СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация и проведение занятий по физической культуре с младшими школьниками на основе народных игр.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация и проведение занятий по физической культуре с младшими школьниками на основе народных игр.»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МО «Еравнинский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Можайская средняя общеобразовательная школа»

Научно-исследовательская конференция молодых исследователей

«Шаг в будущее»

Секция: Оздоровительная культура








«Организация и проведение занятий по физической культуре

с младшими школьниками на основе народных игр»








 Автор работы: Тыскеев Сергей,

ученик 8 класса

                                                                                          Руководитель: Дамбаев Буянто Зоригтуевич,

учитель физической культуры

                                                                       

                                                                               


         

с. Можайка

2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………………………………...

3

  1. Теоретические основы организации занятий по физической культуре с младшими школьниками на основе русских народных игр………………….

4

1.1. Современный уровень физического развития детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………….

4

1.2. Особенности организации проведения занятий по физической культуре с младшими школьниками……………………………………………………………

4

1.3. Методика применения русских народных игр на занятиях физкультурой культуры в начальных классах……………………………………………………...

5

2. Методика организации занятий по физической культуре с младшими школьниками на основе народных игр……………………………………………..

6

2.1. Приемы и методы организации проведения занятий по физической культуре с младшими школьниками……………………………………………….

6

2.2. Особенности занятий по физической культуре с младшими школьниками на основе русских народных игр……………………………………………………

7

Заключение…………………………………………………………………………...

9

Список использованной литературы……………………………………………….

10

Приложение…………………………………………………………………………..

11




















ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В современных условиях двигательной активности детей возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми, в том числе русскими и бурятскими народными играми.

Русские и бурятские народные подвижные игры являются традиционным средством отечественной педагогики. В них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Целесообразность включения народных подвижных игр в школьную программу по предмету физическая культура основывается на необходимости активизации физической нагрузки на занятиях, повышении уровня моторной плотности уроков, повышения эмоциональности и интереса к урокам физкультуры за счет применения новых форм с использованием русских и бурятских народных игр. Этим и определяется актуальность нашего исследования.

Цель исследования - организация и проведение занятий по физической культуре с младшими школьниками на основе русских и бурятских народных игр.

Объект исследования - процесс физического развития и воспитания младших школьников с использованием русских и бурятских народных игр.

Предмет исследования - народные игры как средство развития к двигательной деятельности на уроках физической культуры.

Гипотеза - предполагается, что использование народных игр на уроках физической культуры повысит эффективность физического воспитания и развития детей младшего школьного возраста.

Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:

1) выявить современный уровень физического развития детей младшего школьного возраста;

2) раскрыть особенности организации проведения занятий по физической культуре с младшими школьниками;

3) описать методику применения русских народных игр на занятиях физической культуры в начальной школе;

4) рассмотреть основные приемы и методы организации проведения.





1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА ОСНОВЕ НАРОДНЫХ ИГР.

1.1 Современный уровень физического развития детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст – наиболее ответственный период в процессе формирования физической культуры ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы культуры движений, успешно усваиваются новые, ранее неизвестные упражнения и действия, физкультурные знания, укрепляется фундамент здоровья и развиваются физические качеств, необходимые для эффективного участия в различных формах двигательной активности.

У детей младшего школьного возраста наблюдается постепенное совершенствование мышечной системы и двигательных функций. Вместе с ростом мышечной массы значительно улучшается координация движений. В это время интенсивно формируются психомоторные функции, связанные со скоростью и точностью движения. Мышечная работоспособность у мальчиков 7 -10 лет больше, чем у девочек этого же возраста.

1.2 Особенности организации проведения занятий по физической культуре с младшими школьниками.

В.Е. Гриженя рекомендует: каждый урок физической культуры должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание урока, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. На каждом уроке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных.

А.М. Гузаирова выделяет следующие методы физического обучения и воспитания. Под методом физического воспитания она понимает способы применения физических упражнений. Первая группа: - общепедагогические методы - словесные (описание, беседа, рассказ, указание, команда и т.д.); - наглядные (показ, просмотр видео материалов, схем и т.д.). Вторая группа: - специфические методы; - метод строго регламентированного упражнения (метод целостно конструктивного, расчлененно-конструктивного, сопряженного воздействия); - метод частично регламентируемого упражнения - игровой; - соревновательный.

Игровой метод:

а) воспитание таких качеств как: ловкость, находчивость, быстрота, инициативность;

б) воспитание коллективизма;

в) переключение от одного вида активности к другому с целью восстановления;

г) средства отдыха;

д) используются для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях.

В. Кириличевский указывает, что на уроках физической культуры в младших классах целесообразно опираться на межпредметные связи с природоведением (закаливание, требования к одежде ученика, работа мышц, режим дня и т.д.), математикой (измерение длины и высоты прыжка, дальности метания, скорости и продолжительности бега и т.д.), музыкально-ритмическим воспитанием (занятие под музыку), изобразительным искусством (красота движений, поз) и др.

Каждый педагог должен постоянно помнить, что на уроке мало лишь, физически нагрузить учащихся согласно учебной программе. Все уроки должны приносить детям наслаждение от различных физических упражнений, эмоциональной их подачи, способствовать физическому совершенствованию. Необходимо найти такие методы и средства обучения, которые вызвали бы наибольшую активность и заинтересованность школьников.

1.3 Методика применения русских народных игр на занятиях физкультурой культуры в начальных классах.

К.Д. Ушинский придавал большое значение игре как средству воспитания. Игру ребенка он рассматривал как единое, природное целое, т. е. ребенок без игры или игра без ребенка не может существовать. Он отмечал влияние окружающей жизни на содержание детских игр.

Народные игры как часть спорта используются как средства физического развития и подготовки, воспитания личностных качеств человека. Игры детей разных народов имеют свои специфические особенности, являясь, по утверждению ученых, отражением жизни данного народа. В играх, так или иначе, отразились народные черты, бытовой уклад народа, его мировоззрение, общественная жизнь, по ним с большой долей вероятности можно судить об истории народа.

Народные игры имеют ряд особенностей:

- они в той или иной мере заключают элементы трудовой деятельности;

- имеют коллективный характер;

- направляют развитие творческого мышления;

- способствуют проявлению и развитию организаторских способностей;

- приучают к общению со сверстниками, взаимной помощи и поддержке;

- развивают чувство дружбы и товарищества.

Характерными признаками русской и бурятской народной игры являются:

- отражение характера, культурных традиций и быта народа;

- разновозрастной характер участников;

- высокий уровень популярности и распространенности;

- бытование игры на протяжении хотя бы трех поколений;

- «чествование игры»;

- включение игры во всенародные праздники;

- демократичные и понятные правила;

- добровольность и равноправие при распределении ролей;

- простота игрового реквизита.


2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА ОСНОВЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР.

2.1 Приёмы и методы организации проведения занятий по физической культуре

с младшими школьниками.

Основным условием успешного внедрения русских и бурятских народных игр в жизнь учащихся младших классов всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром.

Для некоторых народных игр в 1-2-х классах нужны пособия и инвентарь. У детей этого возраста двигательный рецептор развит слабо, внимание рассеяно, поэтому им нужен красочный инвентарь. Важно, чтобы инвентарь соответствовал физическим возможностям детей. Он должен быть легким, удобным по объему. Мячи весом до 1 кг можно использовать только для перекатывания и передач рядом стоящим, но не для бросков и передач на расстояние

Дети любят речитативы, как сигналы для действий в игре. Произносимые хором рифмованные слова развивают у детей речь и вместе с тем позволяют им подготовиться к действию на последнем слове речитатива. Такая сигнализация в играх 6-8-летних детей значительно эффективнее коротких сигналов свистков. Быстрый сигнал свистка иногда вызывает у детей торможение, и реакция на соответствующее действие по ходу игры замедляется. Обучая детей народным играм, надо в первую очередь приучать их сознательно соблюдать правила игры. Участники узнают правила во время объяснения игры, но часто в процессе игры нужно напоминать им о них и дополнять, если предыдущие правила хорошо усвоены. Руководитель, делает поправки и замечания, не останавливая общего хода игры. Но если большинство участников допускают одинаковую ошибку, он останавливает игру и вносит поправку. Не следует останавливать игру криком, резкой командой, надо приучать детей останавливаться по условному сигналу «Внимание», по свистку. В случае опасного поведения участников в игре, необходима резкая остановка игры. В процессе игры следует способствовать развитию творческой инициативы играющих.

Методика проведения подвижной игры включает: сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры. Подведение итогов как методический этап – это объявление результатов, подведение итогов игры и ее оценка. Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разные задачи.

2.2. Особенности занятий по физической культуре с младшими школьниками

на основе русских народных игр.

Русские и бурятские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Применение народных игр в учебном процессе младших школьников требует их специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам:

1. По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт народа, игры детей, вечная борьба добра против зла);

2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности);

3. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.);

4. По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).

5. С учетом возрастных особенностей детей 7, 8, 9, 10 лет.

6. По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные).

7. По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости).

С большим интересом современные школьники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий, составляющими третий раздел первого компонента. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: «Бабки», «Городки», «Горелки», «Городок-бегунок», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Игровая», «Кто дальше», «Ловишка», «Лапта», «Котлы», «Ляпка», «Пятнашки», «Платочек-летуночек», «Считалки», «Третий – лишний», «Чижик», «Чехарда», «Кашевары», «Отгадай, чей голосок», «Веревочка под ногами» и др. Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Таким образом, источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность. Содержание игры определяется движениями, которые входят в ее состав. В программе воспитания предусмотрены подвижные игры, в которых развивается движение разных видов: игры, подбираются с учетом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. Разнообразное материально-техническое оснащение процесса физического воспитания дает необходимый, во время занятий физическими упражнениями эффект "переключения", вызывает положительные эмоции есть способствует воспитанию внутренней мотивации, формированию процессуального интереса.



























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев теоретические основы организации занятий физической культуры с младшими школьниками на основе народных игр, мы пришли к выводу, что при проведении занятий по физической культуре важно учитывать специфику младших школьников, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями.

В младших классах нужно стремиться так подбирать физические упражнения, чтобы они не только были направлены на обучение двигательным действиям, но и активно содействовали укреплению здоровья и гармоническому физическому развитию детей, развивали необходимые двигательные качества, способствовали формированию правильной осанки, становлению школы движений. Большое значение в физическом развитии младших школьников имеют народные игры. Они включают в себя все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метания, лазанье, равновесие. Подвижные игры способствуют развитию быстроты, силы, выносливости, ловкости, воспитанию активности и инициативы, дружбы и товарищества.

Народные игры, как средство физического воспитания и развития младших школьников, решают задачу побуждения к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей ребенка в познавательной, двигательной и эмоциональной сферах. Воспитательное значение игры во многом зависит от учета возрастных и индивидуальных его способностей, от правильности выбора методов руководства.

Характерными признаками народной игры являются: отражение характера культурных традиций и быта народа; разновозрастной характер участников; высокий уровень популярности и распространенности; демократичные и понятные правила; добровольность и равноправие при распределении ролей; простота игрового реквизита. Как и другие игры, народная игра имеет множество функций: социокультурную, развивающую, развлекающую, диагностическую, корректирующую, коммуникативную и др. Содержание народной подвижной игры составляют ее сюжет, тема, идея, правила и двигательные действия. Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих.

Процесс проведения игр делится на две взаимосвязанные фазы: создание предпосылок и непосредственно проведение игры. На основе всей системы полученных результатов, отраженных в работе, нами были разработаны практические рекомендации по проведению народных игр и их реализации на взаимосвязи урочных и внеурочных форм занятий.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. Т.

2. – Москва: Педагогика, 1979. 2. Будур, Н. Русские игры для всех возрастов / Н. Будур, И. Панкеев. – Москва: Терра: Книжный куб, 2009. – 376 с.

3. Виленский, М.Я. Физическая культура: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Я. Виленский, Т.Ю. Торочкова, И.М. Туревский. – Москва: Просвещение, 2012. – 318с.

4. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Е.Н. Гогунов. – Москва: Академия, 2015. – 420 с.

5. Горохова, И.В. Народная игра как вид игровой деятельности дошкольника [Электронный ресурс] / И.В. Горохова, О.А. Школьникова, Л.М. Новикова // Молодой ученый. – 2015. – №13. – С. 613-616. – Режим доступа:https://moluch.ru. (дата обращения: 12.03.2018).

6. Гриженя, В. Е. Организация и методические приѐмы проведения занятий по подвижным играм в вузе и в школе: учебно-методическое пособие / В.Е. Грижения. – Москва: Советсткий спорт, 2015. – 40с.

7. Гузаирова, А.М. Методика преподавания физической культуры младшим школьникам [Электронный ресурс] / А.М. Гузаирова, Т.Ю. Каратаева // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5- 3. – Режим доступа: http://eduherald.ru (дата обращения: 22.05.2017).

8. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: учебник / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. – Москва: Академия, 2010. – 140 с.

9. Жуков, М.Н. Подвижные игры: учеб. для студ. пед. вузов / М.Н. Жуков. – Москва: Академия, 2000. – 160 с.

10. Зайцева, С. М. Народная подвижная игра как ценное педагогическое средство физической подготовки учащихся [Электронный ресурс] // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). – М.: Буки-Веди, 2013. – С. 77-79. – Режим доступа:https://moluch.ru. (дата обращения: 12.11.2017).










ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Русские народные игры, применяемые на занятиях 

по физической культуре у младших школьников.



Игры классифицированы по типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры.

Игры с ходьбой

1. Золотые ворота. 2. Хоровод. 3.Ручеек. 4. Цвет. 5. Каравай. 6. Игры с песнями и хороводами. 7. Перетягивания в парах, командах (сидя, стоя, за руки, за веревку, за палку). 8. Достань камешек. 9. Перетяни за черту. 10. Тяни на булавы. 11. Бои на бревне.

Игры с бегом

1.Вороны и воробей. 2.Ловишки. 3.Лапта (тягло, бить-бежать). 4.Горелки. 5.Рыбаки. 6.Салки. 7.Жмурки. 8.Кошки-мышки. 9.Не боимся мы кота. 10.Медведь, что ешь. 11.У медведя во бору.

Игры с прыжками

1.Гуси-лебеди. 2.Волк во рву. 3.Хромая лиса. 4.Волк и гуси. 6.Бои петухов. 7.Волки и овцы. 8.Коршун. 9.Коровки. 10.Домики. 11. Ловись рыбка. 12.Игры с прыжками. 13.Хромой цыпленок.

Игры с метаниями


1. Охотники и утки. 2.Заря. 3.Встречный бой. 4.Удочка. 5. Корзинки. 6. Птицелов. 7. Кашевары. 8.Бабы. 9. Городки (рюхи, чухи). 10. Бабки. 11. Котлы. 12.Чижик (пыж, муха). 13. 12 палочек. 14. Чехарда.












ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Бурятские национальные игры, применяемые на занятиях

по физической культуре у младших школьников.


Игры классифицированы по типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры.

Игры с бегом

1.Табун 2.Иголка, нитка, узелок. 3. Волк и ягнята

4.Сурхарбан. 5.Ищем палочку 6.Волк и тарбаганы (ШоноТарбагашан) 7. «Урилдаажа наадаха» - (Бег наперегонки) 

С предметами

1.Игра в лодыжки (Шагай) 2. Рукавицу гнать (Бээлэй тууха)

3.Бабки-лодыжки (Шагай наадан) 4.Шапка (Малгай нюуха), 5. Затащи в прорубь (Суулгын дээрэ).

Командные

1.Белое дерево (Сагаанмодон) 2. Строительство ограды для скота 

(Хорео барилга) 

Простые игры

1.Отгадывание (Таалсалга) 2. Подкидывание трех косточек (Хумпараа)

Ролевые

1.Семья (Айл боложо наадаха)

Разговорные

1. Обмен песнями (Дуу буляалдаан) 2. Загадывание и отгадывание (Таабари таалсаха)

С водящим

 Прятать золотинку (Алта нюуха)

Игры с прыжками

 Охота на кабанов (Гахай агнаха)












ПРИЛОЖЕНИЕ 3



Русская народная подвижная игра «Лапта».


Русская народная подвижная игра «Салки».




Русская народная подвижная игра «Воробьи вороны».


Русская народная подвижная игра «Ловишки»



Русская народная подвижная игра «Жмурки»





Русская народная подвижная игра «Рыбаки»





ПРИЛОЖЕНИЕ 4




Бурятская народная подвижная игра «ШоноТарбагашан» (Волк и тарбаганы).



Бурятская народная подвижная игра «Гахай агнаха» (Охота на кабанов)



Бурятская народная подвижная игра «Алта нюуха» (Прятать золотинку)



Бурятская народная подвижная игра «Дуу буляалдаан» (Обмен песнями)


Бурятская народная подвижная игра «Бухэ барилдаан» (Национальная борьба)

Бурятская народная подвижная игра «Суулгын дээрэ» (Затащи в прорубь)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!