Открытие нового знания
|
|
–Ребята! Вы любите путешествовать?
–Как много нового и интересного можно увидеть во время дальней поездки. Если же вы отправляетесь в путь зимой, и дорога ваша лежит через лес, то появляется прекрасная возможность попасть в чудесную сказку.
–Представьте себе, что вы зимой отправляетесь в дальнее путешествие. Какие картины природы вы увидите?
Поможет представить вам эту зимнюю поездку музыка в исполнении Большого симфонического оркестра, дирижером которого является Георгий Свиридов. Называется она «Метель. Зимняя дорога»
(звучит отрывок фонограммы)
–Какие картины вы рисовали в своем воображении, слушая эту музыку?
–Опишите своё настроение во время этого небольшого путешествия. Что вы чувствовали?
СЛАЙД
Давайте сравним ваши фантазии с картинами русских художников. Посмотрите на слайды. Вы видите картины:
Алексей Саврасов «Зимняя дорога».
И. Левитан «Зимой в лесу».
А. Дезарно «карета, застрявшая в снегу».
- Подтвердились ли ваши предположения?
- Каким настроением проникнуты эти картины?
- Ребята, а знаете ли вы лирические произведения, в которых изображается зимний пейзаж, зимняя дорога?
СЛАЙД
-Чтобы ответить на это вопрос, нужно вспомнить, что такое лирика? (если не помните – запишем определение).
СЛАЙД
-Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога». Откройте тетради и запишите тему.
«А.С.Пушкин «Зимняя дорога». Пейзажная лирика поэта.»
- Пушкину приходилось много путешествовать. Вспомните о жизни поэта. Почему ему пришлось долгое время проводить в с. Михайловском?
В то время ездили на лошадях, переезды эти были долги и утомительны. Во время такого переезда Пушкин написал «Зимнее утро». Если быть точнее, то написано стихотворение в декабре 1826 года, когда друзья А.С. Пушкина — участники восстания декабристов были казнены, а сам он находился в ссылке в Михайловском.
Знакомство со стихотворением. Первичное восприятие.
Давайте познакомимся со стихотворением.
прослушивается фонограмма
–Понравилось вам стихотворение?
–Какое настроение преобладает в стихотворении?
- Как вы догадались, что настроение грустное?(Работа с текстом, примеры)
- Попытайтесь подробно описать, что бы вы увидели, если находились бы в то время в лесу?
СЛАЙД
Словарная работа
Ребята, все ли слова понятны в этом стихотворении? Давайте попытаемся выяснить значение этих слов?
Борзая (тройка) — быстрая, резвая упряжка из трех лошадей.
Верста – старинная мера длины, равная 106 км.
Ямщик — возница, кучер.
Докучный — наводящий скуку, надоедливый
Пока ученики выполняют словарную работу:
- Ребята, без словарей мы можем объяснить значения слов:
Черная хата — крестьянский бедный дом, изба.
Одне — устаревшая форма слова одни.
Лик — лицо.
-Как называют такие слова?
-Что такое архаизмы?
-Нам необходимо выяснить, какие средства изобразительности использовал поэт в этом стихотворении. Я буду читать вам определение, а вы должны назвать соответствующее средство и найти пример в тексте.
(Запись средства и примера в тетрадь)
-Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы.
-Образное определение предмета, обычно выражено прилагательными, дающее ему дополнительную характеристику.
- Ребята, вы заметили, что некоторые слова используются несколько раз? Найдите их.
-А какая фраза повторяется во 2 и 7 строфе?
-Как называется такое средство выразительности?
- Для чего на сбруе висит колокольчик?
- Передайте с помощью голоса звук колокольчика при медленном беге лошадей, а теперь быстрый. Молодцы.
–Как вы понимаете значение слова «долгая»?
–Правильно. А какое действие она оказывает на того, кто сидит рядом?
-А на вас какое действие оказывает?
–Однако в песнях ямщика герой слышит что-то родное. Подберите синоним к слову «родное».
-Да, безусловно, в песне ямщика показано основное состояние русской души: «разгулье удалое», «сердечная тоска». Мы с вами подошли, пожалуй, к самому важному в понимании стихотворения Пушкина – к изображению внутреннего состояния, переживаний человека.
- Вывод: действительно, рисуя природу, А. С. Пушкин (что делает?) изображает внутренний мир лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека.
- Какие слова создают переживание скуки, одиночества, тоски?
-Что еще показывает настроение героя? Обратите внимание на знаки препинания.
СЛАЙД
- Ребята, а как вы понимаете слова «версты полосаты»? Посмотрите на картину.
-А о чем мечтает герой?
- Как вы понимаете строки:
«Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит»
- Кто такая Нина, имя которой упоминает лирический герой, осталось неизвестным. Видимо, это любимая женщина. Поэт очень точно и достоверно изображает свидание с нею.
- Что переживает лирический герой в последней строфе?
-Что осознает лирический герой в завершении стихотворения? Почему смолк ямщик?
|
- Действительно, картины передают грусть, тоску, можно почувствовать холод зимы.
- Лирика — род литературы, в котором внимание автора направлено на изображение внутреннего мира героя, его переживаний.
-был отправлен в ссылку.
-Да/Нет
-Строфы "Зимней дороги" Александра Сергеевича Пушкина описывают печальную картину зимнего пути в лесу. Зима, холод и снег создают мрачную атмосферу, и стихотворение отражает чувство грусти и утраты.
-Это можно понять по выбору слов и образов, использованных Пушкиным. В стихах описывается пустынный и тихий лес, замерзшая вода, снег, затрудняющий передвижение. Отсутствие жизни и движения создает ощущение утраты, трагичности.
-Если бы мы находились в лесу в то время, видимо, увидели бы замерзшие деревья, покрытые слоем белого снега, пронизанного холодным ветром. Воздух был бы наполнен печальной тишиной, и возможно, слышались бы только звуки нашего шага по хрустящему снегу. Вдалеке, возможно, был бы виден смутный силуэт протяженной дороги, уводящей в никуда.
-архаизмы
-устаревшие и вышедшие из употребления слова, у которых есть другие, современные названия.
-Олицетворение.
Пробирается луна, луна “льёт печально свет”.
-Эпитеты.
Волнистые туманы, печальные поляны, «колокольчик однозвучный», «разгулье удалое», «чёрная хата», «вёрсты полосаты»
- печальные-печально, скучной-скучно, грустно-грустно.
-колокольчик однозвучный.
-прием называется лексический повтор.
- Колокольчик однозвучный – к конной дуге привязывали колокольчик, который служил сигналом. Тройка лошадей мчится очень быстро, есть вероятность столкновения с людьми. А колокольчик позволял предупредить окружающих о том, что кто-то мчится в тройке.
-Долгая песня ямщика – значит длинная, долгозвучная.
-Седоку грустно, тоскливо.
- И читателю невесело.
- свое, исконное, прародное, прежнее, истинное
-ни огня, глушь, снег, полосаты вёрсты одне.
- печаль героя, А.С. Пушкин заканчивает многоточием несколько предложений.
- На иллюстрации видны столбики с полосками, которыми отмечается расстояние. Вот почему версты полосаты.
-возвратиться домой, к милой, забыться у камина.
- всё в нашей жизни преходящее, время остановить нельзя.
- в стихотворении появляется “огонь”, и от картинки веет теплом и уютом. Временное утешение ему облегчения не принесло
-состояние смиренности, нет ясности цели и смысле своей жизни и будущее его неизвестно, это выражено в последней строке: «Отуманен лунный лик».
|
Закрепление
|
|
Итак, ребята, мы проанализировали полностью стихотворение.
-Вернёмся к названию стихотворения. Как вы думает, почему оно так названо, ведь мы выяснили, что большая его часть посвящена изображению вовсе не картин природы, а раздумьям человека, его внутреннему состоянию?
- Вы правы! А с чем, по-вашему, связаны переживания лирического героя?
- Тема его гораздо глубже, чем просто изображение зимней дороги. Образ дороги – это изображение (чего в жизни человека?) жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами: (запишите тему стихотворения)
Ни огня, ни чёрной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне.
-О каком жизненном пути героя свидетельствует данное стихотворение?
-Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы в стихотворении Пушкина. Поэтический образ “полосатых вёрст” - это поэтический символ, олицетворяющий собою “полосатую” жизнь человека.
-На сколько частей мы можем условно поделить стихотворение?(запишите)
-Проанализируйте записи в тетрадях и сделайте вывод: какие художественные средства помогали нам анализировать произведение А. С. Пушкина?
|
- В стихотворении изображена зимняя дорога, занесённая снегом. Я думаю, что стихотворение названо так потому, что именно долгая зимняя дорога наводит человека на грустные мысли, заставляет его размышлять о жизни.
- Разлука с любимой.
-Конечно, о нелёгком, полном трудностей, неприятностей.
- По смыслу стихотворение условно делится на две части: зимний пейзаж и обращение к Нине. Картины зимней природы обрамляют обращение к девушке.
-Мы сегодня работали с эпитетами, олицетворением, метафорами.
|