МКОУ «Крестищенская средняя общеобразовательная школа»
Советского района Курской области
План-конспект
открытого урока алгебры
в 7 классе по теме
« Умножение многочлена на многочлен»
Подготовила: Ивасенко З.А.,
учитель математики
с. Крестище
2018г
Технологическая карта урока
Дата проведения урока: 31.01.2018г
Предмет: Алгебра
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: Учебник «Алгебра 7». Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова под редакцией С.А.Теляковского. Москва «Просвещение».2015г.
Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, школьная доска
Цель урока: Вывести алгоритм умножения многочлена на многочлен.
Планируемые результаты:
Предметные:
Расширение понятийной базы по теме «Многочлены» за счет включения в неё новых элементов:
умножение многочлена на многочлена; отработка правила умножения.
Повторение материала: умножение степеней; умножение одночленов; умножение одночлена на многочлен;
приведение многочлена к стандартному виду.
Метапредметные результаты:
представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;
умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;
речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической и иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения в ходе усвоения новых умственных действий и понятий);
умение структурировать знания, обобщать полученные данные, формулировать познавательную цель;
осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; способность преодолевать трудности и препятствия;
Личностные результаты:
проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
умение бескорыстно оказывать помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык;
формирование активности;
развитие коммуникативных способностей обучающихся;
формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
Использованные методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
частично – поисковый.
Приемы обучения:
постановка учебных задач;
демонстрация образца выполнения практический действий;
первоначальное воспроизведение обучающимися показанного образца действий;
самостоятельное выполнение заданий под контролем учителя;
взаимопомощь и взаимоконтроль.
Личностно-ориентированный подход в обучении:
Учёт возрастных, физиологических, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся;
Каждый ребенок уникален и индивидуален;
Распределение обучающихся в соответствии с уровнем их знаний и способностей.
Технологии
Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, проблемного обучения, педагогики сотрудничества, индивидуально-личностного обучения
Решаемые проблемы
Умножение многочлена на многочлен
Виды деятельности, элементы содержания, контроль
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): устный опрос, построение алгоритма действий, выполнение практических заданий, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель.
– Здравствуйте, начинаем урок алгебры. У нас сегодня необычный урок, а урок - открытый. На уроке у нас присутствуют гости.
Посмотрите, пожалуйста, друг на друга, улыбнитесь, посмотрите на меня, улыбнулись, пожелаем успеха друг другу, и начнём работать.
Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять
Рене Декарт
II. Актуализация опорных знаний и умений
Ребята, откройте тетради запишите число, классная работа.
На слайде записаны следующие выражения:
1)a(3a+b) ,2) (m+k)(k-m), 3) 5(y-7); 4) (8х- 2у)-(5х-7у)
5) (3x-5y)+(5x -9y), 6)( 7a +1)(a – 5); 7)(2x+5)(3-2х).
Учитель: Посмотрите на выражения, записанные на слайде.
-Назовите номера примеров на умножение одночлена на многочлен.
Kак умножить одночлен на многочлен?
Запишем их на доске и в тетрадях и решим.
- Назовите номера примеров на сложение и вычитание многочленов.
- Как сложить и вычитать многочлены?
Запишем их на доске и в тетрадях и решим.
III. Создание проблемной ситуации
- Какие задания вы не сможете выполнить? (Умножить многочлен на многочлен.)
- ИТАК, какую учебную задачу поставим на урок? (Научиться умножать многочлен на многочлен.)
- А что значит научиться? (Вывести правило или алгоритм умножения многочлена на многочлен).
- Т.е. мы должны разработать алгоритм умножения многочлена на многочлен.
Давайте заполним таблицу и определим тему урока и поставим перед собой задачи:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
как + и - многочлены | как · многочлены | |
IV Формирование проблемы: тема и цель урока(Открытие нового знания)
(Записываем тему урока «Умножение многочлена на многочлен).
- Какую учебную задачу мы поставим на урок? (Разработать алгоритм умножения многочлена на многочлен.)
- Попробуем решить задачу: Найти площадь фигуры, размеры которой указаны на рисунке.
Итак, как вы нашли площадь данной фигуры?
Площадь фигуры можно найти двумя способами:
1)найти площадь каждого прямоугольника и результаты сложить;
2)найти длину и ширину всей фигуры и результаты сложить
Итак, вы получили такую формулу: (а+b) (c+d) = ac+ad+bc+bd
Великий древнегреческий математик Евклид в своём трактате «Начала» (III в. до н. э.) справедливость равенства (а + b)= (с + d) = ас + ad + bс + bd доказывал с помощью чертежа, изображенного на рисунке 68 вашего учебника.
- Какие знания нам понадобятся для этого? (Распределительный закон умножения, правило умножения одночлена на многочлен.)
V. Первичное применение нового знания
А теперь вернемся к тем примерам, которые вызвали у вас затруднения
1) (m+k)(k-m),
2) (7a +1)(a – 5);
3) (2x+5)(3-2х).
- Кто пойдет к доске и попробует умножить многочлен на многочлен, выбрав одно выражение?
- Остальные могут выбрать другое выражение и решить его самостоятельно.
Попробуем дать полный алгоритм умножения многочленов:
1 шаг: каждый член первого многочлена умножаем на каждый член второго многочлена;
2 шаг: найти произведения полученных одночленов;
3 шаг: привести подобные слагаемые;
4 шаг: полученный многочлен записать в стандартном виде.
- Мы справились с учебной задачей? (Справились). Откроем учебники на стр.146 и прочитаем правило умножения многочлена на многочлен. (расскажите это правило друг другу)
-Несколько учеников проговаривают правило.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Поднимает руки класс—
Это «раз», (Потягивания под счет учителя.)
Повернулась голова —
Это «два». (Движения головой.)
Руки вниз, вперед смотри -
Это «три».
(Приседания.)
Руки в стороны пошире
Развернули на «четыре». (Повороты туловища.)
С силой их к плечам прижать —
Это «пять». (Движения руками.)
Всем ребятам тихо сесть —
Это «шесть». (Ходьба на месте.)
- Что же еще нам осталось сделать? (Потренироваться.)
V I . Закрепление нового знания 1.Выполнение задания у доски и в тетрадях № 677(а), 679(е), 681(а) (с комментариями у доски по одному учащемуся) 2) Вычислить ; б) 98·102. Решение. а)992 = (100-1)· (100-1) = 10000-100-100+1=9801; б)98·102= (100-2)· (100+2)= 10000+200-200-4=9996. VII. Проверка усвоенных знаний. Сейчас вы будете выполнять самостоятельную работу. Работать вы будете в парах. Для совместной работы вам нужна взаимовыручка, взаимоподдержка, умение слушать друг друга, умение принять точку зрения другого. Надеюсь, ваша совместная работа, сегодня на уроке, будет именно такой. Самостоятельна работа (в парах) №1. Выполните умножение: (a – 3b)(c +d). ac – 3bc + ad + 3bd; 3) ad + 3bc; ac +3bd; 4) ac – 3bc + ad – 3bd №2. Выполните умножение : (a +b)(3c - d). 3ac +3bc - ad -bd; 3) ad + 3bc; 3ac +bd; 4) 3ac + 3bc - ad +bd №3. Выполните умножение: (a – b)(c +3d). ac + 3bd; 3) ac - bc + 3ad - 3bd; 3ad + bc; 4) ac – bc + 3ad +3bd №4 Вычислить 492 ; №4 Вычислить 97 ·103 ; Ответы: 4; 2; 3; 2401; 9991. Проверка с/р обеспечивается на уроке . Оценки учащиеся ставят себе сами, согласно критериям оценивания. 5 заданий – “5”, 4 задания –“4”, 3 задания – “3”, в остальных случаях – “2” Подведение итога урока. Проверяется правильность выполнения заданий по готовым ответам по презентации, разбираются ошибки. Сегодня на уроке мы 1. Повторили… 2. Узнали… 3. Закрепили… Давайте оценим наши знания. Вернёмся к нашей таблице и подведём итоги урока: В своих тетрадях поставьте звездочку, если вы считаете, что материал усвоен; квадратик – если остались вопросы; треугольник- недовольны результатами своей работы Постановка домашнего задания Давайте запишем домашнее задание. Задание на дом: п.29 стр 145-146: читать, учить правило, Задание базового уровня: №679 , №680 Задание повышенного уровня сложности: № 681, №682 Рефлексия деятельности. Ребята! На столах у вас находятся анкеты, заполните их и сдайте и сдайте. Мы их проанализируем. 1 | На уроке я работал | активно / пассивно | 2 | Своей работой на уроке я | доволен / не доволен | 3 | Урок для меня показался | интересным / неинтересным коротким / длинным интересен / скучен | 4 | За урок я | не устал / устал | 5 | Мое настроение | стало лучше / стало хуже | 6 | Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен | 7 | Домашнее задание мне кажется | легким / трудным | Урок сегодня завершён, Но каждый должен знать: Познание, упорство, труд - к успеху приведут! Ребята, сегодня на уроке вы работали в паре. И, надеюсь, убедились, вместе работать легче, вместе – интереснее. И как бы ни был труден путь к знаниям, вместе его преодолеть легче!!! Мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок. |
№1. Выполните умножение: (a – 3b)(c +d). Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи
ac – 3bc + ad + 3bd; 3) ad + 3bc;
ac +3bd; 4) ac – 3bc + ad – 3bd
№2. Выполните умножение : (a +b)(3c - d).
3ac +3bc - ad -bd; 3) ad + 3bc;
3ac +bd; 4) 3ac + 3bc - ad +bd
№3. Выполните умножение: (a – b)(c +3d).
ac + 3bd; 3) ac - bc + 3ad - 3bd;
3ad + bc; 4) ac – bc + 3ad +3bd
№4 Вычислить 492 ;
№4 Вычислить 98 ·102 ;