СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проблемного обучения на уроках физической культуры с целью повышения мотивации обучающихся

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология проблемного обучения помогает развивать у обучающихся мыслительную способность, чтобы они прошли весь путь их получения знаний в ходе  самостоятельного поиска. 

Просмотр содержимого документа
«Организация проблемного обучения на уроках физической культуры с целью повышения мотивации обучающихся»



Организация проблемного обучения на уроках физической культуры

с целью повышения мотивации обучающихся


Каждый учитель стремится найти более результативные решения обучения и применить его на своих занятиях. Я в своей работе применяю технологию проблемного обучения. Ппроблемное обучение нельзя рассматривать ни как особый метод обучения, как новую систему обучения. Это особый подход к организации обучения в организации познавательной деятельности обучаемых. Данная технология помогает развивать их мыслительную способность, чтобы они прошли весь путь их получения знаний в ходе самостоятельного поиска. Такой подход помогает формированию у обучающихся познавательной самостоятельности, умения выдвигать и разрешать нестандартные проблемы.

Я стараюсь заинтересовать своих учеников в усвоении материала для приобретения практических навыков, а также дать доступный их возрасту материал.

Проблемное обучение строится на основе передачи учителем не до конца раскрытых, «недоговоренных» заданий. Оно развивает у обучающихся умения находить понимание и разные способы выполнения двигательных действий с помощью саморазвития, самоподготовки при направляющей роли учителя. Различают три основных вида проблемного обучения. 

1. Проблема. Учитель предлагает обучающимся задачу или вопрос, на который они не знают ответа, но у них есть базовые знания или способности для самостоятельного поиска.

Например. Урок по легкой атлетике, тема «Бег на средние дистанции». Классу предлагается проблемная ситуация: Юра и Таня занимаются бегом. На соревновании на 1000 м Юра проиграл, а Таня с легкостью справилась с дистанцией. Обучающиеся стали громко обсуждать, выдвигать различные варианты. Почему Юра проиграл Тане? Класс разделился на две группы, каждая выдвигает свою версию. В результате ни одна группа не справилась. Для облегчения процесса я задаю наводящие вопросы, но не указываю на противоречие, чтобы дети сами осознали свои проблемы. А какие беговые дисциплины бывают? После обсуждения между собой, перебрав все возможные варианты разрешения проблемной ситуации, ученики сообща принимают решение, какой вариант является наиболее правильным (Юра занимается бегом на короткие дистанции и ему не хватило выносливости, он неумело распределил свои силы по дистанции). Использую этот метод в средних классах при изучении нового материала, обучающиеся этого возраста более подвижные, но недостаточно внимательны, позволяет поддерживать интерес к проблеме исследования и стимулировать мышление.

Такие проблемные ситуации должны быть понятны возрасту обучающихся, должны откликаться их опыту и основаны на реальном материале. 
2. Теоретическое исследование. Обучающиеся решают теоретическую

учебную проблему и тем самым приходят к открытию нового для них знания. Например. Урок гимнастики, тема «Кувырок назад». Ученик, имеющий хорошую физическую подготовку, не смог выполнить кувырок назад так, как многие его одноклассники. Возник вопрос, почему у него не получилось? Учащиеся стали выдвигать различные варианты ответов, пытались выполнить упражнение. Были поставлены два вопроса: «Какие предметы катятся лучше?» и «Почему катятся лучше?» Обучающиеся нашли ответы на вопросы. Для подтверждения версии ответа я попросила ребят еще раз показать упражнение. При сравнении учащиеся обнаружили различия в технике выполнения: у одного есть: отталкивание руками, плотная группировка, спина круглой формы, а у другого руками не отталкивается, почти плоская спина, нет группировки. В результате был сделан вывод: «Спина должна быть круглой, колени прижаты к груди, а чтобы перевернуться через голову, необходимо оттолкнуться руками». В конце обсуждения учащиеся составили определение на упражнение: «Кувырок назад – это переворот назад через голову в группировке».

3. Поиск практического решения. Обучающиеся ищут способ применения известного знания в новой ситуации. Обычно это происходит в формате решения заданий на практических занятиях.

Работа учителя заключается: научить обучающихся умениям владеть своими силами и применять их так, чтобы быстро и без траты лишних сил справляться с каждой физической работой, чтоб уметь действовать просто и энергично. Усвоение специальных знаний и умений происходит для практического освоения двигательных действий на уроке и в самостоятельных занятиях.

Например. Обучающиеся выполняют задания, соответствующие их возрасту: 1 – 4 классы могут выполнять роль ведущего в выполнении упражнений, то есть, выполняя упражнение, вести подсчет вместе с проводящим, оценивать соответствия выполняемых упражнений собственному подсчету; 5 – 7 классы знают правила подбора упражнений для общей части разминки, выполняя упражнения, могут объяснить какие части тела в них участвуют, выполнить комплекс утренней гимнастики (зарядки), составленный учителем; 8 – 9 классы могут проводить отдельные части общей и специальной разминки, а также самостоятельно подготовить и провести с группой учащихся комплекс упражнений, учитывая возраст, погодные условия, физическую подготовленность; 10 – 11 классы выполняют работу инструктора при подготовке к занятиям и проведению их, выполняют роль ведущего, в своих группах, решая поставленные задачи в указанной части урока (вводной, основной, заключительной).

Из приведенных выше примеров видно, что методика проблемного обучения идет от приобретения знаний к постановке задач и двигательных действий ученика в направлении проверки знаний и умений опытным путем, побуждает учащихся к решению индивидуального физического развития, физической и двигательной подготовленности, а также отражает запросы школьников в физическом самосовершенствовании.

Организация образовательного процесса с применением проблемного обучения – достаточно сложная и трудоемкая работа. Но практика доказывает, что такие уроки эффективны для развития творческого мышления. Ученики лучше запоминают материал, активнее включаются в учебный процесс, повышается их мотивация к учебе.



Список литературы

1.Махмутов М. И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975 г.

2. Омарова А.А. Современная технология проблемного обучения //Современные наукоемкие технологии, 2011, № 1.

3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т.: / Г.К. Селевко: М.: НИИ школьных технологий, 2006.

4. Ситаров В. А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения // Знание. Понимание. Умение. 2009. №1.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!