СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приложения к квесту "Устойчивость в развитии" (к 150-летию Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

2019 год провозглашен Генеральной ассамблеей ООН Международным годом периодической таблицы химических элементов, которая является наглядным выражением периодического закона, открытого русским учёным Дмитрием Ивановичем Менделеевым в 1869 году. В 2019 году открытию исполняется 150 лет. Предлагаемый материал поможет провести для учащихся 8-11 классов квест, посвящённый этому событию. Сценарий к квесту см. в файле "Сценарий квеста "Устойчивость в развитии".

Просмотр содержимого документа
«Приложения к квесту "Устойчивость в развитии" (к 150-летию Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева)»


Приложения к сценарию квеста

Приложение 1. Афоризм, части которого собирает команда 1 (разрезать на 5 частей по линиям)

Приложение 2. Афоризм, части которого собирает команда 2 (разрезать на 5 частей по линиям)

Приложение 3. Афоризм, части которого собирает команда 3 (разрезать на 5 частей по линиям)

Приложение 4. Афоризм, части которого собирает команда 4 (разрезать на 5 частей по линиям)

Приложение 5. Афоризм, части которого собирает команда 5 (разрезать на 5 частей по линиям)

Приложение 6. Маршрутный лист команды 1

КВЕСТ

«Устойчивость в гармонии»

посвящён Международному году

Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева

Команда __________________________________________

Порядок прохождения этапов

Номер этапа

Место этапа

Отметка

о выполнении задания

Отметка

о бонусных баллах

Отметка

о штрафных баллах

1 (начало)

I этап





2

II этап





3

III этап





4

IV этап





5

V этап





Итого





Приложение 7. Маршрутный лист команды 2

КВЕСТ

«Устойчивость в гармонии»

посвящён Международному году

Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева

Команда __________________________________________

Порядок прохождения этапов

Номер этапа

Место этапа

Отметка

о выполнении задания

Отметка

о бонусных баллах

Отметка

о штрафных баллах

5

I этап





1 (начало)

II этап





2

III этап





3

IV этап





4

V этап





Итого






Приложение 8. Маршрутный лист команды 3

КВЕСТ

«Устойчивость в гармонии»

посвящён Международному году

Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева

Команда __________________________________________

Порядок прохождения этапов

Номер этапа

Место этапа

Отметка

о выполнении задания

Отметка

о бонусных баллах

Отметка

о штрафных баллах

4

I этап





5

II этап





1 (начало)

III этап





2

IV этап





3

V этап





Итого




Приложение 9. Маршрутный лист команды 4

КВЕСТ

«Устойчивость в гармонии»

посвящён Международному году

Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева

Команда __________________________________________

Порядок прохождения этапов

Номер этапа

Место этапа

Отметка

о выполнении задания

Отметка

о бонусных баллах

Отметка

о штрафных баллах

3

I этап





4

II этап





5

III этап





1 (начало)

IV этап





2

V этап





Итого




Приложение 10. Маршрутный лист команды 5

КВЕСТ

«Устойчивость в гармонии»

посвящён Международному году

Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева

Команда __________________________________________

Порядок прохождения этапов

Номер этапа

Место

этапа

Отметка

о выполнении задания

Отметка

о бонусных баллах

Отметка

о штрафных баллах

2

I этап





3

II этап





4

III этап





5

IV этап





1 (начало)

V этап





Итого





Приложение 11. Инструкция к заданию 1

1. Внимательно изучите игровое поле, на котором изображены фотографии учёных, открытия которых предшествовали разработке Д. И. Менделеевым Периодической системы химических элементов.

2. Изучите каждую игровую карточку: прочитайте текст и определите, о деятельности какого ученого в ней говорится.

3. Положите игровую карточку на соответствующую ей область игрового поля (картинкой вверх, текстом вниз).

4. Повторите действия 2 и 3 для всех игровых карточек.

5. Если вы правильно определили, какому учёному соответствует текст на игровых карточках, то у вас получиться картинка. Если у вас не получилась картинка, то ещё раз выполните пункты 2 и 3 с теми карточками, которые «нарушают» картинку.

Приложение 12. Дополнительная инструкция к заданию 1

1. Соберите из игровых карточек картинку на игровом поле.

2. «Снимайте» с игрового поля каждую игровую карточку, внимательно изучая и запоминая достопримечательность, которая под ней находится. Постарайтесь запомнить как можно больше информации.

Приложение 13. Игровое поле к заданию 1

Шведский химик

Й. Я. Берцелиус

Немецкий химик

Юлиус Лотар Ме́йер 

Английский химик Джон Александр Рейна Ньюлендс

Английский химик

Уильям Одлинг

Французский химик Александр Эмиль Бегуйе де Шанкуртуа

Немецкий химик Иоганн Вольфганг Дёберейнер







Приложение 14. Игровые карточки к заданию 1 (склеить лицевую и обратную сторону и разрезать по пунктирным линиям)

Лицевая сторона карточек

Пытался расположить известные элементы в порядке возрастания их атомных масс и обнаружил сходство между каждым восьмым по счёту элементом, начиная с любого, подобного строению музыкальной октавы, состоящей из восьми звуков. Он назвал своё открытие законом октав, не объяснил найденную закономерность

Расположил элементы в порядке увеличения относительных атомных масс, но внес в таблицу всего 27 элементов (меньше половины из известных на то время).

Разделил все элементы на металлы и неметаллы на основе различий в свойствах образованных ими простых веществ и соединений. Определили, что металлам соответствуют основные оксиды и основания, а неметаллам – кислотные оксиды и кислоты


Разделил элементы по три на основе сходства в свойствах образуемых ими веществ и так, чтобы величина, которую сейчас называют относительной атомной массой, среднего элемента, была равна среднему арефмитическому двух крайних. Не сумел классифицировать все известные элементы

Предлагал располагать элементы по спирали в порядке возрастания их атомных масс и указал, что в этом случае можно заметить сходство свойств образуемых элементами веществ, если они попадают на одну и ту же вертикальную линию цилиндра, располагаясь один под другим.

Составил в период

с 1857 по 1868 гг. несколько таблиц элементов. Однако не сопровождал их никакими комментариями





Обратная сторона карточек (Самая старая таблица Менделеева находится в России, а не в Шотландии, как считалось ранее. Обнаруженная таблица была выпущена в 1876 году по личному указанию Дмитрия Ивановича Менделеева. Старейшая таблица находится в одном из корпусов Санкт-Петербургского государственного университета на Васильевском острове. Этот корпус был построен по инициативе Дмитрия Ивановича, а таблица расположена на стене его крупнейшей аудитории. https://scientificrussia.ru/articles/starejshaya-tablitsa-mendeleeva-nahoditsya-v-rossii)





Приложение 15. Вопросы викторины о создании Д. И. Менделеевым Периодической системы

  1. В каком году Д И. Менделеев впервые опубликовал периодическую таблицу? (1869)

  2. Как называлась статья, в которой была предложена периодическая таблица? («Соотношение свойств с атомным весом элементов»)

  3. Почему Д. И. Менделеев оставил в таблице несколько свободных мест? (Он предполагал существование еще неоткрытых элементов.)

  4. Перечислите современные названия химических элементов, открытие которых предсказано Д. И Менделеевым. (Скандий, галлий, германий, технеций.)

  5. Перечислите данные Д. И. Менделеевыс названия химических элементов, открытие которых было им предсказано. (Экабор, экаалюминий, экасилиций, экамарганец)

  6. Перечислите химические элементы, для которых был неправильно определён атомный вес. (Бериллий, индий, уран, торий, цезий, титан, иттрий.)

  7. На основании чего Д. И. Менделеев исправил атомные веса химических элементов и предсказал открытие и свойства новых элементов? (На основании открытого им периодического закона.)

  8. Сформулируйте периодический закона, открытый Д. И. Менделеевым (используйте формулировку Д. И. Менделеева). (

  9. Чем первый опубликованный вариант периодической системы отличался от современных вариантов? (Элементы были расставлены по девятнадцати горизонтальным рядам (рядам сходных элементов, ставших прообразами групп современной системы) и по шести вертикальным столбцам (прообразам будущих периодов).

  10. В каком году была опубликована периодическая система, имеющая привычный вид? (1870)

  11. Как Д. И. Менделеев называл созданную таблицу? (сначала – «Естественной системой элементов», потом – «Периодической системой элементов».)

  12. Объясните сущность открытия Д. И. Менделеева. (Сущность открытия Менделеева заключалась в том, что с ростом атомной массы химических элементов их свойства меняются не монотонно, а периодически.)

  13. Как и когда достоверность периодического закона получила подтверждение? (Научная достоверность Периодического закона получила подтверждение в 1875―1886 годах, когда были открыты галлий (экаалюминий), скандий (экабор) и германий (экасилиций), для которых Д. И. Менделеев, используя периодическую систему, предсказал не только возможность их существования, но и очень точно описал целый ряд физических и химических свойств.)

  14. Почему в XX веке была изменена формулировка периодического закона? (В начале в XX веке с открытием строения атома было установлено, что периодичность изменения свойств элементов определяется не атомным весом, а зарядом ядра, равным атомному номеру и числу электронов, распределение которых по электронным оболочкам атома элемента определяет его химические свойства.)



Приложение 16. Ребусы к заданию 3

Нихоний

Московий

Теннессин

Оганесон

Флеровий

Дубний

Хассий

Борий





Приложение 17. Ключ к ребусам (задание 4)

Нихоний


Московий


Теннессин


Оганесон



Флеровий


Дубний


Хассий


Борий


Приложение 18. Правила разгадывания ребусов

Ниже перечислены основные правила, по которым составляются и разгадываются ребусы. Ребус допускает комбинацию двух и более правил одновременно. Предмет, изображённый в ребусе, может иметь несколько названий, или иметь одно общее название и одно конкретное. Умение правильно назвать изображённый на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Расшифровывать ребусы следует по частям, то есть записать подряд наименования всех изображённых букв, рисунков и цифр, а затем разделить их на слова и составить по смыслу зашифрованный текст. Читать ребусы очень просто! 

правило № 1.



ребус "ОТ И ДО"

Знаки препинания и пробелы в ребусе не учитываются.

правило № 2.



ребус "СУХОВ"

Ребус читается слева направо, сверху вниз.

правило № 3.



ребус "КОСТЬ"

Названия изображённых предметов читаются в именительном падеже.

правило № 4.



ребус "ГРИБЫ"

Несколько одинаковых предметов на одном изображении читаются во множественном числе.

правило № 5.



ребус "РЫБА или АКУЛА"

Предмет, изображённый в ребусе, может иметь несколько названий.

правило № 6.



ребус "СОН"

Если предмет на рисунке перевернут, то его название читают справа налево.

правило № 7.



ребус "ОЧКИ"

Если слева (внизу) от рисунка стоят запятые (одна или несколько), то отбрасываются первые буквы слова (по количеству запятых).

правило № 8.



ребус "ЯД"

Если справа (сверху) от рисунка стоят перевёрнутые запятые (одна или несколько), то отбрасываются буквы в конце слова.

правило № 9.



ребус "СОН"

Если возле рисунка изображена зачёркнутая буква, то ее необходимо исключить из названия предмета.

правило № 10.



ребус "ИРА"

Если возле рисунка изображена зачёркнутая цифра, то необходимо исключить из названия предмета букву с таким порядковым номером.

правило № 11.



ребус "МРАК" або "МАРК"

Если возле рисунка изображена "буква вместе со знаком сложения", то необходимо эту букву вставить в название изображенного предмета".

правило № 12.



ребус "ВОЛЯ"

Если возле рисунка изображена цифра, знак равенства и буква, это означает, что букву с указанным порядковым номером необходимо заменить на указанную в равенства.

правило № 13.



ребус "НЕБО"

Если буква или рисунок "перечёркнуты", в таком случае используется предлог "не".

правило № 14.



ребус "ВИД"

Если предметы, цифры или буквы изображены один в другом, то их названия читаются с добавлением предлога "в" (перед или между названий).

правило № 15.



ребус "ЗНАК"

Если предметы, цифры или буквы изображены один на другом, то их названия читаются с добавлением предлога "на", "над" или "под" (перед или между названий).

правило № 16.



ребус "ЗАЯЦ"

Если один предмет, цифра или буква изображен за другим, то их названия читаются с добавлением предлога "перед" или "за" (перед или между названий).

правило № 17.



ребус "ШПРИЦ"

Если предметы, цифры или буквы изображены один (меньший) возле другого (большего), то их названия читаются с добавлением предлога "у" или "при" (перед или между названий).

правило № 18.



ребус "БИЗЕ"

Если большая буква составлена из маленьких букв (много раз повторенных), то при чтении используется предлог "из" (перед или между названий)

правило № 19.



ребус "ПОЯС"

Если поверх одной (большой) буквы написана другая (маленькая, много раз повторенная), то при чтении используется предлог "по" (перед или между названий)

правило № 20.



ребус "СОТА"

Если рисунки, цифры или буквы "движутся" один к одному или один от одного, то при чтении используется предлог "к" или "от" (перед или между названий).

правило № 21.



ребус "ПАРАД"

Если две одинаковые буквы расположены "рядом", то при чтении используется существительное "пара".

правило № 22.



ребус "ПОЛК"

Иногда в ребусе можно использовать дробь.

правило № 23.



ребус "ДОМ"

Отдельные слоги в ребусе можно изображать при помощи цифр, нот, букв греческого алфавита, химических элементов и т.п.

правило № 24.



ребус "СИНЬ"

Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой. (инь-янь, напр.)

правило № 25.



ребус "ШУБА"

Если возле рисунка перечислены цифры, то буквы из названия предмета следует читать в указанном цифрами порядке.

правило № 26.



ребус "БАБКА"

Если рядом с зачёркнутой буквой написана другая, то ее следует читать вместо зачёркнутой. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства.

правило № 27.



ребус "БРИГ"

Если возле рисунка изображено "две цифры со стрелками направленными в разные стороны", в таком случае в названии рисунка необходимо указанные цифрами буквы поменять местами".

правило № 28.



ребус "АРБУЗ"

Ребус допускает комбинацию двух и более правил одновременно.



Приложение 19. Кроссворд «История структуры Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева»

ПО ГОРИЗОНТАЛИ

1. Семейство, состоящее из 15 химических элементов III группы 6-го периода Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

2. Характеристика химического элемента, которую использовал Д. И. Менделеев в формулировке периодического закона.

5. Количество групп в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, которая используется в большинстве школьных учебников.

6. Количество периодов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, которая традиционно используется в школьных учебниках.

7. Семейство, состоящее из 15 радиоактивных химических элементов III группы 7-го периода Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

9. Название формы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, которая включает 32 группы. (Примечание. Ответ - прилагательное.).

11. Название формы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, которая отменена ИЮПАК в 1989 году. (Примечание. Ответ - прилагательное.).

12. Характеристика химического элемента, которую используют в современной формулировке периодического закона.

14. Название последовательности атомов, расположенных в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева по возрастанию заряда ядра, обладающих однотипным электронным строением.

ПО ВЕРТИКАЛИ

1. Семейство, состоящее из 15 химических элементов III группы 6-го периода Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

3. Количество периодов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, которая включает все известные на сегодняшний день химические элементы.

4. Количество групп в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, утверждённой ИЮПАК в 1989 году.

8. Название формы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, которая утверждена ИЮПАК в 1989 году. (Примечание. Ответ - прилагательное.).

10. Название структурного элемента в одной из форм Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, к которому применяются прилагательные главная или побочная.

13. Название горизонтального ряда в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.

Приложение 20. Ключ к заданию 3



Приложение 21. Карточки с символами химических элементов

F

Cl

Br

Mg

Ca

Ba

N

C

O

Si

P

S





Приложение 22. Фразы-задания для этапа «Закономерности изменения свойств элементов»

Для элементов магния, кальция, бария

  1. Увеличение радиуса атома.

  2. Усиление металлических свойств.

  3. Увеличение числа электронных слоёв в атоме.

Для элементов азота, углерода, кислорода

  1. Уменьшение радиуса атома.

  2. Ослабевание неметаллических свойств.

  3. Увеличение числа электронов во внешнем электронном слое в атоме.

Для элементов кремния, фосфора, серы

  1. Увеличение элекроотрицательности.

  2. Усиление неметаллических свойств.

  3. Уменьшение числа электронных слоёв в атоме.



Приложение 23. Ключ к заданию 5

Для элементов магния, кальция, бария

  1. Увеличение радиуса атома. Mg → Ca → Ba

  2. Уменьшение числа электронных слоёв в атоме. Ba → Ca → Mg

  3. Усиление металлических свойств. Mg → Ca → Ba

Для элементов азота, углерода, кислорода

  1. Уменьшение радиуса атома. C → N → O

  2. Ослабевание неметаллических свойств. O → N → C

  3. Увеличение числа электронов во внешнем электронном слое в атоме. C → N → O



Для элементов кремния, фосфора, серы

  1. Увеличение элекроотрицательности. Si → P → S

  2. Уменьшение числа электронов во внешнем электронном слое в атоме. O → P → Si

  3. Усиление неметаллических свойств. Si → P → S








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!