Организация работы со слабоуспевающими учащимися (из опыта работы)
Очень остро сегодня в школе стоит проблема слабоуспевающие и неуспевающие дети. Уже в начале учебного года я столкнулась с этой проблемой. Пытаясь понять причины неуспеваемости учащихся, я делала поэлементный анализ работ по своему предмету, проводила с ребятами работу над ошибками, готовила карточки для индивидуальной работы, работы в парах. Вместе с классными руководителями мы отслеживали подготовку домашнего задания, беседовали с ребятами, вызывали родителей для выяснения причин неуспеваемости. И из тех учащихся, которые не успевали или слабо успевали по предмету, выделила несколько групп. У одних ребят просто нет желания учиться, у других слабо развиты обще учебные умения и им трудно справиться с заданиями, у третьих - из-за пропусков или непонимания темы появлялись пробелы в знаниях, как результат- плохие оценки и полное нежелание готовиться к урокам. С повышением трудности обучения у педагогически запущенных детей возрастает неприязнь к школе и учению, отрицательное отношение к учителям.
Первое, что я сделала, я стала приглашать ребят на дополнительные занятия. В ходе занятий выяснила, что некоторые совсем не умеют работать самостоятельно, другим достаточно подготовить карточки с самопроверкой, третьи наоборот очень самостоятельны: могут по алгоритму изучить тему, сдать учителю и выполнять тренаж по теме. Вначале я обязывала уч-ся приходить на дополнительные занятия почти каждый день после уроков. Затем мы определились, что каждый будет приходить в свой день. Но если тему не понял, можно прийти в любой день, когда тебе удобно. В конце недели стали проводить общие диктовки. Ребята стали регулярно посещать наши занятия. Учащиеся заметно подтянулись по предмету: кто-то от тройки к четвёрке, а кто-то подтвердил свою тройку-у каждого был свой маршрут продвижения к знаниям. Сегодня я не могу ещё утверждать, что в классах, в которых я преподаю, нет слабоуспевающих ребят.
Мне кажется, причиной резкого ухудшения успеваемости может стать расхождение между возможностями учащегося и предъявляемыми к нему требованиями. Ребятам важно дать понять, что они всегда могут рассчитывать на поддержку взрослых. Контролируя процесс обучения, важно не пропустить момент, когда из-за непонимания чего-то на уроках, у ученика возникает нежелание в этом разбираться.
Алгоритм работы с неуспевающими (приложение)
и слабоуспевающими учащимися
Классному руководителю:
Определить причину неуспеваемости учащегося через:
- анкетирование;
- беседу с психологом;
- беседу с социальным педагогом;
- посещение квартиры, где проживает ребенок, для выяснения социальных условий;
- беседу с преподавателем, у которого учащийся имеет «неудовлетворительную» оценку.
2. Вести контроль за:
- посещением неуспевающего учащегося у психолога (если такая помощь необходима);
- успеваемостью при сдаче дополнительных или индивидуальных заданий учителю предметнику;
3. Уведомлять еженедельно родителей и курирующего завуча о результатах успеваемости учащегося.
4. Разработать вместе с ребенком индивидуальный план его учебной деятельности и подводить итоги по окончанию четверти.
Учителю-предметнику:
1.Выстроить систему взаимодействия с классным руководителем, СПС, родителями учащихся, завучем в решении задач по успешности обучения детей.
2.Планировать и осуществлять на уроке работу со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Социально-психологической службе:
1. Составить индивидуальный план по оказанию социально-психологической помощи неуспевающему ребенку.
2. Довести до сведения родителей и классного руководителя о графике проводимых занятий, бесед.
3. Выдать рекомендации классному руководителю и родителям по оказанию помощи ребенку.
Заместителю директора по УВР:
1. Регулировать вопросы взаимодействия учителя-предметника с классным руководителем, СПС школы, родителями учащихся в решении задач повышения успешности обучения детей.
2. Оценивать теоретическую подготовленность учителя и методику преподавания по вопросу преодоления неуспеваемости учащегося через посещение уроков и собеседования.
3. Проводить собеседования с классными руководителями по результатам работы с неуспевающими учащимися не менее 1 раза в месяц.
4. Проводить собеседования с учащимися для выявления причин неуспеваемости и затруднений в обучении.