СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация внеурочной деятельности по истории в свете требований ФГОС.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал данной работы поможет разобраться в изменениях организационной структуры учебно-воспитательного процесса в свете требований ФГОС и особо во второй её части - внеурочной деятельности.В нём приводятся примеры новых медотов, форм и отдельных составляющих указанной деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Организация внеурочной деятельности по истории в свете требований ФГОС.»

«Организация внеурочной деятельности по истории в свете требований Федеральных государственных общеобразовательных стандартов».


Автор: Малышев Николай Иванович, учитель истории и обществознания МОУ СОШ р.п. им. В.И.Ленина МО «Барышский район» Ульяновской области.

ФГОС заставляет нас вести речь не об отдельных изменениях в учебно-воспитательном процессе образовательной организации, а о создании целостной образовательной школьной среды, которая в своей совокупности охватывает все характеристики процесса обучения. П.13 раздела III. «Требования к структуре основной образовательной программы» ФГОС конкретизирует: «Основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса общего образования и реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов». Урочная деятельность трактуется как «…организованный в рамках урока процесс взаимодействия учеников и учителя, направленный на решение учебных задач, в результате которого учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками и развивает личностные качества». А внеурочная деятельность учащихся это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения. Занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся, позволяют в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Каков же механизм реализации внеурочной деятельности на базе школы?

В разделе 3 п.13 ФГОС сказано: «… внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности». Развитие личности - это ее качественные изменения. В Стандарте конкретно прописывается ориентировка на построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащегося и созданию условий развития личности по определённым направлениям: духовно-нравственному, спортивно-оздоровительному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному. Виды внеурочной деятельности разнообразны: познавательная деятельность, игровая деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность, художественное творчество, социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность), трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность и туристско-краеведческая деятельность.

Цель внеурочной деятельности по истории - это углубление знаний, полученных школьниками на уроках, создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи:

1) формировать умения работать с книгой и справочной литературой;

2) учить реферировать и рецензировать;

3) готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской или взрослой аудиторией;

4) открывать возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их «исследовательских изысканий» в архивах, музеях, библиотеках;

5) формировать потребность в самообразовании;

6) повысить уровень социализации школьника;

7) формировать чувства патриотизма, сопричастности к истории большой и малой Родины.

Методы и формы внеурочной работы по истории:

Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности. Она должна носить исследовательский характер. Учащиеся, во-первых, решают конкретные задачи самостоятельно и, во-вторых, следуя соответствующим принципам, - учатся историзму, научности, альтернативности и т. д. Вопрос сложный. И реализовать его на этой основе учащиеся смогут только под управляющим воздействием учителя. Значительная часть внеурочной работы должна носить коллективный характер.

По длительности виды внеурочной работы подразделяются на систематические, проводимые на протяжении всего учебного года (внеклассные чтения, кружки) и эпизодические (походы, экскурсии, встречи с ветеранами труда и войны, выпуски исторических журналов, просмотр художественных, документальных видеофильмов, историческая гостиная, виртуальные экскурсии, работа со средствами Интернет и СМИ).

Основные формы: исторические вечера, лекции и беседы, исторические экскурсии, викторины и конкурсы, олимпиады, конференции, недели истории, просмотры фильмов и пьес, исторические кружки, исторические общества и клубы, походы и экспедиции, выпуски исторических газет и журналов, лектории, факультативы, чтения исторической литературы, посещения архивов, работа в музеях, написание рефератов, докладов и выполнение творческих заданий.

Составляющие внеурочной работы:

1. самостоятельное чтение и усвоение хрестоматийных и исторических источников;

2. школьные исторические кружки и общества;

3. исторические олимпиады, викторины, литературно-музыкальные композиции;

4. создание «малых историй» школы, посёлка, улицы, муниципального органа власти, предприятия и т.д. Данная форма развивает чувство сопричастности, патриотизма, способствует выявлению писательских и исследовательских способностей учащихся. Носит она и большую воспитательно-практическую нагрузку. Узнавание, к примеру, почему улица или поселок носит именно такое название, может вызвать гордость за проживание на такой улице и в такой местности. История органов власти, предприятий и т. д. поможет многим учащимся профессионально определиться в после школьной жизни и т. д.

5. проектная деятельность (об этом я писал в отдельной своей методической разработке);

6. отряды (группы) следопытов. Нет таких мест в России, где нельзя было бы проявить себя следопытам. Следопыт - это тот, «кто отыскивает следы событий прошлого, былых героев и т. д.». Главной их целью является поиск мест боевых действий в ходе войн, мест захоронения людей, поиск атрибутов жизни, деятельности, культуры ушедших поколений людей и т. д.

7. экскурсии и туристические походы по историческим маршрутам и местам;

8. одной из главных составляющих внеурочной работы по истории является подготовка и празднование дней воинской славы (победных дней) России. Эта форма внеурочной деятельности имеет место в интеграции школьных предметов, таких как литература, география и др. Основными формами увековечения памяти российских воинов являются:

• уход за обелиском и прилегающей к нему территории;

• поисковая работа;

• проведение тематических вечеров, посвященных славным датам и героям;

• встречи с участниками войн;

• военно-исторические игры;

• участие в работе мероприятий различных военно-гражданских обществ. В ходе работы по празднованию дней воинской славы у учащихся формируется любовь к Родине, потребность в служении Отечеству, готовность защищать родную землю.

Использование компьютерных и интернет-технологий во внеурочной работе со школьниками: сегодня в результате процесса информатизации российского образования, реализации федеральных программ компьютеризации поселковых, городских школ и детских центров дополнительного образования, многие учебные заведения ЕАО получили возможность использовать компьютерную коммуникацию и новые информационные технологии, как в учебном процессе, так и во внеурочной и внеклассной работе с учащимися. Всё это способствует поиску нового содержания образования, изменению организационных форм, методов обучения и воспитания. Уже стал очевидным тот факт, что использование компьютеров и телекоммуникации в учебно-воспитательной работе позволяет:

• активизировать познавательную деятельность учащихся,

• совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах,

• повышать уровень работы с информационными ресурсами,

• развивать кругозор, культуру, самосознание учащихся,

• развивать творческие и коммуникативные способности школьников,

• оказывает помощь в подготовке к государственной итоговой аттестации по истории в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Компьютерные телекоммуникации обеспечивают возможность:

• доступа к различным источникам информации через сеть Интернет и работы с этой информацией;

• профессионального консультирования по любому интересующему вопросу через телеконференции;

• реализации методов дистанционного творчества, коллективные образовательные проекты, деловые игры, практикумы, виртуальные экскурсии др.

• сетевого общения с участниками дистанционных проектов;

• участие в различных форумах по обсуждению проблем истории в Интернете.

Виды работ учащихся с применением ИТ:

• составление докладов, выступлений, рефератов с использованием электронных энциклопедий и интернет-источников;

• подготовка различных текстов, таблиц, рисунков, творческих работ;

• поиск нужной информации в Интернет;

• подготовка коллективных проектов, их презентаций;

• моделирование и создание индивидуальных Web-страниц, сайтов, блогов;

• общение по компьютерным сетям;

• внеклассные и внеурочные мероприятия с применением мультимедиа;

• выпуск школьных и классных газет в электронном и печатном варианте;

• участие в научно-практических конференциях учащихся с демонстрацией выступлений в форме презентаций;

• участие в олимпиадах, конкурсах по информатике и компьютерным технологиям.

В организации перехода к ФГОС большую роль должна сыграть созданные на различных уровнях программы духовно-нравственного развития учащихся и гражданско-патриотического воспитания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!