СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности проявления агрессивности у детей с интеллектуальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности проявления агрессивности у детей с интеллектуальными нарушениями

Просмотр содержимого документа
«Особенности проявления агрессивности у детей с интеллектуальными нарушениями»

Особенности проявления агрессивности у детей с интеллектуальными нарушениями

Необходимо понимать, что проявление агрессивности у детей с интеллектуальными нарушениями имеет свои особенности, которые мы и выделим в данном параграфе. Отследим, что основным фактором агрессивности в нашем случае первичный дефект выступает отнюдь не всегда. Не последнюю роль в развитии агрессивности как черты личности ребенка с интеллектуальными нарушениями могут сыграть так называемые вторичные дефекты или социально-обусловленные.

Коррекция агрессивности детей исследуемой категории, вызванная именно социальными факторами, в отличие от первичных (биологических) как раз и является предметом нашего исследования. Нарушение интеллекта у детей (умственная отсталость) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное, как правило органическим поражением головного мозга. При умственной отсталости отмечается необратимое нарушение познавательной сферы, вызванное различными по причинам и механизмам формирования органическими поражениями головного мозга, имеющими диффузный (разливной) характер. Умственно отсталые дети разнородны по своему составу. Классификация осуществляется по этиопатогенетическому признаку (олигофрения, деменция, умственная отсталость на фоне соматических и психических заболеваний); по клиническим проявлениям (неосложненная, осложненная, атипичная); по степени выраженности. Однако существуют ядерные признаки, которые становятся основой для аномального развития: склонность к запредельному торможению, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, патологическая инертность нервных процессов, чрезмерно широкая генерализация раздражений, нарушение взаимодействия 1 и 2 сигнальных систем.

Обучение детей с интеллектуальными нарушениями регулируется о Федеральным образовательным стандартом начального (общего) образования обучающихся с ОВЗ С 01.09.2016г, утвержденного приказом №1593. В соответствие с глубиной степени нарушения согласно МКБ-10 выделяют легкую, умеренную, тяжелую и глубокую умственную отсталость. Чем сильнее выражен дефект, тем больше сложностей возникает в процессе коррекции. Все дети, принимавшие участие в нашем эксперименте, имеют диагноз легкой степени умственной отсталости,

Поражение ЦНС при умственной отсталости оказывает своё негативное влияние не только на процессы познания, но и вызывает отклонения со стороны эмоционального регулирования поведения, а именно отставание в развитии эмоций, нестабильность эмоционального реагирования, крайний характер проявления эмоций, чрезмерную возбудимость и лабильность, инертность, проявляющая в затруднении смены одной эмоциональной реакции на другую. Учащимся с интеллектуальными нарушениями сложно управлять своим состоянием, часто ответные реакции не соответствуют породившим их внешним воздействием как по силе, длительности воздействия, так и по содержанию. Имеет место большая подверженность влиянию из вне, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.

Нередко встречается проявление безразличие, низкий уровень сопричастного переживания, даже бессердечие. Характерны грубость, агрессивный способ ответных реакций.

В связи с вышесказанным в коллективе наблюдаются частые столкновения учащихся с интеллектуальными нарушениями, связанные с неумением находить выход из конфликтных ситуаций, стремлением избежать собственной ответственности, переложить вину на другого человека. Конфликты между учащимися младших классов с интеллектуальными нарушениями проходят достаточно бурно, причём ,как правило, сопровождаются отсутствием предметности, частичным непониманием причин эмоционального переживания. Всё это вместе мешает освоению школьной программы, создает сложности в воспитании, препятствует социализации в современном обществе.

Агрессивное поведение детей с интеллектуальными нарушениями изучали У.В. Ульенкова, И.В. Белякова, С.Я. Рубинштейн [19, 22], В.И. Лубовский [15], В.Г Петрова, Л.И. Даргевичене [6]. По их мнению детей данной категории высокий уровень внешней направленности агрессии, крайний низкий уровень самостоятельности в разрешении конфликтов, неконтролируемая импульсивность. Подчеркивается, что агрессивное поведение детей с нарушением интеллекта обусловлено, прежде всего, первичным дефектом органического поражения мозга ситуаций.

Ввиду весьма ограниченного жизненного опыта и интеллектуальной недостаточности, затруднено адекватное оценивание ситуаций, в которых они оказываются. Закреплению поведенческих реакций, которые часто не соответствуют контексту ситуации, способствует инертность нервных процессов.

В то время, когда у нормативных детей происходит становление произвольности, у детей с интеллектуальными нарушениями из-за недоразвития механизмов коммуникативной деятельности формируются различного рода защитного образования, ориентация на внешний контроль, вспыльчивость. Д.И. Байков [1]. Им труднее дается преодоление каких-либо трудностей. Агрессивные реакции нормативных детей сглаживаются их рациональной оценкой, то у рассматриваемой нами категории учащихся из-за частого недопонимания истинных причин своих неудач, прослеживается склонность расценивать их как содержащие большую степень несправедливости по отношению к ним, что способствует повышению градуса агрессивных реакций.

И.А. Коробейников в своих работах отмечает, что у большого количества школьников с интеллектуальными нарушениями имеет место обеднённость эмоционально-чувственной сферы личности, главенствуют потребности простого жизненного уровня, низкие диапазон переживаний и выразительность аффективных реакций [10]. В силу недостаточной дифференциации основных эмоциональных реакций, обращенных к ним в процессе общения, затруднена их адекватная оценка в соответствие с контекстом ситуации. У таких школьников формируются неуступчивость, бескомпромиссность, обидчивость, мстительность, подозрительность, нетерпимость, склонность игнорировать обиды и переживания других, потакая только своим собственным желаниям. Агрессивные реакции могут быть вызваны даже пустяком в отличие от нормативных сверстников.

Вышеописанные особенности эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальными нарушениями способствуют их дезадаптации в обществе. Они же, выступая как вторичные дефекты развития, будут способствовать становлению агрессивных форм эмоционального реагирования, а также закреплению этих форм в качестве оптимальных моделей эмоционального реагирования в ситуациях общественного взаимодействия.

Обобщим, что отклонения в развитии учащихся с нарушениями интеллекта содействуют становлению специфических особенностей эмоционального реагирования, сдерживать развитие эмпатийных переживаний, социальных эмоций, снижать контроль за собственным поведением, закрепляя тем самым агрессивное поведение, в качестве стереотипного.

В большинстве случаев, описанная специфика, характерная для данной категории детей, вызывает негативную ответную реакцию окружающих людей и приводит к доминированию наказаний в их воспитании. Агрессивный ребёнок, конфликтуя с общепринятыми нормами и требованиями, рушит и без того очень шаткую систему отношений с окружающим социумом. Возникает новый виток негативизма, приводящий к росту эмоционального напряжения, тревожности, враждебности; развитию непонимания, что еще больше интенсифицирует агрессивные действия. Отрицательно формирующийся опыт взаимоотношений со взрослыми и сверстниками приводит к последующему закреплению стереотипных форм поведения с преобладанием негативной позиции по отношению к другим людям.

Таким образом, мы рассмотрели как биологически обусловленные факторы, а именно первичный дефект, у младших школьников с интеллектуальными нарушениями становится причиной агрессивности.

В этом плане интересны исследования И.А. Коробейникова. В них описывается, что агрессивный способ реагирования, часто отмеченный у детей с нарушением интеллекта, отнюдь не всегда обусловлен первичными нарушениями аффективной сферы, имеющими отчётливо органическую окрашенность. Вот, что пишет автор по этому поводу: «К сожалению, в пашей клинической (да и дефектологической) практике ... при наличии симптомов психического недоразвития агрессивное поведение чаще всего рассматривается как имеющее преимущественно органическую обусловленность вне сложной системы опосредствований, стоящей между органическим дефектом и социальным поведением» [10, с. 54]. Данное положение было обозначено ещё Л. С. Выготским [5], но актуальность сохранило до сегодняшних дней.

«Дефект, создавая отклонения от устойчивого биологического человека, нарушает тем самым нормальное течение врастания в культуру» [5, с. 163].

Согласно Л.С. Выготскому [5], психическую деятельность ребёнка даже при органическом поражении коры головного мозга, можно в известной мере скорригировать при опоре на сохранные возможности ребёнка, а также при особом внимании к становлению его высших психических функций.

Непременно важной при этом, согласно работам В.В. Лебединского [13], В.Г. Петровой, И.В. Беляковой [16], Л.В. Кузнецовой [1] является правильная организация как психокоррекционноrо воздействия, так и всей жизни, осуществляемая специалистами и родителями. Эти специально организованные условия будут благоприятным образом сказываться на развитии учащихся младших классов с нарушением интеллекта механизмов регуляции и контроля за своей деятельностью; закреплению социально-одобряемого поведения.

Итак, в ходе изучения вопроса специфики коррекции агрессивности у младших школьников с интеллектуальными нарушениями, мы пришли к следующим выводам:

1) Состав обучающихся данной категории по структуре очень неоднороден, однако есть общие особенности, сформированные под влиянием первичного дефекта, которые не позволяют адекватно оценивать и реагировать на окружающую действительность, подталкивают к аффективным проявлениям агрессивности, тормозят личностное развитие, мешают процессам социализации.

2) Отнюдь не всегда среди причин развития агрессивности выступает биологический фактор. Детерминирующим фактором могут становиться социокультурные условия (социально обусловленные факторы). Токсична семья, проблемы в школе, фрустрация в повседневной деятельности, неудачи в социальных контактах - всё это не в меньшей степени способствует усилению агрессивных тенденций в разы.

3) Следовательно, понимая весь спектр возможных причин агрессивности младших школьников с нарушением интеллекта, всю глубину тотального недоразвития и структуру дефекта, а также принимая во внимание вторичные, социально обусловленные причины, необходимо оказывать своевременное профилактическое, диагностическое и коррекционное воздействие на учащихся ,что позволит оказать положительное влияние на формирование личности, не допустить возникновения вторичных отклонений развития , явлений дезадаптации личности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!