Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие по смысловому чтению»
Открытое занятие по смысловому чтению
Здравствуйте. На нашем занятии мы поработаем над образами героев в рассказе «Муму» и начнём собирать материал для их характеристики.
Начнём с первого задания на ваших карточках. Прочитаем задание.
Задание 1. Проанализируйте и восстановите деформированный план текста, соотнеся с реальным содержанием текста, восстанавливая логические и смысловые связи частей плана текста. Восстановленный план поможет вам в дальнейшем подготовиться к подробному пересказу.
- Итак, выполняем задание.
Карточка |
Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера 1-9 |
1.Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню. | 9 |
2.Первый год жизни Герасима в городе у барыни. | 1 |
3.Герасим находит щенка. | 5 |
4.Любовь Герасима к Татьяне. | 2 |
5.Расставание с Татьяной. | 4 |
6. Барыня требует уничтожить собаку. | 7 |
7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне. | 3 |
8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку. | 8 |
9. Встреча Муму и барыни | 6 |
-Проверьте правильность выполнения задания по материалу слайда.
Остановимся на первом эпизоде «Первый год жизни Герасима в городе у барыни»
- Обратимся к первому абзацу, который посвящён барыне.
- С помощью каких слов автор даёт характеристику барыни? Что мы можем о ней сказать, судя по этим словам? (Одинокая – «уединённо доживала свои годы скучающей старости», жадная «скупая»)
- Как вы понимаете слова: «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи»? (Утром человека называют его детство и юность, день — это зрелость, вечер — старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной.)
Дом № 37 на улице Остоженка, о котором живёт барыня, по сей день существует в Москве.
- А вам бы хотелось на миг оказаться в доме барыни? (Да)
— Ну что ж, у нас есть такая возможность.
Задание 2. Посмотрите отрывок из мультфильма.Чем отличается начало мультфильма от начала рассказа?
- Я предлагаю вам просмотреть начало мультфильма, ваша задача - определить, чем отличается начало мультфильма от начала рассказа?
- Итак, чем отличается начало мультфильма от начала рассказа? С какой целью режиссёр изменил начало: добавил эпизод с мухой? (Чтобы показать капризы барыни, смену настроения, самодурство – поведение человека, который действует по своей прихоти.
- Однако барыня не является главной героиней. А кто же тогда главный герой?
Задание 3.
Остановимся на игре «Толстые и тонкие вопросы», которые помогут охарактеризовать героя. Отвечающего на тот или иной вопрос выбирать будете вы, а ученик, которого назвали, выберет цвет и стоимость вопроса. За правильные ответы – жетоны.
«Толстые» вопросы | «Тонкие» вопросы |
Почему Герасиму не полюбилось «новое житье» в городе? | Кто был самым замечательным лицом из всей челяди барыни? |
Объясните, почему Герасим чувствовал себя одиноким? | Кто привез Герасима в Москву? |
Почему автор сравнивает героя с «пойманным зверем»? | Кем служил Герасим у барыни? |
В чем различие между Герасимом и другими представителями челяди? | Трудными ли были новые обязанности Герасима? |
Как описание каморки Герасима дополняет наше представление о его характере? | Что Герасим ценил во всём (в любом деле)? |
Почему Герасим ушел от барыни? | Как звали питомицу Герасима? |
-Молодцы, жетоны не теряйте, такую работу мы продолжим на следующем уроке, после изучения произведении определим самого внимательного читателя.