СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основания, их классификация и свойства

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока

Просмотр содержимого документа
«Основания, их классификация и свойства»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Щигры Курской области»















Методическая разработка урока

«Основания, их классификация и свойства»

(8 класс)





Подготовила:

Ерохина Е.Н., учитель химии













г. Щигры - 2022 год

Тема. Основания, их классификация и свойства.

Цель: создание условий для формирования представлений у учащихся о классификации оснований, их химических свойствах в свете теории электролитической диссоциации.

Задачи:

Образовательные: познакомить с основаниями как классом электролитов, рассмотреть их классификацию по различным признакам, охарактеризовать общие свойства оснований в свете ионных представлений.

Развивающие: развивать творческие и аналитические способности учащихся, умение систематизировать и обобщать информацию, развивать практические навыки, познавательный интерес к изучаемому предмету.

Воспитательные: формировать умение работать в группе и индивидуально, воспитывать чувство ответственности, взаимоподдержки.

Планируемые результаты

  • Предметные: научиться объяснять, делать выводы и заключения о свойствах оснований;

  • Метапредметные:

познавательные – научиться устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; смысловое чтение: формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интергации знаний;

регулятивные – умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

  • Личностные. Формирование личного смысла учения и начальных форм рефлексии.

Тип урока: урок изучения нового материала.

УМК: О.С. Габриелян

Оборудование: таблица растворимости кислот, оснований и солей, спиртовка, лабораторный штатив, пробирки, набор реактивов: гидроксид натрия, гидроксид кальция, соляная кислота, серная кислота, универсальная индикаторная бумага, фенолфталеин, сульфат меди (II). Презентация «Основания», мультимедиапроектор.

ХОД УРОКА

Стадия вызова (5 мин.)

Цели этапа: актуализировать и обобщить имеющиеся знания; пробудить интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; пробудить ученика к активной деятельности на уроке.

Содержание педагогического взаимодействия. Деятельность учителя. Зачитывает информацию для осмысления. Организует повторение изученного материала и прогнозирование задач урока.

Деятельность обучающихся. Осмысливают информацию. Предлагают свои варианты.

- Добрый день, я рада приветствовать вас на уроке химии. Сегодня перед вами откроются новые тайны этого удивительного предмета. Надеюсь, что наша работа на уроке будет интересной и плодотворной.

- Ребята, какую тему мы изучаем уже несколько уроков?

- Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

- Со свойствами, каких веществ вы уже познакомились?

- Со свойствами кислот.

- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним классом электролитов, а с каким вы узнаете, выполнив задание.

Задание 1. Игра «Третий лишний» (2 мин.)

KOН

Cu(OH)2

CаO

ZnCl2

Mg(OH)2

Cа(OH)2

H2SO4

Fe(OH)2

LiOH

Al(OH)3

Ca

NaOH

Посмотрите на доску. Вычеркните лишние вещества из строчек?

- Что за вещества остались в таблице? Дайте определение классу в свете теории электролитической диссоциации и исходя из их состава.

- Основания. Основаниями называют электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и гидроксид - анионы ОН.

- Определите тему нашего урока? Все ли основания одинаковы? Давайте вспомним, какое свойство оснований мы уже изучили ранее.

- Основания, их классификация и свойства. (Сегодня вы работаете на в инструктивных картах)

Запишите тему урока. Допишите определения.

Стадия осмысления

Цель этапа: получение новой информации, ее осмысление и соотнесение с собственными знаниями.

Содержание педагогического взаимодействия. Деятельность учителя. Организует работу обучающихся по выполнению лабораторных опытов. Предлагает ответить на вопросы.

Деятельность обучающихся. Выполняют задания учителя и лабораторные опыты, решают проблему урока. Проводят самопроверку.

Задание 2. (5 мин.) Найдите взаимосвязь между понятиями и впишите недостающее понятие, выбрав из предложенных: двухкислотные, щелочи, сильные, нерастворимые, однокислотные, слабые. Объясните свой выбор.

Задание 2. Классификация оснований

Признаки классификации

Группы (примеры)

1.

1.__________________________________ (NaOH, КОН) 2.__________________________________(Ba(OH)2,Mg(OH)2)

2.

1.__________________________________ (KOH, Сa(OH)2) 2._________________________________ (NH4OH)

3.

1._________________________________ (LiOH, Ba(OH)2)

2._________________________________ (Fe(OH)2,Cu(OH)2)


Заполняют таблицу. Проверяют по образцу.

Постановка проблемы. Как вы думаете, все эти основания, относящиеся к разным классификационным группам, имеют что-то общее?

Чтобы убедиться в правильности выдвинутых предположений давайте выполним лабораторные опыты.

Работать будем в парах. Вам необходимо выполнить опыты, написать в таблицу уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Перед работой вспомним правила техники безопасности.

Растворы щелочей разъедают кожу, ткани, бумагу. При ожогах щелочью необходимо промыть место ожога обильно водой и нейтрализовать 2% раствором борной кислоты.

Твердые щёлочи гигроскопичны, они поглощают воду из воздуха, поэтому их хранят в таре –

сделанной из пластмассы.

Учащиеся выполняют лабораторную работу, используя инструктивные карты. Они изучают химические свойства растворимых оснований, учитель демонстрирует свойства – нерастворимых оснований.

Лабораторные опыты. Химические свойства оснований (15 мин.)

Химические свойства 

Последовательность действий

Уравнения реакций

(в молекулярном и ионном виде)

Взаимодействие щелочей

с кислотами

Налейте в пробирку 10 капель гидроксида натрия. Добавьте раствор фенолфталеина.


В полученный раствор по каплям добавьте раствор соляной кислоты до изменения окраски.

Взаимодействие

с оксидами неметаллов

В пробирку налейте 15 капель раствора гидроксида кальция. С помощью газоотводной трубки сделайте несколько выдохов через раствор.


Взаимодействие

с солями

В пробирку налейте 10 капель раствора сульфата меди (II) добавьте раствор гидроксида натрия до появления осадка.


Разложение нерастворимых оснований при нагревании

Пробирку с осадком Сu(OH)2 из предыдущего опыта нагрейте в пламени спиртовки до изменения окраски осадка.


Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами

В пробирку с осадком Сu(OH)2

добавьте раствор соляной кислоты до

полного растворения осадка


- Запишите на доске в молекулярном и ионном виде уравнения проведённых реакций.

- Сделайте вывод, с какими веществами реагируют основания?

Физкультминутка (2 мин.)

Задание 3. (5 минут). Ученики 8 класса исследовали химические свойства оснований. Проделывая опыты, заполняли таблицу. У них возникли некоторые затруднения. Помогите восьмиклассникам заполнить оставленные пропуски в таблице.

Задание 3. Типичные реакции оснований

нерастворимых

щелочей

Основание +____________ = соль + вода

Нерастворимое основание → t оксид металла + ____________


Щёлочь + оксид неметалла=___________+___________



Щёлочь +___________= новая соль + новое основание

Типичные реакции оснований

нерастворимых

щелочей

Основание +кислота = соль + вода (р-ция обмена)

Сu(OH)2+ 2HCl= СuCl2+ 2H2O

NaOH + HCl = NaCl +H2O

Нерастворимое основание → t оксид металла + вода

Сu(OH)2 = СuO + H2O

Щёлочь + оксид неметалла=соль+вода

2NaOH + CO2 = Na2CO3 + H2O



Щёлочь+соль= новая соль + новое основание

2NaOH + СuSO4 = Na2SO4 + Сu(OH)2

(Вывод: основания изменяют окраску индикаторов, взаимодействуют с кислотами, с оксидами неметаллов, которым соответствуют кислоты, реагируют с солями, если в результате реакции образуется осадок или выделяется газ. Нерастворимые основания разлагаются при нагревании.)

Задание 4. (5 минут) Выберите для каждого основания характерные химические свойства из приведенных в таблице. Буквы, соответствующие правильному ответу, дают название процессу, который является причиной диссоциации.

Химические свойства оснований

Основания

NaOH

Ва(OH)2

Fe(OH)2

Mg (OH)2

Разлагается при нагревании

д

и

г

и

Взаимодействует с кислотами

д

р

а

т

Взаимодействует с растворами солей

а

ц

с

а

Изменяет окраску индикаторов

и

я

с

я


Ответ ___гидратация___________________________

Рефлексия (5 мин.)

Цели этап: целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации. Выработка собственного отношения к изучаемому материалу. Анализ всего процесса изучения материала.

Содержание педагогического взаимодействия.

Деятельность учителя. Предлагает обучающимся оценить работу на уроке.

Оцените свою работу.

Для меня сегодняшний урок

Оптимальный

Скучный

Непонятный

Обычный

Всё понятно

Активный

Неинтересный

Интересный

Я работой своей доволен (а)

- Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Выставление оценок.

- Как вы думаете, мы изучили свойства всех веществ? Я надеюсь, что и следующий урок химии принесёт вам много открытий.

Домашнее задание.(3 мин.)

§39 Упр.1- 2 (устно), Упр. 3,5 (письменно)

На «4» и «5» Упр. 4 (задача)

.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Инструктивная карта

Ф. И. обучающегося__________________________________

Тема урока ______________________________________________________________________________

  1. Основания – это сложные вещества, состоящие из катионов ____________________ и связанных с ними ____________________- анионов.

Основания – это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы _____________ и _________________ - анионы.

  1. Классификация оснований

Найдите взаимосвязь между понятиями и впишите недостающее понятие, выбрав из предложенных: двухкислотные, щелочи, сильные, нерастворимые, слабые, однокислотные, кислотность, растворимость, степень электролитической диссоциации.

Объясните свой выбор.

Признаки классификации

Группы (примеры)

1.

1.__________________________________ (NaOH, КОН) 2.__________________________________(Ba(OH)2,Mg(OH)2)

2.

1.__________________________________ (KOH, Сa(OH)2) 2._________________________________ (NH4OH)

3.

1._________________________________ (LiOH, Ba(OH)2)

2._________________________________ (Fe(OH)2,Cu(OH)2)

  1. Лабораторные опыты. Химические свойства оснований

    Химические свойства 

    Последовательность действий

    Уравнения реакций

    (в молекулярном и ионном виде)

    Опыт 1. Взаимодействие

    с кислотами

    Налейте в пробирку 10 капель гидроксида натрия. Добавьте раствор фенолфталеина.


    В полученный раствор по каплям добавляйте раствор соляной кислоты до изменения окраски.

    Опыт 2. Взаимодействие

    с оксидами неметаллов

    В пробирку налейте 15 капель раствора гидроксида кальция. С помощью газоотводной трубки сделайте несколько выдохов через раствор.


    Опыт 3. Взаимодействие

    с солями

    В пробирку налейте 10 капель раствора сульфата меди (II) добавьте раствор гидроксида натрия до появления осадка.


    Опыт 4. Разложение нерастворимых оснований при нагревании

    Пробирку с осадком Сu(OH)2 из предыдущего опыта нагрейте в пламени спиртовки до изменения окраски осадка.


    Опыт 5. Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами

    В пробирку с осадком Сu(OH)2

    добавьте раствор соляной кислоты до

    полного растворения осадка


  2. Типичные реакции оснований

нерастворимых

щелочей

Основание +____________ = соль + вода (р-ция обмена)

Нерастворимое основание → t оксид металла + ____________

Щёлочь + оксид неметалла=_________+________


Щёлочь +___________= новая соль +

новое основание

Задание. Выберите для каждого основания характерные химические свойства из приведенных в таблице. Буквы, соответствующие правильному ответу, дают название процессу, который является причиной диссоциации.

Химические свойства оснований

Основания

NaOH

Ва(OH)2

Fe(OH)2

Mg (OH)2

Разлагается при нагревании

д

и

г

и

Взаимодействует с кислотами

д

р

а

т

Взаимодействует с растворами солей

а

ц

с

а

Изменяет окраску индикаторов

и

я

с

я

Ответ ______________________________



Для меня сегодняшний урок

Оптимальный

Скучный

Непонятный

Обычный

Всё понятно

Активный

Неинтересный

Интересный

Я работой своей доволен(а)


Ф.И. обучающегося_____________



Для меня сегодняшний урок

Оптимальный

Скучный

Непонятный

Обычный

Всё понятно

Активный

Неинтересный

Интересный

Я работой своей доволен(а)


Ф.И. обучающегося_____________


Для меня сегодняшний урок

Оптимальный

Скучный

Непонятный

Обычный

Всё понятно

Активный

Неинтересный

Интересный

Я работой своей доволен(а)


Ф.И. обучающегося_____________


Для меня сегодняшний урок

Оптимальный

Скучный

Непонятный

Обычный

Всё понятно

Активный

Неинтересный

Интересный

Я работой своей доволен(а)


Ф.И. обучающегося_____________



Для меня сегодняшний урок

Оптимальный

Скучный

Непонятный

Обычный

Всё понятно

Активный

Неинтересный

Интересный

Я работой своей доволен(а)


Ф.И. обучающегося_____________


Для меня сегодняшний урок

Оптимальный

Скучный

Непонятный

Обычный

Всё понятно

Активный

Неинтересный

Интересный

Я работой своей доволен(а)


Ф.И. обучающегося_____________


Для меня сегодняшний урок

Оптимальный

Скучный

Непонятный

Обычный

Всё понятно

Активный

Неинтересный

Интересный

Я работой своей доволен(а)


Ф.И. обучающегося_____________



Для меня сегодняшний урок

Оптимальный

Скучный

Непонятный

Обычный

Всё понятно

Активный

Неинтересный

Интересный

Я работой своей доволен(а)


Ф.И. обучающегося_____________


Для меня сегодняшний урок

Оптимальный

Скучный

Непонятный

Обычный

Всё понятно

Активный

Неинтересный

Интересный

Я работой своей доволен(а)


Ф.И. обучающегося_____________


Для меня сегодняшний урок

Оптимальный

Скучный

Непонятный

Обычный

Всё понятно

Активный

Неинтересный

Интересный

Я работой своей доволен(а)


Ф.И. обучающегося_____________



Для меня сегодняшний урок

Оптимальный

Скучный

Непонятный

Обычный

Всё понятно

Активный

Неинтересный

Интересный

Я работой своей доволен(а)


Ф.И. обучающегося_____________


Для меня сегодняшний урок

Оптимальный

Скучный

Непонятный

Обычный

Всё понятно

Активный

Неинтересный

Интересный

Я работой своей доволен(а)


Ф.И. обучающегося_____________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!