СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы безопасности жизнедеятельности / Первая медицинская помощь

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение основных видов травм и теоретических знаний , полученных на уроках , внеклассных мероприятиях для того, чтобы оказывать первую медицинскую помощь при необходимости.

Просмотр содержимого документа
«Основы безопасности жизнедеятельности / Первая медицинская помощь»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ковылкинская средняя общеобразовательная школа

Луговской филиал




Основы безопасности жизнедеятельности / Первая медицинская помощь.

Тема : « Научись спасать жизнь!»





Автор работы:

Рудченко Снежанна, 8 кл.,

МБОУ Ковылкинская СОШ,

Луговской филиал,

Х.Луговой, Тацинский р-н.,

Ростовская область





Руководитель :

Кононова Наталья Николаевна,

Учитель биологии,

МБОУ Ковылкинская СОШ,

Луговской филиал,

х.Луговой, Тацинский р-н.,

Ростовская область



х. Луговой

2023 год










Содержание

Введение _________________________________________________ 3 Глава1. Порядок действий оказания ПМП___________________________5

1.1. Первая помощь при травмах______________________________5

1.2. Первая помощь при острой кровопотере___________________9

1.3. Действия для предотвращения травматического шока________11

1.4. Действия по оказанию ПМП при потере сознания ___________11

Глава 2. Исследовательская часть____________________________12

2.1. Последствия оказания неправильной первой помощи_______12

2.2. Опрос учащихся по вопросам оказания первой помощи______12

Заключение_______________________________________________13

Список используемой литературы____________________________15























Введение

Первую помощь уметь оказывать должен каждый. Ведь выполняя определенные действия, можно сохранить человеку жизнь, оказав ему элементарную помощь до прибытия профессиональной медицинской бригады.

Умение оказывать первую помощь — один из самых необходимых навыков, позволяющих сохранить здоровье и жизнь пострадавшего. Оказывает такую помощь не медицинский работник, а любой человек, имеющий соответствующую подготовку, в порядке само- или взаимопомощи. Основная задача первой помощи – устранение опасных факторов, которые мо­гут привести к гибели человека или ухудшение его состояния.

Актуальность исследования : Своевременное оказание первой медицинской помощи может оказать решающее значение в сохранении жизни и здоровья пострадавшего. Предупреждает ухудшение состояния организма, что в значительной степени влияет на снижение летальности, инвалидности и сроков временной утраты трудоспособности больных и пострадавших, существенно снижает расходы на их лечение и реабилитацию.

Большинство случаев внезапной смерти возникает, как правило, вне лечебных учреждений. В реальной ситуации помочь пострадавшему до прибытия скорой помощи или спасателей сможет только человек, оказавшийся рядом и лишь в том случае, если он обучен и владеет практическими приемами первой помощи.

От того, насколько умело и быстро оказана первая помощь, зависит жизнь пострадавшего.

Работа над проектом стартовала до начала изучения ПМП на уроках ОБЖ, поэтому я протестировала своих одноклассников и ребят из других классов.

Результаты работы говорят о том, что не все знакомы с основными правилами оказания первой помощи. Я считаю эти знания необходимыми нашей жизнедеятельности.

Цель исследования: обобщение основных видов травм и теоретический знаний, получаемых на уроках, классных часах, беседах для того, чтобы научиться оказывать первую помощь при травмах.

Задачи исследования:

повторить и закрепить знания о видах бытовых травм;

обозначить правила оказания первой помощи при различных травмах;

ознакомиться со стандартными средствами первой медицинской помощи;

воспитание бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей.

Гипотеза исследования: знание основ первой медицинской помощи при наиболее часто встречающихся травмах необходимо, так как первая помощь – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшего. Ее должен оказывать тот, кто находится рядом с пострадавшим (взаимопомощь), или сам пострадавший (самопомощь) до прибытия медицинского персонала.

Объект исследования: первая медицинская помощь.

Предмет исследования: оказание первой помощи пострадавшим для сохранения и уменьшения ущерба здоровью до прибытия скорой помощи.

Методика исследования: анализ литературных источников, тестирование, практические занятия.




Глава. 1. Общий порядок действий оказания ПМП

По мнению специалистов, общий порядок действий оказывающего первую медицинскую помощь включает в себя:

1. Провести оценку обстановки и обеспечить безопасные условия для оказания первой помощи:

- определить угрожающие факторы для собственной жизни и здоровья;

-определить угрожающие факторы для жизни и здоровья пострадавшего;

-устранить угрожающие факторы для жизни и здоровья;

-прекратить действие повреждающих факторов на пострадавшего;

Вызывать скорую помощь рекомендуют в следующих ситуациях:

пострадавший находится в бессознательном состоянии;

у пострадавшего затрудненное дыхание или дыхание отсутствует;

у пострадавшего непрекращающиеся боли в груди или ощущение давления в груди;

сильное кровотечение;

сильные боли в животе;

отравление и другие неотложные состояния.

Помните, что лучше бригада скорой помощи сделает вывод, что в вызове скорой помощи не было нужды, чем пострадавший не получит своевременную медицинскую помощь, когда это было необходимо.

1.1. Первая помощь при травмах

Повреждение тканей, органов или всего организма человека в целом, которое возникает при внешних механических, термических, электрических, химических или иных воздействий, в определенных условиях, превышающих по своей силе прочность покровных и внутренних тканей тела, называются травмой, или повреждением. Воздействия могут быть механическими (удар, сдавливание, растяжение), физическими (воздействие тепла и холода, электричества, радиоактиого излучения), химическими (обусловленных действием кислот, щелочей, ядов), психическими (испуг, страх). Тяжесть повреждения зависит от силы и времени воздействия этих факторов.

Наиболее часто повреждения вызываются механическими воздействиями, т.е. непосредственным действием механической силы на ткани организма. Острые механические травмы различаются по видам и степени тяжести. Это могут быть незначительные повреждения кожных покровов, ссадины, гематомы или ушибы, а в других случаях – переломы костей, обширные открытые раны, повреждения внутренних органов, отрывы конечностей. Травма вызывает соответствующие процессы, патологические изменения и реакцию организма, напрямую зависящую от тяжести полученного механического воздействия.

Первая помощь при ушибах, растяжениях, разрывах, сдавливании и вывихах.

Кожа обладает значительной прочностью и при травмах нарушения ее целости часто не происходит, в то время как мягкие ткани и кости могут значительно разрушаться.

Ушиб. Ушиб — это наиболее распространенный вид бытовых травм, характерных для детей, спортсменов и людей, занимающихся тяжелым физическим трудом. Он представляет собой повреждение внутренних органов и тканей без значительного нарушения их структуры, возможно появление ссадин. При ушибах наиболее уязвимы дерма и расположенные под ней сосуды, что приводит к образованию гематом и отеков.


Основными признаками ушиба являются:

1.) болезненность в зоне повреждения;

2.) кровоизлияние из-за повреждения капиллярных сосудов;

3.) образование гематомы и отека.

В зависимости от места ушиба синюшность и припухлость может проявиться незамедлительно, как происходит в случае повреждения подкожной клетчатки и верхних слоев кожи. В случае же ушибов более глубоко расположенных тканей гематома может появиться спустя несколько часов и даже суток. Сопровождающий ушиб отек снижает подвижность травмированного органа, создавая дискомфорт при передвижении.

Самую сильную боль пострадавший испытывает сразу после ушиба мягких тканей, а по прошествии пары часов она стихает. При надавливании болезненность увеличивается. Отек может нарастать в течение нескольких часов, иногда суток.

Первая помощь при ушибе. Чтобы ускорить рассасывание гематомы, понадобится повязка со специальной мазью. Лечебный компресс фиксируется специальным бинтом.

Если ушиб сопровождается капиллярным кровотечением, порядок действий включает в себя антисептическую обработку и наложение повязки. Последовательность действий при этом такова — изначально рану нужно обработать антисептиком и просушить.

Если ушиб сопровождается ссадинами, это чревато инфицированием тканей и воспалением. Даже малые по площади повреждения нужно обработать антисептиком. Для этого можно использовать мазевую антибактериальную повязку.

Первая помощь при сдавливании конечностей. Основной задачей первой помощи при сдавливании является организация мер по немедленному извлечению пострадавшего из-под обрушившихся на него тяжестей. Обложить придавленные конечности пакетами со льдом, снегом или холодной водой. Дать 2-3 таблетки анальгина. Предложить обильное теплое питье. Наложить защитные жгуты на сдавленные конечности выше места сдавливания до их освобождения. Сразу же после освобождения туго забинтовать поврежденные конечности. Наложить шины. Повторно приложить холод к поврежденным конечностям. Продолжать давать обильное теплое питье до прибытия врача.

При оказании первой помощи недопустимо:

Устранять препятствие кровотоку (освобождать сдавленные конечности) до наложения защитных жгутов и приема пострадавшим большого количества жидкости.

Согревать придавленные конечности.

Вывихи. Вывих – один из распространённых видов травматических повреждений опорно-двигательного аппарата. При данном виде травмы нарушается строение подвижного сочленения и полностью ограничивается подвижность сустава. Вывих может быть полным, когда в суставе поверхности костей перестают полностью соприкасаться друг с другом, и неполным (подвывих), когда между суставными поверхностями имеется частичное соприкосновение.

Симптомами вывиха являются: характерная деформация в области сустава; вынужденное положение; во время вывиха слышен щелчок; сильная боль; большой отек и обширное кровоизлияние; ограничение движения в области поврежденного сустава.

Оказание первой помощи при вывихах заключается в 4-х действиях:

  1. обеспечить покой пострадавшему, убедить его не двигать травмированной конечностью, не пытаться ничего с ней сделать (распрямить, вправить и т.д.);

  2. приложить на травмированную зону что-нибудь холодное (лучше пузырь со льдом, предварительно обернув его тканью) на 20 минут;

  3. дать обезболивающее;

  4. обеспечить доставку пострадавшего в мед.учреждение, где ему сделают рентген, подтвердят диагноз и вправят вывих.

Если травмирована нога, то проще всего вызвать скорую помощь. В остальных случаях (или если нет возможности вызвать помощь) пострадавшие добираются до мед.пункта самостоятельно. В этом случае, предварительно следует зафиксировать поврежденную конечность.

Переломы. Первая помощь при переломах.

Перелом – повреждение кости с нарушением ее целостности. Травматические переломы разделяют на открытые (есть повреждения кожи в зоне перелома) и закрытые (кожный покров не нарушен).

При открытом переломе травма не вызывает сомнений. Закрытый перелом не так очевиден, особенно, если он неполный, когда нарушается часть поперечника кости, чаще в виде трещины.

Для всех переломов характерны:

-резкая боль при любых движениях и нагрузках;

-изменение положения и формы конечности, ее укорочение;

-нарушение функций конечности (невозможность привычных действий или ненормальная подвижность);

-отечность и кровоподтек в зоне перелома.

Оказание первой помощи при переломах конечностей во многом определяет исход травмы:

быстроту заживления, предупреждение ряда осложнений (кровотечение, смещение отломков, шок) и преследует три цели:

-создание неподвижности костей в области перелома (что предупреждает

смещение отломков и повреждение их краями сосудов, нервов и мышц);

-профилактику шока;

-быструю доставку пострадавшего в медицинское учреждение.

Первая помощь при закрытом переломе.Если есть возможность вызвать скорую помощь, то сделайте это. После чего обеспечьте неподвижность поврежденной конечности, например, положите ее на подушку и обеспечьте покой. На предполагаемую зону перелома положите что-нибудь холодное. Самому пострадавшему можно дать выпить горячий чай или обезболивающее средство. Если транспортировать пострадавшего вам придется самостоятельно, то предварительно необходимо наложить шину из любых подручных материалов (доски, лыжи, палки, прутья, зонты). Любые два твердых предмета прикладывают к конечности с противоположных сторон поверх одежды и надежно, но не туго (чтобы не нарушать кровообращение) фиксируются бинтом или другими подходящими подручными материалами (кушак, ремень, лента, веревка). Фиксировать надо два сустава - выше и ниже места перелома. Например, при переломе голени фиксируются голеностопный и коленный суставы, а при переломе бедра – все суставы ноги. Если под рукой совсем ничего не оказалось, то поврежденную конечность следует прибинтовать к здоровой (руку - к туловищу, ногу – ко второй ноге).Транспортировка пострадавшего с переломом ноги осуществляется в положении лежа, травмируемую конечность желательно приподнять.

Первая помощь при открытом переломе. Открытый перелом опаснее закрытого, так как есть возможность инфицирования отломков. Если есть кровотечение, его надо остановить. Если кровотечение незначительное, то достаточно наложить давящую повязку. При сильном кровотечении накладываем жгут, не забывая отметить время его наложения. Если время транспортировки занимает более 1,5-2 часов, то каждые 30 минут жгут необходимо ослаблять на 3-5 минут. Кожу вокруг раны необходимо обработать антисептическим средством (йод, зеленка). В случае его отсутствия рану надо закрыть хлопчатобумажной тканью. Теперь следует наложить шину, так же, как и в случае закрытого перелома, но избегая места, где выступают наружу костные обломки и доставить пострадавшего в медицинское учреждение. Нельзя пытаться вправлять кость и переносить пострадавшего без наложения шины!

    1. Первая помощь при острой кровопотере.

Кровопотеря - это уменьшение в организме объёма циркулирующей крови. Возникает она при повреждении кровеносных сосудов. Кровь может выделяться во внешнюю среду либо же в полости тела, но в любом случае объём крови, находящейся в сосудах, будет уменьшаться. По­теря до 500 мл крови считается не опасной для жизни, свыше 1 литра - уже серьёзной, а более 2,5-3 литров - смертельной!

Артериальное кровотечение - возни­кает при повреждении артерии. Кровь изли­вается сильной пульсирующей струей ярко- красного цвета.

Венозное кровотечение - возникает при повреждении вен. Кровь вытекает мед­ленно, равномерно и непрерывно, темно-красного цвета.

Капиллярное кровотечение - возника­ет при повреждении мелких сосудов, кровь смешанная и сочится по всей поверхности раны.

Все кровотечения разделяют на две груп­пы - внутренние и наружные.

1. Кровотечения в брюшную полость возникают при тупых травмах живота с пов­реждением внутренних органов.

Первая помощь: лежачее положение с приподнятыми ногами; при внутрибрюшном кровотечении - холод на живот, срочная го­спитализация.

2. Кровотечения в плевральную полость возникают при переломах рёбер, разрывах лёг­ких, проникающих ранениях грудной клетки.

Первая помощь: больной подлежит экстренной госпитализации в полусидящем положении на время транспортировки в лечебное учреждение. К грудной клетке прикладывают пузырь со льдом.

3. Кровотечение из полости рта отмеча­ется при челюстно-лицевых травмах, пере­ломах челюстей, ранениях мягких тканей.

Первая помощь: пострадавшего уложить на живот, голову повернуть на бок, очистить полость рта от инородных тел, крови, слизи. При массивном кровотечении при­жать пальцами общую сонную артерию к по­перечным отросткам шейных позвонков. При повреждении мягких тканей лица - очистить рану, наложить стерильный там­пон, давящую повязку.

4. Кровотечение из носа чаще бывает при травмах лица, носа.

Первая помощь: голова пострадавшего наклонена вперед. Закапать в каждый носовой ход по 2-3 капли: нафтизин, санарин, галазолин; ввести в передний отдел носа тампон, смоченный 3%-ным раствором перекиси водорода; наложить на нос холод (пузырь со льдом).

5. Кровотечения из лёгких могут быть следствием травмы, ранения лёгких и дыхательных путей.

Первая помощь: полный покой, положе­ние - полусидя, срочная транспортировка в лечебное учреждение. На грудную клетку - холод.

Пальцевое прижатие кровоточаще­го сосуда:

- Височная артерия - прижимается к ви­сочной кости в точке на 1 см от верхне­го края ушной раковины.

- Сонная артерия - по заднему краю грудино-ключично-сосцевидной мыш­цы на границе её верхней и средней трети по направлению к шейным по­звонкам.

- Плечевая артерия - по внутреннему краю двуглавой мышцы к плечевой ко­сти или в подмышечной впадине. Локтевая артерия - в локтевом сгибе.

- Бедренная артерия - ниже паховой складки по передней поверхности бе­дра к бедренной кости.

- Подколенная артерия - в области ко­ленного сгиба к коленному суставу.

Наложение давящей повязки. Применяется при остановке венозного кровотечения и кровотече­ния из мелких артерий. На рану, накладывают слои стерильной марли, затем толстый слой ваты, и все туго прибинтовывается круговыми витками бинта.

Наложение жгута. Кровоостанавливающий резиновый жгут является наиболее эффективным средством временной остановки кровотечения. Он накладывается при артериальном крово­течении выше раны на 10-15 см. Перед на­ложением жгута на тело помещают мягкую и гладкую ткань. Жгут закрепляют на зацепы, оставляя при этом записку о дате и времени наложения жгута.

Травматический шок. Травматический шок – это патологическое состояние, угрожающее жизни пострадавшего, возникающее при тяжелых травмах, таких как переломы костей таза, огнестрельные ранения, черепно-мозговая травма, травма живота с повреждением внутренних органов, операциях, большой потере крови.

Проявляется шок в момент получения травмирующего действия при переломах таза, огнестрельных, черепно-мозговых травмах, сильных повреждениях внутренних органов, во всех случаях, связанных с большой потерей крови. Травматический шок считается спутником всех тяжёлых травм независимо от их причин. Иногда он может возникнуть спустя некоторое время при получении дополнительной травмы. В любом случае травматической шок – явление очень опасное, представляющее угрозу жизни человека, требующее немедленного восстановления в реанимации.

Виды. Шок может быть первичный (ранний), который возникает непосредственно после травмы и является непосредственной реакцией на травму. Вторичный (поздний) шок возникает спустя 4-24 часа после травмы и даже позже, нередко в результате дополнительной травматизации пострадавшего (при транспортировке, охлаждении, возобновившемся кровотечении, перетяжке конечности жгутом, от грубых манипуляций при оказании медицинской помощи и др.). Частой разновидностью вторичного шока является послеоперационный шок у раненых. Под влиянием дополнительной травматизации возможны также рецидивы шока у пострадавших, обычно в течение 24-36 часов. Нередко шок развивается после снятия жгута с конечности.

Фазы. Независимо от причин возникновения шок проходит две фазы – эректильную (возбуждение) и торпидную (торможение).

    1. Действия по предотвращению развития травматического шока.



1. Устраните воздействие травмирующего фактора. Если у пострадавшего длительное время (несколько часов) были сдавлены мягкие ткани, не следует сразу их освобождать. В противном случае накопившиеся в тканях токсины после освобождения попадут в кровь, и это приведет к тяжелому осложнению – синдрому длительного сдавления. Остановите кровотечение, если оно есть. Расстегните сдавливающую одежду, обеспечьте проходимость дыхательных путей пострадавшего и приток свежего воздуха. При наличии переломов проведите иммобилизацию травмированной части тела. Алгоритм оказания первой помощи при переломах приведен на этой странице. При наличии ожогов окажите первую помощь и обездвижьте пострадавшего, чтобы уменьшить боль. Алгоритмы оказания доврачебной помощи при ожогах приведены на этой странице.

2. Дайте пострадавшему обезболивающие препараты.

3. Согрейте пострадавшего. Отнесите его в теплое помещение, укройте термопокрывалом или теплым одеялом. Дайте горячего чая, кофе.

4. Контролируйте пульс пострадавшего. В случае необходимости проведите сердечно-легочную реанимацию.


    1. Действия по оказанию ПМП при потере сознания

Прежде всего, нужно не паниковать. Повернуть больного на бок, чтобы он не захлебнулся. Далее следует запрокинуть его голову назад, чтобы язык выдвинулся вперед и не заблокировал дыхательные пути. Вызвать скорую помощь. Прислушаться, дышит ли потерпевший. Если нет - начинать сердечно-легочную реанимацию.

Сердечно-легочная реанимация Искусственное дыхание
  1. Круговым движением пальцев, обернутых в марлю или платок, удалить из полости рта пострадавшего слизь, кровь, инородные предметы.

  2. Запрокинуть голову: приподнять подбородок, удерживая шейный отдел позвоночника. Следует знать, что при подозрении на перелом шейного отдела позвоночника запрокидывать голову нельзя.

  3. Зажать нос пациента большим и указательным пальцами. Затем сделать глубокий вдох, и произвести плавный выдох в рот пострадавшего. Дать 2-3 секунды на пассивный выдох воздуха. Сделать новый вдох. Повторять процедуру через каждые 5-6 секунд.

Если заметно, что больной начал дышать, все равно продолжать вдувать воздух вместе с его вдохом. Продолжать это до тех пор, пока не восстановится глубокое самостоятельное дыхание.

Массаж сердца

Определить место расположения мечевидного отростка, как показано на рисунке. Определить точку компрессии на два поперечных пальца выше мечевидного отростка, строго по центру вертикальной оси. Положить основание ладони на точку компрессии.

Компрессию проводить строго вертикально по линии, соединяющей грудину с позвоночником. Выполнять процедуру тяжестью верхней половины своего тела, делая это плавно, без резких движений.

Глубина продавливания грудной клетки должна быть не менее 3-4 см. Производить около 80-100 надавливаний в минуту.

Чередовать 2 «вдоха» искусственной вентиляции легких (ИВЛ) с 15 надавливаниями.


Глава 2. Исследовательская часть.

2.1 Последствия при неправильном

оказании первой помощи – проблема всей страны.


По данным статистики, в России ежегодно умирает людей больше, чем рождается. Так, по информации Росстата, в 2022 году превышение смертности над рождаемостью составляет 1,2 раза. А в некоторых регионах этот показатель поднимается до 2 раз.

В России от неоказания первой помощи непосредственно на месте чрезвычайных происшествий (ЧП) погибают 25% людей, у которых был шанс выжить. Как неоказание первой помощи, так и неправильное и неумелое оказание помощи может явиться причиной осложнений, затягивающих процесс выздоровления, ведущих к инвалидности, а в некоторых случаях к летальному исходу.

Таким образом, налицо существование в России актуальной проблемы неоказания или неправильного оказания первой помощи пострадавшим на месте ЧП, следствием чего является повышенный уровень смертности населения при чрезвычайных ситуациях (ЧС).


2.2 Опрос учащихся по вопросам о оказании первой помощи.

С целью изучения мнения учащихся об знаниях о правильном оказании первой помощи, мною было проведено анкетирование (Приложение 1) . Я опросила учащихся из разных классов.

Были заданы следующие вопросы и получены результаты:



1.Оказывали ли вы когда-либо первую помощь?


2.Знаете ли вы, как оказывать помощь пострадавшему?


3.Знаете ли вы, как определить травму?


4.Знаете ли вы, что нужно делать при травматическом шоке?


5.Вы уверены, что ваших знаний о оказании первой помощи достаточно, чтобы ее оказать?


6.Считаете ли вы, что знания о правильном оказании медицинской помощи могут спасти жизнь людей?



«Да» - 25%

«Нет» - 65%


«Да» - 49%

«Нет» - 51%


«Да» - 30%

«Нет» - 70%


«Да» - 20%

«Нет» - 80%


«Да» - 20%

«Нет» - 80%



«Да» - 100%

«Нет» - 0%


Результаты анкетирования показывают, что не все ученики обладают знаниями о оказании первой помощи. Владение данной информацией важна, так как это может спасти многих людей. Проблема незнания правильном оказании первой помощи среди подростков и людей в целом очень актуальна, ее необходимо рассматривать и решать совместными усилиями общества. Поэтому мною была проведена для ребят 5-9 классов беседы по правилам ПМП, познавательная игра – конкурс «Скорая помощь». Все участники получили листовки, памятки с наглядной информацией.







Заключение

Анализ внезапных смертей пострадавших показывает, что причина гибели значительной части людей является необоснованной. Смерть их наступает от несвоевременно оказанной первой помощи.

Каждый человек должен уметь оказать первую помощь по мере своих способностей и возможностей. Жизнь и здоровье пострадавшего человека обычно зависят от оказания первой помощи лицами без специального медицинского образования - дилетантами; в связи с этим необходимо, чтобы каждому гражданину были, известны сущность, принципы, правила и последовательность оказания первой помощи.

В работе были рассмотрены травмы, наиболее часто встречающиеся в повседневной жизни. Осуществлено обобщение теоретических знаний, получаемых на уроках, классных часах, беседах для дальнейшего использования в практике.

Первая медицинская помощь – это чрезвычайно важная вещь в нашей жизни. Никто не знает, в какой неожиданный момент эти навыки могут пригодиться.

Может быть, кто-то из нас уже завтра спасет человеку жизнь! А значит гипотеза нашего исследования подтвердилась.



Список используемой литературы

1. Джерелей Б.Н. Сердечно-легочная реанимация. Практикум. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

2. Лебедев В.В., Охотский В.П., Каншин Н.Н. Неотложная помощь при травматических повреждениях. – М.: Медицина, 1980.

8. Шапошников Ю.Г., Решетникова Е.А., Рудаков Б.Я. и др. Диагностика и лечение ранений. – М.: Медицина, 1984.

  1. Ужегов Г. Н. Как помочь в экстремальных ситуациях. Народный лечебник. -- Ростов н/Д: Изд-во « Проф - Пресс», 2011.

  2. Ужегов Г Н. Зона особого внимания: Первая помощь. - СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2012.

  3. http://interesnyefakty.org/pervaya-meditsinskaya-pomoshh/ (дата обращения: 22.12.2022).

  4. Самые интересные факты обо всем – [Электронный ресурс]. URL: http://interesnyefakty.org/pervaya-meditsinskaya-pomoshh/ (дата обращения: 25.01.2023).

  5. «Всё о первой помощи -[Электронный ресурс]. (http://allfirstaid.ru/node/928). (дата обращения: 31.01.2022).



























Приложение 1

Анкета «Первая медицинская помощь»




1.Оказывали ли вы когда-либо первую помощь?


2.Знаете ли вы, как оказывать помощь пострадавшему?


3.Знаете ли вы, как определить травму?


4.Знаете ли вы, что нужно делать при травматическом шоке?


5.Вы уверены, что ваших знаний о оказании первой помощи достаточно, чтобы ее оказать?


6.Считаете ли вы, что знания о правильном оказании медицинской помощи могут спасти жизнь людей?
















Приложение 2

Познавательная игра-конкурс "Скорая помощь"

Цели:

– закрепить и расширить знания учащихся по биологии;
– закрепить знания по правилам оказания первой медицинской помощи;
– развивать наблюдательность, сообразительность, умение работать в коллективе;
– психологическая подготовка учащихся к оказанию первой помощи пострадавшим;
– привлечение внимания учащихся к необходимости ведения здорового образа жизни.

В конкурсной программе участвуют заранее сформированные команды по 6 человек.

Ход мероприятия

Ведущий: Ребята, вы знаете, как важно уметь оказывать первую помощь пострадавшим, например, в дорожно-транспортных происшествиях. А сможете ли вы ее оказать? Сейчас мы это проверим.

Каждая команда получает “Путевой лист”, где будут выставлять баллы, заработанные на “станциях”. Баллы выставляют организаторы “станции”. На пребывание на одной станции отводится 10–15 минут.

1-я Станция. “Теоретический экзамен”.

Каждой команде раздаются тесты. Команды отвечают письменно, выбирают один правильный ответ в каждом вопросе.

1. Каковы признаки открытого перелома конечности?
А) сильная боль, припухлость мягких тканей, деформация конечности;
Б) сильная боль, деформация конечности, нарушение кожного покрова;
В) синяки и ссадины на коже.

2. Какова первая помощь при открытом переломе?
А) концы сломанных костей совместить, наложить шину;
Б) убрать осколки костей и наложить на рану пузырь со льдом;
В) наложить на рану стерильную повязку, остановить кровотечение (если это необходимо) и аккуратно наложить шину.

3. Какое кровотечение наименее опасно?
А) венозное;
Б) капиллярное;
В) артериальное;
Г) внутреннее.

4. Правильный способ остановки венозного кровотечения – это …
А) жгут или сильное сгибание конечности;
Б) давящая повязка.

5. Чем характеризуется артериальное кровотечение?
А) кровь из раны вытекает непрерывно, сплошной струей, темно-красного цвета;
Б) кровь из раны вытекает редкими каплями или медленно расплывающимся пятном;
В) кровь вытекает пульсирующей струей ярко-алого цвета.

6. Нарушение целостности кожи в результате травмы – это …
А) рана;
Б) перелом;
В) ушиб.

7. Как оказать помощь при ушибе конечности?
А) место ушиба хорошо прогреть;
Б) на конечность наложить шину, туго забинтовать;
В) к месту ушиба приложить лёд, сделать тугую повязку.

8. Как оказать помощь пострадавшему при обмороке?
А) положить пострадавшего на спину, под голову – валик из одежды, дать понюхать нашатырный спирт;
Б) положить пострадавшего на спину, приподнять ноги, расстегнуть тесную одежду, дать понюхать нашатырный спирт.

9. Пострадавший находится без сознания, дыхание и пульс отсутствует. Ваши действия?
А) звать скорую помощь и ждать ее прибытия;
Б) вызвать скорую помощь, делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца;
В) положить пострадавшего в благоприятную позу, сделать перевязку.

10. Каковы признаки закрытого перелома конечностей
А) кровоподтек (синяк), припухлость, болезненность;
Б) сильная боль не позволяет двигать конечностью, которая сильно искривлена, быстро нарастает опухоль;
В) конечность искривлена, повреждены кожные покровы, видны осколки костей.

11. Как наложить шину при переломе голени?
А) наложить две шины с внутренней стороны и наружной стороны ноги от стопы до колена и прибинтовать их;
Б) наложить две шины с внутренней стороны и наружной стороны ноги от стопы до середины бедра, чтобы обездвижить место перелома, коленный и голеностопный сустав.

12. Как нужно начинать бинтовать грудную клетку при ее ранении?
А) на выдохе, с нижних отделов грудной клетки;
Б) на вдохе, с середины грудной клетки;
В) на выдохе, от подмышечных впадин.

13. Для чего применяется 10-процентный водный раствор аммиака из аптечки?
А) для промывания ран;
Б) для вдыхания при обмороке;
В) для наложения согревающего компресса.

2-я Станция. “Найди пару”.

Ведущий: А сейчас мы проведем конкурс на знание аптечки первой помощи. Вам необходимо сопоставить название лечебного средства из аптечки с описанием его применения. Раздаточный материал

1. Анальгин.
2. Парацетамол.
3. Аммиак.
4. Валидол.
5. Уголь активированный.
6. Раствор йода 5%.
7. Охлаждающий пакет – контейнер.
8. Жгут.
9. Перекись водорода.

1. Используется для обработки мелких ран и ссадин.
2. Применяется при отравлении.
3. Применяется при боле в сердце.
4. Применяется наружно при обмороке.
5. Применяется при локальных ушибах, вывихах

6. Применяется в качестве жаропонижающего средства.
7. Применяется при кровотечении для наложения выше раны.
8. Применяется внутрь как обезболивающее средство при ушибах, переломах, вывихах, головной боли.

Ведущий: (берёт телефон): “Алло! Алло! Чрезвычайное происшествие? Ситуация из ряда вон выходящая! Требуется самая срочная медицинская помощь. Все понятно. Отправляем команды”. Обращается к командам: “Понадобилась ваша помощь”.

3-я Станция. “Неотложка”.

Задание: поставить диагноз, оказать помощь, прокомментировать свои действия.

Карточка № 1.

При падении человек инстинктивно выставил вперед руку, после чего появились следующие симптомы: нарастающая боль в травмированной конечности, отечность, изменение конфигурации больной конечности, невозможность движения больной конечностью. Поставить диагноз. Оказать первую помощь.

Карточка № 2.

У пострадавшего рана затылка и вывих нижней челюсти. Кровотечение незначительное. Оказать первую помощь. Перечислить симптомы вывиха.

Карточка № 3.

В результате автомобильной аварии у пострадавшего чуть ниже локтевого сустава – рана, из которой вытекает кровь темно-вишневого цвета. Пострадавший в обморочном состоянии. Поставить диагноз. Оказать первую помощь.

4-я Станция. “Кто нас лечит?”

Ой болит все – и руки, и ноги.
Головная боль не проходит!
Не лежится мне, не сидится…
Ну, к какому врачу обратиться?

Задание: определить по названиям, что лечит врач.

Гастроэнтеролог.
Окулист.
Кардиолог.
Диетолог.
Педиатр.
Эндокринолог.
Пульмонолог.
Инфекционист.
Дерматолог.
Уролог.

5-я Станция. “Волшебные лечебные травы”.

На свете много трав растет полезных
И все из вас должны их четко знать:
Какая может справиться с болезнью,
Какая может зуба боль унять.

Задание: разгадать кроссворд “Зеленая аптека”.

1

Эта ягода – вкусное лакомство; листья её могут заменить чай, а сама ягода применяется в косметических целях.

2

Соком этого овоща промывают нос при насморке.

3

Ягоды этого растения, а также варенье из них используют в качестве жаропонижающего средства.

4

Это дерево – настоящий зелёный целитель: в медицине применяют его листья, почки, кору, сок.

5

Хорошее средство для профилактики и быстрого излечения гриппа.

6

"Кошачья трава": применяется как успокаивающее и противовоспалительное средство.

7

Лекарственное растение с освежающим вкусом; его добавляют в чай, применяют как успокаивающее средство.

8

Эта жгучая трава применяется при болезнях кожи, ранах, ожогах, выпадении волос; а ранней весной её можно использовать в пищу.

9

Зрелые высушенные плоды этого растения богаты витамином С, из них готовят настои и сиропы.

1

Научное название этого ядовитого растения происходит от греческого слова "ласточка", а само название говорит о его применении.

1

Настоящий витаминный чемпион среди овощей.

1

Латинское название этого растения – allium сера; оно улучшает аппетит, используется для профилактики гриппа, лечения гнойничковых заболеваний кожи.

1

По ней принято гадать о любви, а её цветы применяют в лечебных целях в качестве успокаивающего, противовоспалительного и дезинфицирующего средства.

Ответы: 1 Земляника, 2 Свекла, 3 Малина, 4 Берёза, 5 Чеснок, 6 Валериана, 7 Мята, 8 Крапива, 9 Шиповник, 10 Чистотел, 11 Перец, 12 Лук, 13 Ромашка

Подведение итогов.

Ведущий: Дорогие ребята, подытожив все ваши ответы в течение всей программы, заявляю уверенно: каждый из вас помощь ближнему окажет, бесспорно!

Так и бывает в жизни: сегодня вы помогли кому-то, а завтра вам потребуется чья-то помощь, и вам обязательно помогут.

Будьте мужественны, сострадательны и участливы к чужой беде.




18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!