Просмотр содержимого документа
«Особенности личностной диагностики во время работы с жизненным сценарием»
Особенности личностной диагностики во время работы с жизненным сценарием
Подготовил:
практический психолог
ГБОУ ЛНР
«Кировская СОШ№1»
Алтунин Максим Сергеевич
Введение
Учитывая то, что во время психологического консультирования клиент не в состоянии определить причины своей проблемы и в дальнейшем умалчивает о ситуациях, которые привели к сложившейся ситуации, что в свою очередь усложняет работу специалиста, мы используем в своей работе метод транзактного анализа, который называется «Написание жизненного сценария».
Опыт работы
Работа с данным методом ведется на протяжении 5 лет. При помощи него можно эффективно работать с ПТСР, дифференцировать актуальные проблемы клиента, а также данный метод дает возможность клиенту посмотреть на проблему со стороны.
Жизненный сценарий
Сценарий – это «план жизни, составленный в детстве», следовательно, ребёнок сам принимает решение о своём сценарии. На решение о выборе жизненного сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка.
Особенности формирования жизненного сценария
- Сценарные решения представляют собой наилучшую стратегию ребёнка с целью выживания в мире, который часто кажется ему враждебным и даже угрожающим его жизни.
- Сценарные решения принимаются в соответствии с эмоциями ребёнка и его способом тестирования реальности.
Варианты жизненных позиций
- «Я-ОК, Ты-ОК»;
- «Я-не ОК, Ты-ОК»;
- «Я-ОК, Ты-не ОК»;
- «Я-не ОК, Ты-не ОК».
Цель мастер-класса
Наглядно продемонстрировать особенности диагностики жизненного сценария.
Задачи мастер класса
1.Ознакомить аудиторию с основными понятиями жизненного сценария
2. Провести диагностику жизненного сценария в фокус- группе
3. Провести обработку диагностики жизненного сценария фокус-группы
Содержание мастер класса
Участникам мастер-класса предлагается написать историю жизни неодушевлённого предмета как можно подробней. При этом необходимо:
1.Выбрать предмет
2.Описать детство предмета, учитывая как фактические события, так и эмоциональные переживания персонажа
3.По принципу п2.описать взрослую жизнь предмета(при возможности старость и окончание жизненного пути)
4.Во время описания желательно описывать референтное окружение предмета (друзья, родители и т.д.)
Обработка результатов
- Проводится индивидуально, с учетом особенностей клиента
- Для обработки результатов самим клиентом необходимо предложить ему зачитать написанную историю уже от своего имени (при необходимости комментируя необходимые моменты)
Заключение
Как показывает опыт, при написании истории жизни неодушевленного предмета клиент описывает собственный жизненный сценарий, в котором прослеживаются жизненные установки и отношение клиента к определённым событиям. Также можно отследить травмирующее событие, которое привело к формированию проблемы клиента.
Пример из практики
Искусственный цветок Искусственный цветок. Он сначала был цветок живой у него было много друзей. Но однажды пошел в лес и встретил бабу Ягу и она заколдовала цветочек. И он стал искусственный. Раз в год превращался в человека . И он такой радостный. И теперь у него было много друзей.
(Ангелина, 3 класс) Ручка Меня зовут ручка. Я родилась на заводе. Мне очень нравилось писать. Мне не нравилось когда меня продали, а еще мне не понравилось когда меня сломали и выбросили.
(Настя, 5 класс)
Использованная литература
- Сафронов А. «Жизненные сценарии» www.b17.ru/blog/28295/
- Дзеружинская А.Н. «Определение жизненного сценария»/ «Техники психотерапии при ПТСР» psy.wikireading.ru/76553/
- Штайнер К «Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна» http:// www.universalinternetlibrary.ru/book/7582/ogl.shtml