Каменская Валентина Николаевна
учитель начальных классов
высшая категория
МАОУ «Гимназия №12 имени Г.Р. Державина» г. Тамбова
от 11.04.2019г.
Тема урока математики: Умножение в случаях вида 23 х 40.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: создание условий для ознакомления с приёмом письменного умножения на двузначное число в случаях вида 23 х 40.
Задачи: Образовательные: научить учащихся выполнять письменное умножение на двузначное число в случаях вида 23 х 40, применять полученные знания при решении практических задач; закреплять знания изученных приёмов умножения и деления.
Развивающие: развивать мыслительные операции и математическую речь обучающихся, умения ориентироваться в системе собственных знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы с опорой на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве; умения работать с ЭОР, развивать творческое мышление.
Воспитательные: воспитывать у учащихся потребность узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, приобретать привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы.
Планируемые результаты:
Предметные: должны знать приём письменного умножения на двузначное число в случаях вида 23х40, уметь действовать по алгоритму.
Метапредметные (УУД):
Познавательные: общеучебные: формулировать правило на основе выделения существенных признаков, строить объяснение в устной форме по предложенному плану, выполнять действия по заданному алгоритму; ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, содержание); наблюдать и самостоятельно делать простые выводы; выполнять задания по аналогии; сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям;
Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; формулировать и удерживать учебную задачу; оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос; осуществлять само- и взаимопроверку работ; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения, ориентироваться в информационном пространстве.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения; выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе и паре; активно использовать математическую речь для решения разнообразных коммуникативных задач;
Личностные: применять приобретённые навыки в практической деятельности; осуществлять самоконтроль при выполнении заданий; владеть элементарными приёмами самооценки результатов деятельности по предложенным критериям; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем; использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.
Образовательные технологии: технология проектной деятельности, игровые, ИКТ-технология, дифференцированного обучения, здоровьесберегающие, развивающего обучения.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, коллективная, групповая, в парах, индивидуальная.
Учебно - методическое обеспечение и ЭОР: компьютер, проектор, презентация к уроку, оценочные листы, карточки для работы в группе и парах, раздаточный материал для творческой практической работы, планшеты и маркеры для индивидуальной работы.
Рудницкая В. Н. Математика: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 – М.: Вентана-Граф, 2018.
Рудницкая В. Н. Математика: 3 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2018.
Ход урока:
I.Мотивирование к учебной деятельности. Приветствие гостей.
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Урок математики мы начинаем,
Тайны её открывать продолжаем.
Математика – это одна из самых важных и древних наук, которая призвана развивать логическое мышление, внимание, память. Недаром её называют гимнастикой ума.
Девизом нашего сегодняшнего урока я хочу взять слова одного известного американского математика:
«Лучший способ изучить что-либо – это исследовать и открыть самому» (Дьёрдь По́йа)
Сегодня на уроке мы откроем ещё одну математическую тайну, а для этого мы проведём исследование. А что будет предметом исследования – вы мне скажете сами.
Какой праздник мы будем отмечать завтра? - 12 апреля в мире отмечается День авиации и космонавтики.
С каким событием связан этот праздник?- Это памятная дата посвящена первому полету человека в космос.
С незапамятных времен люди стремились в космос. И только развитие науки и техники в 20 веке способствовало воплощению человеческой мечты в жизнь. Под руководством учёного С.П. Королева конструкторское бюро начало работу над созданием космической ракеты. В 1957 году был создан первый космический спутник Земли. И вот наступил великий день первого космического полета. 12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле «Восток» старший лейтенант Ю.А. Гагарин — гражданин Советского Союза совершил орбитальный облет Земли и этим открыл эпоху пилотируемых космических полетов.
Давайте вспомним, как это было.
(Видео с записью первого полёта Ю.А.Гагарина в космос)
Космонавтика незаметно вошла в нашу жизнь. Сегодня спутники транслируют телефонные переговоры, телевизионные передачи, помогают предсказывать погоду, ориентироваться в океане и при полетах на самолете, просматривать строение земных недр, движение ледников, активность вулканов. Однако, несмотря на столь широкое использование космонавтики в интересах науки и хозяйства, она ещё очень молодая и впереди у неё много побед и открытий. Вам, подрастающему поколению, осваивать звёздные миры.
И сегодня наш класс превращается в своеобразный космический инженерно-конструкторский центр.
Мы разделились на группы. Каждая группа - это космическое конструкторское бюро, объединённое общим заданием, одной деятельностью – подготовить к концу урока проект космического корабля.
В своём конструкторском бюро вы выберете себе главного конструктора, который будет координировать вашу совместную работу и представлять её результат. Поэтапно выполнив соответствующее задание на уроке, вы будете создавать конструкцию своей ракеты. Готовы работать?
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Цели:
- организовать актуализацию знаний умения решать примеры на умножение;
- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;
-организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.
Создавая что-то новое, мы всегда опираемся на уже имеющиеся знания. Готовясь к полёту, космонавты проходят большой курс тренировок, связанных с физической нагрузкой, а также с умственной подготовкой.
Устный счёт. Математический тренажёр. Работа с планшетами.
Приготовьте планшеты. Каждый из вас работает с планшетом на месте, один ученик работает у доски с компьютером. Вы должны назвать и объяснить знакомые вычислительные приёмы. (дети по очереди решают примеры у доски)
Рассмотрите ещё раз эти математические выражения.
26 ∙ 10 40 ∙ 20
14 ∙ 5 100 ∙ 4
23 ∙ 40 7 ∙ 10
6 ∙ 0 9 ∙ 8
40 ∙ 7 300 ∙ 2
III. Выявление места и причины затруднения.
Цели:
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Проблемный вопрос:
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий.
Какую цель поставим на уроке?- Познакомится с новым приёмом умножения, открыть новый способ и научиться умножать двузначное число на двузначное число, оканчивающее нулём, для случаев вида 23х40.
Определим задачи, которые помогут вам достичь поставленной цели?
Разработать алгоритм письменного умножения на двузначное число для случаев вида 23х40;
Учиться выполнять письменное умножение на двузначное число;
Учиться применять полученные знания на практике при решении примеров и задач.
V. Реализация построенного проекта.
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточнить тему урока.
1.Работа по учебнику с.115, №1
На доске: 23х40
Будем находить новый способ умножения, чтобы решать такие примеры.
Запись:
23 · 40 = 23 · 4 · 10 = 920
Посмотрите, такая запись удобна?
2.Работа по учебнику. С.115, №1.
1) 2) 92 · 10 = 920
Вывод: Сначала он выполняет умножение на однозначное число. Затем полученный результат умножает на 10.
Подумайте и предложите свой вариант решения, как по-другому можно записать, чтобы ещё сократить время вычисления?
Кто прав? В чём затруднение? - Не умеем умножать такие примеры столбиком.
Как будем выходить из сложившейся ситуации?- Познакомиться с записью столбиком.
3. Открытие нового способа умножения столбиком.
(на доске один ученик)
Расскажите, под какой цифрой начать писать число 40?
Правильно, умножение 23 на 40 выполняют, не обращая внимания на цифру 0: умножают 23 на 4 и к результату приписывают справа 0.
4. Работа по учебнику. Стр.115 (правило)
Поработаем в рубрике «Обрати внимание». Проверим, совпадает ли наше мнение с мнением авторов учебника. Прочитайте правило.
Умножение вида 23 на 40 выполняют, не обращая внимания на цифру 0: умножают 23 на 4 и к результату приписывают справа 0. Умножение удобно записывать так (дети рассматривают запись).
5.Составление алгоритма умножения в случаях вида 23 х 40.
Давайте составим алгоритм умножения двузначного числа на круглое число вида 23х40.
Выполним эту работу в группах.
Напомните правила работы в группе.
Внимательно прочитайте каждый шаг действия. Уберите лишние шаги и восстановите последовательность действий.
| Записываем десятки под десятками, единицы под единицами. |
1. | Под единицами первого множителя записываем цифру отличную от нуля, а нуль записываем правее. |
| Умножаем на однозначное число. |
2. | Умножаем единицы, затем десятки. |
| Приписываем справа ноль. |
3. | Полученные результаты складываем. |
4. | Читаем ответ. |
(Алгоритм с правильными и неправильными шагами заранее напечатан на листах. Учащиеся, работая в группах, выбирают один из предложенных шагов, составляя последовательность действий).
Верный вариант алгоритма:
1.Под единицами первого множителя записываем цифру отличную от нуля, а нуль записываем правее.
2.Умножаем на однозначное число.
3. Приписываем справа ноль.
4. Читаем ответ.
6.Повторение алгоритма по презентации.
Оцените свою работу на этапе «открытия» нового знания, работаем над конструкцией своего корабля.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Работа по учебнику с. 116 , № 2.
Используя составленный алгоритм, устно объясните, как выполнено умножение.
16 · 30 17 ·50 21 · 40 30·20
VII.Физкультминутка для глаз «Космическая».
Исследуя тему, устали немного.
Давайте встанем, отдохнём,
зарядку для глаз проведём.
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цели:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать самопроверку по эталону;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
1.Работа в тетрадях. С.116 , № 3.
Ребята, рассмотрите выражения из № 3. Как вы считаете, какие из данных числовых выражений не требуют записи в столбик? Почему?- Прием умножения на 10, т.к. мы приписываем справа 0.
Какие примеры исключим из каждого столбика? Решим остальные примеры столбиком.
(У доски 3 ученика решают оставшиеся примеры 1 столбика).
Самостоятельная работа по вариантам.
1 вариант– примеры 2 столбика
2 вариант – примеры 3 столбика
Проверка по слайду.
IX. Включение в систему знаний и повторение.
1) Самостоятельная работа на листах из ТПО на время (2 мин)
ТПО с.50, № 162
Кто успел решить все примеры? Как вы справились с этой работой, я проверю позже, когда вы дома выполните все остальные задания на листе.
Оцените свою работу на этапе закрепления знаний, продолжаем работу над конструкцией своего корабля.
2) Коллективная работа в тетрадях.
Как вы видели в фильме, Ю. Гагарина встречали после полёта огромным количеством цветов.
Стр. 116, № 8. Решение задачи (у доски один ученик.)
В цветочном магазине стоят вазы с цветами: в 10 вазах по 15 роз и в 30 вазах по 20 гвоздик. Каких цветов больше и на сколько?
Решение:
15· 10 =150(цв.) - роз
20· 30 =600(цв.) – гвоздик
600-150=450(гв.)
Ответ: на 450 гвоздик больше.
3)Работа в парах.
Решение задачи из ТПО с.50, № 163
Прочитайте задание.
Кассир банка выдал 13 вкладчикам по 70р. и от 20 вкладчиков принял по 45р. На сколько больше рублей кассир выдал, чем принял?
Проанализируйте условие задачи. Прочтите вопрос задачи.
Обсудите в парах решение задачи. Обратите внимание на карточку – помощницу.
С какой трудностью при записи столбиком встретились?
Составим алгоритм для этого случая вычисления.
4) Индивидуальная работа по выбору.
ТПО с.50, №164. Заполни таблицу.
Рассмотрите задание. Как мы оформим решение?- В виде таблицы. Решение оформим в столбик. А ещё умножение на 30 и 10 можно выполнить устно.
х | 45 | 34 | 30 | 28 | 10 |
20хХ | 900 | 680 | 600 | 560 | 200 |
(Дети выполняют самостоятельно. Затем проводится самопроверка с помощью презентации)
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Достигли мы намеченной цели?
Где нам в дальнейшем могут пригодиться эти знания?
XI. Самооценка. Оценки с комментированием
Оцените свою работу на последнем этапе. Заканчиваем свои проекты. Я прошу каждую группу представить нам свои готовые проекты у доски.
Спасибо за ваш труд. Кто знает, может в будущем и в нашем классе найдутся ребята, которые свяжут свою жизнь с работой инженера-конструктора или с космосом вообще.
Мне сегодня было очень интересно работать с вами. За активность и правильные ответы я ставлю оценки ребятам…
XII. Дом. задание (по выбору).
1)Закончить зад. из ТПО на листе (всем).
2)Стр. 116, № 8, стр. 117, № 12(всем).
3)Подготовить для товарища на листе в клетку не менее 10 примеров с новым вычислительным приёмом (по желанию).
XIII. Орг. окончание урока.
Пора подводить итоги, друзья!
Исследовали умножение мы не зря,
В дальнейшей работе нам пригодятся эти знания.
А гостей мы благодарим за внимание!
Дополнительное задание (если останется время).
1)Работа по учебнику С.117, № 11.
Проверь, верны ли неравенства.
40х12180:9 165+368
48020 – верно 533
2)Повторение. Стр. 117, № 13.
100 : 5 = 20 420 : 210 = 2 84 : 42 = 2
50 : 25 = 2 320 : 8 = 40 100 : 20 = 5