СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности дистанционного обучения в дополнительном образовании детей

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются аспекты использования дистанционного обучения в системе дополнительного образования детей на примере муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей» г. Йошкар-Олы. Авторами приводятся цели, задачи, образовательные технологии и подходы дистанционного обучения в детских клубах.

Просмотр содержимого документа
«Особенности дистанционного обучения в дополнительном образовании детей»

УДК 37.01


С.С. Ештыганова

Л.В. Волков

ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

Аннотация: В статье рассматриваются аспекты использования дистанционного обучения в системе дополнительного образования детей на примере муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей» г. Йошкар-Олы. Авторами приводятся цели, задачи, образовательные технологии и подходы дистанционного обучения в детских клубах.

Ключевые слова: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей» г. Йошкар-Олы, система дополнительного образования, дистанционное обучение, информационно-коммуникационные технологии.


S.S. Eshtyganova

L.V. Volkov

FEATURES OF DISTANCE LEARNINGIN CHILDREN'S ADDITIONAL EDUCATION

Abstract: The Аrticle considers the aspects of using distance learning in the system of additional education for children on the example of the municipal budget educational institution of additional education "Center for additional education for children" Yoshkar-Ola. The authors presents the goals, objectives, educational technologies and approaches of distance learning in children's clubs.

Keywords: Municipal budget educational institution of additional education "Center of additional education for children" Yoshkar-Ola, the system of additional educationdistance learning, information and communication technologies.


Тема дистанционного обучения очень актуальна и связана с владением обучающимися и педагогами информационно-коммуникационными технологиями. В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы электронное обучение названо одним из основных направлений кардинальной модернизации образования в целях повышения потенциала человеческих ресурсов. Частью электронного обучения является дистанционное обучение. [1, С. 66].

В начале 2020 года весь мир экстренно перешел на дистанционное обучение в связи с пандемией COVID-19. Однако, далеко не все школы и учреждения дополнительного образования в режиме форс-мажора оказались готовы к дистанционной работе. [3, С. 130].Для многих образовательных учреждений, для детей и их родителей это стало неожиданным фактом несмотря на то, что в современном обществе активно развиваются информационные технологии.

До начала массового перехода на дистанционное обучение наш Центр дополнительного образования для детей г. Йошкар-Олы данную форму преподавания не использовал в своей практике, хотя рассматривал в перспективе. Как и многие другие образовательные учреждения дополнительного образования, мы столкнулись с рядом проблем в процессе организации дистанционного обучения: существовала сложность в налаживании контакта между педагогом и ребенком на расстоянии, детские клубы и многие обучающиеся не имели доступа к современным компьютерам и сети интернет, дополнительное образование сильно отличается от школьного и требует постоянного присутствия педагога дополнительного образования в момент выполнения поделки, композиции, рисунка, постановки танца и других образовательных компонентов. Несмотря на существующие сложности, необходимо было продолжать учебный год.

В данный период времени дистанционное обучение стало основным способом взаимодействия обучающихся, родителей и педагогов муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей» г. Йошкар-Олы с помощью интернет-ресурсов. Все программы социально-педагогической, туристско-краведческой, художественной, технической, естественнонаучной направленности стали реализовываться с помощью дистанционных технологий.

Дистанционные образовательные технологии имеют положительные и отрицательные стороны:

- положительные: осуществление обучения в индивидуальном темпе; доступность и независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения; технологичность, комфортные условия, для творческого самовыражения обучаемого.

- отрицательные: отсутствие техническо-материальной базы, отвечающей всем необходимым требованиям; дистанционное обучение предусматривает наличие технических возможностей у всех сторон обучения; невозможность охвата всех существующих направленностей дополнительного образования детей; неполная реализация всех целей или задач отдельных существующих программ; отсутствие прямого контакта педагога с ребенком, что исключает личностно-эмоциональную окраску подачи материала и делает не достижимой воспитательную цель [2, С. 33].

Учитывая вышеперечисленные положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения Центр дополнительного образования для детей
г Йошкар-Олы поставил перед собой следующие цели и задачи.

Цель: создать комфортные условия для эффективного освоения материала объединения обучающимися дистанционно.

Задачи:

  • организовать дистанционно самостоятельную деятельность обучающихся в сотрудничестве с преподавателем;

  • развивать мотивационную сферу и навыки работы ребенка в рамках объединения.

Основа образовательного процесса при дистанционном обучении – это целенаправленная, контролируемая педагогом, активная самостоятельная работа обучающегося. Основной формой дистанционного обучения являются дистанционные уроки. [1, С. 67].

Дистанционные занятия проводились с помощью педагогических технологий (информационно-коммуникационная, системно-деятельностная, проблемно-поисковая, игровая, здоровьесберегающая) и педагогических подходов (личностно-ориентированный подход, подход развивающего обучения).

Педагоги Центра размещали дистанционные задания для обучающихся на официальном сайте учреждения и в группах своих объединений в социальных сетях, таких как ВКонтаке, Instagram, выходили на видеосвязь с детьми с помощью Skype.

Дистанционные занятия преподносились обучающимся в различной форме: конспекты, презентации, онлайн-викторины, мастер-классы, поэтапные схемы выполнения задания, большую популярность имели видео занятия.

Видео занятия упрощают процесс восприятия информации, однако имеют свои «подводные камни» в виде использования педагогами технических средств. Тут стоит отметить, что проведение онлайн занятий требует от педагогов, во-первых наличие необходимого технического оснащения, во-вторых умение работать с видео, аудио редакторами и вспомогательными компьютерными программами. Сейчас попробуем разобраться, как можно сделать видео занятие для обучающихся. Для начала следует определиться с местом проведения занятия и подготовить заранее необходимые технические средства. Минимальным набором является телефон с камерой или отдельно камера с USB кабелем для передачи данных и компьютер с установленным программным обеспечением, интернетом и подключенные к нему динамики (колонки). Перед тем, как начать снимать сам урок, особенно если вы это делаете без посторонней помощи, попробуйте, установив камеру, сделать пробные съёмки, чтобы определить её оптимальное положение и убедиться в уровне освещённости. Это особенно важно для проведения мастер- классов. Далее приступаем к съемке. Необходимо отметить, что у вас, как и перед любым занятием, должен быть чёткий структурированный план проведения занятия. И тут возможны два способа. Первый это непрерывная съёмка, второй - съёмка отрывками или эпизодами. Следующим самым сложным этапом является обработка видео. Для этого вам понадобится установленный на компьютер простейший видео редактор. Когда ролик снят одним дублем, то зачастую необходимо всего лишь увеличить громкость звуковой дорожки и при необходимости добавить фоновую музыку. Самое сложное, это работа с эпизодами. В данном случае начинается кропотливый процесс по вырезанию из видео лишнего и грамотному сведению отснятого материала в единый, логически связанный ролик. Началом видео ролика можно сделать вступительный слайд, где написано название занятия. После начинается сам ролик. И тут можно использовать метод закадрового озвучивания после вступительных слов, когда объектив камеры направлен на руки педагога (во время мастер-классов по изготовлению поделок, рисованию). В специальной программе по работе со звуком записывается голос педагога, который рассказывает о том, что обучающемуся необходимо выполнить. В качестве микрофона, в случае его отсутствия, могут подойти даже наушники. Записав речь, необходимо обработать её, и почистить от ряда шумов. После, сохранив получившуюся звуковую дорожку, накладываем записанный голос на видео. Далее вставляем эпизод с завершающими словами и слайд с яркой красивой картинкой. Перед сохранением получившегося видео, следует проследить плавность переходов из эпизода в эпизод, при желании добавив эффекты, отрегулировать громкость звуковых дорожек. Сделав это, можно сохранить ролик и опубликовать его в соответствующем интернет портале. Резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод, что процесс создания онлайн занятия очень трудоёмкий и требует от педагога особых навыков, которые ему придётся освоить в ходе работы в режиме дистанционного обучения.

В период дистанционного обучения обучающиеся Центра дополнительного образования показали хорошую обратную связь с педагогами, успешно освоили образовательные общеразвивающие программы, приняли участие и стали призерами и победителями муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсов детского творчества.

Режим повышенный готовности резко вмешался в образовательный процесс учреждений дополнительного образования детей. Несмотря на непредвиденные условия педагоги справились с поставленной задачей и в ограниченных возможностях постарались наладить дистанционное обучение в детских клубах.

Таким образом, система дистанционного обучения в учреждениях дополнительного образования далека от идеала. Требуется много сил и средств, чтобы скоординировать работу в этом направлении, но на наш взгляд – дистанционное обучение надолго останется в системе образования.


Литература

1. Башкирова Д.Г. Роль дистанционного обучения в дополнительном образовании детей / Д.Г. Башкирова // Сборники конференций НИЦ СОЦИОСФЕРА. – Прага, 2015. - № 17. – С. 66-70.

2. Киселёва Ю.Н. Организация дистанционного обучения детей в условиях дополнительного образования / Ю.Н. Киселёва // Вестник науки. – Тольятти, 2020. – Т. 4. - № 6. – С. 30-36.

3. Чиркова В.В. Особенности электронного обучения в системе дополнительного образования на современном этапе / В.В. Чиркова // Символ науки. – Уфа, 2020. - № 4. – С. 130-131.


Об авторах

Ештыганова Снежана Сергеевна, старший методист, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей» г. Йошкар-Олы, Йошкар-Ола

Волков Леонид Владимирович, педагог-организатор, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей» г. Йошкар-Олы, Йошкар-Ола


About the authors

Eshtyganova Snejana Sergeevna, senior methodist, Municipal budget educational institution of additional education "Center of additional education for children" Yoshkar-Ola, Yoshkar-Ola.

E-mail: [email protected]

Volkov Leonid Vladimirovich, teacher-organizer, Municipal budget educational institution of additional education "Center of additional education for children" Yoshkar-Ola, Yoshkar-Ola.

E-mail: [email protected]






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!