СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему "Лес и его обитатели"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Лес и его обитатели.

Цели урока:

Образовательная: Формировать представления у учащихся о лесе как о природном сообществе, о разнообразии представителей растительного и животного мира леса и возможности их совместного обитания.

Развивающая: В ходе урока содействовать развитию познавательной активности детей; умений обобщать и систематизировать полученные знания, выделять главное и делать выводы.

Воспитательная: Способствовать формированию коммуникативных качеств, чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимоподдержки; сохранять ситуацию успеха на уроке.

Оборудование: презентация, учебник, хрестоматия, тетрадь для самостоятельных работ.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

- Сегодня я приглашаю вас в гости. Чтобы наше путешествие было успешным возьмитесь за руки, друзья, почувствуйте теплоту руки соседа. Сегодня ваш сосед будет вашим помощником.

    – На гостей вы посмотрели, улыбнулись и тихо сели.

 

  1. Сообщение темы и целей.

- Ребята, вы любите отгадывать загадки? Отгадав загадку, вы узнаете тему нашего урока.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи скорее в дом –

Чудеса увидишь в нем.

            - Вы догадались, что это?

- Предлагаю заглянуть в этот дом и послушать его звуки (Звучат голоса птиц)

- Ребята, что вы услышали, что представили? Понравилось?

           - Вы отгадали, как называется этот дом? (лес)

           - Почему мы называем его  домом, для кого это дом?

           - А кто ещё живет в лесу? (Животные)

- Дети, определите тему сегодняшнего урока (по оглавлению)

Лес – и его обитатели.

- Сегодня мы начинаем новую главу «Природные сообщества» и новую тему « Лес и его обитатели».

- Лес называют природным сообществом.

-Как вы понимаете, что такое сообщество? (см. в словаре Ожегова сообщество)

ГРУППА РАСТИТЕЛЬНЫХ ИЛИ ЖИВОТНЫХ

ОРГАНИЗМОВ, ЖИВУЩИХ ВМЕСТЕ.

- На какой странице тема нашего урока? (стр. 43 учебник)

 

  1. Актуализация ЗУН. (пиктограмма «Повтори пройденное»)

      стр. 43 учебник

     - О каких растениях и животных леса ты знаешь из книг?

      - Есть ли в нашем крае лес?

 - Это тайга,  смешанный лес или лиственный лес? (сноска на словарик)

  • Работа в парах по словарику в конце учебника.

- Определим по словарику в конце учебника значение этих слов.

- Какие растения встречаются в наших лесах?

- Животные?

 

  1. Работа с текстом параграфа.
  1. Чтение учебной статьи (стр. 43).

- Что такое лес?

Лес называют «царством деревьев». Но лес невозможно представить___________________

(пиктограмма «Выскажи предположение)

- Костя Погодин заметил, что в лесу растения разной высоты растут как бы в несколько «этажей», или ярусов. Дети, вы согласны с мнением Кости?

(высказываются разные мнения детей). 

 

  1. Слово учителя.

- В течение веков, а порой и тысячелетий деревья, травы и кустарники приспосабливались к окружающей среде, животным и друг другу. В нелегкой борьбе за выживание образовались растительные сообщества – своеобразные «зеленые государства». Каждый вид растений занимает в них строго отведенное для него место.

Яркий пример растительного сообщества – лиственный лес. В нем, как и в большинстве других сообществ, растения образуют несколько «зеленых» этажей – ярусов.

ЯРУС – ОДИН ИЗ РЯДОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ ДРУГ НАД ДРУГОМ.

 

  1. Комментированное чтение (со слайдов).

 

Верхний ярус – высокие деревья – светолюбивые.

Дуб, липа, берёза, клён, осина, сосна, ель.

 

Ниже – низкорослые деревья – теневыносливые.

Рябина, черёмуха, ива.

 

Третий ярус – кустарники.

Малина, калина, жимолость, орешник, шиповник, крушина.

 

Ниже кустарников – кустарнички черники, брусники и травы – ландыш, кислица.

Все теневыносливые.

 

Самый нижний ярус - мхи и лишайники.

       - Ярусность помогает растениям жить рядом, не мешая друг другу.

  1. Работа по учебнику. Пиктограмма «Выскажи предположении» (стр.45)

- Знаете ли вы, что корни растений тоже располагаются в почве ярусами и не мешают друг другу? Давайте прочитаем об этом в учебнике.

  •  Чтение отрывка текста (стр. 45 учебник).

« Глубже всех расположены корни самых высоких деревьев…»

  1. Индивидуальное задание.

 У:- Как люди в большом доме, так и животные в лесу проживают на разных «этажах».       Место «квартиры» каждого зависит от того, чем они питаются и где находят себе   укрытие.

  1. Работа по рисунку в учебнике (стр. 46).

- Рассмотрите на рисунке лес.

 - Расскажите, какие животные, и на каком ярусе живут?

 2.  Сообщения учащихся.

  Физминутка

Вверх руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Низко присели, вниз посмотрели-

Это жучок пьет росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Где они сядут, тоже покажем-

Сели все дружно опять.

  1. Работа в хрестоматии стр. 92 текст «Цепочки в лесу»

- Мы уже сказали, что в природе, а в частности в природном сообществе леса всё взаимосвязано. Все обитатели леса – животные и растения – связаны между собой в цепи питания.

- Вот что сказано о цепочках леса в хрестоматии на стр. 92.

 

  1. Самостоятельная работа. Работа в парах.

 

  1. Работа в тетради для самостоятельных работ (№ 19 стр. 16.)

- Дополните цепи питания недостающими звеньями.

- Проверка.

  - Вот мы еще раз убедились, что все обитатели леса связаны между собой в цепи питания. Все они не могут существовать независимо друг от друга.

 

  1. Итог урока.
  1. Слова учителя

Лес не только для нашей забавы.

В нем – деревья, ягоды, травы.

Птицы, звери

И прочие твари.

Ученые тоже работают тут,

Лес они сообществом зовут.

 

  1. Подготовленные ученики читают стихотворение Михаила Пляцковского «Это называется природа»

Ученик 1.Мы любим лес в любое время года,  Мы слышим речек медленную речь...  Все это называется природа,  Давайте же всегда ее беречь!

Ученик 2.В лугах ромашки солнечного цвета,  Такие, что светлей на свете жить... Природой называется все это,  Давайте же с природою дружить!

Ученик 3.Летят, звеня, дождинки с небосвода,  Клубится на заре тумана дым... Все это называется природа,  Давайте же сердца ей отдадим!

Ребята, какой вывод можно сделать, познакомившись со стихотворением М. Пляцковского?

- Надо любить природу! Беречь ее! Охранять и приумножать ее богатства.

 

  1. Тест «Лес – природное сообщество».

- Итоги нашего урока давайте подведем в форме теста.

- Лес – это загадка природы, которую вы будете, постепенно изучая, разгадывать. Надеюсь, что после этого урока природа приобрела в вашем лице своих помощников и защитников.

4. Домашнее задание. Буклеты.

  • 1. Стр. 43-49- перечитать учебную статью в учебнике.
  • 2. Выполнить в Т2 задание № 18, стр. 16.
  • 3. Ребята, я вручаю вам памятки. Вам нужно выбрать то задание, которое вам понравится больше всего, и вы сможете его выполнить (по желанию).

5. Самооценка. Выставление оценок.

-Кто считает, что он сегодня работал на 5? Поднимите руку.                                                    - Ребята, вы молодцы хорошо работали сегодня на уроке. Оценки.

6.  Рефлексия.

- Если вам урок понравился, и вы узнали много нового и интересного прикрепите к нашему деревцу зеленый листик, а если вам урок показался скучным и неинтересным, прикрепите желтый листик.                                                                                                           - Какое замечательное у нас получилось деревце! Зеленое! А зеленый цвет – цвет жизни. Так пусть же нас окружают только зеленые леса. 

-Спасибо за урок. Мне было очень приятно и интересно с вами работать. До свидания.

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!