СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад педагога-психолога об организации процесса адаптации детей в ясельной группе.

Просмотр содержимого документа
«Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду»

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация "Детский сад №2 "Ромашка" ст.Гиагинской"




«Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду»




Подготовила:

педагог-психолог

МБДОО №2 «Ромашка»

Котлова Анастасия Андреевна












ст. Гиагинская, 2016 г.

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.

И педагоги, и родители понимают, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.

С внедрением в систему образования ФГОС ДО, перед педагогами встал вопрос, как организовать адаптационный процесс с учетом новых требований.

Основным принципом ФГОС ДО является индивидуализация образовательной деятельности, при которой сам ребенок становится полноправным участником, субъектом образования. Это означает, что педагог в своей деятельности должен отталкиваться от индивидуальных особенностей ребенка, его возможностей, интересов, и на этой основе строить индивидуальный маршрут развития каждого ребенка.

Поэтому основной задачей воспитателя является создание условий для адаптации каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Для эффективного создания этих условий мы проводим следующие мероприятия:

1. Предварительное установление тесного контакта с семьей.

В беседе с родителями педагог выясняет индивидуальные особенности ребенка:

- Преобладающее настроение ребенка (бодрое, подавленное, неустойчивое).

- Характер засыпания (быстрый, медленный).

 - Длительность сна и его характер.

- Аппетит ребенка.

- Нежелательные привычки.

 - Навыки самообслуживания.

- Особенности поведения.

 - Любимая игрушка, сказка.

 - Как ласково называют родители.

Так же в беседе с родителями педагог-психолог выясняет их запросы, потребности и, таким образом, выстраивает систему психолого-педагогического сопровождения семьи через такие инструменты, как индивидуальные беседы, родительские клубы, собрания, папки-передвижки и т.д. Это очень важный пункт, который позволяет продуктивно работать с ребенком через семью, так как малыш не существует вне семьи и, следовательно, домашняя обстановка оказывает сильное влияние на адаптацию к детскому саду, психическое развитие и социализацию ребенка.

2. Второй задачей педагога-психолога является необходимость определить зону ближайшего развития ребенка. Для этого в первые дни посещения детского сада ребенка педагоги проводят мониторинг. В исследовании педагог-психолог в основном использует метод наблюдения. То, как малыш организовывает свою деятельность, играет, общается, ведет себя в различные режимные моменты помогает воспитателю определить зону ближайшего развития ребенка, и прежде всего в:

- коммуникативной деятельности ребенка с детьми и взрослыми.

- уровне развития игровых навыков (нуждается ли ребенок в присутствии педагога в игре, может ли он сам организовать свою деятельность, может ли найти сам партнера по игре среди сверстников).

- самостоятельной деятельностью (уровнем самообслуживания).

В мониторинге педагог тесно взаимодействует с узкими специалистами (педагогом-психологом, инструктором по физическому воспитанию, музыкальным руководителем, учителем-логопедом, медицинским работником). Именно такая тесная взаимосвязь помогает лучше увидеть возможности ребенка и определить маршрут развития для приобщения детей к социокультурным нормам, традициям, формированию познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности.

3. Следующей очень важной задачей является организация собственной деятельности педагогом в рамках личностно-ориентированного подхода, когда образовательная потребность ребенка является ориентиром для педагога в организации адаптационного процесса.

Воспитатель использует различные методы – элементы телесной терапии (берет ребенка на руки, обнимает, поглаживает), элементы релаксации (периодически включает негромкую, спокойную музыку, игры на расслабление), театрализацию, игровую деятельность и т.д. Но все методы он использует тогда, когда они отвечают запросу ребенка.

В организации деятельности детей воспитателю следует ориентироваться на детей, чей уровень развития и адаптации выше остальной массы детей. Здесь мы опираемся на особенности ребенка раннего возраста - стремление к подражанию и повторению за взрослым.

К образовательной деятельности можно переходить в конце октября – начале ноября.

Таким образом, во время адаптационного периода основная работа педагога заключается в том, чтобы деятельность ребенка была максимально организована с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей.



Котлова Анастасия Андреевна, педагог-психолог


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!