СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Открытию периодического закона посвящается»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи мероприятия:

стимулировать познавательную активность учащихся, развивать интерес к предмету, смекалку, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать.

Просмотр содержимого документа
««Открытию периодического закона посвящается»»

Мероприятие по теме:


« Открытию периодического закона посвящается».


Цели и задачи мероприятия:

стимулировать познавательную активность учащихся, развивать интерес к предмету, смекалку, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать.


Оборудование: 

компьютер, периодическая система, карточки со знаками химических элементов, конверты с названиями химических элементов.


Ход мероприятия:


-презентация на тему «Периодическому закону посвящается».

-химические загадки;

-математический фокус: «Загадай элемент» ( Проведя ряд математических операций определить загаданный элемент, дать ему характеристику, используя периодическую систему);

-юные лаборанты (показ учащимися занимательных опытов);























Ведущий.

Здравствуйте уважаемые гости! Наше мероприятие мы посвящаем 150-летию открытия периодического закона. Он посвящён Дмитрию Ивановичу Менделееву и его великому созданию – периодическому закону и периодической системе.

Пусть это мероприятие откроет для каждого из вас что-то новое и интересное, поможет расширить кругозор и повысить свою эрудицию. И так мы начинаем… (просмотр фрагмента фильма «Дмитрий Менделеев. Энциклопедия».

Дмитрий Иванович Менделеев, гениальный русский химик, физик и натуралист в широком смысле этого слова.

Родители Менделеева русского происхождения. Дед его по отцу был священником и носил фамилию Соколов, фамилию "Менделеев" получил, по обычаям того времени, в виде прозвища.

Родился Дмитрий Менделеев 27 января (8 февраля) 1834 г. в Тобольске, семнадцатым и последним ребенком в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. В том же году отец Менделеева ослеп и вскоре лишился места (умер в 1847 г.). Вся забота о семье перешла тогда к матери Менделеева, Марии Дмитриевне, урожденной Корнильевой, женщине выдающегося ума и энергии. Она успевала одновременно, и управлять небольшим стеклянный заводом, доставлявшим (вместе со скудной пенсией) более чем скромные средства к существованию, и заботиться о детях, которым дала прекрасное по тому времени образование. Очень много внимания она уделяла младшему сыну, в котором смогла разглядеть его необыкновенные способности. Однако в Тобольской гимназии Менделеев учился неважно. Не все предметы ему были по душе. Охотно он занимался только математикой и физикой. Отвращение к классической школе осталось у него на всю жизнь.

Умерла Мария Дмитриевна Менделеева в 1850 г. Дмитрий Иванович Менделеев сохранил до конца своих дней благодарную о ней память. Вот что он писал много лет спустя, посвящая памяти матери свое сочинение «Исследование водных растворов по удельному весу»:

«Это исследование посвящается памяти матери ее последышем. Она могла его возрастить только своим трудом, ведя заводское дело; воспитывала примером, исправляла любовью и, чтобы отдать науке, вывезла из Сибири, тратя последние средства и силы. Умирая, завещала: избегать латинского самообольщения, настаивать в труде, а не в словах, и терпеливо искать божескую или научную правду, ибо понимала, сколь часто диалектика обманывает. Сколь многое еще должно узнать, и как при помощи науки, без насилия, любовно, но твердо устраняются предрассудки и ошибки, а достигаются: охрана добытой истины, свобода дальнейшего развития, общее благо и внутреннее благополучие. Заветы матери считает священными Д. Менделеев».

18 июля 1849 году Д.И.Менделеев окончил Тобольскую гимназию.

9 августа 1850 - 20 июня 1855 время учебы в Главном педагогическом институте г. Петербурга

Научные работы Д. И. Менделеева относятся преимущественно к общей химии, а также к физике, химической технологии, экономике, сельскому хозяйству, метрологии, географии, метеорологии.

  • Д. И. Менделеев исследовал (в 1854—1856 годах) явления изоморфизма, раскрывающие отношения между кристаллической формой и химическим составом соединений, а также зависимость свойств элементов от величины их атомных объёмов.

  • Открыл в 1860 году «температуру абсолютного кипения жидкостей», или критическую температуру.

  • 16 декабря 1860 года он пишет из Гейдельберга попечителю Санкт-Петербургского учебного округа И. Д. Делянову: «…главный предмет моих занятий есть физическая химия»[.

  • Д. И. Менделеев является автором первого русского учебника «Органическая химия» (1861 год).

  • Сконструировал в 1859 году пикнометр — прибор для определения плотности жидкости. Создал в 1865—1887 годах гидратную теорию растворов. Развил идеи о существовании соединений переменного состава.

  • Исследуя газы, Менделеев нашёл в 1874 году общее уравнение состояния идеального газа, включающее как частность зависимость состояния газа от температуры, обнаруженную в 1834 году физиком Б. П. Э. Клапейроном (уравнение Клапейрона — Менделеева).

  • В 1877 году Менделеев выдвинул гипотезу происхождения нефти из карбидов тяжёлых металлов, которая, правда, на сегодня большинством учёных не принимается; предложил принцип дробной перегонки при переработке нефти.

  • Выдвинул в 1880 году идею подземной газификации углей. Занимался вопросами химизации сельского хозяйства, пропагандировал использование минеральных удобрений, орошение засушливых земель. Совместно с И. М. Чельцовым принимал в 1890—1892 годах участие в разработке бездымного пороха. Является автором ряда работ по метрологии. Создал точную теорию весов, разработал наилучшие конструкции коромысла и арретира, предложил точнейшие приёмы взвешивания.

  • В своё время интересы Д. И. Менделеева были близки к минералогии, его коллекция минералов бережно хранится и сейчас в Музее кафедры минералогии Санкт-Петербургского университета, а друза горного хрусталя с его стола является одним из лучших экспонатов в витрине кварца. Рисунок этой друзы он поместил в первое издание «Общей химии» (1903 год). Студенческая работа Д. И. Менделеева была посвящена изоморфизму в минералах.

  • Закончив 17 февраля (1 марта) 1869 года работу над «Опытом системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве», Д. И. Менделеев открыл один из фундаментальных законов природы — периодический закон химических элементов.

  • 6 марта (18 марта) 1869 года знаменитый доклад Д. И. Мeнделеева «Соотношение свойств с атомным весом элементов» был прочтён Н. А. Меншуткиным на заседании Русского химического общества и вскоре опубликован в «Журнале Русского химического общества»

  • Отдельные учёные в ряде стран, особенно в Германии, соавтором открытия считают Лотара Мейера. Существенное различие этих систем заключается в том, что таблица Л. Мейера — это один из вариантов классификации известных к тому времени химических элементов; выявленная Д. И. Менделеевым периодичность — это система, которая дала понимание закономерности, позволившей определить место в ней элементов, неизвестных в то время, предсказать не только существование, но и дать их характеристики.

  • Не давая представления о строении атома, периодический закон, тем не менее, вплотную подводит к этой проблеме, и решение её было найдено несомненно благодаря ему — именно этой системой руководствовались исследователи, указывая факторы, выявленные им с интересовавшими их другими физическими характеристиками. В 1984 году  академик В. И. Спицы пишет: «…Первые представления о строении атомов и природе химической валентности, разработанные в начале нашего столетия, основывались на закономерностях свойств элементов, установленных с помощью периодического закона»

  • 1 марта исполняется 150 лет со дня открытия Д.И. Менделеевым периодического закона. Открытию предшествовала длительная и напряженная научная работа Менделеева в течении 15 лет (1854 – 1869г.г), а дальнейшему его углублению было отдано еще 25 лет (до начала 1907 года).

  • Предшественники Менделеева (Доберейнер, Ньюлендс, Мейер) сделали много для подготовки открытия периодического закона. Но ни один из этих ученых не решился на основании подмеченной периодичности предсказать новые химические элементы. Ни один из них не сумел в полном объеме охватить совокупность физических и химических свойств элементов и образованных ими веществ, обнаруживающих всю глубину периодического закона. Для них периодичность была лишь удобным способом классификации; они не увидели в ней фундаментального закона природы.

Мир сложен…

Он полон событий, сомнений

И тайн бесконечных, и смелых догадок

Как чудо Природы является гений

И в хаосе этом наводит порядок…

Весь мир большой: жара и стужа,

Планет круженье, свет зари –

Все то, что видим мы снаружи,

Законом связано внутри.

Найдется ль правило простое, что целый мир объединит?

Менделеев строит

Природа ищет Алфавит.

Приступая к чтению лекций по химии в петербургском университете и перебрав все книги, Менделеев не нашел ничего, что можно было бы рекомендовать студентам в качестве учебного пособия. Поэтому он решил написать новый учебник «Основы химии».

Случилось в Петербурге это

Профессор университета

Писал учебник для студентов…

Задумался невольно он:

«Как рассказать про элементы?

Нельзя ли тут найти закон?».

Искали многие решенье

Но проходя лишь полпути

Бросали. Мучило сомненье:

«А можно ли закон найти?».

Мир состоит из элементов

(В то время знали шестьдесят)

А сколько их всего? На это

Нельзя ответить наугад.

Но не гадал, а верил он:

«тут должен, должен быть закон!»

Упрямо он искал решенье.

Был Труд, Надежда и Терпенье

И Вера в то, что он найдет!

Он так работал целый год

1 марта 1869 года Д.И. Менделеев предполагал выехать из Петербурга для обследования артельных сыроварен в Тверскую и другие губернии. В день выезда он искал ответ на вопрос: какую группу элементов в «Основах химии» следует описать сразу после щелочных металлов.

Но вот дела отложены, расчеты прерываются

С утра в поездку дальнюю ученый собирается.

Все чемоданы собраны, на козлах кучер мается:

«Поспеть бы надо к поезду, а барин все копается!»

А барин одевается и к двери направляется

Он к двери направляется…

И вдруг!

Шляпа брошена в углу! Он бросается к столу.

И строчит карандашом. Наконец-то! Он нашел!

Он на чем попало пишет. Ничего вокруг не слышит.

Наконец-то понял он, в чем разгадка. В чем закон!…

Из кабинета не выходит:

«Не упустить бы мысли той!»

Он элементы ставит в строй,

Но все ж таблица не выходит…

Тогда усталостью сражен,

Лег на диван и видит сон…

Располагая элементы по возрастанию их атомных масс, Д.И.Менделеев заметил, что резкое изменение при переходе от галогена к щелочному металлу и уменьшение основных свойств, при переходе от щелочного металла к щелочноземельному периодически повторяются. Оказалось, что формы соединений элементов также периодически повторяются. Например, оксид лития имеет вид Li2О, аналогичную же форму оксида имеют повторяющие свойства лития элементы: натрий, калий, рубидий, цезий. Все это дало возможность Д.И.Менделееву открытый им закон назвать законом периодичности и сформулировать следующим образом:

«Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов».

Уже сразу после открытия периодического закона развернулась острая длительная борьба, больно отражавшаяся на душевном состоянии Менделеева.

Сторонников у него сначала было мало, даже среди русских химиков. Противников же – много, особенно в Германии и Англии. Это были химики, мыслившие эмпирически и не признававшие роли теоретического мышления. К ним относились Бунзен в Германии, Зинин в России, Нильсон и Петерсон в Швеции.

Открытие периодического закона позволило Менделееву дать блестящий образец научного предвидения. В 1870 году он предсказал существование трех еще неизвестных тогда элементов, которые назвал экасилицием, экаалюминием и экабором, - они должны были заполнить пустые клетки в периодической системе. Менделеев сумел правильно предсказать и важнейшие свойства новых элементов

Был четвертый ряд нарушен.

Элемент не обнаружен

Элемент не обнаружен –

Тот, что в этом месте нужен

Но напрасно беспокойство

Существует где-то он!

«Я найду сначала свойства

И поможет мне закон!»

Удельный вес назвал и цвет

Летуч на воздухе иль нет

Как плавится, в чем растворим…

Законом пользуясь своим

Три элемента предсказал

Как будто их в глаза видал!

Быть может, раз в тысячелетье

Свершить подобное дано.

Но мир открытья не заметил

Иль не поверил, все равно.

И кто-то говорил по-свойски:

«Забудь об этой ерунде!

Как можно обнаружить свойства

Веществ, не найденных нигде!»

Первый учебник по неорганической химии на основе периодического закона написал в Петербурге В.Ю.Рихтер (1874) и этим помог признанию самого закона. Но решающее значение имели открытия трех предсказанных Менделеевым элементов. В 1875 году Лекок де Буабодран, ничего не знавший о работах Менделеева, открыл новый металл и назвал его галлием. По ряду свойств и по способу открытия (спектральным путем) галлий совпадал с экаалюминием Менделеева. Но его удельный вес оказался сначала менее предсказанного. Несмотря на это Менделеев послал во Францию «Заметку по поводу открытия галлия», настаивая на своем предсказании.

Вот как-то раз узнали ученые всех стран:

Металл чудесный Галлий (в честь Франции назвали)

Открыл Буабодран

Довольный и счастливый рассматривал металл,

Но писем из России никак не ожидал.

Он взял письмо, прочел его.

От русского ученого?!

- Ошибся я! Слыхали?!

Француз был удивлен.

В глаза не видел Галлий, а свойства знает он!

Вес вычислив удельный

Точней меня стократ какой-то Менделеев

Еще пять лет назад!

Глаза его сверкали, топорщились усы…

Но вот металл свой Галлий он кинул на весы!...

Ответ в Россию мчится:

«Прекрасная Таблица!»

Я Вами восхищен!

Проверен мной практически Закон периодический

И я категорически приветствую Закон!

Это был первый триумф периодического закона, вызвавший большой интерес к трудам Менделеева и его предсказаниям. Ученый мир был ошеломлен тем, что предсказание Менделеевым свойств экаалюминия оказалось таким же точным. С этого момента периодический закон начинает утверждаться в химии, переходя из гипотезы в строго доказанную истину.

В 1879 году Нильсон в Швеции открыл скандий, в котором воплотился предсказанный Менделеевым экабор.

В 1886 году Винклер из Германии открыл германий. Свойства германия с удивительной точностью совпали с предсказанными Менделеевым свойствами для экасилиция.

У химиков переполох

Ведь Галлий был одним из трех,

Предсказанных заранее!...

И следом, как из под земли

Вдруг скандий в Швеции нашли,

На свет Германий извлекли

(естественно, в Германии)

Менделеев включил присланные ему портреты Лекока де Буабодрана, Нильсона и Винклера в общую рамку, озаглавив ее «Укрепители периодического закона».

После этого блестящего триумфа периодический закон прочно утвердился в науке в качестве объективного закона, истинность которого проверена и подтверждена на практике

Потом дополнилась таблица

Узнали новые частицы.

Прославят, подтвердят Закон

Открытья будущих времен!

Создание периодической системы поставило перед учеными новую задачу: найти физическое обоснование закона. На это указывал и сам Менделеев, который писал о периодическом законе «как о новой тайне природы, еще неподдающейся рациональной концепции».

В 1913 году английский физик Мозли разработал метод экспериментального определения величины зарядов ядер по рентгеновским спектрам элементов и ввел термин «атомный номер». Опытным путем он установил, что заряды ядер изменяются в соответствии с порядковыми номерами элементов в периодической таблице.

Порядковый номер, или, то же самое, заряд атомного ядра, становится важнейшей фундаментальной характеристикой атома, определяющей его структуру, физические и химические свойства. В основе периодической системы лежит не атомный вес, а заряд атома, совпадающий с порядковым номером элемента. Поэтому, современная формулировка периодического закона такова:

«Свойства химических элементов (и образуемых ими простых и сложных веществ) находятся в периодической зависимости от величины заряда их атомных ядер».

Открытие величин зарядов ядер элементов, или соответствующих им порядковых номеров, пришедших на смену атомным весам, лишний раз и окончательно подтвердило правильность мысли Менделеева о том, что последующее знание только углубит понимание периодического закона, но не изменит его существа. Но самой крупной вехой в физическом осмыслении периодического закона явилась теория великого датского ученого Нильса Бора, который в 1921 году высказал мысль о том, что периодичность свойств атомов определяется периодическими строением их электронных оболочек. Этот закон и теперь, спустя 150 лет, остается самым важным законом химии. Он позволяет разобраться в огромном многообразии явлений, с которыми мы встречаемся в природе.

  • Развивая в 1869—1871 годах идеи периодичности, Д. И. Менделеев ввёл понятие о месте элемента в периодической системе как совокупности его свойств в сопоставлении со свойствами других элементов. На этой основе, в частности, опираясь на результаты изучения последовательности изменения стеклообразующих оксидов, исправил значения атомных масс 9 элементов (бериллия, индия, урана и др.). В статье, датированной 29 ноября (11 декабря) 1870 года предсказал существование, вычислил атомные массы и описал свойства трёх ещё не открытых тогда элементов — «экаалюминия» (открыт в 1875 году и назван галлием), «экабора» (открыт в 1879 году и назван скандием) и «экасилиция» (открыт в 1885 году и назван германием). Затем предсказал существование ещё восьми элементов, в том числе «двителлура» — полония (открыт в 1898 году), «экаиода» — астата (открыт в 1942—1943 годах), «экамарганца» — технеция (открыт в 1937 году), «двимарганца» — рения (открыт в 1925 году), «экацезия» — франция (открыт в 1939 году).

  • В 1900 году Дмитрий Иванович Менделеев и Уильям Рамзай пришли к выводу о необходимости включения в периодическую систему элементов особой, нулевой группы благородных газов.

  • Дмитрий Иванович Менделеев скончался 2 февраля (20 января по ст.ст.) 1907 года. Его похороны, принятые на счет государства, были настоящим национальным трауром.





Увековечение памяти Д.И.Менделеева


Музеи

  • В одном из сохранившихся зданий усадьбы, ранее принадлежавших другу ученого, профессору Санкт-Петербургского технологического института, Н.П. Ильину, в 1987г. открыт музей Д.И. Менделеева.

  • Музей - усадьба Д.И.Менделеева "Боблово" (г. Клин, Московской области)

  • Политехнический музей

  • Музей-архив Д.И.Менделеева(г. Санкт-Петербург)

  • Метрологический музей ГОССТАНДАРТА РОССИИ при ВНИИМ им. Д.И.Менделеева
    (г. Санкт - Петербург)

  • Менделеевский центр (г. Санкт-Петербург)

  • Химический музей им. Д.И. Менделеева в гимназии № 344 (г. Санкт – Петербург)

Образовательные учреждения

  • Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева (г. Москва)

  • Новосибирский химико-технологический колледж им. Д. И. Менделеева (г. Новосибирск)

  • Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии имени Д.И.Менделеева (г. Санкт – Петербург)

  • Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И.Менделеева

  • Экономико-технологический колледж им. Д.И. Менделеева (г. Санкт – Петербург)

  • Негосударственное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная А-Школа Д.И.Менделеева"
    (г. Удомля, Тверской области)

  • Школа-лицей № 15 им. Д.И. Менеделеева (Южно-Казахстанской области, города Шымкента)

Библиотеки

  • Тюменская областная научная библиотека имени Д. И. Менделеева (г. Тюмень)

  • Библиотека им. Д.И.Менделеева (г. Омск)

Общественные организации

  • Российское химическое общество им. Д.И. Менделеева (г. Москва)

  • Московское химическое общество им. Д. И. Менделеева (Москва)

  • Благотворительный общественный фонд сохранения наследия Д.И.Менделеева "БОБЛОВО"

Олимпиады, премии

  • Золотая медаль имени Д.И. Менделеева за выдающиеся работы в области химической науки и технологии (Российская Академия Наук).

  • Именная премия им. Д.И.Менделеева (правительства Санкт - Петербурга и президиума Санкт - Петербургского научного центра Российской академии наук)

  • Международная химическая олимпиада им. Д. И. Менделеева (под эгидой МГУ)

  • Всероссийский конкурс исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений, посвящённый жизни и деятельности Д.И. Менделеева (Благотворительный общественный фонд сохранения наследия Д.И.Менделеева)

Промышленность

  • Ярославский НПЗ имени Менделеева

  • Химкомбинат имени Менделеева ( г.Агрыз, Татарстан)

  • Менделеевское опытное поле (Пермская область)

  • Минская лаборатория имени Менделеева

  • ООО "Менделеево-Тест" (Московская область, Солнечногорский район, п/о Менделеево )

География

  • Ледник Менделеева

  • Кратер Менделеева на Луне

  • Подводный хребет Менделеева в Северном Ледовитом океане

  • Вулкан Менделеева (остров Кунашир)

  • Город Менделеевск (Республика Татарстан)

  • Поселок Менделеево (Московская область, Солнечногорский район)

  • Поселок Менделеевский (Тульская область) (БСЭ, т. 16, с. 69) Менделеевская линия (улица в г. Санкт - Петербурге)

  • Станция ж/д Менделеево (Пермская обл., Карагайский р-он)

  • Станция метро Менделеевская (Москва)

  • Южно-Курильский аэропорт "Менделеево" на острове Кунашир

  • Химический элемент № 101 "Менделевий"

  • Минерал «Менделеевит» (БСЭ, т. 16,с. 69)

  • Научно-исследовательское судно Академии Наук "Дмитрий Менделеев"

  • Имя Д.И.Менделеева является достоянием мировой культуры



1.Викторина:

Закон Д.И.Менделеева имеет графическое выражение в виде периодической системы. Основой периодической системы являются химические элементы. Элементы названы в честь небесных тел, заимствованы из мифологии, в честь государств и частей света или в честь великих ученых. Сейчас мы с вами попробуем определить откуда взяли свои имена химические элементы.

Каждая группа учащихся выбирает конверт с заданиями.

1 конверт - выбрать элементы, названные в честь ученых

Химические элементы, названные в честь ученых:

  • Кюрий-в честь супругов Кюри.

  • Менделеевий- в честь Д.И.Менделеева.

  • Резерфордий-в честь Эрнесте Резерфорда.

  • Нобелий-в честь Альфреда Нобеля.

  • Курчатовий-в честь И.В.Курчатова

  • Фермий – в честь Э.Ферми


2 конверт – выбрать элементы, названные в честь стран


Химические элементы, названные в честь стран.

  • Германийй-в честь Германии.

  • Рутений- в честь России.

  • Франций- в честь Франции.

  • Полоний- в честь Польши.

  • Индий-в честь Индии.

  • Америций- в честь Америки.


3 конверт – выбрать элементы, названные в честь планет

Химические элементы, названные в честь планет.

  • Уран- в честь планеты Уран.

  • Плутоний- в честь планеты Плутон.

  • Нептуний- в честь планеты Нептун.

  • Гелий- в честь Солнца.


4 конверт – выбрать элементы, названные в честь мифологических героев

Химические элементы, названные в честь мифологических героев.

  • Титан- в честь детей богов титанов.

  • Тантал-в честь царя, осужденного на вечные муки.

  • Прометий- в честь Прометея, подарившего огонь людям.

  • Селен- в честь богини луны Селены.


2. Химические загадки. А теперь проверим вашу смекалку и сообразительность. Попробуйте разгадать химические загадки.

( У каждой группы на столах карточки со знаками химических элементов , учащиеся, отгадав загадку, поднимают необходимую карточку).

1.В конце периода стоит,

В нем вода и та горит. (фтор)

2.Известно, что горит отлично

В нем сера, фосфор, углерод,

Железо, магний. Энергично

Сгорает даже водород. (кислород)


3.Гость из космоса пришел,

И в воде приют нашел. (водород)


4.Он очень нужен всем растеньям,

И в удобреньях многих есть.

И спички без него не смогут,

Как не хотели бы, гореть. (фосфор)


5.Давно известно человеку,

Она тягуча и красна,

Еще по бронзовому веку

Известна в сплавах всем она. (медь)


6.Из меня состоит все живое:

Я – графит, антрацит и алмаз,

Я на улице, в школе и в поле,

Я в деревьях и в каждом из вас. (углерод)


7.В технике сплавов нашел применение

Как стойкий и легкий металл

И наконец, в самолетостроении

Важное место занял. (алюминий)

8.Он безжизненный зовется,

Но жизнь без него не создается.

Он нужен всем, когда лишь связан,

А вяжется с большим трудом,

Весь мир живых существ обязан

Ему растительным белком.

Распространен во всех трех царствах,

Освобождается в огне,

Есть он и в красках, и в лекарствах,

Он нужен в мире и в войне. (Азот)

9.Ему не страшно окисленье,

Пластичностью непревзойден,

В кислоте без растворенья

Находиться может он.

Чтобы легче догадаться,

Подскажу я вам, что он

Может только раствориться

В «царской водке» целиком. ( золото)

10.Тот элемент в печной трубе

Находим в виде сажи

И в простом карандаше

Его встречаем даже. (углерод)

11.Достоин тот газ удивленья,

Его принимают сейчас

Для резки металлов, в сталеварении

И в доменных мощных печах.

Берет его летчик в высотные дали,

Подводник с собою берет.

Вы, верно, уже угадали,

Ведь это газ ….! ( кислород)

12.Ослепительным пламенем ярким,

Как звездочка, вспыхнув, горит.

Металл тот и белый, и легкий,

В двенадцатой клетке стоит. ( магний)

13.У меня дурная слава:

Я - известная отрава.

Даже имя говорит,

Что я страшно ядовит. ( мышьяк)

14.Хранят обычно в керосине,

И бегает он по воде.

В природе, помните отныне,

Свободным нет его нигде.

В солях его, открыть возможно,

Желтеет пламя от него,

И получить из соли можно,

Как Дэви получил его (натрий)

15.Едва ли знаете свободным тот элемент,

Который здесь мы обсуждаем!

Однако помните, он весь, скрывается от наших взоров

В стекле, песке и хрустале!

И без сомненья, вы найдете его повсюду на Земле! (Кремний)

16.Он хвалится: «Нет мне равных!

Галоген я самый главный.

Зря болтать я не люблю:

все на свете отбелю!» (Хлор)


3. Математический фокус. В древности химию называли алхимией, а людей, занимающихся, ею наделяли необычными знаниями и способностями. Сейчас я попробую вам доказать, что действительно все химики немного могут читать мысли на расстоянии.

( Учащиеся задумывают химический элемент и проводят с порядковым номером этого элемента вычисления по плану, находящемуся на столах,

окончательный результат сообщают учителю, который отгадывает задуманный элемент).



  1. Порядковый номер элемента удвоить.

  2. К произведению прибавить 5.

  3. Сумму умножить на 5.


Разгадка:

Кальций - №20

20*2=40

40+5=45

45*5=225

От 225 отбрасываем последнюю цифру и получаем 22. От полученного числа отнимаем 2, получаем 20. Это и есть номер задуманного элемента.

После того, как все элементы угаданы, учитель предлагает учащимся охарактеризовать эти элементы, используя таблицу Д.И.Менделеева.


  1. Юные лаборанты. 

Химия невозможна без практического применения и сейчас наши юные лаборанты покажут, как можно использовать теоретические знания на практике.

Если ищешь новый яд

И рецепт взрывчатки,

Нужно надевать халат и еще перчатки.

Чтоб не стало никогда на душе нам пусто

Будем магии всегда постигать искусство.


Опыт №1: «Волшебная палочка»

а) В стакан со щелочью опускаем стеклянную палочку, смоченную фенолфталеином, раствор приобретает малиновую окраску.

б)К спиртовке подносим стеклянную палочку, смоченную раствором перманганата калия и концентрированной серной кислоты, спиртовка зажигается.

Опыт №2: «Несгораемый платок»

Платок смочить водой, отжать, затем смочить спиртом, взять тигельными щипцами и поджечь. Спирт сгорает, а платок остается целым.

Опыт №3:

 Оперируем без боли, правда, будет много крови.

При каждой операции нужна стерилизация. Помогите, ассистент, дайте йод!

Один момент! (Подает «йод»).

«Йодом» смочим мы обильно, чтобы было все стерильно. Не вертитесь, пациент, нож подайте, ассистент!

Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода. Но сейчас я вытру руку — от разреза ни следа.

Опыты для семиклассников:

(Приглашают семиклассников)

1-й ученик. Жарко здесь, Хочу я пить. У кого воды спросить?

2-й ученик. Я бы выпил очень много газировки без сиропа.

3-й ученик. Ой, а я люблю с вишнёвый сок, только чтоб чуть-чуть, немного.

4-й ученик. Братцы, мне нужна корова — молочка хочу парного!

Выходит ученик 11 класса. В руках у него большая колба с жидкостью.

 Ученик. Вы, ребята, пить хотите? В колбе сказочная жидкость, чудеса мне по плечу, я ведь химию учу. Подставляйте-ка стаканы! Опыт точно проведем, все у нас по плану.

Ребята берут со стола и подставляют стаканы, на которых написано вода, газировка, сок, молоко.( На донышке стаканов помещены растворы необходимых веществ).

Ученик из колбы наливает каждому ТО, Что Он Просил.

Вот вода, вот газировка, сока здесь совсем немного, вот парное молоко, получилось очень ловко, а секрет узнать легко.

(Ребята делают вид, что хотят выпить содержимое стаканов).

Стоп, ребята, погодите, чтобы не было беды, вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды. В этом строгом кабинете есть серьезные запреты. Все запомните, друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя.

Чудо первое свершилось, что в стаканах находилось?

ученик. А ответ совсем простой — был у тебя стакан пустой.(вода)

ученик. У тебя в стакане сода.(газировка)

ученик. Вместе с ней метилоранж.(сок)

ученик. Ну а в этом - бария хлорид. (молоко)

ученик. О чем это говорит? Угадай, девятый класс. Мы надеемся на вас! Не составит вам труда понять, что в колбе...

Все девятиклассники: Кислота!

ученик. Девочкам я хочу подарить на память об этом празднике красные розы. (достаёт белые розы)

Все: они ведь белые.

ученик: Но это не беда, я ведь химию учу (опускает розы, лепестки которых обрызганы фенолфталеином, в банку, на дне которой налит нашатырный спирт, бумажные лепестки роз окрашиваются в малиновый цвет).

Опыт №2: «Секретные чернила»

На листке бумаги делаем надпись серной кислотой, бумагу подсушиваем и аккуратно подносим надпись к пламени спиртовки так, чтобы бумага не загорелась, надпись проявляется черным цветом.

(Желаем успеха в изучении химии)


Учащиеся завершают показ опытов стихотворением:

Что химия – волшебница,

Знают все на свете.

Ждут многого от химиков

И взрослые и дети,

Но, чтоб волшебниками стать,

Нужно очень много знать.

Запомни раз и навсегда:

Не стоит слишком торопиться

Свершать опасные дела.

Смешать две жидкости – прикольно,

Но если свойства их не знать,

То будет очень даже больно

И инвалидом можно стать.

Мы вывод сделаем простой –

Сначала думай головой.

Таблицу Менделеева учить

Пора настала,

Химические формулы – они всему начало.

5. Заморочки из таблицы. А теперь проверим насколько хорошо каждый из вас знает химические понятия и умеет ориентироваться в свойствах химических элементов.(Групповая работа с таблицей)


Знаки химических элементов

Свойства

Li

Be

B

Al

C

N

O

S

F

Расположить элементы

в порядке уменьшения атомных радиусов










Расположить элементы в порядке увеличения неметаллических свойств










Расположить элементы в порядке увеличения высшей

валентности










Расположить элементы в порядке уменьшения порядкового номера










Расположить элементы в порядке увеличения количества нейтронов










Расположить элементы в порядке уменьшения числа энергетических уровней










На этом мы с вами заканчиваем наше путешествие по таблице Д.И.Менделеева. Сегодня мы вспомнили о деятельности великого ученого, закрепили свои умения и навыки ориентироваться в периодической системе, пополнили багаж знаний о химических элементах и увидели, как можно использовать эти знания на практике, а именно в химическом эксперименте.

Все – от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,

Строй менделеевской системы строгой.

Вокруг тебя творится мир живой,

Входи в него, вдыхай, руками трогай.

В качестве заключительного слова и напутствия хочу привести слова Д.И.Менделеева: «Берегитесь больше всего своих же гордых мыслей. Гордитесь только тем, что сделано для других, не кичитесь этим, гордитесь внутри себя, этой гордостью возвышайтесь, она не дает забыться. Удовольствие пролетит, оно себе, труд оставит след долгой радости он другим. Учение себе, плод учения другим. Сами трудясь, вы сделаете все для близких и для себя. И если успеха не будет, будет неудача, не беда. Попробуйте еще раз!»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!