СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Организация исследовательской работы на уроках окружающего мира (из опыта работы)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье дано описание одно из исследований, которое можно провести при изучении темы «Рост и размножение растений».  Данная исследовательская работа была организована мною на  уроках окружающего мира в 3 классе (осуществлялась  как индивидуальная, так  и групповая форма работы). Такую работу можно организовать в рамках реализации исследовательского проекта на параллели "Огород на подоконнике".

Просмотр содержимого документа
«Статья об организации исследования на уроках ООМ»

Лангепасское городское муниципальное

общеобразовательное учреждение «Гимназия №6»

Нижневартовского района Тюменской области

Ханты-Мансийского округа-Югры


Организация исследовательской работы на уроках окружающего мира (из опыта работы)

Усенко Е.С.

учитель начальных классов


Очень важно, чтобы ребёнок на самом первом этапе своего обучения в школе мог прикоснуться к многообразию окружающей действительности, удивиться её тайнам и в процессе их познания испытать радость творчества, восторг открытия. В этом смысле значение такого предмета, как «Окружающий мир», трудно переоценить. [3]

Вот одно из исследований, которое можно провести при изучении темы «Рост и размножение растений». Данная исследовательская работа была организована мною на уроках окружающего мира в 3 классе (осуществлялась как индивидуальная, так и групповая форма работы).

«Расти, семечко, расти…»

Казалось бы, люди уже хорошо изучили растения и представляют себе, как они растут и что требуют для своего развития, и вроде бы особых загадок тут уже нет... Но, на наш взгляд, узнать, как из крохотного зёрнышка вырастает прекрасное растение – это невероятно интересно, полезно и нужно, так как в жизни мы сталкиваемся с этим на каждом шагу. Наблюдать, как маленькое семечко прорастает из земли, как росточек развивается и из него вырастает чудо-растение – процесс медлительный, но завораживающий.

Итак, основная функция семян – распространение и размножение растений.

Но семя – это прежде всего зародыш будущего растения. Для того, чтобы дать жизнь новому растению, семя должно прорасти. Появившееся при прорастании семени молодое растение называют «проростком». Для того, чтобы семечко проросло, зародыш внутри семени должен быть живым. [2] Почему зародыш семени может погибнуть?

В процессе роста растения можно наблюдать последовательное появление всех его частей – корня, стебля, листьев. Но всегда ли соблюдается такая последовательность? Могут ли части растения появляться в другой последовательности?

Гипотеза исследования:

  • семя может погибнуть от недостатка света, недостаточного или избыточного увлажнения, отсутствия тепла;

  • последовательность появления частей у растений строго определённая, одинаковая.

Таким образом, цель исследования – узнать, какие условия необходимы для прорастания семян, в какой последовательности появляются части у растения и как развивается растение из семени.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить литературу по данной теме;

  • составить план проведения опыта, наблюдения и фиксирования результатов;

  • поставить опыт и провести наблюдение, использовать простейшие измерительные приборы (лупа, линейка);

  • выяснить, влияет ли температура на скорость прорастания семян;

  • рассмотреть, как влияет свет на рост растений;

  • выяснить влияние воды на рост и развитие растения;

  • узнать, в какой последовательности появляются части растения;

Методы исследования:

  • анализ литературных и электронных источников;

  • проведение опыта, наблюдение;

  • анализ результатов исследования.

  • Предмет исследования – условия прорастания семян, последовательное появление всех частей растения – корня, стебля, листьев.

  • Объект исследования - рост и развитие растений из семени.

В процессе работы был составлен план проведения исследования:

I этап: изучение литературы по теме, подбор условий, покупка материалов и приспособлений;

II этап: наблюдение за ходом исследования, фиксирование результатов в таблице;

III этап: анализ результатов исследования;

Для проведения исследования были приобретены следующие материалы: крупные семена фасоли, гороха и подсолнечника; блюдца; вата; бинт; стаканчик; земля; лопатка; лупа; линейка.

Опыт закладывался в классе. Одинаковые по размеру и форме семена фасоли, гороха и подсолнечника были помещены на блюдца с влажной ватой в разные условия для прорастания.

Для проведения опыта были созданы различные условия для прорастания семян:

  • тёплое тёмное место с поливом;

  • тёплое светлое место с поливом;

  • холодное тёмное место с поливом;

  • холодное светлое место с поливом;

  • на солнце без полива;

Исследовательская работа состояла из наблюдения:

  • прорастание семян фасоли, гороха, подсолнечника в различных условиях;

  • стадии развития растения из семени.

Каждые три дня проводилось детальное наблюдение за семенами с использованием измерительных приборов (лупа, линейка) согласно инструкции, фиксировались и зарисовывались изменения. Регулярно поддерживалась влажная среда для семян кроме одного блюдца с условием без полива. Семена с появившимся проростком с листьями осторожно помещались в почву, зелёное растение располагалось ближе к свету. В результате данного исследования были получены следующие результаты, которые представлены в таблице.

Таблица №1.

Развитие фасоли, гороха и подсолнечника из семени

Дата

Тёплое тёмное место с поливом


Тёплое светлое место с поливом


Холодное тёмное место с поливом


Холодное светлое место с поливом


На солнце без полива

15.09.2015

Сухие семена

Сухие семена

Сухие семена

Сухие семена

Сухие семена

16.09.2015

-

-

-

-

-

17.09.2015

наклёвывающиеся семена (раскрыты семядоли)

наклёвывающиеся семена (раскрыты семядоли)

-

-

-

18.09.2015



-

-

-

19.09.2015



-

-

-

20.09.2015

Проросток с корешком


Проросток с корешком

-

-

-

21.09.2015



-

-

-

22.09.2015



-

-

-

23.09.2015

проросток с изогнутым стеблем

проросток с изогнутым стеблем

-

-

-

24.09.2015



-

-

-

25.09.2015



-

-

-

26.09.2015

проросток с листьями

(посадка в почву)

проросток с листьями

(посадка в почву)

-

Наклёвы-

вающиеся семена

-

27.09.2015



-

-

-

28.09.2015



-

-

-

29.09.2015



-

-

-

30.09.2015

-

росток вышел на поверхность почвы

-

-

-

01.10.2015



-

-

-

02.10.2015






03.10.2015

-

идёт рост зелёного растения

-

-

-

В процессе наблюдения выявились следующие факты:

  • корешок и стебелёк внутри семени образуют одно целое. Они не прорастают из разных мест, а имеют одно общее начало;

  • от переувлажнения среды семена покрываются плесенью и погибают;

  • от недостатка влаги семена засыхают, проросток погибает;

Преимущество полученных знаний с помощью опыта состоит в том, что опыт позволяет увидеть изучаемое свойство, явление своими глазами. Но есть и минусы: опыт позволяет сделать выводы только по отношению к тому, что мы наблюдали. Вот почему учёные проводят много опытов. Поэтому вывод, который мы сделали на основании выполненных опытов, справедлив только для тех растений, которые мы изучили.

Чтобы проверить правильность открытия, сделанного с помощью опытов, мы обратились к энциклопедиям. Необходимо выяснить, для всех ли растений характерно такое развитие. Мы узнали, что большинство растений, которые дают цветы и семена, размножаются с помощью семян циклично. Семена превращаются в новые растения, проходя одинаковые стадии развития. Этот естественный цикл перехода от семени к растению, к цветку, к семени происходит в природе постоянно. [1]

Таким образом, в ходе осуществления исследования дети учатся:

  • ставить исследовательские вопросы;

  • формулировать проблемы;

  • выдвигать гипотезы;

  • составлять план работы;

  • вести наблюдения;

  • планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез;

  • выделять существенную информацию из разных источников (книги, энциклопедии, простейшие графики, таблицы, рисунки, схемы, модели и т.п.);

  • организовывать (систематизировать) информацию;

  • представлять результаты работы в разных формах (схема, рисунок, график, таблица, устное и письменное сообщение и т. п.).



ЛИТЕРАТУРА.

1. Л. Колвин, Э. Спиэр «Живой мир. Энциклопедия» - М.: «РОСМЕН», 1999 - стр. 14

2. А.А. Плешаков «Окружающий мир. 3 класс. 1 часть – М. «Просвещение», 2010.

3. Н.Б. Шумакова «Развитие исследовательских умений младших школьников» - М. «Просвещение», 2011.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!