СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок математики: «Умножение в случаях вида 23 х 40».

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Данный  урок  математики  по теме ««Умножение в случаях вида 23 х 40» был проведен в 3 классе в рамках стажировки слушателей курсов повышения квалификации по программе «Обеспечение современного качества начального общего образования в условиях реализации ФГОС» по УМК «Начальная школа XXI века».

      Тип урока: урок открытия и усвоения новых знаний. Обучение проводилось  с использованием необходимой наглядности и ИКТ для создания творческой атмосферы. Освоение новых знаний построено на решении  проблемной ситуации. 

      На данном уроке использовались технологии деятельностного метода, информационно-коммуникативная, уровневой дифференциации, различные инновационные приёмы оценивания учебных достижений учащихся. Структурные элементы урока взаимосвязаны. Чередование и смена видов деятельности обеспечивало поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке.

       Методы и приёмы,  использованные на уроке, были ориентированы на развитие личности ребенка, его творческих способностей,  привитие интереса к математике, позволили организовать «атмосферу успеха», помогающую обрести детям уверенность в своих силах и способностях, способствовали развитию мышления и памяти учащихся, развитию способности наблюдать, образно мыслить. При закреплении нового материала организовано групповое, парное и самостоятельное выполнение заданий на новый способ действия.

       Считаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию.  

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок математики: «Умножение в случаях вида 23 х 40».»

Каменская Валентина Николаевна

учитель начальных классов

высшая категория

МАОУ «Гимназия №12 имени Г.Р. Державина» г. Тамбова

от 11.04.2019г.

Тема урока математики: Умножение в случаях вида 23 х 40.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: создание условий для ознакомления с приёмом письменного умножения на двузначное число в случаях вида 23 х 40.

Задачи: Образовательные: научить учащихся выполнять письменное умножение на двузначное число в случаях вида 23 х 40, применять полученные знания при решении практических задач; закреплять знания изученных приёмов умножения и деления.

Развивающие: развивать мыслительные операции и математическую речь обучающихся, умения ориентироваться в системе собственных знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы с опорой на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве; умения работать с ЭОР, развивать творческое мышление.

Воспитательные: воспитывать у учащихся потребность узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, приобретать привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы.

Планируемые результаты:

Предметные: должны знать приём письменного умножения на двузначное число в случаях вида 23х40, уметь действовать по алгоритму.

Метапредметные (УУД):

Познавательные: общеучебные: формулировать правило на основе выделения существенных признаков, строить объяснение в устной форме по предложенному плану, выполнять действия по заданному алгоритму; ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, содержание); наблюдать и самостоятельно делать простые выводы; выполнять задания по аналогии; сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям;

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; формулировать и удерживать учебную задачу; оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос; осуществлять само- и взаимопроверку работ; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения, ориентироваться в информационном пространстве.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения; выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе и паре; активно использовать математическую речь для решения разнообразных коммуникативных задач;

Личностные: применять приобретённые навыки в практической деятельности; осуществлять самоконтроль при выполнении заданий; владеть элементарными приёмами самооценки результатов деятельности по предложенным критериям; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем; использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.

Образовательные технологии: технология проектной деятельности, игровые, ИКТ-технология, дифференцированного обучения, здоровьесберегающие, развивающего обучения.

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная, коллективная, групповая, в парах, индивидуальная.

Учебно - методическое обеспечение и ЭОР: компьютер, проектор, презентация к уроку, оценочные листы, карточки для работы в группе и парах, раздаточный материал для творческой практической работы, планшеты и маркеры для индивидуальной работы.

Рудницкая В. Н. Математика: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 – М.: Вентана-Граф, 2018.

Рудницкая В. Н. Математика: 3 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2018.






















Ход урока:

I.Мотивирование к учебной деятельности. Приветствие гостей.

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Урок математики мы начинаем,

Тайны её открывать продолжаем.

  • Математика – это одна из самых важных и древних наук, которая призвана развивать логическое мышление, внимание, память. Недаром её называют гимнастикой ума.

  • Девизом нашего сегодняшнего урока я хочу взять слова одного известного американского математика:

«Лучший способ изучить что-либо – это исследовать и открыть самому» (Дьёрдь По́йа)

  • Сегодня на уроке мы откроем ещё одну математическую тайну, а для этого мы проведём исследование. А что будет предметом исследования – вы мне скажете сами.

  • Какой праздник мы будем отмечать завтра? - 12 апреля в мире отмечается День авиации и космонавтики.

  • С каким событием связан этот праздник?- Это памятная дата посвящена первому полету человека в космос.

  • С незапамятных времен люди стремились в космос. И только развитие науки и техники в 20 веке способствовало воплощению человеческой мечты в жизнь. Под руководством учёного С.П. Королева конструкторское бюро начало работу над созданием космической ракеты. В 1957 году был создан первый космический спутник Земли. И вот наступил великий день первого космического полета. 12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле «Восток» старший лейтенант Ю.А. Гагарин — гражданин Советского Союза совершил орбитальный облет Земли и этим открыл эпоху пилотируемых космических полетов.
    Давайте вспомним, как это было.

(Видео с записью первого полёта Ю.А.Гагарина в космос)

Космонавтика незаметно вошла в нашу жизнь. Сегодня спутники транслируют телефонные переговоры, телевизионные передачи, помогают предсказывать погоду, ориентироваться в океане и при полетах на самолете, просматривать строение земных недр, движение ледников, активность вулканов. Однако, несмотря на столь широкое использование космонавтики в интересах науки и хозяйства, она ещё очень молодая и впереди у неё много побед и открытий. Вам, подрастающему поколению, осваивать звёздные миры.

  • И сегодня наш класс превращается в своеобразный космический инженерно-конструкторский центр.

  • Мы разделились на группы. Каждая группа - это космическое конструкторское бюро, объединённое общим заданием, одной деятельностью – подготовить к концу урока проект космического корабля.
    В своём конструкторском бюро вы выберете себе главного конструктора, который будет координировать вашу совместную работу и представлять её результат. Поэтапно выполнив соответствующее задание на уроке, вы будете создавать конструкцию своей ракеты. Готовы работать?

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цели:

- организовать актуализацию знаний умения решать примеры на умножение;

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

-организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

  • Создавая что-то новое, мы всегда опираемся на уже имеющиеся знания. Готовясь к полёту, космонавты проходят большой курс тренировок, связанных с физической нагрузкой, а также с умственной подготовкой.

Устный счёт. Математический тренажёр. Работа с планшетами.

  • Приготовьте планшеты. Каждый из вас работает с планшетом на месте, один ученик работает у доски с компьютером. Вы должны назвать и объяснить знакомые вычислительные приёмы. (дети по очереди решают примеры у доски)

  • Рассмотрите ещё раз эти математические выражения.

26 ∙ 10 40 ∙ 20

14 ∙ 5 100 ∙ 4

23 ∙ 40 7 ∙ 10

6 ∙ 0 9 ∙ 8

40 ∙ 7 300 ∙ 2

III. Выявление места и причины затруднения.

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Проблемный вопрос:

  • Какая возникла проблема?- Не умеем умножать 23 ∙ 40 и 40 ∙ 20.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий.

  • Сформулируйте тему нашего урока. - Умножение в случаях вида 23 х 40. Запишите тему в тетрадь.

  • Какую цель поставим на уроке?- Познакомится с новым приёмом умножения, открыть новый способ и научиться умножать двузначное число на двузначное число, оканчивающее нулём, для случаев вида 23х40.

  • Определим задачи, которые помогут вам достичь поставленной цели?

  • Разработать алгоритм письменного умножения на двузначное число для случаев вида 23х40;

  • Учиться выполнять письменное умножение на двузначное число;

  • Учиться применять полученные знания на практике при решении примеров и задач.

  • Оцените свою работу на этапе повторения и начните работу над конструкцией своего корабля.

V. Реализация построенного проекта.

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.


1.Работа по учебнику с.115, №1

На доске: 23х40

  • Будем находить новый способ умножения, чтобы решать такие примеры.

  • Можно найти значения этого выражения устно? Каким образом?

Запись:

23 · 40 = 23 · 4 · 10 = 920

  • Посмотрите, такая запись удобна? 

2.Работа по учебнику. С.115, №1.

  • Как заяц предлагает выполнить вычисления? Обсудите в парах.

1) 2) 92 · 10 = 920

Вывод: Сначала он выполняет умножение на однозначное число. Затем полученный результат умножает на 10.

  • Подумайте и предложите свой вариант решения, как по-другому можно записать, чтобы ещё сократить время вычисления?

  • Кто прав? В чём затруднение? - Не умеем умножать такие примеры столбиком.

  • Как будем выходить из сложившейся ситуации?- Познакомиться с записью столбиком.


3. Открытие нового способа умножения столбиком.

(на доске один ученик)

  • Расскажите, под какой цифрой начать писать число 40?

  • Правильно, умножение 23 на 40 выполняют, не обращая внимания на цифру 0: умножают 23 на 4 и к результату приписывают справа 0.

4. Работа по учебнику. Стр.115 (правило)

  • Поработаем в рубрике «Обрати внимание». Проверим, совпадает ли наше мнение с мнением авторов учебника. Прочитайте правило.

Умножение вида 23 на 40 выполняют, не обращая внимания на цифру 0: умножают 23 на 4 и к результату приписывают справа 0. Умножение удобно записывать так (дети рассматривают запись).

5.Составление алгоритма умножения в случаях вида 23 х 40.

  • Давайте составим алгоритм умножения двузначного числа на круглое число вида 23х40.

  • Выполним эту работу в группах.

  • Напомните правила работы в группе.

  • Внимательно прочитайте каждый шаг действия. Уберите лишние шаги и восстановите последовательность действий.


Записываем десятки под десятками, единицы под единицами.

1.

Под единицами первого множителя записываем цифру отличную от нуля, а нуль записываем правее.

Умножаем на однозначное число.

2.

Умножаем единицы, затем десятки.

Приписываем справа ноль.

3.

Полученные результаты складываем.

4.

Читаем ответ.

(Алгоритм с правильными и неправильными шагами заранее напечатан на листах. Учащиеся, работая в группах, выбирают один из предложенных шагов, составляя последовательность действий).

Верный вариант алгоритма:

1.Под единицами первого множителя записываем цифру отличную от нуля, а нуль записываем правее.

2.Умножаем на однозначное число.

3. Приписываем справа ноль.

4. Читаем ответ.



6.Повторение алгоритма по презентации.

  • Оцените свою работу на этапе «открытия» нового знания, работаем над конструкцией своего корабля.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Работа по учебнику с. 116 , № 2.

  • Используя составленный алгоритм, устно объясните, как выполнено умножение.

16 · 30 17 ·50 21 · 40 30·20


VII.Физкультминутка для глаз «Космическая».

Исследуя тему, устали немного.

Давайте встанем, отдохнём,

зарядку для глаз проведём.


VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

1.Работа в тетрадях. С.116 , № 3.

  • Ребята, рассмотрите выражения из № 3. Как вы считаете, какие из данных числовых выражений не требуют записи в столбик? Почему?- Прием умножения на 10, т.к. мы приписываем справа 0.

  • Какие примеры исключим из каждого столбика? Решим остальные примеры столбиком.

(У доски 3 ученика решают оставшиеся примеры 1 столбика).

Самостоятельная работа по вариантам.

1 вариант– примеры 2 столбика

2 вариант – примеры 3 столбика

  • Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте его работу.

Проверка по слайду.

  • Кто может похвалить своего соседа? За что?

IX. Включение в систему знаний и повторение.

1) Самостоятельная работа на листах из ТПО на время (2 мин)

ТПО с.50, № 162

  • Кто успел решить все примеры? Как вы справились с этой работой, я проверю позже, когда вы дома выполните все остальные задания на листе.

  • Оцените свою работу на этапе закрепления знаний, продолжаем работу над конструкцией своего корабля.

2) Коллективная работа в тетрадях.

  • Как вы видели в фильме, Ю. Гагарина встречали после полёта огромным количеством цветов.

Стр. 116, № 8. Решение задачи (у доски один ученик.)

В цветочном магазине стоят вазы с цветами: в 10 вазах по 15 роз и в 30 вазах по 20 гвоздик. Каких цветов больше и на сколько?

Решение:

  1. 15· 10 =150(цв.) - роз

  2. 20· 30 =600(цв.) – гвоздик

  3. 600-150=450(гв.)

Ответ: на 450 гвоздик больше.

3)Работа в парах.

Решение задачи из ТПО с.50, № 163

Прочитайте задание.

Кассир банка выдал 13 вкладчикам по 70р. и от 20 вкладчиков принял по 45р. На сколько больше рублей кассир выдал, чем принял?

  • Проанализируйте условие задачи. Прочтите вопрос задачи.

  • Обсудите в парах решение задачи. Обратите внимание на карточку – помощницу.

  • С какой трудностью при записи столбиком встретились?

  • Составим алгоритм для этого случая вычисления.

4) Индивидуальная работа по выбору.

ТПО с.50, №164. Заполни таблицу.

  • Рассмотрите задание. Как мы оформим решение?- В виде таблицы. Решение оформим в столбик. А ещё умножение на 30 и 10 можно выполнить устно.

х

45

34

30

28

10

20хХ

900

680

600

560

200



(Дети выполняют самостоятельно. Затем проводится самопроверка с помощью презентации)

X. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

  • Над какой темой работали на уроке?- Умножение в случаях вида 23 х 40.

  • Какую цель мы ставили на уроке? - Познакомится с новым приёмом умножения для случаев вида 23х40.

  • Достигли мы намеченной цели?

  • Где нам в дальнейшем могут пригодиться эти знания?

XI. Самооценка. Оценки с комментированием

  • Оцените свою работу на последнем этапе. Заканчиваем свои проекты. Я прошу каждую группу представить нам свои готовые проекты у доски.

  • Спасибо за ваш труд. Кто знает, может в будущем и в нашем классе найдутся ребята, которые свяжут свою жизнь с работой инженера-конструктора или с космосом вообще.

  • Мне сегодня было очень интересно работать с вами. За активность и правильные ответы я ставлю оценки ребятам…

XII. Дом. задание (по выбору).

  • Домашнее задание у вас будет частично по выбору.

1)Закончить зад. из ТПО на листе (всем).

2)Стр. 116, № 8, стр. 117, № 12(всем).

3)Подготовить для товарища на листе в клетку не менее 10 примеров с новым вычислительным приёмом (по желанию).

XIII. Орг. окончание урока.

Пора подводить итоги, друзья!

Исследовали умножение мы не зря,

В дальнейшей работе нам пригодятся эти знания.

А гостей мы благодарим за внимание!

Дополнительное задание (если останется время).

1)Работа по учебнику С.117, № 11.

  • Проверь, верны ли неравенства.

40х12180:9 165+368

48020 – верно 533



2)Повторение. Стр. 117, № 13.



100 : 5 = 20 420 : 210 = 2 84 : 42 = 2

50 : 25 = 2 320 : 8 = 40 100 : 20 = 5


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!