СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: "Путешествие по гидросфере" для 6-го класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма урока: игра-путешествие

Цель: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Гидросфера».

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: "Путешествие по гидросфере" для 6-го класса»

Учитель географии: Архипова Елена Александровна

Урок обобщающего повторения

«Путешествие по гидросфере». 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6

Форма урока: игра-путешествие

Цель: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Гидросфера».

Задачи:

  • Обучающие:

    • проконтролировать степень усвоения основных знаний по теме «Гидросфера», изученных на предыдущих уроках.

    • закрепить знания по теме «Мировой океан и его части», «Воды суши», знания карты.

  • Развивающие:

    • активизировать процесс мышления у учащихся.

    • развивать умение детей осмысленно воспринимать знания, толковать факты, давать им оценку, делать выводы, быстро и правильно формулировать ответы.

    • формировать общественные (сотрудничество и соревнование) и индивидуальные (заинтересованность, вера в собственные возможности) мотивы.

    • научить учащихся анализировать цели, процессы и результаты своей деятельности.

    • побуждать к постоянному желанию оценки своих действий.

    • развивать интеллектуальные способности.

    • развивать коммуникативные навыки при работе в группах, умение оценивать работу друг друга;

  • Воспитательные:

    • формировать у учащихся географическую культуру.

    • содействовать формированию мировоззренческих понятий: целостность водной оболочки Земли, влияние внутренних вод на жизнь человека.

    • воспитывать экологическое сознание.

    • содействовать формированию в представлении учащихся целостной картины мира.

    • осуществлять нравственное воспитание, коммуникабельность, творчество, эстетические нормы поведения.

    • воспитывать чувство ответственности, товарищества.

Оборудование.

  • Физическая карта полушарий.

  • Атлас для 6 класса.

  • плакат «Части гидросферы»

  • карточки с заданиями (Приложение 2)

  • учетный бланк для каждой команды (оценочные листы).

  • бочонок с жетонами (за правильный ответ – 1 балл)

  • капельки для рефлексии

  • эмблема старшего юнги (Приложение 3)

  • шоколадные медальки

  • презентация (Приложение 1)

Используемые технологии и приемы: ИКТ, игровая, групповая, дифференцированного, проблемного обучения.

Учебно-методическое обеспечение. Учебник: Т.П. Герасимовой; Н.П. Неклюкова «Начальный курс географии» 6 класс – М.: Дрофа, 2009.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку

2. Постановка целей и задач урока



Слайд 1.

Ребята, прочтите слова Антуана де Сент Экзюпери на слайде 

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаешься, не ведая, что такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью: ты – самое большое богатство на свете». 

и скажите, о какой оболочке пойдет речь на уроке?

Слайд 2.

О ГИДРОСФЕРЕ



– Учитывая то, что в вашем классе много любознательных и отважных ребят и что вы только изучили гидросферу, я решила пригласить вас в далекое плавание  на корабле по морям и океанам.

Слайд 3. И наш корабль мы назовем « Полянский ветер»

Какие же вопросы мы с вами должны повторить?

Слайд 4. Цели



Капитаном корабля буду я, а вы будете юнгами. На палубе нашего корабля 3 каюты, располагайтесь поудобнее. Я назначила в каждой каюте старшего юнгу … В его обязанности входит: следить за выполнением задания, сообщать об их выполнении и сигнализировать мне в случае затруднений. Именно они в конце урока оценят работу членов экипажа по шкале глубин, оценят, насколько глубоки знания у членов экипажа (в конце урока заполняют  оценочные листы (учитель знакомит с критериями оценки).

Слайд 5

Правила работы в команде

  • Работаем вместе, чтобы достичь общей цели.

  • Работаем в командах, которые между собой существенно не отличаются.

  • Стараемся, чтобы все члены команды достигли успеха.

  • Мы здесь для того, чтобы взаимно помогать друг другу.

  • Чтобы чему-то научиться, мы должны сотрудничать.

  • Если возникает какой-то вопрос – разберемся в нем.

У меня в сундучке
Белые звёзды.
Кто сегодня отвечает,
Тот звезду и получает.
В конце урока сосчитаем –
Победителя узнаем.

– А теперь, юные искатели приключений, в путь! Он будет непрост, но я надеюсь, что вы знаете, что в опасных странствиях дороже золота ценятся знания, умения и дружба.

3. Обобщение, систематизация, коррекция и контроль знаний.

Слайд 6.

Учитель. Пока я вам все объясняла, наш корабль отчалил от острова Школьный и вошел в пролив «Рекордов».

Задание: «Самое, самое…»

В книге рекордов Гиннеса
Рекорды морские есть.
Самое большое море  – Филиппинское.
Других морских рекордов не счесть.
Давайте мы с вами рекорды побьем
И самое, самое сейчас назовем.

(Учитель задает вопрос, члены команды называют ответ и показывают географический объект на физической карте. Правильный ответ – 1 балл (жетон)

Самый (ое)

1 команда

2 команда

3 команда

большой океан 
маленький материк
пресное море
мощное теплое течение
длинная река
высокий водопад
соленое озеро

маленький океан 
большой остров
мелкое море
мощное холодное течение
полноводная река
большое озеро
большой полуостров

большой материк
соленое и теплое море
широкий пролив
высокие приливы
большая река Европы
глубокое озеро
глубокая впадина в Мировом океане

Слайд 7.

Учитель. Мы успешно прошли через пролив и причаливаем к острову «ГЕОЛОГИКА», чтобы пополнить запасы пресной воды.
Ваша задача: назвать ключевое слово по данным признакам. (Учитель раздает карточки с заданием.)



землетрясение, волна, скорость, опасность, разрушения

цунами

подземная, бурная, спокойная, извилистая, мутная, судоходная

река

ветер, вода, бутылка, письмо, холодное, теплое

течение

Буян, Мадагаскар, Шпицберген

остров

 

 

горы, высота, уступ, вода, грохот, зрелище

водопад

материковый, вулканический, песчаный, коралловый, речной, морской, необитаемый

остров

океан, корабль, лед, гора, опасность

айсберг

разлом, глубина, замкнутое, уникальное

Байкал

 

 

ветровая, морская, приливно-отливная, сейсмическая, длинная

волна

пресная, соленая, минеральная, талая, родниковая, проточная

вода

вода, соленость, доля вещества

промилле

Суэцкий, Панамский, Волго-Донский

 канал





А наши старшие юнги в это время побывают на острове «Коварных вопросов».

  1. Что совершает вода в природе?  а) круиз  б) водоворот  в) турне  г) круговорот

  2. Что вызывает приливы в океанах Земли? а) Марс  б) Солнце  в) Луна   г) киты

  3. Какого море не существует в мире? а) Черное   б) Айвазовское  в) Каспийское  г) Азовское

  4. У какого водоема бывают рукава? а) море  в) река  в) озеро  г) пруд

  5. Как называется узкий коридор между двумя материками? а) залив  б) пруд     в) пролив   г) арка

  6. Где находится «кухня погоды»?  а) в горах    б) в океане   в) в пустыне  г) в тайге

  7. Какое природное бедствие заставило деда Мазая спасать зайцев? а) лесной пожар    б) ураган   в) землетрясение  г) половодье

  8. «Хочешь увидеть мир, …» – гласит латинская пословица. а) «путешествуй»  б) «загляни в каплю воды»     в) «ходи в театр»    г) «стань воином»

Устно проверить.

Вопросы собрать и проверить

 

Учитель. Карта восстановлена, можем плыть дальше. На борт доставлена корреспонденция. Надо ее разобрать. Ко мне подойдут по одному юнге от каждой команды.

« Почта»

Вы получаете два «почтовых ящичка» (прикрепить на доску) и по 10 «писем». Необходимо разложить корреспонденцию адресатам

(прикрепить к доске)




Учитель. Мы продолжаем плавание. Вошли в залив Художников. Здесь мы делаем остановку. Сейчас я предлагаю посетить выставку картин. Ваша задача узнать объект гидросферы, который изображен на картине, и дать определение этого объекта.

« Выставка картин»

Вывешиваются фотографии объектов гидросферы. Учащимся необходимо узнать, что изображено на фотографиях, и дать определение этих объектов. На  продажу выставлены «картины»: «Сибирские болота», «Закат на озере», «Речные пороги», «Речка Тихоня», «Горное чудо» (водопад).

(За правильные ответы учащиеся поощряются звёздочками).



Слайд 8.

– Мы продолжаем наше путешествие, нам предстоит обогнуть полуостров «Загадочный».

Учитель. А в это время старшие юнги подойдут ко мне и получат задание. Предлагаю вам таблицы, но чтобы их заполнить вы должны определить, что же это за географический объекты.

«Творческая лаборатория» (заполняют таблицу группой)

Море

К какому бассейну принадлежит

Внутреннее или окраинное

56° с. ш. 19° в. д.



72° с. ш. 65° в.д.



44° с. ш. 40° в. д.



39° ю. ш. 162° з.д.







Как обойтись нам без загадок,
В них столько мудрости людей!
Чтоб мысли привести в порядок
Вы отгадайте их скорей!

  1. Кругом вода, а с питьем беда. (Море)

  2. Я вода да по воде же плаваю. (Лед)

  3. По морю идет, идет, а до берега дойдет, тут и пропадет. (Волна)

  4. Не море, не земля, корабли не плавают и ходить нельзя. (Болото)

  5. Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)

  6. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе. Узкий кончик в роднике, а широкий в море. (Река)

  7. Он без рук , без ног из земли пробиться смог. Нас он летом в самый зной ледяной поит водой. (Родник)

  8. Я реке и друг и брат, для людей стараться рад. Я машинами построен, сократить пути могу, и от засухи, как воин лес и поле берегу. (Канал)

  9. Меньше, чем море, больше, чем пруд — как водоём этот средний зовут? (Озеро)

  10. Море, озеро и пруд словом как одним зовут? (Водоем)

  11. Рядом, рядом острова, не один да и не два, а десятки, сотни сотен. Жить в соседстве им охотней. Все родные как – никак. Значит, здесь … (архипелаг)

  12. С высоты большой срываясь, грозно он ревет. И о камни разбиваясь, пеною встает. (Водопад)

  13. За плотиной водоем, карп зеркальный плещет в нем. (Пруд)

  14.  Масса снега от вершины вмиг бежит с горы в долину. Не вставай ей на пути, а спеши скорей уйти. (Лавина)



Слайд 9.

           

Учитель. Экипаж, внимание! Мы попали в плен к пиратам (слайд). Они нас отпустят только при условии, если мы поможем им разобраться с картой.

«Немая карта»

Определить по контурам карты о каком океане идет речь.


Проверяем, как старшие юнги справились с заданием.


Учитель. Ура! Мы свободны!



Слайд 7.

– Наше путешествие продолжается. Внимание! Впереди мель! И чтобы на неё не сесть, необходимо проверить правильность утверждений о частях гидросферы и ответить на вопросы ( Раздать каждой команде. Отвечают трое)

Карточка №1.

«Правильны ли утверждения?»:

  • Источник – выход грунтовых вод на поверхность   (да/нет)

  • Средняя соленость Мирового океана – 38‰ (промилле) (да /нет)

  • К водам суши относят только реки и ледники. (да/нет)

– Почему пресная вода на Земле не иссякает? …

Карточка №2.

«Правильны ли утверждения?»:

  • Цунами вызываются сильными ветрами. (да/нет)

  • Исток реки – это ее начало.  (да/нет)

  • Котловина озера Байкал имеет вулканическое происхождение. (да/нет)

– Какие части гидросфера нельзя увидеть на карте? …

Карточка №3.

«Правильны ли утверждения?»:

  1. Морская вода замерзает при температуре – 2о и ниже (да/нет)

  2. Канал – это искусственное озеро.  (да /нет)

  3. Ледники делятся на покровные и горные.  (да/нет)

– Чем паводок отличается от половодья?



Учитель: Мы успешно обогнули мель и берем курс к родным берегам.



4. Домашнее задание

Подходит к концу наше путешествие, прямо по курсу родная гавань острова  Школьный.  Здесь вас ждут  Непутёвые заметки  одного рассеянного туриста. Он решил писать книгу о своих путешествиях. Ваша задача на дом – помочь правильно указать места, где он бывал или планирует побывать.

1. Я очень люблю путешествовать. В прошлом году я любовался красотой самого глубокого озера … Проплыв на лодке по единственной реке …, вытекающей из этого озера, я попал  в одну из крупнейших рек России 
2. В этом году я оказался около самой длинной реки мира … Река эта впадает в море …, которое древние называли «Великое море заката». Я совершил круиз по этому морю. Через пролив, разделяющий Африку и Европу …, мы  вышли в Атлантический океан.
3. В следующем году я планирую совершить  путешествовать из самого холодного океана … в  самый большой  океан, где находится самая глубокая впадина Земли …

Слайд 12.

5. Подведение итогов

Мы играли, отвечали,
Гидросферу повторяли,
А сейчас звёзды считаем,
Победителя узнаем, и
отметки получаем.

Старший юнга подсчитывает количество жетонов. В зависимости от вклада  членов команды в победу оценивают каждого ученика, затем зачитывают оценки.

Оценочный лист Старший юнга: ______________________

 развернуть таблицу

Члены команды

Оценка за урок

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

5.

 

 

6.

 

 

7.

 

 

 развернуть таблицу

6. Рефлексия

– Каждое путешествие оставляет после  себя впечатление. (Командам выдаются контуры капли.)
Представьте, что у капельки такое же настроение, какое у вас сейчас. Нарисуйте личико капельке.

Слайд 13. 

– Спасибо за работу на уроке.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!