СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок «Дорога к А.С. Пушкину»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Дорога к А.С. Пушкину»    

Цель урока: услышать, как воплотились чувства поэта, выраженные словом в произведениях русских композиторов

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок «Дорога к А.С. Пушкину»»


7 класс II полугодие тема «Музыкальный образ»

Тема урока: «Дорога к А.С. Пушкину»


Вид деятельности

Задачи

Методы

Ход урока

Введение в тему урока

Настроить ребят на восприятие содержания урока.

Создать соответствующий эмоциональный настрой

рассказ

Дети вошли в класс, встали.

- Добрый день, ребята! Сегодня в продолжение темы «Музыкальный образ» мы урок посвящаем памяти А.С. Пушкина и назовем его «Дорога к А.С. Пушкину».


Эпиграфом будут слова поэта:

«И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал». /А.С. Пушкин/


Цель нашего урока: услышать, как воплотились чувства поэта, выраженные словом в произведениях русских композиторов.


Сегодня мы пройдем дорогами поэта в период его ссылки в с. Михайловское в 1824 – 1826 годах 19 века.

Ну что же, в добрый путь! Садитесь!


3 сентября 1826 года внезапно прибыл курьер и передал Пушкину приказ царя немедленно покинуть с. Михайловское и вернуться в столицу. Обратный путь поэта был проникнут тревогой о предстоящей встрече с царем, но воспоминания возвращали его в старый дом, запущенную усадьбу, где прожил он одиночестве, вдалеке от друзей, от культуры 2 года.

Обратный путь… Дорога… Но мысли поэта возвращали его в Михайловское…, где в один из долгих вечеров он создает строки…

Учитель: «Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя…»

Чтение вслух хором

Усилить эмоциональное восприятие произведения







































































Усилить эмоциональное восприятие материала

Художественный анализ









































































Наглядный иллюстративный




Дети (заканчивают стих вместе с учителем):

«То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя».


  • Насколько ярок стих Пушкина?

  • С чем сравнивается буря?

Дети:

  • Зверь завоет

  • Заплачет, как дитя

  • По крыше соломой зашуршит

  • В окошко застучит


Учитель:

  • Знаком ли вам романс на эти стихи. Что привлекло ваше внимание в этом романсе?


    • Мелодизм

    • Гитарный аккомпанемент

    • Куплетная форма

    • Кажется, что все происходит за окном


Слушание романса «Зимний вечер» музыка Яковлева

  • Кто автор этого романса? /М.Л. Яковлев. Это друг Пушкина по лицею. Он был известен как певец баритон, композитор, писавший романсы и песни на стихи Пушкина/.

  • Давайте сейчас сами попытаемся передать интонацией голоса и аккапаниментом образ вьюги.


Исполняем романс «Зимний вечер»


Поработать над интервалами /кроет, вихри – снежные,

То по кровле…/


Поработать над акцентами в каждой фразе.


«Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя и т.д.


  • Многие композиторы пытались создать музыку на эти стихи. Сейчас я вам предлагаю в этом убедиться.


Слушаем романс «Зимний вечер» Г.В. Свиридова


  • Какой из романсов ярче передает образ вьюги?

  • В чем отличие романсов Яковлева и Свиридова?

    1. аккомпанемент

    2. строение (форма)

    3. характер

    4. образ


      • Какой из романсов более современен?

      • Кто автор последнего романса, как вы думаете? (возможно, что кто – то ответит - автор Г.В. Свиридов)

      • Почему такое предположение? (его звучание сходно со звучанием II кантаты «Поэма «Памяти Есенина» («Поет зима, аукает»), которую мы разбирали в 5 классе.

      • Звучание какого романса вам ближе?

(ответы детей)

      • Какой образ передают романсы «Зимний вечер» (образ зимней природы, образ вьюги)

      • Ребята, о ком эти строки:

«Наша ветхая лачужка

И печальна, и темна

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?...»

      • О няне Пушкина, Арине Родионовне.


Поэт писал: «… вечером слушаю сказки моей няни. Она единственная моя подруга и с нею только мне не скучно».


Слайд «Флигирек няни. Ее комната в с . Михайловское».




Инсценирование фрагмента урока


демонстрации

/стол, свеча, чернильница, перо, книга/

На фортепиано портрет А.С. Керн, свеча.


Выходит няня, зажигает свечу, пишет письмо Пушкину


«Любезный друг мой, Александр Сергеевич, я получила Ваше письмо, которое Вы мне писали. За все Ваши милости я все сердцем вам благодарна. Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только засну, то забуду Вас и Ваши милости ко мне. Приезжай поскорей, ангел мой.

Целую. Арина Родионовна.

/потом няня берет вязание/


      • Няня, ты много песен знаешь, спой нам.

Няня поет русскую народную песню «В низенькой светелке».


Ребята, какой образ навевает нам эта песня? /образ добра, красоты/

С окончанием песни звучит лейтмотив урока «Однозвучно звенит колокольчик…»

Рассказ

Расширить знания детей о жизни Пушкина

словесный

Годы Михайловской ссылки окрашены светлыми воспоминаниями о встрече с Анной Петровной Керн!


/у ее портрета зажигается свеча/

На заднем плане слайд «Аллея Керн в селе Тригорское».


Здесь, по этой аллее они любили гулять.

Теперь она называется Аллеей Керн.

Здесь же Пушкин дарит Анне Петровне рукопись стихотворения «Я помню чудное мгновенье», в котором поэт раскрывает свои чувства к ней.

Читаю стихотворение.

«Я помню чудное мгновенье»

      • Если бы вы, ребята, были композиторами, какую бы вы создали музыку для передачи чувств, состояния поэта?

/начало и окончание – возвышенное, счастливое, середина – мрачная/.

Через несколько лет после создания это стихотворения А.П. Керн встречается с М.И. Глинкой и, отдав ему рукопись Пушкина, просит, используя новые средства музыкальной выразительности, написать романс.

В 1840 году Глинка создает известный романс, но посвящает его старшей дочери А.П. Керн, Екатерине Ермолаевне, в которую был нежно влюблен.

Слушание музыки

Закрепить понятие в музыке «Романс»

Проблемно - поисковый

Слушаем роман «Я помню чудное мгновенье»

      • В какой форме написан романс?

      • Где музыка изменяется?

Мы часто используем слово «романс»

      • Дайте определение романса. /романс – это произведение лирического или лирико – драматического содержания/.

      • Какой образ романса? /образ любви, он развивающийся/

Звучит лейтмотив урока «Однозвучно, гремит колокольчик…»

      • Через несколько часов Пушкин прибудут в столицу. А пока он согрет воспоминаниями.


Прошло много лет, но места, связанные с именем поэта, остаются для нас священными.

      • Давайте пройдемся по Пушкинскому парку.


Исполнение песни «В пушкинском парке» музыка Леви.


      • Какой образ объединял все разделы урока? /образ одиночества, образ воспоминания.

Вывод: Пушкина называют певцом великих чувств дружбы и любви.

Зная об этом, композитор Г.В. Свиридов работал над музыкой к фильму «Метель», созданному по одноименной повести Пушкина, соединил эти чувства, а, следовательно, и образы нашего урока воедино.

Звучит вальс из к/ф «Метель».


Слушание музыки

Формировать способность ориентироваться в категориях прекрасное и безобразное

Метод эмпатии

Не зря эпиграфом нашего урока стали слова поэта:

«И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал».


Учитель благодарит ребят за работу. Выставляет оценки.

















6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!