная в нескольких километрах от него Рязанская ГРЭС.

Месторождение бурого угля Подмосковного угольного бассейна у дер. Петрушино

По причине низкого качества угля на него полностью отсутствует спрос. Единственный потребитель продукции данного карьера – расположенная

в нескольких километрах от него

Рязанская ГРЭС.

Месторождение бурого угля Подмосковного угольного бассейна у дер. Петрушино

Месторождение бурого угля Подмосковного угольного бассейна у дер. Петрушино

Нефтяная промышленность Виды нефти Тяжёлая Лёгкая Плотная вязкая маслянистая жидкость тёмного цвета, содержащая много примесей серы и фосфора. Жидкость светлого цвета, содержит мало примесей серы и фосфора Практически не требует переработки, идёт на экспорт Требует переработки

Нефтяная промышленность

Виды нефти

Тяжёлая

Лёгкая

Плотная вязкая маслянистая жидкость тёмного цвета, содержащая много примесей серы и фосфора.

Жидкость светлого цвета, содержит мало примесей серы и фосфора

Практически не требует переработки, идёт на экспорт

Требует переработки

Нефть

Нефть

Нефтяная промышленность Способы добычи нефти Фонтанный Компрессорный Насосный

Нефтяная промышленность

Способы добычи нефти

Фонтанный

Компрессорный

Насосный

Основные нефтегазоносные провинции России и их характеристика III II V I IV VI I – Западно-Сибирская II – Волго-Уральская III – Тимано-Печорская IV - Северокавказская V - Восточносибирская VI - Дальневосточная

Основные нефтегазоносные провинции России и их характеристика

III

II

V

I

IV

VI

I – Западно-Сибирская

II – Волго-Уральская

III – Тимано-Печорская

IV - Северокавказская

V - Восточносибирская

VI - Дальневосточная

Нефте- и газопроводы Северный поток Голубой поток

Нефте- и газопроводы

Северный поток

Голубой поток

Природный газ

Природный газ

Применение

Применение

Экология

Экология

МБОУ Опалиховская СОШ  учитель географии  Козлова Т.А.

МБОУ Опалиховская СОШ учитель географии Козлова Т.А.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!