СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по алгебре

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по алгебре»

Тема: «Решение иррациональных уравнений»

Цели:

  1. Расширить представления учащихся о методах решения иррациональных уравнений.

  2. Продолжить работу по формированию у учащихся умений решать иррациональные уравнения.

  3. Развивать логику, учить рассуждать последовательно, доказательно не теряя из виду ни одного момента.

Мотивация

Свой урок я хочу начать с притчи.

Однажды царь решил выбрать из своих придворных первого помощника. Он подвел всех к огромному дверному замку и сказал: «Кто откроет замок без ключа, тот и будет первым помощником». Никто не притронулся к замку. Лишь один визирь подошел и потянул замок, замок открылся. Он не был закрыт на ключ. Тогда царь сказал: «Ты получишь эту должность, потому что ты полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку».

И вас я призываю на уроке не только слушать учителя, но и попытаться проявить самостоятельность при решении тех или иных заданий, проявить свое упорство, силу воли при достижении поставленной цели.

И так тема нашего урока «Решение иррациональных уравнений».

Цель: расширить представления о методах решения иррациональных уравнений.

Ребята у всех ли получилось домашнее задание?

Сдайте тетради для проверки и приготовьте справочник-конспект.

Подумайте и скажите равносильны ли следующие уравнения?

3х-7=5х+5 и 2х+12=0

|х-2|=-3 и 3x= (-1)3

Установите, какое из двух уравнений является следствием другого:

x-3 = 0 и х2-5х+6 = 0

Вы уже знакомы с иррациональными уравнениями. Кстати, напомните мне, какие уравнения называются иррациональными.

Н

1

ам предстоит много заниматься умственной деятельностью. А для этого необходимо сосредоточить внимание. Маленький тест на внимание. На файле напишите № правильного ответа. За каждый правильный ответ 1 балл. Фиксируйте баллы на полях.

  1. = 2

  1. 4

    4

    ; 2) 2; 3) 16; 4) -2

  1. = 5

  1. -

    2

    21; 2) 25; 3) 16; 4) 21

  1. = 0

  1. 3

    -2; 8; 2) -8; 2; 3) -8; 4) -2

  1. = 0

  1. 2

    1; -3,5; 2) 1; 3,5; 3) -1; 4) -1; -3,5

  1. =0

  1. 1; -3,5; 2) нет корней; 3) -1; 4) -1; -3,5


Теперь рассмотрим простейшие способы решения иррациональных уравнений.

  1. Возведение в одну степень обеих частей уравнения.

=

способ: возведем обе части в квадрат

x-5 = 2x-3

-x = 2

x = -2

Проверка: = -7

Значит х = -2 посторонний корень

II способ: ОДЗ

х ≥ 5 х = -2 ОДЗ

Ответ: нет решений

Как вы думаете, почему появился посторонний корень? Основной причиной появления посторонних корней является возведение обеих частей уравнения в одну и ту же четную степень, расширяется область определения и др. Поэтому необходимой частью решения иррационального уравнения является проверка, либо использование области определения заданного уравнения.

А если уравнение нечетной степени

+2 = 0

  1. Уединим = -2

  2. Возведем в степень х+5 = -128

  3. Решим х = -128-5

х = -133

Ответ: -133

У доски решаем № 152 (3) и № 154 (3)

= =

4+х = 2х-1 х + 3 = 5 - х

-х = -5 2х = 2

х = 5 х = 1

Проверка: Проверка:

= =

= =

3= 3 2 = 2

Ответ: х = 5 Ответ: х = 1

155 (3) № 158 (1)

= х- 3 –х = 0

х – 1 = х2 – 6х – 9 = х

х2 – 7х + 10 = 0 х + 12 = х2

х1 = 5 х2 = 2 х2 - х – 12 = 0

Проверка: х1 = 4 х2 = -3

= 5 – 3 = 2 – 3 Проверка:

= 2 = -1

2 = 2

Ответ: х = 5 Ответ: х = 4

Запишем в справочнике:

План

  1. Уединим корень, если это требуется.

  2. Возводим обе части уравнения в нужную степень.

  3. Решаем полученное уравнение.

  4. Делаем проверку.

Если квадратных корней в уравнении много, то придется возводить в квадрат части уравнения несколько раз. Рассмотреть просто на доске.

Физкультминутка.

  • Кто хочет быть счастливым поднимите руку, машите рукой.

  • Кто сильно хочет быть счастливым поднимите обе руки, машите обеими руками.

  • Счастье у вас впереди, руки вперед.

  • Зовите счастье.

  • А теперь раздайте кусочек своего счастья всем своим близким, окружающим, рядом сидящим.

Какие вы добрые ребята, доброта спасет мир.

  • Будьте добрыми и счастливыми.

  1. Решить уравнение = х2- 4

Для этого существует графический способ

Решить самостоятельно:

= ; = - 7

  1. Метод замены переменной

- 34 + 2 = 0 ОДЗ : х + 4 ≥ 0 х -4

4 = t ≥ 0 4 = 1 4 = 2

t2 – 3t +2 = 0 х + 4 = 1 х + 4 = 16

t1 = 1 t2 = 2 х = -3 х = 12

Ответ: -3; 12

Запишем в справочнике:

План

  1. Ввести новую переменную.

  2. Решить уравнение, отбросив посторонние корни.

  3. Вернуться к замене.

  1. Метод разложения на множители

А) х2 - 49 = 0 ОДЗ : х + 6 ≥ 0

х ≥ -6

2 – 49) = 0

(х -7) (х + 7) = 0

х = 7 х = -7 –посторонний корень

-6; 7

= 2 ОДЗ : х - 1 ≥ 0

– 2 х ≥ 1

(1- 2 ) = 0

х1 = 1 х2 = -

Ответ: 1

Рефлексия

+ этот метод я понял хорошо

? есть некоторые вопросы

- этот метод мне не понятен

Домашнее задание: № 160, № 162 (1;2)

Выставление оценок.

Выберите из предложенных смайликов тот, который соответствует вашему настроению после пройденного урока.





















Составила:

учитель математики

Антошко Ирина Ивановна

МОУ «Школа №2» города Ждановка




Скачать

© 2020, 214 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!