Организация воспитательной работы в подготовительных классах в период адаптации.
Подготовила Байрамукова Екатерина Владимировна.
Цель:
адаптация учащихся к условиям жизни в школе - интернат.
Задачи:
- способствовать снижению тревожности детей в период адаптации.
- коррекция эмоционального состояния ребёнка.
- обеспечить усвоение правил школы-интерната
- развивать социально-приемлемые и полезные способы поведение детей.
- развивать коммуникативные умения.
- формирование навыков самообслуживания и личной гигиены.
Адаптация – это процесс вхождения в новую среду и приспособление к её условиям.
Для меня очень важным было то, чтобы этот период для детей был плавным, мягким и бестравматичным.
Для этого созданы комфортные условия адаптации младших школьников:
- наличие оборудованного кабинета с игровым пространством, игрушками, ковром на полу, где можно полежать и отдохнуть, посмотреть любимые мультфильмы.
- создание благоприятных эргономических условий в классной комнате. Снизить напряжения помогают красивые растения, чистота и порядок в классе.
- наличие спальни, для дневного сна.
Свою работу я делила на 3 этапа.
Первый этап включал в себя работу с личными делами воспитанников, ознакомление детей с режимом интерната. Также планирование совместной работы с классным руководителем, психологом, логопедом и дефектологом.
Для получения дополнительную информацию о ребёнке, чтобы узнать о его привычках, навыках самообслуживании, личной гигиены я использовала различные анкеты и проводила беседы.
На втором этапе я вела непосредственную работу по оптимизации адаптационного периода. Мною были определены следующие направления коррекционной работы:
- Индивидуальный подход
- Сохранение и укрепление здоровья детей.
- Создание предметно-развивающей среды.
- Организация игровой деятельности, направленная на формирование эмоциональных контактов « ребёнок – взрослый» и « ребёнок – ребёнок».
- Социально-бытовая адаптация.
- Целостный процесс становления личности ребёнка, подготовка к самостоятельной жизни и труду.
Третий этап:
- подведение итогов адаптационного периода.
В работе с детьми я уделила большое внимания формированию навыков личной гигиены и самообслуживания. Использовала методы и приёмы педагогического воздействия, с учетом возраста детей. В основном через игровую деятельность: показ, упражнения, дидактические игры (чтение стихов, загадок, рисунки), игры – упражнения: «Каждой вещи свое место», «Мыльные перчатки», «Водичка – водичка» и др. Поддержание порядка воспитывают у детей аккуратность.
Все сведения по гигиене я прививала детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха. Для закрепления знаний и навыков личной гигиены давала разовые поручения, чтобы дети видели результаты своих действий. При этом, я обязательно отмечала кто из них стал значительно опрятней и аккуратней.
Я считаю, что такая воспитательная работа будет постепенно повышать у детей самооценку, придала им уверенность в своих силах. Совместными усилиями мы смогли помочь ученикам успешно преодолеть психологическую адаптацию.