Автор | Вержевикина Наталья Алексеевна, учитель географии МБОУ «Гимназия» город Моршанск Тамбовской области |
Предмет | География |
Класс | 5 |
Тема урока | Ориентирование и способы ориентирования |
Тип урока | Комплексного применения знаний |
Цель урока | Выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях |
Планируемые результаты | Личностные умение управлять своей познавательной деятельностью, развитие мотивов учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками |
| Предметные развитие картографической грамотности. Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации |
| Метапредметные самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать |
Техники и технологии | Методы: словесный, наглядный, эвристическая беседа, частично-поисковый Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная Здоровьесберегающие технологии Организация деятельности обучающихся на уроке - самостоятельно определяют тему, цель урока - работают с атласом, раздаточным материалом - оценивают себя и друг друга - рефлектируют |
Ресурс | Лобжанидзе А. А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Савельева Л. Е. География. Планета Земля. Атлас .5-6 классы. Тетрадь-тренажёр. 5-6 классы. Физическая карта мира, презентация, раздаточный материал. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД | Формы оценивания |
личностные | регулятивные | коммуникативные | познавательные |
Организационный включение в учебную деятельность | Приветствует обучающихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; создаёт ситуацию успеха. | Приветствуют учителя. | Развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в разных учебных ситуациях. | Формирование познавательного интереса и мотивации к обучению. | Высказывание своих мыслей. Прогнозирование своей деятельности. | Извлечь информацию, ориентироваться в своей системе знаний. | |
Актуализация знаний Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действия | Организует работу с обучающимися. Блиц-игра. Вопрос-ответ. Приложение №1. Зачитывает отрывок из романа Т. Семушкина «Алетит уходит в горы». Приложение №2. На основе изученного предлагает решить учебную задачу. Кто больше знает способов ориентирования на местности. | Отвечают на вопросы, накапливают баллы. Работают с текстом. | Умение управлять своей познавательной деятельностью. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. | Выделение и осознание того, что уже пройдено. Дополнять, уточнять, высказывать мнение. | Обучающиеся определяют тему в ходе деловой дискуссии и предлагают постановку цели урока. | |
Включение нового знания в систему знаний и повторение | Организация обучающихся на решение проблемы. Предлагает составить кластер «Ориентиры» | Работают в парах, с учётом полученных знаний составляют кластер на доске. | Готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Умение управлять своей познавательной деятельностью, применение и сохранение цели. | Работают в парах. Сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Отбирать нужную информацию, делать обоснованные выводы, формирование критического мышления, представление собственной позиции | Оценка |
Физкультминутка Сменить вид деятельности | Проводит физкультминутку | Выполняют упражнения | Установка на здоровый образ жизни | | | | |
Применение новых знаний и способов действий | Предлагает работу с карточками «Решение творческих задач». По мере необходимости помогает при выполнении. Приложение №3, №4, №5, №6, №7. | Работают с карточками «Решение творческих задач». Получают баллы. | Умение управлять своей познавательной деятельностью | Планирование своих действий в соответствии с поставленной целью, оценивать правильность выполнения действий. | Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать свою позицию | Способность излагать мысли в кратких выражениях, резюмировать информацию, развитие творческих способностей | Оценка |
Подведение итогов урока Самооценка результатов своей деятельности и всего класса | Формирует выводы по уроку. Приводит слова древнего китайского философа Конфуция. | | | Контроль полученного результата | Участие в коллективном обсуждении | Выделение и формулирование познавательной цели. | |
Домашнее задание Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Предлагает дифференцированное задание. 1 параграф 14. 2 работа с текстом стр 22 тетрадь-тренажёр | Записывают домашнее задание. | Понимают личную ответственность за результаты деятельности. | Самоуправление, понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Умение слушать и понимать речь других. | Воспринимают информацию, выбор наиболее эффективного способа достижения. | |
Рефлексия Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке | Оценка деятельности обучающихся. Приложение №8 | | | | Рефлексия своих действий по карточкам настроения. | | |
Отрывок из романа Т. Семушкина «Алетит уходит в горы» «Утопая в снегу, низко опустив морды, собаки медленно тянули нарту. Встречный пронизывающий северо-западный ветер нёс острые, колючие снежинки и больно хлестал лицо Алитета. Но он сидел на нарте неподвижно, подставив щёку под ветер, и даже не кричал на собак. Пурга кружила всюду, звёзды исчезли, и, кроме мелькающих хвостов задней пары собак, ничего не было видно. Алетит понял, что заблудился?».
Насыпь, Изолинии высот, Вершина, Еловый лес, Лес, Изолинии высот, Река Мост, Асфальтное шоссе, Сад, Шоссе, Тропа, Асфальтное шоссе, Болото
СВ – 300м Азимут____? ЮВ – 300м Азимут____? З – 600м Азимут_____? Ю – 500м Азимут_____? В – 600 м Азимут_____? С – 500м Азимут_____?
CВ – 3 Ю – 2 В – 2 СВ – 2 Ю – 2 ЮВ – 2 Ю – 2 ЮЗ – 2 ЮВ – 2 В – 6 ЮВ – 6 Ю – 2 ЮЗ – 2 З – 2 СВ – 2 СЗ – 4 Ю – 6 ЮЗ – 2 С – 2 СЗ – 2 З – 8 Ю – 2 ЮЗ – 2 З – 2 С – 6 СЗ – 2 С – 2 СВ – 4 СЗ – 3 С - 2
Нарисуйте план движения учащихся в масштабе 1:20 000. Группа школьников вышла из школы в западном направлении и прошла 500 м через луг к речке, которая протекает с северо-запада на юго-восток. Перейдя речку по деревянному мосту, школьники повернули на юг и прошли 1 км тропинкой через смешанный лес до родника. От родника азимутом 50 они прошли 200 м лесом, и вышли к домику лесника.
«Три пути ведут к знанию: путь размышления – этот путь самый благородный, путь подражания – этот путь самый лёгкий, и путь опыта – это путь самый горький». Я надеюсь, что сегодня на уроке мы прошли всеми путями к своим знаниям и получили именно тот результат, который ожидали. Спасибо вам за урок и плодотворную работу. Вы – молодцы.