Тема: «Решение иррациональных уравнений»
Цели:
Расширить представления учащихся о методах решения иррациональных уравнений.
Продолжить работу по формированию у учащихся умений решать иррациональные уравнения.
Развивать логику, учить рассуждать последовательно, доказательно не теряя из виду ни одного момента.
Мотивация
Свой урок я хочу начать с притчи.
Однажды царь решил выбрать из своих придворных первого помощника. Он подвел всех к огромному дверному замку и сказал: «Кто откроет замок без ключа, тот и будет первым помощником». Никто не притронулся к замку. Лишь один визирь подошел и потянул замок, замок открылся. Он не был закрыт на ключ. Тогда царь сказал: «Ты получишь эту должность, потому что ты полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку».
И вас я призываю на уроке не только слушать учителя, но и попытаться проявить самостоятельность при решении тех или иных заданий, проявить свое упорство, силу воли при достижении поставленной цели.
И так тема нашего урока «Решение иррациональных уравнений».
Цель: расширить представления о методах решения иррациональных уравнений.
Ребята у всех ли получилось домашнее задание?
Сдайте тетради для проверки и приготовьте справочник-конспект.
Подумайте и скажите равносильны ли следующие уравнения?
3х-7=5х+5 и 2х+12=0
|х-2|=-3 и 3x= (-1)3
Установите, какое из двух уравнений является следствием другого:
x-3 = 0 и х2-5х+6 = 0
Вы уже знакомы с иррациональными уравнениями. Кстати, напомните мне, какие уравнения называются иррациональными.
Н
1
ам предстоит много заниматься умственной деятельностью. А для этого необходимо сосредоточить внимание. Маленький тест на внимание. На файле напишите № правильного ответа. За каждый правильный ответ 1 балл. Фиксируйте баллы на полях.
= 2
4
4
; 2) 2; 3) 16; 4) -2
= 5
-
2
21; 2) 25; 3) 16; 4) 21
= 0
3
-2; 8; 2) -8; 2; 3) -8; 4) -2
= 0
2
1; -3,5; 2) 1; 3,5; 3) -1; 4) -1; -3,5
=0
1; -3,5; 2) нет корней; 3) -1; 4) -1; -3,5
Теперь рассмотрим простейшие способы решения иррациональных уравнений.
Возведение в одну степень обеих частей уравнения.
=
способ: возведем обе части в квадрат
x-5 = 2x-3
-x = 2
x = -2
Проверка: = -7
Значит х = -2 посторонний корень
II способ: ОДЗ
х ≥ 5 х = -2 ОДЗ
Ответ: нет решений
Как вы думаете, почему появился посторонний корень? Основной причиной появления посторонних корней является возведение обеих частей уравнения в одну и ту же четную степень, расширяется область определения и др. Поэтому необходимой частью решения иррационального уравнения является проверка, либо использование области определения заданного уравнения.
А если уравнение нечетной степени
+2 = 0
Уединим = -2
Возведем в степень х+5 = -128
Решим х = -128-5
х = -133
Ответ: -133
У доски решаем № 152 (3) и № 154 (3)
= =
4+х = 2х-1 х + 3 = 5 - х
-х = -5 2х = 2
х = 5 х = 1
Проверка: Проверка:
= =
= =
3= 3 2 = 2
Ответ: х = 5 Ответ: х = 1
№ 155 (3) № 158 (1)
= х- 3 –х = 0
х – 1 = х2 – 6х – 9 = х
х2 – 7х + 10 = 0 х + 12 = х2
х1 = 5 х2 = 2 х2 - х – 12 = 0
Проверка: х1 = 4 х2 = -3
= 5 – 3 = 2 – 3 Проверка:
= 2 = -1
2 = 2
Ответ: х = 5 Ответ: х = 4
Запишем в справочнике:
План
Уединим корень, если это требуется.
Возводим обе части уравнения в нужную степень.
Решаем полученное уравнение.
Делаем проверку.
Если квадратных корней в уравнении много, то придется возводить в квадрат части уравнения несколько раз. Рассмотреть просто на доске.
Физкультминутка.
Кто хочет быть счастливым поднимите руку, машите рукой.
Кто сильно хочет быть счастливым поднимите обе руки, машите обеими руками.
Счастье у вас впереди, руки вперед.
Зовите счастье.
А теперь раздайте кусочек своего счастья всем своим близким, окружающим, рядом сидящим.
Какие вы добрые ребята, доброта спасет мир.
Решить уравнение = х2- 4
Для этого существует графический способ
Решить самостоятельно:
= ; = - 7
Метод замены переменной
- 34 + 2 = 0 ОДЗ : х + 4 ≥ 0 х -4
4 = t ≥ 0 4 = 1 4 = 2
t2 – 3t +2 = 0 х + 4 = 1 х + 4 = 16
t1 = 1 t2 = 2 х = -3 х = 12
Ответ: -3; 12
Запишем в справочнике:
План
Ввести новую переменную.
Решить уравнение, отбросив посторонние корни.
Вернуться к замене.
Метод разложения на множители
А) х2 - 49 = 0 ОДЗ : х + 6 ≥ 0
х ≥ -6
(х2 – 49) = 0
(х -7) (х + 7) = 0
х = 7 х = -7 –посторонний корень
-6; 7
= 2 ОДЗ : х - 1 ≥ 0
– 2 х ≥ 1
(1- 2 ) = 0
х1 = 1 х2 = -
Ответ: 1
Рефлексия
+ этот метод я понял хорошо
? есть некоторые вопросы
- этот метод мне не понятен
Домашнее задание: № 160, № 162 (1;2)
Выставление оценок.
Выберите из предложенных смайликов тот, который соответствует вашему настроению после пройденного урока.
Составила:
учитель математики
Антошко Ирина Ивановна
МОУ «Школа №2» города Ждановка