СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спортивное ориентирование и туризм для младших школьников

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Спортивное ориентирование - это бег или лыжная гонка с картой и компасом по незнакомой местности с поиском контрольных пунктов. Карта для спортивного ориентирования представляет собой крупномасштабную многокрасочную схему местности, выполненную с помощью специальных условных знаков. Участник соревнований по ориентированию должен в кратчайший срок отыскать на местности определенное число нанесенных на карту контрольных пунктов (КП). Результат определяется по времени, затраченному на прохождение дистанции. Порядок прохождения КП задан на карте и должен соблюдаться неукоснительно.

Как вид спорта ориентирование зародилось в Скандинавии. В 1897 г. под Бергеном (Норвегия) состоялись первые в мире соревнования по ориентированию, а в 1977 г. на сессии МОК в Праге спортивное ориентирование было признано олимпийской дисциплиной.

Бег в лесу на свежем воздухе в любую погоду зимой и летом - что может быть интереснее и полезнее для городского жителя, страдающего от недостатка движений? А для детей - это романтика леса и вечного поиска.

Мне очень хотелось провести группу ребят с первого по десятый класс (хотя традиционно считается, что дети могут заниматься ориентированием с 12-13 лет). Вы скажете, что это невозможно - интересы детей все время меняются. Но если попробовать сделать программу обучения достаточно широкой и исходить из желания и склонностей прежде всего самих ребят, то этот замысел может осуществиться. И я набрала семилетних мальчишек и девчонок. За эти три года мы кое-чему научились. Так появилась программа.

 

Чего я хочу достичь? (или цели программы)

Мне хочется, чтобы мои ребята:

научились ценить и любить жизнь, каждое ее мгновение;

выросли здоровыми и счастливыми людьми;

научились любить природу, знали ее и берегли;

умели дружить не просто так, а на всю жизнь, помогали друг другу во всем;

вели здоровый образ жизни;

росли любознательными людьми,

а также, чтобы родители моих ребят были бы с нами заодно и понимали своих детей.

И тогда у нас все получится!

 

Спортивное ориентирование

Работая с младшими школьниками в лесу, я выработала три основных принципа.

Первый принцип - безопасность. Малыши должны чувствовать себя в безопасности все время, пока они в лесу. Поэтому он должен иметь хорошую видимость и проходимость. Район тренировки должен быть ограничен дорогами, оградами и т.д., карта - иметь развитую сеть дорожек и тропинок; дистанции - проходить в основном по линейным ориентирам и быть короткими.

Второй принцип - постепенность. Для овладения любым навыком, необходимым для бега с компасом и картой, малышам требуется очень много времени. Поэтому не стоит спешить. Необходимые знания и навыки довольно сложны даже для взрослого человека и их немало. К ним относятся:

понятие о сущности ориентирования (начиная с древности и до наших дней);

спортивное ориентирование;

спортивная карта;

масштаб;

условные знаки спортивной карты:

- гидрография - озера, реки, ручьи, канавы, болота,

- растительность,

- линейные ориентиры,

- точечные ориентиры,

- рельеф;

стороны горизонта;

компас;

азимут;

ориентирование по компасу;

движение по карте - прохождение дистанций (сначала вокруг школы, затем в городских парках, в лесопарках и, наконец, в лесу). Длина дистанции - от 200-300 метров до 2,5-3 км в конце третьего года обучения;

правила соревнований по спортивному ориентированию - на дистанциях заданного направления (летом и зимой отдельно) и на маркированной трассе, а также на дистанциях по выбору;

снаряжение спортсмена, который занимается ориентированием, - форма для бега в лесу летом и зимой, планшет (столик для карты) для зимнего ориентирования, лыжи и их подготовка;

психологическая подготовка спортсмена-ориентировщика (так как в лесу ребята действуют без помощи тренера).

К каждому из этих навыков и понятий мы с ребятами возвращаемся многократно. Совершенству в чтении карты нет предела! Так, ребятам этого возраста не всегда стоит сразу пользоваться компасом на дистанции. Сначала обучение организуется по принципу «вправо-влево». Движение по азимуту также довольно сложно для них. Поэтому ребятам лучше бегать в основном по линейным ориентирам. Очень сложный условный знак - рельеф карты. На обучение чтению рельефа мы затрачиваем не один год. Но, начиная с мелких форм рельефа (маленьких бугорков и ямок), ребята постепенно научатся читать и более сложные формы. Обучение пониманию масштаба карты тоже вызывает определенную сложность. Ребятам трудно представить себе расстояние в километр или даже в 100 метров, несмотря на то, что в походах этот навык отрабатываем постоянно. Школьникам постоянно говорят фразы: «Пройдем еще километр» или «До берега осталось 200 метров», - но сколько это конкретно, младшим школьникам представить довольно сложно. Легче перевести на шаги: 100 м - примерно 200 шагов, а шаг - это уже что-то более реальное.

И, наконец, третий принцип - поменьше соревновательности. Как оказалось, для ребят младшего школьного возраста ориентирование - это, прежде всего, игра. Очень многие терпеть не могут, когда я включаю секундомер. Для них пройти дистанцию до конца, разобраться в карте - уже праздник. А сколько времени они на это потратят - неважно. Что ж, замечательно! Спорт может начаться позже.

 

Общая физическая подготовка

Как в плавательных школах первым шагом является ликвидация страха перед водой, так и мы должны дать начинающим почувствовать себя комфортно в лесу. На тренировках надо стараться не ограничивать своих ребят в движении. Они могут вдоволь лазать по деревьям, бегать по скалам, карабкаться на крутые склоны, кувыркаться в снегу, перепрыгивать с одной стороны ручья на другую, переходить по поваленному дереву с одного берега реки на другой. Все движения естественны, не нужно выдумывать специальных упражнений. Это может быть достигнуто с помощью «лесных» игр: лесного футбола, слалома между деревьями, гонок по высокой траве. Мы играем в лесу с ребятами в «ловишки», «прятки», «казаки-разбойники».

Конечно, чем старше будут ребята, тем чаще в их тренировках общая физическая подготовка будет вытесняться специальной. Постепенно их стоит учить бегать длительные кроссы, ходить по болоту и каменистой почве, проводить горные тренировки. Важно не «перегнуть палку», чтобы спорт не превратился в работу. Ребята должны получать удовольствие от самого движения, испытывать чувство единения с природой. Тогда любовь к движению они пронесут через всю жизнь, предпочитая всем другим видам отдыха лыжную прогулку или бег по осеннему лесу.

 

Туризм

Конечно, самую большую радость получают малыши от походов. Идущий человек - счастливый человек! В походы мы ходим с первого дня знакомства с ребятами. Уже в первом классе ребята свободно проходили больше 10 км, а третьеклассники вполне могут пройти и 15 км за один поход. Но во время движения им нужны частые и продолжительные привалы. Лучше всего совершать походы по окрестностям своего города или села (в радиусе 20-30 км), стараясь выбирать новые маршруты, обязательно пользоваться картой (спортивной или топографической - это неважно).

В походе с малышами на руководителя ложится, конечно, большая нагрузка, чем в походе со старшеклассниками. Первые 2-3 года он должен быть готов к тому, чтобы самому разжечь костер в любую погоду, оказать первую помощь, в экстренных ситуациях (а с малышами они могут возникать чаще) самостоятельно принять решения. Но когда ребятам исполнится по 10-11 лет, у тренера подрастут надежные помощники. И тогда за право разжечь костер будет идти борьба, а в трудной ситуации станет возможным надеяться на поддержку ребят.

Туризм - дело коллективное. Нигде, я думаю, так не сплачивается детский коллектив, как в походах, потому что в них ребята учатся помогать друг другу.

Овладение туристскими навыками - дело не такое уж простое. Ребят необходимо научить, как:

найти дрова для костра, разжечь его во время дождя, уложить рюкзак, поставить палатку;

пользоваться топором, пилой, сделать очаг, вскипятить чай, приготовить на костре пищу;

высушить одежду в походе, оказать первую помощь пострадавшему;

рассчитать необходимое для похода количество продуктов и закупить их в магазине.

Желательно, чтобы в туристической группе был свой фотограф или видеооператор.

На первых занятиях ребята изучают простые элементы туристской техники - приемы «кочка», «мышеловка», «маятник», «наклонное бревно», учатся переправляться с помощью каната, спускаться по веревке, подниматься на высокие склоны, устанавливать палатку, метать в цель и т.п. В дальнейшем они обучаются приемам вязания туристских узлов и обвязки, способам преодоления рек с помощью параллельных веревок и навесной переправы.

Просмотр содержимого документа
«Спортивное ориентирование и туризм для младших школьников»


Спортивное ориентирование и туризм для младших школьников



Спортивное ориентирование - это бег или лыжная гонка с картой и компасом по незнакомой местности с поиском контрольных пунктов. Карта для спортивного ориентирования представляет собой крупномасштабную многокрасочную схему местности, выполненную с помощью специальных условных знаков. Участник соревнований по ориентированию должен в кратчайший срок отыскать на местности определенное число нанесенных на карту контрольных пунктов (КП). Результат определяется по времени, затраченному на прохождение дистанции. Порядок прохождения КП задан на карте и должен соблюдаться неукоснительно.

Как вид спорта ориентирование зародилось в Скандинавии. В 1897 г. под Бергеном (Норвегия) состоялись первые в мире соревнования по ориентированию, а в 1977 г. на сессии МОК в Праге спортивное ориентирование было признано олимпийской дисциплиной.

Бег в лесу на свежем воздухе в любую погоду зимой и летом - что может быть интереснее и полезнее для городского жителя, страдающего от недостатка движений? А для детей - это романтика леса и вечного поиска.

Мне очень хотелось провести группу ребят с первого по десятый класс (хотя традиционно считается, что дети могут заниматься ориентированием с 12-13 лет). Вы скажете, что это невозможно - интересы детей все время меняются. Но если попробовать сделать программу обучения достаточно широкой и исходить из желания и склонностей прежде всего самих ребят, то этот замысел может осуществиться. И я набрала семилетних мальчишек и девчонок. За эти три года мы кое-чему научились. Так появилась программа.


Чего я хочу достичь? (или цели программы)

Мне хочется, чтобы мои ребята:

• научились ценить и любить жизнь, каждое ее мгновение;

• выросли здоровыми и счастливыми людьми;

• научились любить природу, знали ее и берегли;

• умели дружить не просто так, а на всю жизнь, помогали друг другу во всем;

• вели здоровый образ жизни;

• росли любознательными людьми,

а также, чтобы родители моих ребят были бы с нами заодно и понимали своих детей.

И тогда у нас все получится!


Спортивное ориентирование

Работая с младшими школьниками в лесу, я выработала три основных принципа.

Первый принцип - безопасность. Малыши должны чувствовать себя в безопасности все время, пока они в лесу. Поэтому он должен иметь хорошую видимость и проходимость. Район тренировки должен быть ограничен дорогами, оградами и т.д., карта - иметь развитую сеть дорожек и тропинок; дистанции - проходить в основном по линейным ориентирам и быть короткими.

Второй принцип - постепенность. Для овладения любым навыком, необходимым для бега с компасом и картой, малышам требуется очень много времени. Поэтому не стоит спешить. Необходимые знания и навыки довольно сложны даже для взрослого человека и их немало. К ним относятся:

• понятие о сущности ориентирования (начиная с древности и до наших дней);

• спортивное ориентирование;

• спортивная карта;

• масштаб;

• условные знаки спортивной карты:

- гидрография - озера, реки, ручьи, канавы, болота,

- растительность,

- линейные ориентиры,

- точечные ориентиры,

- рельеф;

• стороны горизонта;

• компас;

• азимут;

• ориентирование по компасу;

• движение по карте - прохождение дистанций (сначала вокруг школы, затем в городских парках, в лесопарках и, наконец, в лесу). Длина дистанции - от 200-300 метров до 2,5-3 км в конце третьего года обучения;

• правила соревнований по спортивному ориентированию - на дистанциях заданного направления (летом и зимой отдельно) и на маркированной трассе, а также на дистанциях по выбору;

• снаряжение спортсмена, который занимается ориентированием, - форма для бега в лесу летом и зимой, планшет (столик для карты) для зимнего ориентирования, лыжи и их подготовка;

• психологическая подготовка спортсмена-ориентировщика (так как в лесу ребята действуют без помощи тренера).

К каждому из этих навыков и понятий мы с ребятами возвращаемся многократно. Совершенству в чтении карты нет предела! Так, ребятам этого возраста не всегда стоит сразу пользоваться компасом на дистанции. Сначала обучение организуется по принципу «вправо-влево». Движение по азимуту также довольно сложно для них. Поэтому ребятам лучше бегать в основном по линейным ориентирам. Очень сложный условный знак - рельеф карты. На обучение чтению рельефа мы затрачиваем не один год. Но, начиная с мелких форм рельефа (маленьких бугорков и ямок), ребята постепенно научатся читать и более сложные формы. Обучение пониманию масштаба карты тоже вызывает определенную сложность. Ребятам трудно представить себе расстояние в километр или даже в 100 метров, несмотря на то, что в походах этот навык отрабатываем постоянно. Школьникам постоянно говорят фразы: «Пройдем еще километр» или «До берега осталось 200 метров», - но сколько это конкретно, младшим школьникам представить довольно сложно. Легче перевести на шаги: 100 м - примерно 200 шагов, а шаг - это уже что-то более реальное.

И, наконец, третий принцип - поменьше соревновательности. Как оказалось, для ребят младшего школьного возраста ориентирование - это, прежде всего, игра. Очень многие терпеть не могут, когда я включаю секундомер. Для них пройти дистанцию до конца, разобраться в карте - уже праздник. А сколько времени они на это потратят - неважно. Что ж, замечательно! Спорт может начаться позже.


Общая физическая подготовка

Как в плавательных школах первым шагом является ликвидация страха перед водой, так и мы должны дать начинающим почувствовать себя комфортно в лесу. На тренировках надо стараться не ограничивать своих ребят в движении. Они могут вдоволь лазать по деревьям, бегать по скалам, карабкаться на крутые склоны, кувыркаться в снегу, перепрыгивать с одной стороны ручья на другую, переходить по поваленному дереву с одного берега реки на другой. Все движения естественны, не нужно выдумывать специальных упражнений. Это может быть достигнуто с помощью «лесных» игр: лесного футбола, слалома между деревьями, гонок по высокой траве. Мы играем в лесу с ребятами в «ловишки», «прятки», «казаки-разбойники».

Конечно, чем старше будут ребята, тем чаще в их тренировках общая физическая подготовка будет вытесняться специальной. Постепенно их стоит учить бегать длительные кроссы, ходить по болоту и каменистой почве, проводить горные тренировки. Важно не «перегнуть палку», чтобы спорт не превратился в работу. Ребята должны получать удовольствие от самого движения, испытывать чувство единения с природой. Тогда любовь к движению они пронесут через всю жизнь, предпочитая всем другим видам отдыха лыжную прогулку или бег по осеннему лесу.


Туризм

Конечно, самую большую радость получают малыши от походов. Идущий человек - счастливый человек! В походы мы ходим с первого дня знакомства с ребятами. Уже в первом классе ребята свободно проходили больше 10 км, а третьеклассники вполне могут пройти и 15 км за один поход. Но во время движения им нужны частые и продолжительные привалы. Лучше всего совершать походы по окрестностям своего города или села (в радиусе 20-30 км), стараясь выбирать новые маршруты, обязательно пользоваться картой (спортивной или топографической - это неважно).

В походе с малышами на руководителя ложится, конечно, большая нагрузка, чем в походе со старшеклассниками. Первые 2-3 года он должен быть готов к тому, чтобы самому разжечь костер в любую погоду, оказать первую помощь, в экстренных ситуациях (а с малышами они могут возникать чаще) самостоятельно принять решения. Но когда ребятам исполнится по 10-11 лет, у тренера подрастут надежные помощники. И тогда за право разжечь костер будет идти борьба, а в трудной ситуации станет возможным надеяться на поддержку ребят.

Туризм - дело коллективное. Нигде, я думаю, так не сплачивается детский коллектив, как в походах, потому что в них ребята учатся помогать друг другу.

Овладение туристскими навыками - дело не такое уж простое. Ребят необходимо научить, как:

• найти дрова для костра, разжечь его во время дождя, уложить рюкзак, поставить палатку;

• пользоваться топором, пилой, сделать очаг, вскипятить чай, приготовить на костре пищу;

• высушить одежду в походе, оказать первую помощь пострадавшему;

• рассчитать необходимое для похода количество продуктов и закупить их в магазине.

Желательно, чтобы в туристической группе был свой фотограф или видеооператор.

На первых занятиях ребята изучают простые элементы туристской техники - приемы «кочка», «мышеловка», «маятник», «наклонное бревно», учатся переправляться с помощью каната, спускаться по веревке, подниматься на высокие склоны, устанавливать палатку, метать в цель и т.п. В дальнейшем они обучаются приемам вязания туристских узлов и обвязки, способам преодоления рек с помощью параллельных веревок и навесной переправы.


Лыжная подготовка

Зимнее ориентирование предполагает лыжную подготовку. Как правило, мастер спорта в зимнем ориентировании является кандидатом в мастера спорта по лыжам.

Лыжную подготовку со своими ребятами я начинаю с изучения элементарных умений ходить на лыжах. С целью поддержания интереса у детей мы сразу начинаем кататься в лесу, на лыжных стадионах, т. е. на «хороших» трассах. Лыжные километры в лесу даются намного легче, чем те же километры по кругу где-нибудь около школы или в парке. На лыжных тренировках мы часто устраиваем привалы (как в походах), играем в снежки, строим снежные крепости, копаем снежные лабиринты в лесу. Очень много катаемся с гор. Но до горок нужно дойти, да и в горы надо подниматься - вот и тренировка получается.


Развивающие игры

Одним из принципов моей работы является направленность на развитие индивидуальных способностей ребенка и поддержание у него положительного эмоционального состояния. В этом случае спортивные достижения и результаты уходят на второй план. В достижении этой цели незаменимую роль играют развивающие игры.

С понятием «развивающие» игры я встретилась в работах Б. Никитина. Он раскрывает их сущность следующим образом:

1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью игровых аксессуаров (кубики, карточки, спички, квадраты из картона, детали конструктора и т.д.).

2. Задачи расположены в игре в порядке возрастания сложности.

3. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде плоского рисунка, письменной или устной инструкции, модели и т.д., т.е. знакомят его с разными способами передачи информации.

4. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться, т.е. развивать творческие способности.

Игры, которые составляют нашу игротеку, очень близки к «развивающим» играм Никитиных, так как все они наглядны. Это наборы карт, карточек, пластилин, спички, шишки, камушки и т.д. Все они рассчитаны на самостоятельность ребенка и направлены на развитие его творческих способностей. Для удобства я разделила игры на четыре группы:

- игры по спортивному ориентированию;

- игры на развитие внимания, логического мышления, памяти, сообразительности;

- психологические игры;

- подвижные игры.

Конечно, такое деление наших игр на группы условно, ведь, например, каждая игра по ориентированию тренирует и память и внимание; в процессе игры ребята общаются, лучше узнают друг друга и себя. Кроме того, любая игра развивает у детей самостоятельность, решительность и самодисциплину, целеустремленность, настойчивость при достижении цели, умение владеть собой, эффективно мыслить. Это особенно важно для тех, кто занимается спортивным ориентированием, ведь наш вид спорта - особый, так как в ходе соревнований каждый участник действует в лесу полностью самостоятельно и индивидуально, без поддержки и помощи тренера.

Во многие из развивающих игр мы играем в лесу, когда остается неиспользованное время. Это часто происходит, когда некоторые ребята уже вернулись с дистанции, а другие еще продолжают бежать. После отдыха можно предложить первым одну-две развивающие игры. Мы играем и в дороге, т.е. по пути к месту тренировки, в поездах и в автобусах. Я всегда предоставляю ребятам большую свободу в выборе игры, во времени и способах работы.

Основное правило развивающих игр - взрослый не должен выполнять задание за ребенка, не должен подсказывать. Если в решении задачи есть ошибки, я стараюсь, чтобы ребенок сам их нашел и исправил. Если целое занятие с ребятами мы посвящаем развивающим играм, то я всегда использую метод переключения внимания, даю им возможность отдохнуть, расслабиться, вводя психологические игры, меняя их по характеру. Так, если ребенок складывал карту из кубиков, то в другой игре он работает с карандашами, например, переносит КП с контрольной карты на свою. В результате смены деятельности дети не устают и не скучают.

Ниже вашему вниманию предлагаются некоторые из используемых мною игр.


I. Игры по спортивному ориентированию

Первая группа игр позволяет мне при освещении той или иной темы по спортивному ориентированию отойти от традиционных методов рассказа или беседы.

1. Игры на знание условных знаков спортивной карты

1.1. Игра «Знаковые эстафеты»

Участники игры делятся на две или большее число команд. Перед началом игры команды выстраиваются в колонны. На некотором расстоянии от них на гимнастических скамейках (в лесу - просто на земле) раскладываются две группы карточек для каждой команды. В одной группе - карточки с названиями условных знаков, во второй - карточки с их символами.

Ход игры

Первый участник эстафеты бежит и приносит второму игроку своей команды карточку из первой группы, на которой указано название условного знака. Второй участник бежит к скамейкам и находит во второй группе карточку с символом этого условного знака. Пара карточек откладывается в сторону. Третий игрок вновь берет со скамейки карточку первой группы и передает ее четвертому игроку и т.д. После того, как все команды закончили эстафету, тренер проверяет правильность выполнения задания и, если это необходимо, начисляет командам штрафные очки.

1.2. Игра «Запомни то, что видел»

В лесу готовится хорошо маркированная трасса, проходящая через природные объекты, обозначаемые на карте самыми распространенными условными знаками (камни, поваленные деревья, ямы, болота, просеки и т.п.). У объекта на местности вывешиваются таблички.

Ход игры

Ребята бегут по трассе, стараясь запомнить как можно больше условных знаков, встретившихся им на пути. Побеждает тот, кто запомнил максимальное количество знаков.

1.3. Игра «Знаки на карте»

Участникам игры выдаются одинаковые спортивные карты.

Задание 1. Подсчитать, сколько на карте отмечено поваленных деревьев, камней, микроямок и других объектов.

Задание 2. Выяснить, отмечена ли на карте железная дорога, дамба, ЛЭП, непреодолимый забор и другие объекты.

Побеждает та команда, которая быстрее и точнее справилась с заданием.

1.4. Игра «Парные игры»

Для этой игры можно использовать карточки с символами условных знаков от знаковых эстафет (см. игру 1.1.). Один из играющих показывает партнеру символ условного знака и, к примеру, спрашивает: «Это канава?». Второй игрок либо соглашается, либо говорит: «Нет, это грунтовая дорога» и т.д.

Примечание: карточки с символами условных знаков карты обязательно должны быть цветными.


2. Игры на знание сторон горизонта

2.1. Игра «Гимнастика с компасом»

Ребята строятся в шеренгу с компасами в руках. Тренер (или кто-то из старших ребят) называет сторону горизонта. Например, «юго-восток». Кто быстрее повернется и встанет лицом к юго-востоку, тот и выиграл.

2.2. Игра «Секретная цифра»

Участникам игры выдаются листы бумаги в клеточку, карандаш и карточка с заданием. Ребята обозначают на листе стороны горизонта и выбирают в центре листа точку отсчета. На карточке указано, сколько клеток и в каком направлении им нужно последовательно отложить от точки отсчета. Например, цифра «1» зашифровывается как «две клетки на север, одна клетка на юго-запад».

2.3. Игра «Нарисуй фигуру»

Выполнив предыдущее задание, ребята сами могут зашифровать любую выбранную ими фигуру и обменяться карточками.

2.4. Игра «Найди клад!»

Игра проводится в лесу или в классе. Заранее готовятся карточки с заданиями. Например, задание может быть таким: «Твой старт у поваленного дерева. Пройди 10 шагов на север, 5 на восток, 2 шага на юго-запад и ищи клад». Кладами могут служить любые мелкие предметы, спрятанные заранее, с учетом заданий на карточках. Получив карточки и взяв в руки компасы, ребята отправляются на поиски кладов.


3. Игры на понимание масштаба

3.1. Игра «Измеряй-ка»

Ребятам выдаются карты с нанесенными контрольными пунктами. Задание: «Измерить, на каком расстоянии друг от друга находятся КП? Какова длина всей дистанции? Измерьте расстояние от вершины самого высокого холма до пересечения просек; от северного угла болота до микроямки и т.д.»

3.2. Игры с карточками по определению расстояния

Школьникам предлагаются задания типа «Отложи на бумаге отрезок длиной в 1,5 км, масштаб 1:20000», «Расстояние на карте - 3 см, масштаб 1:15000, сколько это метров в лесу?».


4. Диктанты по карте

1. Участники игры получают одинаковые карты (в зависимости от возраста и подготовленности игроков - карты парка, лесопарка, карты с развитой дорожной сетью и т.д.), карандаши и иголки для отметки КП. Тренер или старший товарищ называет место старта, например «поляна в юго-восточном углу карты», убеждается, что все участники верно нашли его на карте, и диктует. «Путешественник начинает движение на юг по лесной тропе. Слева от него болото, справа лес. Он проходит около 300 м и пересекает просеку, поднимается на бугор, сворачивает на тропинку, идущую с юго-востока на северо-запад и по ней доходит до канавы. Здесь первый КП и т.д.» Ребята наносят КП на свои карты. Кто пройдет всю дистанцию без ошибок, тот и становится победителем.

2. На картах ребят нарисована «нитка» маршрута. Дети по очереди рассказывают, как они движутся по «нитке» и что видят впереди и по сторонам. Например: «Я иду по северному краю поляны, сворачиваю на северо-запад по грунтовой дороге. Слева от меня высокий холм, справа болото и т.д.».


5. Игры на понимание «легенды» КП

Для этих игр необходимы комплекты карточек со словесными легендами КП и карт с нанесенными на них контрольными пунктами. Задача играющих - как можно быстрее сопоставить словесное описание КП на карточке с условным знаком на карте.


6. Игры на выбор пути движения между КП

Участники игры получают одинаковые карты с нанесенными на них дистанциями и за определенное время выбирают вариант движения между КП (можно нанести его на карту). Когда время закончится, ребята показывают тренеру свои варианты пути и обсуждают вместе с ним, какой из них является наилучшим и почему. Для начинающих можно все варианты движения заранее нанести на карту. Тогда детям останется только выбрать из них лучший и объяснить, почему выбрали именно его.


7. Игра на запоминание маршрута между КП

Ребята получают одинаковые карты с двумя контрольными пунктами, листки бумаги и карандаши. За определенное время (например, одну минуту) они выбирают путь между КП, стараясь при этом запомнить основные ориентиры между пунктами. Затем тренер собирает карты, а участники игры по памяти рисуют то, что запомнили. Эта игра развивает зрительную память, дает возможность ребятам научиться видеть главные и второстепенные ориентиры на карте.


8. «Перевертыши»

Из карты вырезается 10 (или больше) участков размерами 2 х 2 или 1 х 1 см, на каждом из которых имеется контрольный пункт. Вырезанные кусочки наклеиваются на обратной стороне такой же карты, расчерченной на квадраты (или не расчерченной - в зависимости от возраста участников игры). Изучив местоположение КП, ребятам нужно перевернуть карту и на лицевой стороне отыскать аналогичную точку. Ту же операцию нужно повторить со всеми пунктами. Результат определяется по времени выполнения упражнения.


9. Нанеси КП

На некотором расстоянии (например 10-15 м) друг от друга кладут две одинаковые карты, на одной из которых нанесено 10-15 КП. Необходимо все КП перенести по памяти на «чистую» карту, причем количество «рейсов» от одной карты к другой не ограничивается. Результат определяется по времени выполнения задания при условии точного нанесения пунктов.


10. Карты на кубиках

В игре используются 9 кубиков. Стороны их обклеиваются шестью различными картами. Игра снабжается (как и в детских кубиках) набором из шести карт-подсказок. Хорошо подготовленные дети могут не использовать подсказку. Ребята собирают карты из кубиков на время.


11. Игра «Собери карту!»

Разрезав карту на кусочки, мы сразу получаем новую игру «Собери карту!». Здесь, как и в случае с кубиками, начинающие могут использовать карты-подсказки (целые карты). Для первоклассников можно разрезать карту всего на 4-6 кусочков, для более старших ребят - на 20-30.


12. «Мы рисуем карту сами!»

Эту игру лучше всего проводить в походе, летнем лагере, на турбазе, в любом парке, где много построек, линейных ориентиров, заборов и т.д. Ребята разбиваются на группы (можно разновозрастные, 3-4 человека в каждой). В течение 1-2 часов они изучают территорию (например, парка) и рисуют (как видят и понимают) свои карты. Затем прячут на местности «клад» (апельсин, шоколад и т.д.), обозначают его на своей карте и обмениваются картами. Каждая группа ищет клад, используя карты товарищей.



II. Игры для развития логического мышления, памяти, сообразительности

Для спортивного ориентирования одинаково важны как физические, так и умственные способности человека. Вторая группа игр и «игры в пути» в основном направлены на развитие у детей таких необходимых любому человеку качеств, как память, сообразительность, логическое и абстрактное мышление, внимание.

Педагогу не составит труда подобрать игры подобного типа. Я перечислю лишь те, которые хорошо «прижились» в нашем коллективе:

игры со спичками (коробок со спичками всегда под рукой у туристов-ориентировщиков и игры со спичками тоже с нами);

головоломки (разных видов);

игры со словами («Виселица», «Синонимы», «Переставь буквы», «Напиши окончания слов»);

игры на развитие памяти («Запомни числовой ряд или ряд слов» и др.);

игры на внимание («Что пропало?» и др.);

логические задачи.

Известно, когда ребенок решает посильные и интересные головоломки постоянно, он не теряется при столкновении с трудными задачами, действует активно, самостоятельно, находит верные решения.


III. Психологические игры

Третья группа - психологические игры, пожалуй, самая важная. Эти игры помогают ребенку найти себя, свое место в детском коллективе, раскрепоститься, почувствовать себя комфортно.

1. «Ваше мнение»

Один из играющих выходит, а остальные по очереди записывают на бумаге свои высказывания об этом человеке. Заранее оговаривается, что писать можно только хорошее. Задача вернувшегося игрока узнать, кто о нем что написал. Если уходивший игрок угадывает, кому принадлежит данное мнение, то в следующий раз выходит тот, чье мнение было угадано. Если угадать не удалось ничего, то отгадывающий вновь выходит, и игра повторяется.

2. «Перевоплощение»

Один игрок выходит, а остальные загадывают какой-нибудь предмет (более старшие ребята могут загадывать явления природы, состояние человека и т.д.). Когда уходивший возвращается, все играющие по очереди изображают жестами загаданный предмет. Если предмет был угадан на одном из игроков, то этот игрок и становится ведущим.

3. «Рассказ наоборот»

Один из играющих рассказывает какую-либо историю. Задача других игроков - повторить рассказ как можно более подробно, начав с конца. Выслушиваются различные версии, и определяется победитель. Он и рассказывает следующую историю.

4. «Что бы это было, если бы ...»

Один из игроков уходит, остальные загадывают имя одного из играющих. Вернувшись, тот, кто выходил, по очереди обращается к играющим с вопросом: «Что бы это было, если бы это была книга (цветок, дерево, зверь, дом, река, посуда и т.д.?)» Задача того, кого спрашивают, назвать книгу (цветок, дерево, зверя и т.д.), с которой у него ассоциируется загаданный человек. Ассоциации могут возникать на основе как характера загаданного человека, так и его внешнего вида, привычек и т.д. Если уходивший игрок угадал загаданного человека, то в следующий раз уходит тот, к кому последнему обращались с вопросом.

5. «Жесты»

Играющие делятся на две команды. Одна из команд загадывает слово (для старшего возраста - предложение) и вызывает к себе одного игрока из другой команды. Ему сообщается загаданное слово, а он должен с помощью жестов объяснить его своей команде. Игроки отгадывающей команды могут говорить и помогать своему игроку вопросами, типа: «Это дерево?», «Это город?» и т.д. Если отгадывающая команда справилась с заданием, команды меняются местами.


Выбор игры

При выборе игры прежде всего нужно учитывать возраст детей, а также:

• давно ли они занимаются спортивным ориентированием;

• какие задачи решают на практических занятиях, т.е. в лесу;

• готовятся ли они к соревнованиям.

Но это не значит, что с каждой игрой ребята встретятся лишь однажды. Так, «знаковые эстафеты» хороши и для новичков, изучающих условные знаки карты, и для старших ребят. Во втором случае игра проводится на большой скорости, и побеждает не тот, кто лучше запомнил условные знаки (к этому времени ребята знают их практически одинаково хорошо), а тот, кто оказался более внимательным, у кого лучше развита зрительная память, быстрота мышления. А вот в головоломках, логических задачах, играх со спичками нельзя заранее сказать, кто выйдет победителем. Решение в них может быть быстрее найдено как раз новичками, что дает им возможность поверить в свои силы и способности.

В группе новичков, где ребята плохо знают друг друга, сложно использовать парные игры. Играя вдвоем, дети знакомятся, узнают друг друга. Для знакомства хороши психологические игры «рассказ наоборот» или «перевоплощение», в которых на одном из играющих концентрируется внимание группы. Это дает возможность ребенку самовыразиться, стать на некоторое время «центром внимания».


Подвижные игры

В возрасте 7-10 лет очень важно использовать подражательность, тренируя у играющих координацию - равновесие, ритм, реакцию. Я заметила, что и сегодняшние ребята предпочитают игры, которые переходят из поколения в поколение. Эти игры можно условно разделить на:

подвижные игры («прятки», «ловишки», «жмурки», «белки-собачки», «кислый круг», «тише едешь, дальше будешь» и другие);

спортивные игры (футбол, пионербол, баскетбол и другие);

спортивные эстафеты (полоса препятствий, «веселые старты», эстафеты с элементами ориентирования и т.п.).

Я всегда играю вместе с детьми и считаю, что спортивные игры способствуют установлению близкого контакта между тренером и учениками, дают выход эмоциям и, конечно, развивают интерес к движению.


Родители вместе с нами

В книге шведских и норвежских специалистов «Основные направления для юношеского спорта» приведена такая статистика - 70-80% покинувших спорт ребят отмечали отсутствие поддержки родителей. Как избежать этого? Можно, наверное, убеждать на словах, что туризм и ориентирование - интересное занятие (иногда так и нужно делать), но гораздо лучше вовлечь родителей в какое-нибудь дело. Тогда они смогут лучше понять своего ребенка и помочь ему.

Основная наша тренировка - в воскресенье, когда некуда спешить и можно с утра до вечера быть в лесу. В воскресенье родители моих ребят свободны. Кто-то из них любит лыжные прогулки, кому-то нравится зимняя рыбалка. «А моя бабушка хочет посмотреть, как я побегу на соревнованиях по ориентированию!» - Пожалуйста! Бабушка ждала внука на финише с горячим чаем и сухими теплыми носками. Мамы приходят в спортзал поболеть за своих детей на «веселых стартах», папы идут в поход выходного дня и одновременно выгуливают в лесу своих собак. Родители провожают нас в многодневные походы, пекут на всех пирожки, помогают покупать продукты для похода. В этом году три мамы моих воспитанников после более чем десятилетнего перерыва встали на лыжи со своими детьми! Ребята ходят в гости друг к другу. И многие родители знают уже всех моих ребят. Их поддержка очень много значит для меня.


Планируемые результаты по годам обучения

После первого года занятий спортивным ориентированием и туризмом дети должны:

1. Знать основные условные знаки спортивной карты.

2. Уметь находить и показать основные условные знаки спортивной карты на местности.

3. Овладеть простейшими навыками чтения карты, т. е. определять свое местоположение по карте во время своего движения на местности (в парке и в лесопарке).

4. Знать четыре стороны горизонта.

5. Знать назначение и устройство компаса.

6. Уметь определять четыре стороны горизонта с помощью компаса.

7. Уметь проходить тренировочную дистанцию по линейным ориентирам.

8. Знать правила проведения соревнований по спортивному ориентированию летом и зимой, на дистанциях заданного направления и маркированной трассе.

9. По желанию - принимать участие в соревнованиях по спортивному ориентированию для новичков.

10. Уметь преодолевать естественные препятствия: болото, ручей, бурелом, подниматься на крутые склоны, уметь вести себя на скалах.

11. Преодолеть страх перед лесом, т.е. не бояться играть в «лесные» игры с уходом от места стоянки на 100-500 м.

12. Проходить за однодневный поход до 10 км.

13. Уметь собирать сухие дрова для костра.

14. По желанию - участвовать в соревнованиях по туристской технике для своего возраста.

15. В конце первого года обучения - уметь пройти на лыжах до 10 км за один однодневный поход.

16. Уметь преодолевать невысокие спуски и подъемы на лыжах.

17. Знать правила безопасности в лыжном походе (в частности, правила защиты от обморожений).

18. По желанию - участвовать в соревнованиях по лыжным гонкам.

19. Познакомиться с развивающими играми (на знание условных знаков, определение сторон горизонта, сбор карты из кусочков и т.д.).

20. Знать правила поведения в спортивном зале.

21. По желанию - участвовать в «веселых стартах», эстафетах.

По итогам занятий второго года обучения спортивному ориентированию и туризму ребята должны:

1. Знать все условные знаки, используемые на спортивных картах своего региона.

2. Идентифицировать их с местностью.

3. Уметь ориентировать карту с помощью компаса.

4. Уметь читать карту при движении в лесу, опираясь на линейные ориентиры.

5. Иметь представление о масштабе карты. Уметь определять расстояние по карте.

6. Иметь представление о видах рельефа местности. Знать понятие горизонталей. Уметь читать на местности и карте простейшие формы рельефа.

7. Уметь проходить дистанции по линейным ориентирам с несколькими «моментами», то есть с уходом от линейного ориентира на 100-200 м.

8. Иметь представление о зимнем и летнем снаряжении спортсмена-ориентировщика.

9. Участвовать в соревнованиях по спортивному ориентированию по группам мальчиков и девочек десяти лет (М-Ж-10).

10. По желанию - закончить четыре дистанции на соревнованиях в течение спортивного сезона (выполнение III юношеского разряда).

11. Проходить за однодневный поход до 15 км.

12. Уметь собирать рюкзак в многодневный поход.

13. Уметь разжигать костер в сухую погоду.

14. Уметь вязать простейшие туристические узлы.

15. Уметь построить шалаш - укрытие от дождя.

16. По желанию - участвовать в соревнованиях по туристской технике.

17. Проходить на лыжах до 15 км в однодневном походе.

18. Преодолеть любые (подготовленные) спуски и подъемы на лыжах.

19. Участвовать в соревнованиях по лыжным гонкам в своей возрастной группе.

20. Познакомиться с развивающими играми («перевертыши» с КП на рельефе, игры на знание масштаба карты, на усвоение понятия «рельеф», «диктанты» по карте с развитой дорожной сетью, игры на выбор пути движения, игры на знание пиктограмм, кубики с картами).

21. Уметь играть в спортивные игры - «футбол», «картошку», «меткий бросок», «лапту» (кроме уже знакомых игр первого года обучения).

22. Участвовать в эстафетах - «веселых стартах».

23. Уметь ездить на велосипеде типа «Школьник» и участвовать (по желанию) в велосипедном походе (до 15 км).

После третьего года занятий спортивным ориентированием и туризмом дети должны:

1. Уметь читать карту в соревновательных условиях.

2. Уметь снимать азимут и двигаться по нему.

3. Определять расстояние на местности, не пользуясь никакими приборами (иметь «чувство расстояния»).

4. Уметь использовать в соревновательных условиях карты разного масштаба, знать их особенности.

5. Уметь читать на карте информацию о сложных формах рельефа местности (выступах, лощинах, террасах).

6. Проходить дистанции с ориентированием по прямой (азимутные отрезки), с использованием «тормозных ориентиров».

7. Принимать участие в соревнованиях по спортивному ориентированию по группам 10 или 12 лет. Возможно (не обязательно!) выполнение II юношеского разряда.

8. Участвовать в многодневных (3-4 дня) походах.

9. Уметь разжигать костер в любую погоду.

10. Уметь кипятить воду на костре.

11. Уметь ставить палатку.

12. Участвовать в соревнованиях по туристской технике.

13. По желанию - участвовать в туристических слетах.

14. Участвовать в соревнованиях по лыжным гонкам. Возможно (не обязательно!) выполнение I юношеского разряда по лыжным гонкам.

15. Познакомиться с развивающими играми («перевертыши» с коридорами на запоминание пути движения между КП, «диктанты» по сложным картам, игры на запоминание маршрута между КП, сложные головоломки, игры на внимание и развитие памяти, психологические игры).

16. Участвовать в велосипедном походе (до 25 км).

17. Познакомиться с водным туризмом, научиться грести.

18. Уметь оказывать первую медицинскую помощь.

По итогам занятий четвертого года обучения спортивному ориентированию и туризму ребята должны:

1. Уметь ориентироваться по рельефу местности.

2. Уметь определять точный азимут, совершенствовать навыки движения по азимуту.

3. Делать простой выбор пути на тренировочных дистанциях и в соревновательных условиях.

4. Участвовать в соревнованиях по спортивному ориентированию по возрастным группам М-Ж-12 и М-Ж-14. Возможно выполнение I юношеского разряда.

5. Уметь бегать длительные кроссы, выполнять прыжковые упражнения, силовую подготовку.

6. Уметь записывать результаты соревнований, выбирать тактику прохождения дистанции, делать анализ пройденной дистанции, разбирать допущенные ошибки.

7. Участвовать в многодневных походах (5-6 дней).

8. Уметь готовить пищу на костре.

9. Уметь ставить шатер.

10. Участвовать в соревнованиях по туристской технике.

11. По желанию - проходить контрольно-туристические маршруты.

12. Систематизировать свои знания о природе региона (растениях, животном мире, полезных ископаемых), его географии.

13. Уметь психологически настраивать себя на участие в соревнованиях.

14. Освоить наиболее сложные развивающие игры.

15. Самостоятельно готовить дистанцию для ребят
I и II года обучения.

16. Участвовать в судействе соревнований по спортивному ориентированию и туристкой технике.

17. Участвовать в многодневных велосипедных маршрутах (3-4 дня).

18. Участвовать в водных походах на ПСНах (надувных плотах).

19. Уметь фотографировать.


Контроль результатов

Спортивное ориентирование и туризм - технические виды спорта, требующие овладения множеством общих и специальных знаний. Естественно, что каждому ребенку необходимо разное время, чтобы овладеть навыками и умениями спортсмена-ориентировщика и туриста. Что же делать тренеру? Как спланировать занятие с детьми, чтобы получить максимально возможный результат?

Я долго искала ответ на этот вопрос и остановила свой выбор на разработанной в Швеции модели обучения ориентированию «Метод лестницы навыков», которая дает возможность с помощью специальных дистанций-тестов определить уровень подготовленности ребят. Теперь в начале каждого учебного года я ставлю в лесу несколько различных по сложности дистанций. То, как ученик проходит их, позволяет определить уровень его подготовки. С учетом этих сведений я планирую дальнейшую работу.

Это относится не только к ориентированию. Тестовые задания также можно разработать и для занятий развивающими играми. Это позволяет объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности - «самостоятельно по способностям».


Планирование занятий в группе I и II года обучения (6-часовая группа)

Теория


Практика


Планирование занятий в группе III и IV года обучения (6-часовая группа)

Теория

Практика

Литература для педагога

1. Альбом карт для спортивного ориентирования. М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете министров СССР, 1988.

2. Богатов С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование. М.: Военное издательство, 1982.

3. Вейялайнен Л. Зелеными маршрутами. М.: Физкультура и спорт, 1986.

4. Геллер Е.М. Игры на переменах для школьников. М.: Физкультура и спорт, 1985.

5. Гуреев Н.В. Активный отдых. М.: Советский спорт, 1991.

6. Елаховский С.Б. Спортивное ориентирование на лыжах. М.: Физкультура и Спорт, 1981.

7. Зак А. Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребенку стать смышленым. // Серия брошюр. М.: НПО Перспектива, 1994.

8. Зубович С.Ф. О первых шагах в ориентировании. Минск.: Полымя, 1983.

9. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. М.: Физкультура и спорт, 1984.

10. Лосев А.С. Тренировка ориентировщиков-разрядников. М.: Физкультура и спорт, 1984.

11. Макарова Е.В начале было детство. М.: Педагогика, 1990.

12. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи. М.: Просвещение, 1990.

13. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. М.: Просвещение, 1990.

14. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Резервы здоровья наших детей. М.: Физкультура и спорт, 1990.

15. Огородников Б.И. Туризм и спортивное ориентирование в комплексе ГТО. М.: Физкультура и спорт, 1983.

16. Огородников Б.И., Кирчо А.Н., Крохин Л.А. Подготовка спортсменов-ориентировщиков. М.: Физкультура и спорт, 1978.

17. Скаутинг для начинающих. Петрозаводск: Союз скаутов «Товарищ», 1993.

18. Шварценегер А. Тренируемся с Арнольдом. //Семья, 1994, №№ 38-46.

19. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М.: Новая школа, 1994.

20. Шмаков С.А. Каникулы. М.: Новая школа, 1994.


Литература для учащихся

1. Альбом карт для спортивного ориентирования. М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете министров СССР, 1988.

2. Елаховский С.Б. Спортивное ориентирование на лыжах. М.: Физкультура и спорт, 1981.

3. Зубович С.Ф. О первых шагах в ориентировании. Минск.: Полымя, 1983.

4. Куприн А.М. Занимательная топография. М.: Просвещение, 1977.

5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи. М.: Просвещение, 1990.

6. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. М.: Просвещение, 1990.

7. Огородников Б.И. Туризм и спортивное ориентирование в комплексе ГТО. М.: Физкультура и спорт, 1983.

8. Огородников Б.И., Кирчо А.Н., Крохин Л.А. Подготовка спортсменов-ориентировщиков. М.: Физкультура и спорт, 1978.

9. Скаутинг для начинающих. Петрозаводск: Союз скаутов «Товарищ», 1993.


Журнал «Практика административной работы в школе», № 2, 2004



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!