Вид деятельности | Задачи | Методы | Ход урока |
Введение в тему урока | Настроить ребят на восприятие содержания урока. Создать соответствующий эмоциональный настрой | рассказ | Дети вошли в класс, встали. - Добрый день, ребята! Сегодня в продолжение темы «Музыкальный образ» мы урок посвящаем памяти А.С. Пушкина и назовем его «Дорога к А.С. Пушкину». Эпиграфом будут слова поэта: «И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал». /А.С. Пушкин/ Цель нашего урока: услышать, как воплотились чувства поэта, выраженные словом в произведениях русских композиторов. Сегодня мы пройдем дорогами поэта в период его ссылки в с. Михайловское в 1824 – 1826 годах 19 века. Ну что же, в добрый путь! Садитесь! 3 сентября 1826 года внезапно прибыл курьер и передал Пушкину приказ царя немедленно покинуть с. Михайловское и вернуться в столицу. Обратный путь поэта был проникнут тревогой о предстоящей встрече с царем, но воспоминания возвращали его в старый дом, запущенную усадьбу, где прожил он одиночестве, вдалеке от друзей, от культуры 2 года. Обратный путь… Дорога… Но мысли поэта возвращали его в Михайловское…, где в один из долгих вечеров он создает строки… Учитель: «Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя…» |
Чтение вслух хором | Усилить эмоциональное восприятие произведения Усилить эмоциональное восприятие материала | Художественный анализ Наглядный иллюстративный | Дети (заканчивают стих вместе с учителем): «То как зверь она завоет, То заплачет как дитя». Дети: Учитель: Слушание романса «Зимний вечер» музыка Яковлева Кто автор этого романса? /М.Л. Яковлев. Это друг Пушкина по лицею. Он был известен как певец баритон, композитор, писавший романсы и песни на стихи Пушкина/. Давайте сейчас сами попытаемся передать интонацией голоса и аккапаниментом образ вьюги. Исполняем романс «Зимний вечер» Поработать над интервалами /кроет, вихри – снежные, То по кровле…/ Поработать над акцентами в каждой фразе. «Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То как зверь она завоет, То заплачет как дитя и т.д. Слушаем романс «Зимний вечер» Г.В. Свиридова Какой из романсов более современен? Кто автор последнего романса, как вы думаете? (возможно, что кто – то ответит - автор Г.В. Свиридов) Почему такое предположение? (его звучание сходно со звучанием II кантаты «Поэма «Памяти Есенина» («Поет зима, аукает»), которую мы разбирали в 5 классе. Звучание какого романса вам ближе? (ответы детей) Какой образ передают романсы «Зимний вечер» (образ зимней природы, образ вьюги) Ребята, о ком эти строки: «Наша ветхая лачужка И печальна, и темна Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна?...» Поэт писал: «… вечером слушаю сказки моей няни. Она единственная моя подруга и с нею только мне не скучно». Слайд «Флигирек няни. Ее комната в с . Михайловское». |
Инсценирование фрагмента урока | | демонстрации | /стол, свеча, чернильница, перо, книга/ На фортепиано портрет А.С. Керн, свеча. Выходит няня, зажигает свечу, пишет письмо Пушкину «Любезный друг мой, Александр Сергеевич, я получила Ваше письмо, которое Вы мне писали. За все Ваши милости я все сердцем вам благодарна. Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только засну, то забуду Вас и Ваши милости ко мне. Приезжай поскорей, ангел мой. Целую. Арина Родионовна. /потом няня берет вязание/ Няня поет русскую народную песню «В низенькой светелке». Ребята, какой образ навевает нам эта песня? /образ добра, красоты/ С окончанием песни звучит лейтмотив урока «Однозвучно звенит колокольчик…» |
Рассказ | Расширить знания детей о жизни Пушкина | словесный | Годы Михайловской ссылки окрашены светлыми воспоминаниями о встрече с Анной Петровной Керн! /у ее портрета зажигается свеча/ На заднем плане слайд «Аллея Керн в селе Тригорское». Здесь, по этой аллее они любили гулять. Теперь она называется Аллеей Керн. Здесь же Пушкин дарит Анне Петровне рукопись стихотворения «Я помню чудное мгновенье», в котором поэт раскрывает свои чувства к ней. Читаю стихотворение. «Я помню чудное мгновенье» Если бы вы, ребята, были композиторами, какую бы вы создали музыку для передачи чувств, состояния поэта? /начало и окончание – возвышенное, счастливое, середина – мрачная/. Через несколько лет после создания это стихотворения А.П. Керн встречается с М.И. Глинкой и, отдав ему рукопись Пушкина, просит, используя новые средства музыкальной выразительности, написать романс. В 1840 году Глинка создает известный романс, но посвящает его старшей дочери А.П. Керн, Екатерине Ермолаевне, в которую был нежно влюблен. |
Слушание музыки | Закрепить понятие в музыке «Романс» | Проблемно - поисковый | Слушаем роман «Я помню чудное мгновенье» Мы часто используем слово «романс» Дайте определение романса. /романс – это произведение лирического или лирико – драматического содержания/. Какой образ романса? /образ любви, он развивающийся/ Звучит лейтмотив урока «Однозвучно, гремит колокольчик…» Прошло много лет, но места, связанные с именем поэта, остаются для нас священными. Исполнение песни «В пушкинском парке» музыка Леви. Вывод: Пушкина называют певцом великих чувств дружбы и любви. Зная об этом, композитор Г.В. Свиридов работал над музыкой к фильму «Метель», созданному по одноименной повести Пушкина, соединил эти чувства, а, следовательно, и образы нашего урока воедино. Звучит вальс из к/ф «Метель». |
Слушание музыки | Формировать способность ориентироваться в категориях прекрасное и безобразное | Метод эмпатии | Не зря эпиграфом нашего урока стали слова поэта: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». Учитель благодарит ребят за работу. Выставляет оценки. |