СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Квест "Устойчивость в развитии" (к 150-летию Периодической системы химических элементов)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

2019 год провозглашен Генеральной ассамблеей ООН Международным годом периодической таблицы химических элементов, которая является наглядным выражением периодического закона, открытого русским учёным Дмитрием Ивановичем Менделеевым в 1869 году. В 2019 году открытию исполняется 150 лет. Предлагаемый сценарий поможет провести для учащихся 8-11 классов квест, посвящённый этому событию. Приложения к квесту см. в файле "Приложения к квесту "Устойчивость в развитии".

 

Просмотр содержимого документа
«Квест "Устойчивость в развитии" (к 150-летию Периодической системы химических элементов)»

Сценарий квеста

«Устойчивость ― в гармонии»


«Международный год Периодической таблицы химических элементов и открытие самого закона о периодичности свойств химических элементов ещё раз подчеркивают важность системности в нашем хаотичном мире. Ведь именно Система дает нам шанс понять саму идею закономерности, а значит, вооружает нас способностью к предвидению.» 

Дмитрий Мустафин, доктор химических наук, профессор РХТУ им. Д.И.Менделеев


Цель квеста


Создать условия, способствующие формированию интереса учащихся к получению знаний о Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, с помощью интеллектуальной игры.


Задачи квеста


  1. углубить знания об истории открытия и структуре Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, химических элементах, открытых в течение последних 50 лет;

  2. формировать эмоционально-образное восприятие материала по химии в процессе игровой деятельности;

  3. развивать у учащихся коммуникативные универсальные учебные действия с помощью организации групповой деятельности;

  4. воспитывать у детей добрые чувства к товарищам по команде, а также соперникам.


Целевая группа участников


Учащиеся 8—11 классов


Место проведения квеста


Помещение: несколько учебных классов и библиотека.


Временной период квеста


1 ч 30 мин (вступление в игру – 10 мин.; пять этапов – по 10 мин.; пять переходов между этапами – по 3 мин.; подведение итогов – 10 мин.; резерв – 5 мин.)


Декларируемая цель квеста

Цель команд в ходе путешествия — собрать фрагменты афоризмов Д. И. Менделеева (приложения 1—5). Правильное выполнение каждого задания предполагает получение 1/5 части страницы книги «Устойчивость ― в гармонии». На последнем этапе команда собирает цитату целиком и высказывает своё мнение о ней.


Система бонусов и штрафов

Выполнение заданий может сопровождаться присуждением бонусов:

  • за высокую скорость выполнения задания (1 бонусный балл за выполнение задания за более короткий промежуток времени, которое на него отводится);

  • за слаженность коллектива в достижении цели и т.д. (1 бонусный балл на каждом этапе).

Заслуженные бонусы можно использовать на приобретение фрагментов страницы в финальной части игры (14 бонусов = 1/9 часть страницы).

Команде могут назначаться штрафы за ссоры и несогласованные действия команды (1 штрафной балл за 1 замечание).

Один штрафной балл аннулирует один бонус, два штрафных балла приводят к изъятию добытого кусочка страницы.


Структура квеста, хронометраж этапов и система заданий


Введение

Всем участникам квеста сообщают цель игры, каждой команде выдают маршрутный лист (приложения 6—10), в котором указан порядок прохождения этапов. Команды отправляются выполнять задания (каждый по своему маршруту, который разработан так, чтобы команды не пересекались при выполнении этапов).


Структура квеста, хронометраж этапов и система заданий0


Введение


Всем участникам квеста сообщают цель игры, каждой команде выдают маршрутный лист (образец приведён в приложении 1), в котором указан порядок прохождения этапов. Команды отправляются выполнять задания (каждый по своему маршруту, который разработан так, чтобы команды не пересекались при выполнении этапов).


I этап. «Научные открытия редко делаются сразу… они могут явиться только благодаря труду многих и накопившейся сумме данных


Задание 1. Участникам предлагается выполнить задание по инструкции (приложение 11).

Примечание. В случае затруднений ведущий предлагает командам воспользоваться другой инструкцией (приложение 12).

Оборудование. Инструкции (см. приложения 11 и 12), игровое поле (приложение 13), игровые карточки (приложение 14).

Время выполнения.10 мин.

Результат. При успешном выполнении задания, учащиеся при подведении итогов получат 1/9 часть страницы книги «Устойчивость ― в гармонии». При выполнении задания по второй инструкции командам не засчитывается выполнение задания.

Штрафы. За ссоры и несогласованные действия команды правильный ответ ей может быть не засчитан.

II этап. «Наука есть достояние общее, а потому справедливость требует не тому отдать наибольшую научную славу, кто первый высказал известную истину, а тому, кто сумел убедить в ней других, показал её достоверность и сделал её применимой в науке.»

Задание 2.Ответьте на вопросы викторины о создании Д. И. Менделеевым Периодической системы (приложение 15).

Примечание. В случае ошибочного ответа ведущий зачитывает правильный ответ.

Оборудование. Вопросы викторины с правильными ответами (см. приложение 15).

Время выполнения.10 мин.

Результат. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. При успешном выполнении задания (набрать не мене 9 баллов), учащиеся при подведении итогов получат 1/9 часть страницы книги «Устойчивость ― в гармонии». Если было дано больше правильных ответов, то учащиеся получают 1 бонусный балл за каждый правильный ответ.

Штрафы. За ссоры и несогласованные действия команды правильный ответ ей может быть не засчитан.


III этап. «Всё учение химии состоит в учении о свойствах элементов - цель и задача ― превратить один в другой — это будет дальше


Задание 3. По ребусам (приложение 16) отгадать химические элементы 7-го периода, которые получены учёными в последние 50 лет.

Примечание. Ведущий этапа при необходимости предлагает команде воспользоваться правилами разгадывания ребусов (приложение 17).

Оборудование. Карточки с ребусами (см. приложение 16); ключ с расшифровкой ребусов (приложение 19).

Время выполнения.10 мин.

Результат. За каждый отгаданный ребус команда получает 1 балл. При успешном выполнении задания (набрать не мене 6 баллов), учащиеся при подведении итогов получат 1/9 часть страницы книги «Устойчивость ― в гармонии». Если было отгадано больше сказок, то учащиеся получают бонусный балл за каждый отгаданный ребус.



IV этап. «Все даётся только труду. Все ― труду людскому, таков лозунг истории

Задание 4(интеллектуальное). Разгадать кроссворд (приложения 19), составленный по материалам о структуре Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

Примечание. Ведущий этапа в течение 10 минут предлагает команде отгадывать кроссворд, используя его сетку и вопросы к кроссворду (см. приложение 19).

Оборудование: кроссворд «История структуры Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева» (см. приложение 19); ключ к кроссворду (приложение 20); одна ручка.

Время выполнения. 10 мин.

Дополнительные источники. При наличии компьютера можно использовать онлайн версию кроссворда, что поможет проверить его «в один клик» (ссылка: https://onlinetestpad.com/f7je4xndchwg6).

Результат. За каждое отгаданное слово в кроссворде команда получает 1 балл. При успешном выполнении задания (набрать не мене 9 баллов), учащиеся при подведении итогов получат 1/9 часть страницы книги «Устойчивость ― в гармонии». Если было отгадано больше слов, то учащиеся получают 1 бонусный балл за каждое дополнительно отгаданное слово.

Штрафы. За ссоры и несогласованные действия команда может не получить бонусов.


V этап. «Высшей точки в познании природы нельзя достичь, не принимая в большое внимание индивидуального, в котором химия отыскивает общие законы


Задание 5. Ведущий выдаёт команде карточки с символами химических элементов, находящихся в Периодической системе Д. И. Менделеева в одном периоде или одной группе (приложение 20). Затем ведущий читает задание (приложение 21), а члены команды должны расположиться в ряд в соответствии с закономерностью, названной ведущим.

Примечание. Ведущий перед началом игры закрепляет правила, проводя пробный ход (выдает карточки с символами химических элементов фтора, хлора и брома, называет закономерность: увеличение электроотрицательности; предлагает учащимся составить соответствующий ряд элементов: бром – хлор – фтор), а затем начинает игру.

Оборудование. Карточки с символами химических элементов, которые выдают командам (приложение 20), список закономерностей, которые называет ведущий (см. приложение 21).

Время выполнения.10 мин.

Результат. За каждую правильно установленную закономерность команда получает 1 балл. При успешном выполнении задания (набрать не мене 9 баллов), учащиеся при подведении итогов получат 1/9 часть страницы книги «Устойчивость ― в гармонии». Если было правильно показано больше закономерностей изменения свойств, то учащиеся получают 1 бонусный балл за каждое правильно выполненное движение.


Подведение итогов.


Все команды собираются в одном помещении. Им выдают фрагменты пазла-страницы книги «Устойчивость ― в гармонии» (в соответствии с количеством правильно выполненных заданий, бонусных баллов и штрафов), которую они должны собрать. Обсуждается каждая фраза. Определяется победитель (победители). Может проводится награждение победителей.



Список источников информации для разработки квеста



  1. Мустафин Д. Устойчивость – в гармонии. Химики готовятся отпраздновать юбилей таблицы Менделеева. URL: https://www.poisknews.ru/magazine/34300/ (дата обращения 11.08.2019)

  2. Свод житейской мудрости. Менделеев Дмитрий: [сайт]. URL: http://www.wisdomcode.info/ru/quotes/authors/48955.html?page=2 (дата обращения 11.08.2019)

  3. Периодическая система химических элементов URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2 (дата обращения 11.08.2019)


0 Названия станций, на которых учащиеся выполняют задания, ― это цитаты из работ Д. И. Менделеева.

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!