СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отечественная война 1812 года на страницах художественной литературы

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заочная экскурсия по страницам книг об Отечественной войне 1812 года

Цель: воспитание патриотизма и чувства гордости за свое Отечество, создание условий для   развития интеллектуального потенциала учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Отечественная война 1812 года на страницах художественной литературы»


Отечественная война 1812 года на страницах художественной литературы


(заочная экскурсия по страницам книг об Отечественной войне 1812 года)


Цель: воспитание патриотизма и чувства гордости за свое Отечество, создание условий для   развития интеллектуального потенциала учащихся.

Задачи: 1) формирование целенаправленного интереса школьников к чтению научно-познавательной, исторической, художественной литературы.



Слайд №1

Учащийся.

Учитель.  211 лет прошло со времени победы в той войне – первой в нашей истории, получившей название Отечественной. Два столетия – немалый срок. Многое может забыться или потерять первоначальный блеск за это время. Но память о битвах  и героях не тускнеет. Большой след события 1812 года оставили в русской литературе.

О 1812 годе написано огромное количество книг. Даже простое их перечисление заняло бы несколько десятков страниц. Я предлагаю совершить небольшое путешествие по страницам литературы и вспомнить об одной из самых героических страниц истории нашего Отечества вместе с русскими писателями.


Слайд №2


Ведущий. В сборник Бородинское поле: 1812 год в русской поэзии вошли стихотворения русских поэтов, посвященные Отечественной войне 1812 года.


Слайд №3


Басня И. Крылова «Волк на псарне» принадлежит к историческим басням Крылова о войне 1812 года. В основе ее, как известно, лежит конкретный исторический факт, а вся басня передает высокое патриотическое чувство, отражает всенародный патриотический подъем.



Рассказ ученика об истории создания басни.

Когда Наполеон, находясь в горящей Москве, окончательно понял, что ему грозит гибель, он стал просить мира. 23 сентября посол Наполеона граф Лористон прибыл в ставку Кутузова при Тарутине с предложением мирных переговоров, чтобы, как он сказал, «положить предел несогласия между двумя великими народами».

Кутузов наотрез отказался вступать в переговоры о мире: «Меня проклянет потомство, если признают первым виновником какого бы то ни было примирения. Таков действительный дух моего парода». Решимость Кутузова потрясла Крылова. Через несколько- дней, появившись у друзей, он прочитал новую басню «Волк на псарне». Все узнали в мудром., седом Ловчем Кутузова, а в лицемерном Волке — Наполеона.

Басня была переписана Крыловым собственноручно и отправлена Кутузову в действующую армию, в знак огромного уважения писателя к мудрому, дальновидному полководцу. Очевидцы рассказывают, как однажды после сражения под Красным Кутузов, собрав вокруг себя солдат и командиров, вынул из кармана листок с басней Крылова и прочитал ее вслух: «При словах «Ты сер, а я, приятель, сед», произнесенных с особой выразительностью, он снял фуражку и указал на свои седины. В ответ раздались одобрительные возгласы и громкое «ура» !.

Инсценирование басни «Волк на псарне»


Слайд №4


Ведущий. Написанные Ф.Н. Глинкой в 1813–1818 гг. «военно-исторические песни или романсы», которые он «старался приспособить к любимым песням народным». Они вошли в книгу «Подарок русскому солдату» (1818), а лучшая из них, «Песнь сторожевого воина пред Бородинскою битвою», была опубликована также в «Журнале древней и новой словесности». Участник сражения Глинка создает не просто образ человека из народа, но человека-воина, органично ощущающего себя частью великого целого


Чтение стихотворения «Песнь сторожевого воина пред Бородинскою битвою»


Слайд №5


Ведущий. ПЕТР АНДРЕЕВИЧ ВЯЗЕМСКИЙ был участником войны 1812 года, получил орден за проявленное мужество в Бородинской битве, и уже глазами очевидца воскресил образ главнокомандующего Кутузова. 

Про свой первый и последний бой он написал лишь через 55 лет после войны в стихотворении "Поминки по Бородинской битве". Но опять о себе - ни слова. Приобретя репутацию скептика и желчного умника, Вяземский спрятал под этой броней свое сердце и свое самое сильное юношеское переживание.

Выразительное чтение отрывка из ст. Вяземского «Поминки по Бородинской битве»


Слайд №6


Ведущий. Обновление темы Отечественной войны, новый ее поворот начинается с Александра Сергеевича Пушкина.

Рассказ ученика. В 1815 году Пушкин написал стихотворение «Наполеон на Эльбе», где свергнутый император был представлен таким же исчадием ада, коварным и безжалостным злодеем, каким рисовали его и многие верноподданные стихотворцы. А спустя шесть лет в оде «Наполеон» он создал такой многогранный и проникновенный образ, дал такой анализ противоречий в личности и деятельности французского императора, что и по сей день историки находят в ее строфах самые глубокие и точные из всех написанных о нем слов.

В стихотворении «Наполеон» (1821) поэт выходит далеко за пределы традиции как чисто поэтической, так и той, что существовала в осмыслении исторического опыта, связанного с Отечественной войной. Решительно отойдя от привычных представлений об Отечественной войне как о явлении только национальном, Пушкин впервые в русской поэзии поднимается до осмысления ее в контексте реальной истории Европы, в контексте тех грандиозных политических потрясений, начало которым положила Великая французская революция.

Чтение стихотворения «Наполеон»

Рассказ ученика. Стихотворение «Перед гробницею святой» было написано в 1831 г., когда в связи с польским "восстанием в Европе, и прежде всего во Франции, стали раздаваться призывы к новому походу на Россию. В стихотворении, как и в двух других, относящихся к этому же времени («Клеветникам России» и «Бородинская годовщина»), поэт напоминает о славе русского оружия, о народной войне, которую неизбежно встретит любой завоеватель, как встретил ее некогда Наполеон.

Клеветникам России, ее заклятым врагам, замышляющим новый крестовый поход на нее, поэт бросает гордый вызов:

Чтение стихотворения «Бородинская годовщина»

Слайд №7

Рассказ ученика. В 1835 г. Пушкин пишет стихотворение «Полководец», стихотворение, замечательное не только тем, что в нем воссоздан выразительнейший портрет выдающегося полководца -- Барклая де Толли, но и тем, что, раскрывая неоценимые заслуги Барклая перед Отечеством, печальное величие и драматизм его судьбы, оно, как, впрочем, и все пушкинские произведения об Отечественной войне, резко противостояло официальной точке зрения, которая все содержание великой народной эпопеи сводила лишь к триумфу русского царя.

Чтение стихотворения «Полководец»


Слайд №8


Ведущий. В начале 1837 года Лермонтов написал стихотворение «Бородино». В этом стихотворении старый русский солдат рассказывает молодому солдату о бородинском бое, о настроении солдат перед боем, говорит о великой любви народа к Родине, к Москве.


Инсценировка стихотворения «Бородино».



Слайд №9

Ведущий. Денис Давыдов – «поэт-партизан», один из участников Отечественной войны 1812 года оставил заметный след, как в русской истории, так и в русской поэзии.

Стихотворения и биографии знаменитого Дениса Давыдова отражают все аспекты его яркой личности: боевые подвиги, дружбу, любовь и широту русской души. Стихотворный талант и неподражаемый стиль великолепного гусара высоко ценили современники; его стихи - не только интереснейший памятник блестящей эпохи, но и произведение искусства.


Чтение стихотворения «Бородинское поле»



Слайд №10

Ведущий. Надежда Андреевна Дурова, первая в России женщина-офицер, написала свои воспоминания в 1836, которые впервые были напечатаны в "Современнике" с предисловием А. С. Пушкина. В 23 года, переодевшись в мужское платье, Надежда убежала с проходившим через Сарапул казачьим полком в Гродно, где поступила в Конно-Польский уланский полк. Участвовала в Отечественной войне 1812, контужена в Бородинском сражении. Была ординарцем у М. И. Кутузова. За храбрость в бою и спасение товарищей она получила из рук великого полководца высший знак военного отличия - Георгиевский крест. После окончания войны Н. А. Дурова (1783-1866) решает оставить потомкам "Записки кавалерист-девицы" - свои рассказы об армейской службе. Произведения Надежды Дуровой имели шумный успех.


И в основе повести Л.Чарской «Смелая жизнь» лежит история «кавалерист-девицы» Надежды Дуровой. С детства воспитанная по-мальчишески, надела она мужское платье и ушла, правильнее ускакала из дома примкнув к казачьему полку в 1806 году. Под именем солдата Александрова она поступает в коннопольский уланский полк, участвует с ними в Прусской компании, в сражении при Гутштадте, Фринланде, всюду выдавая себя за мужчину-солдата, показывая чудеса храбрости. Дважды раненная, она после 10 лет службы в чине штабс-ротмистра возвращается в родительский дом в Сарапул.

Прочитав произведения и вы сможете убедиться в ее незаурядном таланте.


Инсценировка отрывка: Хозяйка смотрела на меня, не сводя глаз: «Как мало походите вы на казака! Вы так белы, так тонки, так стройны, как девица!



Слайд №11


Ведущий. Роман Михайлова О.Н. «Кутузов» и книга С.Алексеева «Птица-слава» повествуют о жизни и деятельности одного из величайших русских полководцев — светлейшего князя Михаила Илларионовича Кутузова, фельдмаршала, героя Отечественной войны 1812 года, чья жизнь стала образцом служения Отечеству.


Рассказ учащегося о полководце М.И.Кутузове


Слайд №12


Ведущий. Историческая повесть Михайлова О. Славный год войны народной рассказывает о наиболее ярких и героических страницах Отечественной войны 1812 года. Одна из глав посвящена ходу важнейшего сражения под Бородино.  Книга предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста и богато иллюстрирована цветными картинками с изображением воинов той эпохи, его военачальников и героев Отечественной войны 1812 года.


Выразительное чтение отрывка из повести.


Слайд №13


Ведущий. Самое известное поле ратной славы России – Бородинское. Три дня на нем шла сеча, которую Кутузов назовет «вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов», особо отметив при этом «твердость духа российского солдата», которую «не превозмогла» армия Наполеона.

Поле славы – книга, которую держат в руках, чтобы увидеть мир сражения, описанного русскими поэтами и писателями: А. С. Пушкиным, Л. Н. Толстым, М. Ю. Лермонтовым, В. А. Жуковским. Книга богато оформлена цветными иллюстрациями советских художников.


Выразительное чтения отрывка из произведения.


Слайд №14

Ведущий. Повесть Сергиенко К. Бородинское пробуждение посвящена Отечественной войне 1812 года. Герой, современный наш человек и, конечно, неудачник в любви, засыпает в стогу сена, а просыпается поручиком Берестовым в 1812 году. Поручик Берестов — главный герой книги — участвует в событиях, предшествующих Бородинской битве, а затем и в самом сражении.



Чтение отрывка из произведения.

Слайд №15

Учитель. Отечественная война 1812 года стала наивысшей точкой напряжения сил всей страны в начале ХIХ века. Российская империя прочно вошла в орбиту европейской и мировой политики в качестве великой державы. Историческая память о событиях 1812 года запечатлелась в мемуарах участников и современников войны. Поэты, писатели, художники воспевали в своих творениях героев, вписавших славную страницу в военную историю Российского государства. По самым различным аспектам и проблемам Отечественной войны 1812 года сложилась обширная историография.

Благодаря указу Президента Российской Федерации от 28 декабря 2007 г. №1755 «О праздновании 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года» память двенадцатого года приобрела государственный статус.

Итак, мы видим, что о войне 1812 года и ее героях создано много и поэтических произведений и произведений в прозе. Каждое произведение по-своему рассказывает нам о теме подвига народа во время Отечественной войны 1812 года, о событиях того времени.

Читайте же больше и читайте с величайшим удовольствием. «Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!