СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Кислоты" 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • первичное знакомство и изучение нового класса неорганических веществ «Кислоты»; осмысление связи кислот с кислотными оксидами; ознакомить учащихся с определением, составом, классификацией, номенклатурой кислот, научить определять кислоты среди других веществ, классифицировать кислоты, определять валентности кислотных остатков. 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Кислоты" 8 класс»

Тема урока: Кислоты

Цель урока:

  • создать условия для освоения темы « Кислота»;

Задачи урока:

  • Образовательные: первичное знакомство и изучение нового класса неорганических веществ «Кислоты»; осмысление связи кислот с кислотными оксидами; ознакомить учащихся с определением, составом, классификацией, номенклатурой кислот, научить определять кислоты среди других веществ, классифицировать кислоты, определять валентности кислотных остатков.

  • Развивающие: способствовать развитию умения учащихся проводить эксперимент для получения новых знаний об кислотах. Вести работу над общеучебными умениями: сравнивать свойства одних кислот с другими; обобщать все известные кислоты по вкусу; делать выводы о значимости всех кислот для живых организмов.

  • Воспитательные: воспитывать в детях чувства товарищества, умения работать в коллективе, воспитывать интерес у учащихся к урокам химии, соблюдать технику безопасности при работе с кислотами.

Планируемые результаты:

Предметные:

Учащийся должен знать:

  • определение понятия кислота;

  • как образуются кислоты из кислотных оксидов;

  • какие бывают кислоты;

  • какие валентности имеют кислотные остатки и от чего она зависит.

Метапредметные:

Учащийся должен уметь:

  • называть кислоты, а также писать их формулы;

  • работать с кислотами в лабораториях;

  • обобщить роль кислот в живой среде.

Личностные:

  • Соблюдать технику безопастности при работе с кислотами в лабораториях и вообще.

  • осознание значимости кислот в жизни человека;

  • применение полученных знаний о кислотах в повседневной жизни;

  • Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

Учитель: Мы изучаем классификацию неорганических веществ. Сегодня нам с вами предстоит знакомство с еще одним классом, но с каким именно вы узнаете, правильно выполнив следующее задание: Определите тип каждой из реакций, уравнения которых записаны в таблице. Из букв правильных ответов мы и определим название класса веществ.

Уравнения реакций


Тип химической реакции

Соединения

Разложения

Замещения

Обмена

Mg+H2SO4=MgSO4+H2

В

Б

О

М

2Na+S=Na2S

С

Д

Ж

Н

2Fe(OH)3=Fe2O3+3H2O

Г

Т

У

З

KOH+HCl=KCl+H2O

Л

Е

В

Ы

2Сa+O2=2CaO

Л

Н

Г

Б

Mg+CuCl2=Cu+MgCl2

З

П

К

Д

CaCO3=CaO+CO2

Р

И

Ф

А


Название какого класса веществ мы получим из букв: О, С, Т, Ы, Л, К, И – кислоты.

Учитель: С понятием кислоты вы встречались неоднократно в бытовой жизни. Какие кислоты вам известны? Где встречаются эти кислоты? Кислоты встречаются на кухне, в аптечке. Кислоты есть и в организме живых существ и человека. Наверняка те из вас, кто занимается спортом, слышали, что существует молочная кислота, которая образуется в мышцах при физической нагрузке, а в желудке у каждого из нас содержится соляная кислота, без которой невозможно полноценное функционирование организма.

Оксиды могут быть двух видов: кислотные и основные.

Кислотные оксиды – это оксиды неметаллов, основные – это оксиды металлов.

Поиграем в «Крестики-нолики». Покажите выигрышный путь, которому соответствуют формулы кислотных оксидов:

Li2O

CuO

SO3

CaO

Cl2O7

N2O3

BaO

P2O5

CO2


  • Почему кислотные оксиды называются кислотными?


SO3 CO2 N2O3

+ H2O + H2O + H2O

H2SO4 H2CO3 H2N2O4

HNO2


Кислоты – это сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода и кислотного остатка.

НХR



В кислотах валентность водорода тоже равна I. А вот валентность кислотного остатка равна числу атомов водорода а кислоте.

Задание. Подчеркните кислотный остаток в молекулах кислот:

H2SO4; H2CO3; HNO3; H2SiO3; H3PO4

Задание. Определите валентность кислотных остатков:

II II I II III

H2SO4; H2CO3; HNO3; H2SiO3; H3PO4

Задание. Составьте формулы кислот по имеющимся кислотным остаткам:

Cl (I)

HCl

S (II)

H2S

PO4 (III)

H3PO4

SiO3 (II)

H2SiO3

ClO4 (I)

HClO4

MnO4 (II)

H2MnO4

NO2 (I)

HNO2

Атомов водорода может быть несколько, а может быть один. Кислотный остаток состоит из атомов неметаллов, которых в периодической системе больше 50. Рассмотрим их классификацию.

I. По числу атомов водорода:

Н = 1 – одноосновная, например, HNO3

Н = 2 – двухосновная, например, H2CO3

Н = 3 – трехосновная, например, H3PO4


Задание. Разделите кислоты по числу атомов водорода:

H3PO4; HCl; H2S; HNO3; H2SO4: HBr; H2CO3; H2SO3; HClO4; H2SiO3.

  • кислоты

    • Одноосновные

      • HCl

      • HNO3

      • HBr

      • HClO4

    • Двухосновные

      • H2S

      • H2SO4

      • H2CO3

      • H2SO3

      • H2SiO3

    • Трехосновные

      • H3PO4

II. По наличию в кислотном остатке атомов кислорода:

  1. бескислородные HI

  2. кислородосодержащие H2CO3

Задание. Классифицируйте кислоты по наличию атомов кислорода:

H3PO4; HCl; HNO3; H2S; H2SO4; HBr

  • кислоты

    • бескислородные

      • HCl

      • H2S

      • HBr

    • кислородосодержащие

      • H3PO4

      • HNO3

      • H2SO4

Кислоты различных типов могут быть получены по-разному.

Кислородосодержащие – взаимодействием кислотного оксида с водой:

Cl2O7 + H2O → HClO4

Бескислородные – взаимодействием неметалла с водородом:

H2 + Cl2 → HCl

Все кислоты обладают таким агрегатным состоянием.

HCl



жидкости


H2SiO3


Твердое вещество


H2CO3

Не существуют в свободном виде

H2SO4

H2SO3


H2CO3 = CO2↑ +H2O

H2SO3 = SO2↑ + H2O

Как вы думаете, почему кислоты называют именно кислотами? Потому что они кислые на вкус. Вам известна лимонная кислота, содержащаяся в лимонах, уксусная кислота, используемая в кулинарии, витамины – «аскорбинки» - аскорбиновая кислота. Они действительно кислые на вкус. А чем улавливается вкус? Рецепторами, клетками отвечающими за восприятие и осязание. С токи зрения химии, кислоты тоже «кислые». Их растворы дают кислую среду, которую можно определить с помощью специальных «химических рецепторов» – индикаторов. В зависимости от среды они меняют цвет.

Индикатор — вещество, дающее цветные химические реакции в зависимости от среды раствора. (например лакмус, метилоранж, фенолфталеин)

Среда

Индикатор

Лакмус

Метилоранж

Фенолфталеин

Кислая среда

Красный

Розовый

Бесцветный

Задание. Сейчас, приступите, пожалуйста, к выполнению лабораторного опыта. Перед вами три склянки. Определите в какой из них находится раствор кислоты. Что вы сделаете для этого? (налить по мл каждой жидкости в 3 пробирки, к каждому раствору прилить несколько капель индикатора. Полученная окраска покажет раствор кислоты).

Таблица кислот

Формула кислоты

Название кислоты

HF

Фтороводородная

(плавиковая)

HCl

Хлороводородная

(соляная)

HBr

Бромоводородная

HI

Йодоводородная

H2S

Сероводородная

H2SO3

Сернистая

H2SO4

Серная

HNO2

Азотистая

HNO3

Азотная

H2CO3

Угольная

H2SiO3

Кремниевая

H3PO4

Фосфорная


3.Рефлексия

Вопрос

Результат

Что запомнили?

Кислоты – это сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода и кислотного остатка. Кислоты – это чаще всего жидкости, как правило, без вкуса, цвета и запаха. Лакмус окрашивает их растворы в красный цвет.

Что поняли?

Валентность кислотного остатка совпадает с числом атомов водорода в кислоте.

Чему научились?

Определять растворы кислот с помощью индикатора.


Итоговое закрепление.

1. Найди группу формул кислот:

а) NH3 HCl H2 SO4

б) H2S HNO3 HBr

в) HCl KCl H3PO4


2. Выберите формулу «третьего лишнего» вещества в каждом ряду:

а) HCl H2SO4 K2O

б) HNO3 H2O H2CO3

в) H2S H2SO4 NaOH

3. Даны вещества:
CuO, NaOH, H3PO4, CO2, CaCO3, HCl, Cu(OH)2, HNO3, BaO, H2S, K2SO3, H2SO4, Al(OH)3, AgNO3, H2CO3, NaSiO3, SO3, Al2(SO4)3

  1. Из предложенного списка выберите кислоты;

  2. Проклассифицируйте их;

  3. Определите валентность кислотных остатков.

Домашнее задание:

    • § 20

    • готовиться к химическому диктанту по названиям кислот














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!