Тема урока: Кислоты
Цель урока:
Задачи урока:
Образовательные: первичное знакомство и изучение нового класса неорганических веществ «Кислоты»; осмысление связи кислот с кислотными оксидами; ознакомить учащихся с определением, составом, классификацией, номенклатурой кислот, научить определять кислоты среди других веществ, классифицировать кислоты, определять валентности кислотных остатков.
Развивающие: способствовать развитию умения учащихся проводить эксперимент для получения новых знаний об кислотах. Вести работу над общеучебными умениями: сравнивать свойства одних кислот с другими; обобщать все известные кислоты по вкусу; делать выводы о значимости всех кислот для живых организмов.
Воспитательные: воспитывать в детях чувства товарищества, умения работать в коллективе, воспитывать интерес у учащихся к урокам химии, соблюдать технику безопасности при работе с кислотами.
Планируемые результаты:
Предметные:
Учащийся должен знать:
Метапредметные:
Учащийся должен уметь:
называть кислоты, а также писать их формулы;
работать с кислотами в лабораториях;
обобщить роль кислот в живой среде.
Личностные:
Соблюдать технику безопастности при работе с кислотами в лабораториях и вообще.
осознание значимости кислот в жизни человека;
применение полученных знаний о кислотах в повседневной жизни;
Ход урока
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Учитель: Мы изучаем классификацию неорганических веществ. Сегодня нам с вами предстоит знакомство с еще одним классом, но с каким именно вы узнаете, правильно выполнив следующее задание: Определите тип каждой из реакций, уравнения которых записаны в таблице. Из букв правильных ответов мы и определим название класса веществ.
Уравнения реакций | Тип химической реакции |
Соединения | Разложения | Замещения | Обмена |
Mg+H2SO4=MgSO4+H2 | В | Б | О | М |
2Na+S=Na2S | С | Д | Ж | Н |
2Fe(OH)3=Fe2O3+3H2O | Г | Т | У | З |
KOH+HCl=KCl+H2O | Л | Е | В | Ы |
2Сa+O2=2CaO | Л | Н | Г | Б |
Mg+CuCl2=Cu+MgCl2 | З | П | К | Д |
CaCO3=CaO+CO2 | Р | И | Ф | А |
Название какого класса веществ мы получим из букв: О, С, Т, Ы, Л, К, И – кислоты.
Учитель: С понятием кислоты вы встречались неоднократно в бытовой жизни. Какие кислоты вам известны? Где встречаются эти кислоты? Кислоты встречаются на кухне, в аптечке. Кислоты есть и в организме живых существ и человека. Наверняка те из вас, кто занимается спортом, слышали, что существует молочная кислота, которая образуется в мышцах при физической нагрузке, а в желудке у каждого из нас содержится соляная кислота, без которой невозможно полноценное функционирование организма.
Оксиды могут быть двух видов: кислотные и основные.
Кислотные оксиды – это оксиды неметаллов, основные – это оксиды металлов.
Поиграем в «Крестики-нолики». Покажите выигрышный путь, которому соответствуют формулы кислотных оксидов:
Li2O | CuO | SO3 |
CaO | Cl2O7 | N2O3 |
BaO | P2O5 | CO2 |
SO3 CO2 N2O3
+ H2O + H2O + H2O
H2SO4 H2CO3 H2N2O4
HNO2
Кислоты – это сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода и кислотного остатка.
В кислотах валентность водорода тоже равна I. А вот валентность кислотного остатка равна числу атомов водорода а кислоте.
Задание. Подчеркните кислотный остаток в молекулах кислот:
H2SO4; H2CO3; HNO3; H2SiO3; H3PO4
Задание. Определите валентность кислотных остатков:
II II I II III
H2SO4; H2CO3; HNO3; H2SiO3; H3PO4
Задание. Составьте формулы кислот по имеющимся кислотным остаткам:
Cl (I) | → | HCl |
S (II) | → | H2S |
PO4 (III) | → | H3PO4 |
SiO3 (II) | → | H2SiO3 |
ClO4 (I) | → | HClO4 |
MnO4 (II) | → | H2MnO4 |
NO2 (I) | → | HNO2 |
Атомов водорода может быть несколько, а может быть один. Кислотный остаток состоит из атомов неметаллов, которых в периодической системе больше 50. Рассмотрим их классификацию.
I. По числу атомов водорода:
Н = 1 – одноосновная, например, HNO3 |
Н = 2 – двухосновная, например, H2CO3 |
Н = 3 – трехосновная, например, H3PO4 |
Задание. Разделите кислоты по числу атомов водорода:
H3PO4; HCl; H2S; HNO3; H2SO4: HBr; H2CO3; H2SO3; HClO4; H2SiO3.
кислоты
Одноосновные
Двухосновные
H2S
H2SO4
H2CO3
H2SO3
H2SiO3
Трехосновные
II. По наличию в кислотном остатке атомов кислорода:
бескислородные HI
кислородосодержащие H2CO3
Задание. Классифицируйте кислоты по наличию атомов кислорода:
H3PO4; HCl; HNO3; H2S; H2SO4; HBr
кислоты
бескислородные
кислородосодержащие
Кислоты различных типов могут быть получены по-разному.
Кислородосодержащие – взаимодействием кислотного оксида с водой:
Cl2O7 + H2O → HClO4
Бескислородные – взаимодействием неметалла с водородом:
H2 + Cl2 → HCl
Все кислоты обладают таким агрегатным состоянием.
HCl | жидкости | H2SiO3 | Твердое вещество | H2CO3 | Не существуют в свободном виде |
H2SO4 | H2SO3 |
H2CO3 = CO2↑ +H2O
H2SO3 = SO2↑ + H2O
Как вы думаете, почему кислоты называют именно кислотами? Потому что они кислые на вкус. Вам известна лимонная кислота, содержащаяся в лимонах, уксусная кислота, используемая в кулинарии, витамины – «аскорбинки» - аскорбиновая кислота. Они действительно кислые на вкус. А чем улавливается вкус? Рецепторами, клетками отвечающими за восприятие и осязание. С токи зрения химии, кислоты тоже «кислые». Их растворы дают кислую среду, которую можно определить с помощью специальных «химических рецепторов» – индикаторов. В зависимости от среды они меняют цвет.
Индикатор — вещество, дающее цветные химические реакции в зависимости от среды раствора. (например лакмус, метилоранж, фенолфталеин)
Среда Индикатор | Лакмус | Метилоранж | Фенолфталеин |
Кислая среда | Красный | Розовый | Бесцветный |
Задание. Сейчас, приступите, пожалуйста, к выполнению лабораторного опыта. Перед вами три склянки. Определите в какой из них находится раствор кислоты. Что вы сделаете для этого? (налить по мл каждой жидкости в 3 пробирки, к каждому раствору прилить несколько капель индикатора. Полученная окраска покажет раствор кислоты).
Таблица кислот
Формула кислоты | Название кислоты |
HF | Фтороводородная (плавиковая) |
HCl | Хлороводородная (соляная) |
HBr | Бромоводородная |
HI | Йодоводородная |
H2S | Сероводородная |
H2SO3 | Сернистая |
H2SO4 | Серная |
HNO2 | Азотистая |
HNO3 | Азотная |
H2CO3 | Угольная |
H2SiO3 | Кремниевая |
H3PO4 | Фосфорная |
3.Рефлексия
Вопрос | Результат |
Что запомнили? | Кислоты – это сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода и кислотного остатка. Кислоты – это чаще всего жидкости, как правило, без вкуса, цвета и запаха. Лакмус окрашивает их растворы в красный цвет. |
Что поняли? | Валентность кислотного остатка совпадает с числом атомов водорода в кислоте. |
Чему научились? | Определять растворы кислот с помощью индикатора. |
Итоговое закрепление.
1. Найди группу формул кислот:
а) NH3 HCl H2 SO4
б) H2S HNO3 HBr
в) HCl KCl H3PO4
2. Выберите формулу «третьего лишнего» вещества в каждом ряду:
а) HCl H2SO4 K2O
б) HNO3 H2O H2CO3
в) H2S H2SO4 NaOH
3. Даны вещества:
CuO, NaOH, H3PO4, CO2, CaCO3, HCl, Cu(OH)2, HNO3, BaO, H2S, K2SO3, H2SO4, Al(OH)3, AgNO3, H2CO3, NaSiO3, SO3, Al2(SO4)3
Из предложенного списка выберите кислоты;
Проклассифицируйте их;
Определите валентность кислотных остатков.
Домашнее задание: