СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы цветоведения. Характеристика цвета.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по ФГОС для 6 классов. 

Просмотр содержимого документа
«Основы цветоведения. Характеристика цвета.»






















Название методической разработки: изо под ред. Неменского Б.М.

Автор разработки: Некрасова Р.И.

Общая часть

предмет

класс

Тема урока

изоискусство

6

Основы цветоведения. Характеристики цвета

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- развивать умение анализировать живописные произведения искусства; - применять приемы и способы изображения в практической деятельности, используя полученные знания по цветоведению; - выполнять творческие задания; -научить получать новые цвета через смешивание красок.






Познавательные: - сформировать понятие о цвете как основном средстве выразительности в живописи;

- развивать образное осмысление окружающего мира, а также восприятие природы искусства;

- развивать у детей ассоциативно-образное мышление и воображение, цветовую культуру, художественное восприятие цвета, а также понимание символики цвета и представление о красном цвете как наиболее значимом в жизни человека, концентрирующем в себе понятия о жизненных силах и мифологических символах в искусстве народов мира;

- создавать благоприятные условия для эстетического восприятия окружающего мира;

- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
Регулятивные:

- учиться определять цель своей деятельности;

- составлять план выполнения творческой задачи;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

- учиться определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку работе.

Коммуникативные: - умение делиться своими наблюдениями и впечатлениями, строить понятные для одноклассников высказывания, доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.

видеть и понимать красоту микромира; формировать ценностное отношение к искусству, пониманию значения цвета в живописи - активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал воспитанников; - создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей; - продолжать формировать способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности

ТСО (оборудование) Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)

Компьютер, проектор Презентация к уроку, музыкальное сопровождение, таблицы и наглядные материалы


Организационная структура первичного изучения материала дома

Образовательные задачи

(планируемые результаты)

Используемые электронные ресурсы, в т.ч. ЭФУ

Деятельность длит. обучающихся (мин)

- вспомнить сюжеты сказок «Снежная королева», «Волшебник изумрудного города», «Розочка и Беляночка»


- прочитать или 50

посмотреть материал

по заданной теме

- подготовить эскиз сказочного замка (города, страны)


- выполнить эскиз 20

простым карандашом

на формате

альбомного листа

общая длительность выполнения домашней работы - 1ч.10мин.


Организационная структура урока

Этап урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Используемые электронные ресурсы, в т.ч. ЭФУ

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

длит. этапа (мин)

Организационный этап

Создание эмоционального настроя

Самооценка готовности к уроку

Регулятивные: -правильность выбора учебных принадлежностей.

-

-Встали ровно, прозвенел звонок. Начинаем наш урок.

-Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы.

-Садитесь.

Проверка готовности класса к уроку

-Перед началом работы прошу своих художников проверить готовность:

альбомные листы, краски, баночки для воды, палитры, карандаш, ластик.

Настрой на урок.

Самооценка готовности к уроку.

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Определение цели урока


Познавательные

- обобщение знаний об основах цветоведения; - развивать способности колористического восприятия цвета

Регулятивные

- в сотрудничестве с учителем ставить творческие и учебные задачи

Открытие презентации, знакомство с темой урока

-Ребята, сегодняшний урок я начну со стихотворения

На палитру посмотри:

Сколько красок?

Только три:

Красный, жёлтый, синий цвет.

И других здесь красок нет.

А оранжевый, зелёный?

Где коричневый, лиловый?

И любимый — голубой —

Пригодился б нам с тобой!

Знаешь, это не беда.

Мы придумаем цвета… / Никонова Е. А. / - Услышав эти строки, подумайте и скажите, о чём пойдёт речь на уроке? (Учитель открывает слайд «Тема урока», 1-ю часть текста «Цвет. Основы цветоведения».) - А знаете ли вы, что такое цвет? - Кто может дать ответ? - Давайте теперь вместе сформулируем цель нашего урока: какова природа цвета, основные свойства цвета, т.е.его характеристика. (Учитель открывает на слайде 2часть текста «Характеристики цвета») - Прочитайте тему урока полностью и скажите что мы будем сегодня изучать. Правильно. Мы обобщим ваши знания об основах цветоведения и познакомимся со свойствами цвета, т.е. его характеристикой.















Отвечают: о цвете

(Слайд №1)



Предлагают различные версии




(Слайд №1)



Ответ: характеристику цвета

2

Актуализация знаний

Проявление интереса к теме

Личностные - развитие эстетических чувств, - развитие наблюдательности , творческой фантазии

Коммуникативные -формирование собственного мнения

Презентация с наглядным материалом

- Ответьте мне на вопрос:

1. Какие краски называют основными? (красный, синий, желтый). 2. Вспомните, почему эти цвета являются основными?





- Кроме этого вам известно и то, что существуют и дополнительные цвета. 3. Что это за цвета? Назовите их.

(Слайд №2)



Вспоминают ранее изученный материал и отвечают на вопросы.

(Слайд №3)

2

Обобщение и систематизация знаний (подготовка учащихся к обобщенной деятельности)


Познавательные

-формировать понятие о цвете как основном средстве выразительности в живописи.


Предметные

- развитие умений анализировать.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию; - развитие умения рассуждать, используя свой жизненный опыт и ранее полученные знания.


Регулятивные: - выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

Презентация с наглядным материалом

Все хроматические цвета художники делят на две группы. Какие? (ответ: тёплые и холодные).

-Какие вы знаете тёплые цвета? Назовите их. (ответ: Теплые цвета – желтый, оранжевый, красный).

-Это цвета огня и солнца, всего двух источников света и тепла на Земле. - Какие ещё цвета можно отнести к тёплым?

- К группе теплых цветов относятся желтый, желто – оранжевый, оранжевый, красный, охра, охристо – коричневый, кофейный, бордовый, красно – коричневый, коричневый, темно – коричневый цвета

- Теплые цвета можно сравнить с образами танцующего пламени, красного закатного солнца, это и жаркие раскаленные угли, это и золотая осень, множество сладких, сочных фруктов, восхитительных цветов – все они раскрашены солнцем в горячие оттенки - Теплые цвета олицетворяют собой понятия тепла и света не только в прямом смысле, но и в образном значении, в более широком смысле воплощают в себе добро, радость, благородство души – вообще, все то лучшее, к чему стремится человек в жизни. В связи с этим положительные герои литературы, фильмов и мультфильмов, в театральном искусстве изображаются всегда в одеждах теплых цветов.

- Ребята, а какие цвета вызывают у нас эмоциональное ощущение прохлады, даже холода, бесконечности, печали? (ответ: холодные цвета)

- Какие цвета относят к холодным? Назовите их. (ответ: синий, фиолетовый, голубой)

- Правильно. Добавим к ним ещё цвета.

К группе холодных цветов относят: зеленый, синий, зелено – синий, сиреневый, фиолетовый, голубой.

- Холодные цвета олицетворяют бескрайний голубой простор небес, синюю тень, сиреневые сумерки, темно – синюю ночь, темный непроходимый лес, темно – зеленое болото и морскую бездну как в прямом, так и в живописно – образном смысле.

- В связи с ночным, теневым происхождением холодные краски выглядят очень таинственно и загадочно.

Данные цвета используются при создании художественных образов сказочных, фантастических героев, и не всегда добрых. Это Леший – лесной царь, трехглавый Змей Горыныч, Кикимора – хозяйка зеленых болот, русалки, привидения, лесные нимфы.

- У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота.

-Многие наименования цветов произошли прямо от объектов с характерным цветом: песочный, морской волны, изумрудный, шоколадный, коралловый, малиновый, вишневый, сливочный, сливовый и т. д.

Легко догадаться, что цветовой тон определяется названием цвета.

ЦВЕТОВОЙ ТОН. Это та самая длина волны, которая и определяет положение цвета в спектре, его название: красный, синий, жёлтый …

Необходимо различать понятия «тон» и «подтон».

Тон – это основная краска. Подтон – примесь другого цвета.

За счёт разности подтонов и образуются разные оттенки одного и того же цвета. Например, жёлто-зелёный и сине-зелёный. Основной тон – зелёный, подтон (в меньшем количестве) – жёлтый или синий.

Представьте предметы яркого цвета в условиях сумерек – цвет кажется тёмным, его яркость не видна. Понижение яркости за счёт добавления чёрного делает цвет более НАСЫЩЕННЫМ.

Тёмно-красный – это насыщенный (глубокий) красный, тёмно-синий – насыщенный (глубокий) синий и т.д.

Третья характеристика каждого цвета – СВЕТЛОТА.

Это характеристика, противоположная насыщенности (затемнённости, силе) цвета. Чем больше светлота, тем ближе цвет к белому. Максимальная светлота любого цвета – белый цвет. Параметр «яркость» при этом повышается. Но эта яркость – не цветность (чистота), а увеличение освещённости.

- Необходимый цвет для живописи обычно получают смешением красок на палитре. Затем художник превращает краску в цвет на плоскости картины, создавая цветовой порядок – колорит.

Рассматривают таблицу (Слайд №4)

называют цвета

(Слайд №5)



Рассматривают цвета на слайде. Называют цвета



(Слайд №6)





(Слайд №7)

Анализируют, задают вопросы, вспоминают ранее изученные материалы

Называют цвета



(Слайд № 8,9)

Называют цвета



Рассматривают цвета на слайде.





Рассматривают иллюстрации на слайде. (Слайд №10)

(Слайд №11)















Рассматривают иллюстрации на слайде №12



















Рассматривают иллюстрации на слайде №13

10

Применение знаний и умений

Предметные (выполнение упражнение)

- учить умению находить гармоничные цветовые сочетания;


- Хочу немного вас проверить. - Перед вами таблица, в которой заполнена верхняя строка. Вам надо заполнить в соответствии с заданием нижнюю строку, перетащив изображение и слово в необходимом порядке.

- На своих компьютерах (слайд 14) выполните упражнение. Вам на это задание отводится 3 мин.

- Я посмотрю правильность выполнения чуть позже.

Задание в ноутбуке (Слайд № 14)

3 мин

Физкультминутка



Предлагаю поиграть в игру «Тепло-холодно». - Встали. Вышли из-за парт. Я буду называть предметы, а вы поднимайте руки вверх, если они обозначают теплые цвета и приседайте, если холодные: - изумрудный город, зеленый огурец, лимон, снег, мандарин, синее море, костер, снежинка, солнце, небо, золотая рыбка, осенний лист. Молодцы! Садитесь.


2

Применение знаний и умений в новой ситуации

Практическая работа

Предметные

- развитие умений анализировать; - ограниченной палитрой показывать вариативные возможности цвета

Регулятивные -составление плана самостоятельной деятельности, работа по плану

Личностные

- видеть и понимать красоту микромира; формировать ценностное отношение к искусству

Музыка: Вальс цветов. П. Чайковский.

(песня «Оранжевое солнце», «Про краску» из м/ф Маша и медведь

Практическая работа.

- Продолжаем работу.

- Сейчас вам предстоит выполнить творческую работу в цвете..

Задание: выполнить фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой, используя вариативные возможности цвета (работа красками).

Примерные темы: «В царстве Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна Золотого солнца», «В замке принцессы Карамельки», «В гостях у Шоколадного царя» … - Приступайте к работе.

(Слайд №15)



Выполняют работу в цвете (в эскизной форме в один прием)

18

Подведение итогов урока

Выставка работ

Коммуникативные: умение делиться своими наблюдениями впечатлениями, строить понятные для одноклассников высказывания.


- Какие задачи вы ставили на уроке? - Вы их достигли?

- С какими понятиями сегодня вы познакомились?

- Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшем?

- Что интереснее: пользоваться готовыми красками или найти желаемый цвет самостоятельно?

(ответы учащихся)

Выставка работ и оценивание. - Какими чувствами наделено изображение? - Какое цветовое решение применили?

По очереди выставляют свои работы

Анализируют, высказывают свои предпочтения


5

Рефлексия (подведение итогов занятия)



Личностные:

-самостоятельно оценивают свою деятельность и работы товарищей Коммуникативные:

- излагают свое мнение в диалоге, - самостоятельно принимают решения


-Как вы думаете, цели и задачи урока мы выполнили? - Закрепили основы цветоведения, выполнили творческие работы, проанализировали результат.


Продолжите предложение: Сегодня на уроке я… Мне было… Я узнал


Спасибо за урок!


(Слайд №16)




2

Домашнее задание


Учебник стр. 43-47

Прочитать сказки, внимательно рассмотреть иллюстрации к ним, касающиеся различных изображений царств, волшебных городов, сказочных построек.

(Слайд №17)

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!