Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени Т.К. Агузарова с. Нижняя Саниба»
муниципального образования - Пригородный район РСО-Алания
Открытый классный час в 10-ом классе
по теме: «Человечность»
Автор: классный руководитель
10-го класса – Гассиева М.С.
Нижняя Саниба – 2017
Цели: расширить представления детей о самовоспитании; формировать в себе такие качества, как человечность, доброжелательность, милосердие. Воспитывать в себе желание работать над собой, веру в свои силы.
Оформление: написать на доске эпиграф Жан-Жака Руссо, тему классного часа. Презентация для сопровождения.
План классного часа: I – Вступительное слово.
II – Работа с понятиями «человечность, гуманность, гуманное общество»
III - Информация к размышлению; «Что такое человечность, человечные люди», знакомство с сообщениями.
IV – Воспитывающая ситуация «5 жизненных историй о человечности»
V – Работа в группах « Напиши письмо больной девочке»
VI – Заключительное слово,
VII – Подведение итогов (рефлексия), фильм-притча «Все в твоих руках».
I – Вступительное слово.
Дорогие ребята, уважаемые гости, сегодня, мы на нашем классном часе будем говорить об одном из самых замечательных качеств человека – человечности. Эпиграфом к нашему занятию можно подобрать высказывание известного французского философа и писателя Жан-Жака Руссо:
«Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг.
Будьте такими для всех состояний, для всех
возрастов, для всего, что не чуждо человеку».
Жан-Жак Руссо
II – Работа с понятиями «человечность, гуманность, гуманное общество».
- Ребята, давайте подумаем и выскажемся, что такое «Человечность»?
Ответы детей: человеколюбие, гуманность, и т.д.
- Мы пришли к выводу, что слово человечность вмещает в себя много хороших человеческих проявлений. Итак, какими качествами на ваш взгляд должен обладать человечный человек?
Ответы детей: добротой, отзывчивостью, чуткостью, милосердием, и т.д.
- На протяжении всей истории в обществе появлялись люди, которых мы сегодня называем гуманистами, поистине человечными людьми, которые выбрали для себя нелегкий путь – служение людям, это мать Тереза, Альберт Швейцер, Януш Корчак, Андрей Сахаров и др.
Ребята подготовили сообщения об этих людях.
III - Информация к размышлению; «Что такое человечность, человечные люди», знакомство с сообщениями.
Сообщения: «А. Швейцер», «Януш Корчак», «мать Тереза».
- Кто-нибудь из вас готов бросить все и поехать в Африку лечить больных проказой? Или же стать монахиней, сестрой милосердия и всю жизнь учить и лечить бедных индийцев? Или попытаться обогреть души обездоленных сирот, не лишать их надежды, как Корчак? А они смогли. Это стало частью их жизни, долгом перед детьми, перед всем миром.
Вот что такое человечность.
IV – Воспитывающая ситуация «5 жизненных историй о человечности».
Самый лучший учитель — наша жизнь, а люди, окружающие нас, — отражение наших поступков. Мы подготовили несколько трогательных рассказов, которые показывают, как лучше вести себя с людьми, быть человечным.
1. Знайте имя уборщицы
Когда я был на втором курсе института, наш профессор устроил нам письменный тест. Я был прилежным студентом и потому ответил на все вопросы, кроме последнего: «Как зовут женщину, убирающую наш корпус института?».
Мне показалось, что это какая-то шутка. Ну да, я несколько раз видел нашу уборщицу. Она была высокой темноволосой женщиной слегка за 50, но откуда мне было знать ее имя? Я сдал тест, так и не дав ответа на этот вопрос. Перед самым окончанием занятия один из студентов спросил, будет ли этот вопрос учитываться в выставлении итоговой оценки.
— Естественно, — сказал профессор. — На какую бы вы работу ни устроились, вам непременно придется общаться со многими людьми, и среди них не будет тех, кто будет совершенно не важен. Они все будут заслуживать вашего внимания и заботы, даже если это обычное приветствие.
Я пронес этот урок через всю свою жизнь. А еще я узнал, что ту женщину звали Дороти.
2. Не оставляйте человека мокнуть под дождем
Однажды ровно в 23:30 одна пожилая черная женщина стояла на обочине трассы в Алабаме под проливным дождем. Ее машина сломалась, но ей было очень нужно добраться до пункта назначения — во что бы то ни стало. Промокшая насквозь, она пыталась остановить хоть одну машину — но безуспешно.
Вскоре подъехал автомобиль, из которого вышел молодой белый мужчина, сразу же согласившийся ей помочь, — вещь, неслыханная в полных конфликта 60-х. Мужчина не только довез ее до места, но и помог ей высушиться и даже вызвал такси.
Хотя женщина куда-то очень торопилась, она все же нашла время поблагодарить его, а также спросить его имя и адрес. И спустя неделю в дверь мужчины постучали. Как же он удивился, когда увидел, что там стояла коробка с огромным плоским телевизором.
В письме, приложенном к коробке, было написано: «Спасибо, что помогли мне тогда на трассе. Тот дождь промочил насквозь не только мою одежду, но и надежду. А потом появились вы. И благодаря вам я все-таки успела повидаться с умирающим мужем перед самой его смертью. Спасибо, что помогли мне, не ожидая ничего взамен. С уважением, миссис Нэт Кинг Коул».
3. Не забывайте о тех, кто вам прислуживает
В те далекие деньки, когда мороженое с шоколадом стоило куда меньше, чем сейчас, один десятилетний мальчик зашел в кафе при ресторане и присел за столик. Официантка поставила перед ним стакан воды. «Сколько стоит мороженое с шоколадом?» — спросил он. «50 центов», — ответила официантка.
Мальчик порылся в кармане, достал оттуда монеты и перебрал их.
«А сколько стоит обычное мороженое?» — спросил он. К этому времени за другие столики сели еще несколько человек, и официантка начала терять терпение. «35 центов!» — резко ответила она.
Мальчик еще раз пересчитал монетки. «Тогда мне обычное, пожалуйста», — сказал он. Официантка принесла ему мороженое, счет и ушла. Мальчик съел мороженое, расплатился с кассиром и вышел из кафе.
Когда же официантка вернулась за тот столик и начала его вытирать, она едва не расплакалась. Под пустой тарелкой лежали две монетки — по 10 и 5 центов. Мальчик отказался от мороженого с шоколадом, чтобы оставить ей чаевые.
4. Убирайте препятствия на вашем пути
Давным-давно в одной далекой стране ее король приказал положить посреди оживленной дороги огромный булыжник. После он спрятался на обочине, чтобы посмотреть, сможет ли кто-нибудь убрать его с дороги. Сперва по дороге проехали несколько придворных и богатых купцов в каретах — все они просто объехали камень, многие еще и громко осуждали короля за то, что на дорогах возле столицы творится подобное непотребство, но никто не сделал ничего, чтобы убрать камень с дороги.
После всех них на дороге появился крестьянин, несущий за спиной мешок с овощами. Подойдя к булыжнику, он положил мешок на землю и попытался столкнуть камень на обочину. Ему пришлось для этого попотеть, но в итоге он справился. И, после того как он вновь взвалил мешок на плечи, он увидел, что под убранным булыжником лежит кошелек, полный золотых монет, и письмо от короля, в котором он дарил кошелек вместе с его содержимым тому, кто уберет камень с дороги.
Крестьянин понял то, что многим из нас зачастую не удается понять: каждое препятствие — возможность улучшить наше положение.
5. Отдавайте, когда это нужно
Много лет назад, когда я работал волонтером в больнице, я познакомился с маленькой девочкой по имени Лиза, страдавшей от редкой и серьезной болезни. Ее единственным шансом на спасение было переливание крови от ее 5-летнего брата, который уже переболел этой болезнью и выработал антитела, способные с ней справиться. Доктор объяснил ее брату, что от него нужно, и спросил, готов ли он отдать сестре свою кровь. Он колебался не более секунды, а после сказал: «Если это спасет ее жизнь, я согласен».
Когда шло переливание, он смотрел, как и все мы, на то, как на бледные щеки его сестры возвращался румянец, и улыбался... Но после он внезапно помрачнел и спросил у доктора дрожащим голосом: «А я скоро умру?»
После мы узнали, что мальчик неправильно понял доктора и решил, что, для того чтобы спасти сестру, он должен отдать всю свою кровь.
(Обсуждение всех случаев, послушать мнение каждого).
V – Работа в группах « Напиши письмо больной девочке».
А теперь, ребята, я бы хотела, чтобы вы представили себе ситуацию:
Вы познакомились с девочкой в летнем лагере. Вместе провели весь поток, подружились, стали переписываться с ней. Прошло время, и вы случайно узнаете, что она неизлечимо больна. А у вас есть шанс написать ей письмо, чтобы поддержать её, ободрить, поделиться с ней приятными эмоциями и т.д.
(Дается 5-7 мин. на сочинение письма в группах). Письма зачитать. Напомнить им о том, что этим своим поступком они проявили человечность, не остались равнодушными к чужому горю.
VI – Заключительное слово,
VII – Подведение итогов (рефлексия), фильм-притча «Все в твоих руках».
Посмотреть видеофильм-притчу «Все в твоих руках».