СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая рабочая тетрадь помогает организовать повседневную практическую работу над словами с непроверяемыми написаниями, входящими в обязательный список изучаемых слов для 2 класса. Весь материал полностью соответствует требованиям ФГОС для начальной школы и может использоваться при работе с любым учебно - методическим комплексом. Пользуясь этим пособием, дети узнают точное значение слова, его этимологию (происхождение), а также выполнят ряд упражнений для запоминания написания слова.     

        Пример последовательности работы при ознакомлении с правописанием изучаемого слова:

  1. Работа с иллюстрацией.
  2. Чтение и заучивание стихотворения.
  3. Осознание значения (значений) изучаемого слова.
  4. Запись слова с делением на слоги, постановкой ударения и выделением орфограммы.
  5.  Составление и запись словосочетаний с изучаемым словом.
  6. Работа с языковым материалом грамматических упражнений.
  7. Придумывание и зарисовка яркого запоминающего образа изучаемого слова.

       Пособие может использоваться не только младшими школьниками и учителями, но и родителями, желающими повысить грамотность детей и развить их речь.

 

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.»

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

ГОРЧИЦИНА В. С., учитель начальных классов

МБОУ ЛАП №135 г.о. Самара



Язык и стар, и вечно нов -
И это так прекрасно!
В огромном море - море слов -
Купайся ежечасно!

(А. Шибаев.) 



Проблема запоминания детьми слов с непроверяемым написанием - всего лишь одна из многих проблем обучения грамотному письму. Но важность её нельзя недооценивать, так как с этими словами учащимся приходится сталкиваться на протяжении всего школьного обучения. Трудность не в том, чтобы запомнить эти слова, а в том, что дети, только начинающие обучение, не знают, как это делать. Снабдить ребёнка приёмами и способами (так называемыми универсальными учебными действиями), способствующими более лёгкому запоминанию словарных слов – одна из важнейших задач начальной школы [ 1 ].

В работе над словами с непроверяемым написанием я опираюсь на методику и разработки нейропсихологов Л.С. Цветковой, А.Е. Соболевой, Е.Н. Емельяновой, Т.Г. Визель. А.Е. Соболева указывала, что изучать словарные слова следует, опираясь на один из важнейших принципов педагогики – системность. В применении к словарным словам это значит, что нужно воспользоваться алгоритмом запоминания, который будет применяться всегда, для любых слов и в любом возрасте [ 2 ], то есть превратился в универсальное учебное действие. Снабдить ребёнка этим алгоритмом – задача учителя. Его же задача сделать так, чтобы ребёнок усвоил этот алгоритм, принял его, смог использовать в любой ситуации.

Я собрала воедино накопленный мною немалый дидактический материал в методическое пособие «Работа со словарными словами», который позволяет разнообразить виды и формы словарной работы на уроке и дома, дополнить возможности учебника, учитывать индивидуальные способности учащихся.

Работа по усвоению слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в соответствии с формируемыми учебно-интеллектуальными умениями проводится с соблюдением определенных условий:

  • установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить.

Механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Практика показывает, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна. В формировании орфографических навыков при изучении слов непроверяемыми написаниями должна быть активная учебная работа учащихся.

Пример последовательности работы с пособием «Работа со словарными словами» при ознакомлении с правописанием изучаемого слова:

  1. Работа с иллюстрацией.

  2. Чтение и заучивание стихотворения.

  3. Осознание значения (значений) изучаемого слова.

  4. Запись слова с делением на слоги, постановкой ударения и выделением орфограммы.

  5.  Составление и запись словосочетаний с изучаемым словом.

  6. Работа с языковым материалом грамматических упражнений.

  7. Придумывание и зарисовка яркого запоминающегоСЯ образа изучаемого слова.

Таким образом, все стороны изучаемого словарного слова рассматриваются в тесной взаимосвязи. Разносторонний подход к слову обеспечивает его качественное усвоение и способствует интеллектуальному развитию обучающихся.

  • заинтересованность: легче запоминается то, что интересно.

Кроме использованных занимательных заданий я позаимствовала из других пособий и учла при создании «Работы со словарными словами» эстетический фактор, определяемый внешней привлекательностью пособия:

- компьютерная графика для изготовления дизайн - макета словаря: продуманный дизайн способствует логичной подаче учебного материала.

- качественная бумага: любую книгу или журнал должно быть приятно держать в руках, это дополнительно стимулирует подольше разглядывать странички издания.

  • яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции.

В «Работе со словарными словами» использован прием стихосложения для запоминания словарных слов. Для задействования эмоциональной памяти я использовала авторские стихи моей ученицы Лидовской С.: простые стихи с юмором, их интересно читать, учить и запоминать. В стихах были использованы всем знакомые сюжетные ситуации. Использованные примеры:



В МАГАЗИНЕ у сластёны

Побежал по полкам взгляд!

Здесь конфеты и печенье,

Торты, кексы, мармелад!

Шоколадки здесь и сушки,

Вафли, пряники, халва.

А ещё есть в “ МАГАЗИНЕ

Две несладких буквы “А”.

В известной пословице так говорится:

УЖИН отдайте врагу”.

Ну и куда же такое годится?

Без УЖИНА я не могу.

Мама на УЖИН готовит котлеты.

Как же котлету отдать?

Буду я чётко правило помнить:

И” в слове “УЖИН” писать.



ЯБЛОКО - очень волшебный фрукт.

В истории есть подтверждение:

Ньютону на голову плод сей упал -

Открыл он закон тяготения.

Я тоже хочу стать ученым известным

Под яблоню сяду, дождусь волшебство.

Ну, а пока оно не упало,

Запомню: “ ЯБЛОКО” - две безударные “О”.

  • образность впечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Для задействования зрительного вида памяти учеников начальных классов используется прием «живая буква». Он заключается в том, что непроверяемая орфограмма в словарном слове «оживляется». То есть рисуется в виде веселого персонажа, или выделяется особым шрифтом, или изображается на тематическом фоне и т.д.

В представленном дидактическим материале:

- выявлены способы и приёмы, способствующие запоминанию словарных слов, собранных воедино в дидактическое пособие;

- определена возможность скорректировать содержание практических заданий с использованием приемов и способов работы со словарными словами.

Данный дидактический материал имеет большую практическую значимость, т.к. вышеизложенный опыт в работе над запоминанием правописания словарных слов уместен и эффективен в урочной, во внеклассной и внешкольной работе, успешно может использоваться педагогами начальной школы и родителями учащихся с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста.

Пособие «Работа со словарными словами» содержит 208 словарных слов, каждое из которых оформлено компьютерной графикой с применением к непроверяемой орфограмме метода «живая буква». 99 % всех словарных слов в «словаре» сопровождается стихотворением авторского сочинения. Стихотворение содержит зарифмованное правило написания непроверяемой орфограммы. При его разработке и оформлении учтено воздействие на все виды памяти. То есть достигнут комплексный подход к запоминанию правописания словарных слов.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Примерные программы по учебным предметам. Начальные классы // Федеральный государственный образовательный стандарт.

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2626

2. Емельянова Е.Н., Соболева А.Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. – СПб.:Питер, 2008. 96с.: ил. – (Серия «Детскому психологу»).

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Основы психологии. М.: 1988, 156с.

4. Жиренко О.Е, Шестопалова Е.А. Рабочая тетрадь «Словарные слова»

5. Узорова О.Н. Словарные слова: 3 кл. / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 143 с.: ил.

6. Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление: Учеб. Пособие/ Цветкова. - М.: Издат МПСИ; Воронеж: Издат. НПО «МОДЭК», 2005. – 360с. – (Серия «Библиотека психолога»).



ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИНТЕРНЕТ – ИСТОЧНИКИ:

1. http://zhukova-nv.jimdo.com











Приложение 1.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!