Тема: Умножение на 1.
Тип урока: урок «открытия нового знания».
Цель: создать условия для формирования умения умножать любое число на 1
Задачи урока:
Обучающие:
Актуализировать знание смысла действия умножения, переместительного свойства умножения
Установить частные случаи умножения с 1 на основе переместительного свойства умножения и обеспечить их усвоение.
Закрепить навыки устных и письменных вычислений, умения анализировать и решать задачи.
Развивающие:
Формировать познавательную мотивацию на основе эмоциональной и социальной мотивации посредством содержания и вариативности заданий.
Развивать логическое мышление: мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, сравнение, аналогию, обобщение).
Развивать адекватную самооценку и самоконтроль.
Развивать речь учащихся на основе математических терминов и понятий.
Развивать умения учебного сотрудничества со взрослым, со сверстниками, с самим собой; желание общаться; доброжелательное отношение друг к другу; умение принимать единое решение во время групповой формы работы (коммуникативные навыки).
Создать условия для сохранения психического и физического здоровья учащихся на уроке посредством здоровьесберегающих технологий, форм и методов обучения.
Воспитывающие:
Воспитывать добросовестное отношение к труду, к учению.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные: использовать частные случаи умножения на 1
Личностные:
Регулятивные УУД.
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД.
Формировать умение осознанно строить речевые высказывания в устной форме;
Выбор наиболее эффективного способа решения
Коммуникативные УУД.
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Оборудование и используемые учебные пособия:
1.Учебник М.И.Моро и др. 2013г. «Просвещение»
2. Сигнальные карточки
3. Карточки с заданиями
Методы: словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.
Технологии: проблемное обучение, икт, здоровьесберегающие, АСО.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Прочитайте высказывание:
Математика - царица всех наук
-Скажите, почему так говорят?
- Математика приводит в порядок ум. Готовы привести ум в порядок?
- Желаю всем новых открытий и успеха сегодня на уроке.
II. Актуализация знаний.
Устный счет.
- Итак, приступаем к работе. Сначала приведем свой ум в порядок.
2 5 8
17 4
3 7 1 9 6
- Назовите числа в порядке возрастания.
- Что интересного в записи? (одни числа красные, другие – синие; сначала идут по порядку, а потом появляется число 17)
- Чем отличаются записанные красным и синим цветом числа? (Четные, нечетные)
- Какое лишнее? (17)
- Что про него можете рассказать? (Натуральное, целое, двузначное, нечетное, обозначает сегодняшнее число)
- Запишите в тетради число и классная работа.
- С этими числами я подготовила для вас примеры на карточках. Решите примеры самостоятельно.
6х2 28:4
5х7 15:3
4х8 56:7
9х3 32:4
5х5
ПРОВЕРКА: Сравните в парах ответы. Оцените свою работу. Если все верно, на поля +
- Расставьте ответы в порядке возрастания.
5 6 7 8 12 25 27 32 35
ПРОВЕРКА: (Один ученик читает, остальные проверяют) У кого так +
Работаем в парах.
- Перед вами таблица, найдите букву, соответствующую полученному ответу и запишите ее под числом.
25 | 12 | 32 | 5 | 27 | 35 | 6 | 7 | 8 |
е | ж | и | у | н | е | м | н | о |
5 6 7 8 12 25 27 32 35
У м н о ж е н и е
ПРОВЕРКА
- Какое слово получилось у вашей пары? А у вашей? У кого так же? (умножение)
- Кто правильно справился с заданием, поставьте на поля тетради +.
III. Определение темы и целей.
- Определите тему урока. (Умножение)
- Разве мы не умеем умножать? Только что проверили, умеем.
- Тогда, почему такая тема? (Наверно, не все знаем про умножение).
- Сегодня мы познакомимся с особенным случаем умножения и научимся решать примеры, которых нет в таблице умножения, составленной нами на прошлых уроках.
IY. Работа над новой темой.
- Запишите примеры. Замените их сложением. Первый пример запишем с комментированием, остальные самостоятельно.
9×3 7×2 4х5 6×1
- Поднимите руку те, у кого получилось во всех примерах умножение заменить сложением?
- В чем проблема?
-Действительно, это особый случай. Нельзя взять число слагаемым 1 раз.
- Какое свойство умножения можно использовать, чтобы можно было использовать действие сложения для решения этого примера? (переместительное)
- Запишите: 1х6, замените сложением. Сколько получилось?
- Значит, и 6х1 равно 6.
- Давайте уточним тему урока.
Работа в парах
- Попробуйте найти значение выражений, заменив умножение сложением, используя переместительное свойство умножения.
3х1 5х1 9х1
ПРОВЕРКА: Проверьте по образцу с доски. У кого так, поставьте +
3х1=3 5х1=5 9х1=9
1х3=1+1+1=3 1х5=1+1+1+1+1=5 1х9=1+1+1+1+1+1+1+1+1=9
- Что вы заметили, решая примеры? (При умножении числа на 1 получается то же самое число)
-Попробуйте сформулировать правило. (При умножение любого числа на один получается то число, которое умножали)
- Где можем проверить правильный ли вывод мы сделали?( В учебнике)
- Откройте учебники на с. 82, прочитайте правило самостоятельно. Прочитайте друг другу. Кто может повторить правило? (Спросить 2-3 человек)
В общем виде это можно записать так:
а · 1 = а
- Запишите в тетрадь
V. Закрепление. Физминутка: игра «Шпаргалка»
ПРОВЕРКА: Кто решил больше 5 примеров без ошибок, на полях поставьте +
- Кто допустил ошибки?
VI. Самостоятельная работа.
Задание 1 с.82 вы будете выполнять самостоятельно:
1в. – первая строчка
2в. – вторая строчка
- Помните правило умножения на 1. У доски работают 2 человека.
ПРОВЕРКА: - Проверяем решение у доски. Сравните свое с доской. У кого все верно +
VII. Повторение. Работа над задачей
- Отгадайте ребус.
- Какое задание будем выполнять? (Мы будем решать задачу)
- Прочитайте внимательно задачу под № 3 в учебнике.
- Посмотрите на краткие записи, какой из вариантов правильный. Покажите на веере.
Яблоки - 36 кг.
Груши - ?кг. в 4 раза меньше
Яблоки - 36 кг.
Груши - 4 кг.
Яблоки - 36 кг.
Груши - ?кг. в 4 раза меньше
- Правильный вариант под номером 3.
- Докажите, почему именно эта краткая запись правильная? (В условии задачи сказано, что привезли 26 кг яблок, а груш в 4 раза меньше. Вопрос: на сколько килограмм меньше привезли груш, чем яблок?)
- Какое правило нужно вспомнить, чтобы ответить на вопрос задачи? (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее)
- Решение записываем самостоятельно.
ПРОВЕРКА: Сравните решение в парах. Проверьте по образцу, у кого правильно +.
YIII. Итог урока.
- Какое открытие мы сделали на уроке?(При умножении любого числа на 1, получается то число, которое умножали)
- Какую цель мы ставили перед собой на данном уроке?(Научиться умножать на 1)
- Кто считает, что он достиг поставленной цели, просигнальте
- Оцените свою работу на уроке:
7+ - «5»
5-6 + - «4»
3-4 + - «3»
- У кого «5»? «4»? «3»?
IX. Домашнее задание.
- Я вам предлагаю два варианта выполнения домашнего задание, вы выбираете для себя сами.
1.Составить 10 примеров, в которых будет в 2 и более разных действий и умножение на 1
2. Учебник с.82 №1, №6
X. Рефлексия.
- Как вы считаете, изученная сегодня тема сложная или нет? (Если скажут «простая»: Почему тогда не у всех «5»?)
- Вы молодцы, прекрасно работали на уроке, я горжусь вами.
- Давайте поаплодируем друг другу!