ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
ГОРЧИЦИНА В. С., учитель начальных классов
МБОУ ЛАП №135 г.о. Самара
Язык и стар, и вечно нов -
И это так прекрасно!
В огромном море - море слов -
Купайся ежечасно!
(А. Шибаев.)
Проблема запоминания детьми слов с непроверяемым написанием - всего лишь одна из многих проблем обучения грамотному письму. Но важность её нельзя недооценивать, так как с этими словами учащимся приходится сталкиваться на протяжении всего школьного обучения. Трудность не в том, чтобы запомнить эти слова, а в том, что дети, только начинающие обучение, не знают, как это делать. Снабдить ребёнка приёмами и способами (так называемыми универсальными учебными действиями), способствующими более лёгкому запоминанию словарных слов – одна из важнейших задач начальной школы [ 1 ].
В работе над словами с непроверяемым написанием я опираюсь на методику и разработки нейропсихологов Л.С. Цветковой, А.Е. Соболевой, Е.Н. Емельяновой, Т.Г. Визель. А.Е. Соболева указывала, что изучать словарные слова следует, опираясь на один из важнейших принципов педагогики – системность. В применении к словарным словам это значит, что нужно воспользоваться алгоритмом запоминания, который будет применяться всегда, для любых слов и в любом возрасте [ 2 ], то есть превратился в универсальное учебное действие. Снабдить ребёнка этим алгоритмом – задача учителя. Его же задача сделать так, чтобы ребёнок усвоил этот алгоритм, принял его, смог использовать в любой ситуации.
Я собрала воедино накопленный мною немалый дидактический материал в методическое пособие «Работа со словарными словами», который позволяет разнообразить виды и формы словарной работы на уроке и дома, дополнить возможности учебника, учитывать индивидуальные способности учащихся.
Работа по усвоению слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в соответствии с формируемыми учебно-интеллектуальными умениями проводится с соблюдением определенных условий:
Механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Практика показывает, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна. В формировании орфографических навыков при изучении слов непроверяемыми написаниями должна быть активная учебная работа учащихся.
Пример последовательности работы с пособием «Работа со словарными словами» при ознакомлении с правописанием изучаемого слова:
Работа с иллюстрацией.
Чтение и заучивание стихотворения.
Осознание значения (значений) изучаемого слова.
Запись слова с делением на слоги, постановкой ударения и выделением орфограммы.
Составление и запись словосочетаний с изучаемым словом.
Работа с языковым материалом грамматических упражнений.
Придумывание и зарисовка яркого запоминающегоСЯ образа изучаемого слова.
Таким образом, все стороны изучаемого словарного слова рассматриваются в тесной взаимосвязи. Разносторонний подход к слову обеспечивает его качественное усвоение и способствует интеллектуальному развитию обучающихся.
Кроме использованных занимательных заданий я позаимствовала из других пособий и учла при создании «Работы со словарными словами» эстетический фактор, определяемый внешней привлекательностью пособия:
- компьютерная графика для изготовления дизайн - макета словаря: продуманный дизайн способствует логичной подаче учебного материала.
- качественная бумага: любую книгу или журнал должно быть приятно держать в руках, это дополнительно стимулирует подольше разглядывать странички издания.
В «Работе со словарными словами» использован прием стихосложения для запоминания словарных слов. Для задействования эмоциональной памяти я использовала авторские стихи моей ученицы Лидовской С.: простые стихи с юмором, их интересно читать, учить и запоминать. В стихах были использованы всем знакомые сюжетные ситуации. Использованные примеры:
В МАГАЗИНЕ у сластёны
Побежал по полкам взгляд!
Здесь конфеты и печенье,
Торты, кексы, мармелад!
Шоколадки здесь и сушки,
Вафли, пряники, халва.
А ещё есть в “ МАГАЗИНЕ”
Две несладких буквы “А”.
В известной пословице так говорится:
“УЖИН отдайте врагу”.
Ну и куда же такое годится?
Без УЖИНА я не могу.
Мама на УЖИН готовит котлеты.
Как же котлету отдать?
Буду я чётко правило помнить:
“И” в слове “УЖИН” писать.
ЯБЛОКО - очень волшебный фрукт.
В истории есть подтверждение:
Ньютону на голову плод сей упал -
Открыл он закон тяготения.
Я тоже хочу стать ученым известным
Под яблоню сяду, дождусь волшебство.
Ну, а пока оно не упало,
Запомню: “ ЯБЛОКО” - две безударные “О”.
Для задействования зрительного вида памяти учеников начальных классов используется прием «живая буква». Он заключается в том, что непроверяемая орфограмма в словарном слове «оживляется». То есть рисуется в виде веселого персонажа, или выделяется особым шрифтом, или изображается на тематическом фоне и т.д.
В представленном дидактическим материале:
- выявлены способы и приёмы, способствующие запоминанию словарных слов, собранных воедино в дидактическое пособие;
- определена возможность скорректировать содержание практических заданий с использованием приемов и способов работы со словарными словами.
Данный дидактический материал имеет большую практическую значимость, т.к. вышеизложенный опыт в работе над запоминанием правописания словарных слов уместен и эффективен в урочной, во внеклассной и внешкольной работе, успешно может использоваться педагогами начальной школы и родителями учащихся с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста.
Пособие «Работа со словарными словами» содержит 208 словарных слов, каждое из которых оформлено компьютерной графикой с применением к непроверяемой орфограмме метода «живая буква». 99 % всех словарных слов в «словаре» сопровождается стихотворением авторского сочинения. Стихотворение содержит зарифмованное правило написания непроверяемой орфограммы. При его разработке и оформлении учтено воздействие на все виды памяти. То есть достигнут комплексный подход к запоминанию правописания словарных слов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Примерные программы по учебным предметам. Начальные классы // Федеральный государственный образовательный стандарт.
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2626
2. Емельянова Е.Н., Соболева А.Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. – СПб.:Питер, 2008. 96с.: ил. – (Серия «Детскому психологу»).
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Основы психологии. М.: 1988, 156с.
4. Жиренко О.Е, Шестопалова Е.А. Рабочая тетрадь «Словарные слова»
5. Узорова О.Н. Словарные слова: 3 кл. / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 143 с.: ил.
6. Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление: Учеб. Пособие/ Цветкова. - М.: Издат МПСИ; Воронеж: Издат. НПО «МОДЭК», 2005. – 360с. – (Серия «Библиотека психолога»).
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИНТЕРНЕТ – ИСТОЧНИКИ:
1. http://zhukova-nv.jimdo.com
Приложение 1.