Тема урока. СП с разными видами связи.
Цели урока.
Повторение и закрепление темы Сложные предложения с разными видами связи.
Развитие логического мышления, умения доказывать свою точку зрения.
Воспитание коммуникабельности, умения работать сообща в различных группах.
ХОД УРОКА.
- Орг. момент. (Тема и цели)
- Минутка повторения.
- Синтаксическая минутка.
Вдруг навалился густой туман, стеной отделил он меня от остального мира, и, чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку, которая, по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади. (В. Арсеньев).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи: бессоюзной, сочинительной и подчинительной, состоит из трёх частей, связанных бессоюзно (I и IIчасти) и сочинительным соединительным союзом и (II и III части); I часть - простое предложение, II часть - простое предложение, III часть - сложноподчинённое предложение с двумя придаточными (цели и определительным) с параллельным подчинением. Придаточное цели зависит от всего главного предложения, отвечает на вопрос с какой целью?, присоединяется союзом чтобы. Придаточное определительное зависит от существительного тропинку, отвечает на вопрос какую?, присоединяется союзным словом которая.
- основы, союзы, схема.
- вывод о способах связи
-орфограммы, пунктограммы
3. - Тэйк оф – тач даун: (встать-сесть)
1. СП – это предложение, где 2 и более основы.
2. СПП – это предложения, где есть главная и придаточная части.
3. БСП не имеет союзов между частями предложения.
4.В ССП части соединяются сочинительными союзами.
5. Сочинительные союзы: и, а, но, или, чтобы?
6. Подчинительные союзы потому что, если, хотя, тоже.
7. В СП с разными видами связи должно быть не менее 3х основ.
4.Работа в группах.
1 группа
1) [Печален я]: [со мною друга Нет], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).
-
-
4)Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин).
5) составить своё предложение (КАЖДОМУ). Записать на доске(ЛУЧШЕЕ), объяснить.
1)[ ]: [ ], ( ), ( ).
2)[ ], и [ ], ( ).
3)[ ], и [ ], ( ).
4)[ ], но [ ] : [ ], [ ].
2 группа
-
-
- Весь день стояла прекрасная погода, но, когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.
4) Надвигалась зима, когда ударили первые морозы, жить в лесу стало тяжело.
5) составить своё предложение. Записать на доске, объяснить.
1)( ), [ ]; [ ].
2) [ ] и [ ]; [ ], ( ).
3)[ ], но [ , ( ), ].
4)[ ], ( ), [ ].
5. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.
Упр. 220.(Сам-но). Проверка. Выводы.(разнообразие конструкций используем при написании сочинений.)
6.Конэрс.4 угла.
Индивидуальные задания. Разбор предложения, данного учителем.
1.Когда я проснулся,/ уже давно рассвело2:/ солнце стояло высоко в небе3.
2.Когда Оля пришла, был поздний вечер: на небе ярко сияли звёзды.
3. Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
4. Мне снилось, что всё кругом спокойно, как это было до войны.
5.Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни.
6. Пришла весна, и дни стали длиннее, что позволило подольше гулять на улице, чтобы быстрее поправить здоровье.
7. На следующий день, когда наступило некоторое затишье, Пастухову удалось связаться с санбатом, но оттуда ответили, что Звягинцева переправили в армейский госпиталь: требовалась сложная операция.
8.Зимой, когда стояли сильные морозы, река промёрзла до дна, но вот пришла тёплая весна, что растопила весь снег на полях: река вновь ожила.
9.Витя думал, что учитель вызовет его к доске, как было в прошлый раз.
- объясните, почему вы выбрали именно этот угол.
Домашнее задание.