СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Определение. Согласованное и несогласованное определение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретические и практические данные об определении

Просмотр содержимого документа
«Определение. Согласованное и несогласованное определение.»



ТЕМА: Определение. Согласованное и несогласованное определение. 8 класс.

Цель урока:

Образовательная:

углубить знания учащихся об определении; ознакомить их с видами определений; развивать у детей логическое мышление; воспитывать у них интерес к русскому языку.

Развивающая:

развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;

развивать сообразительность, мышление, память.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к родному языку, уважительное отношение к лексическим запасам языка;

Оборудование:

Сборные схемы, таблицы, учебник, листы с рабочими материалами для учащихся.


Ход урока:

Организационный момент.

Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока

Слово учителя:

Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Например: каменный (какой?) дом; дом (какой?) из камня; клетчатое (какое?) платье; платье(какое?) в клетку;

мамина (чья?) кофта; кофта (чья?) мамы.

Если вопросы какой? чей? задаются от глагола, то слово, отвечающее на этот вопрос, является именной частью сказуемого.


Я ушёл (какой?) расстроенный; Он сидел (какой?) усталый.


 По способу выражения определения делятся на две разновидности:

  • согласованные определения;

  • несогласованные определения.

Согласованные определения согласуются с главным (определяемым) словом в роде, числе и падеже.

Родной край; родного края; в родных краях.

При прямом порядке слов согласованные определения стоят перед главным словом.

Согласованное определение выражается прилагательными, причастиями, числительными и местоимениями. Например:

Тёмные тучи закрыли небо.

Какие тучи?

Над потемневшими полями гремели раскаты грома.

Над какими полями?

Я с тремя товарищами поспешил домой.

Со сколькими товарищами?

Не успели мы добежать до нашего дома, как полил проливной дождь.

До чьего дома?

Способы выражения согласованного определения

Форма

Примеры

1. Полное прилагательное

Солнечный день; любимая книга; отцовы слова.

2. Полное причастие

Выполненное дело; зеленеющий лес.

3. Местоимение-прилагательное

Всякое слово; чья-то рука; этот город; никакого шума.

4. Порядковое числительное

Первый день; во втором ряду.

5. Числительное один

Одно перо; одна тетрадь.

 

Несогласованные определения связываются с главным словом при помощи:

  • управления – дополнение ставится при главном слове в определённом падеже.

Дом из камня; в доме из камня;

  • примыкания – дополнение является неизменяемой частью речи или неизменяемой формой.

Яйцо всмятку; шапка набекрень; её платье.

Несогласованные определения при прямом порядке слов стоят после главного слова. Исключение составляют притяжательные местоимения его, её, их, которые занимают положение перед главным словом.

Способы выражения несогласованных определений

Форма

Примеры

1. Имя существительное, местоимение-существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога

Полёт лётчика; блузка в горошек; дама в шляпе; юбка складками; мебель из берёзы; аллея перед домом; баночка из-под крема.

2. Инфинитив

Жажда познать; стремление увидеть.

3. Наречие

Поворот налево; глаза навыкате.

4. Прилагательное в сравнительной степени

Деревья поменьше; арбузы поспелее.

5. Притяжательные местоимения его, её, их

Её брат; их забота.

6. Цельные словосочетания с главным словом – существительным

Девушка с голубыми глазами; девушка высокого роста; человек большого ума.

 

Многие (но не все!) несогласованные определения можно заменить согласованными определениями.

кофта мамы –  мамина кофта;

платье в клетку –  клетчатое платье;

ваза из хрусталя –  хрустальная ваза;

приказ командира –  командирский приказ;

девочка трёх лет –  трёхлетняя девочка;

отношения дружбы –  дружеские отношения;

решение суда – судебное решение;

лодка с парусом –  парусная лодка.


Определение указывает на признак, тогда как дополнение указывает на объект.

Мужчина шёл с чемоданом.

Я встала в очередь за мужчиной с чемоданом.

В первом предложении (Мужчина шёл с чемоданом) дополнение с чемоданом относится к глаголу-сказуемому (определение не может относиться к глаголу!) и указывает на объект действия подлежащего. Во втором предложении (Я встала в очередь за мужчиной с чемоданом) та же форма с чемоданом является определением, поскольку «чемодан» является не объектом, а признаком, по которому данного мужчину можно отличить от другого мужчины.

То же самое можно продемонстрировать на примерах: 

Дама в шляпке; человек большого ума; блузка в горошек. Наличие «шляпки» – отличительный признак дамы; наличие «большого ума» – отличительный признак человека; наличие «горошка» на блузке – отличительный признак блузки.


Если в предложении существительное с предлогом или наречие относятся к глаголу и являются обстоятельством, то при существительном они обычно становятся несогласованным определением, указывая на признак предмета по положению в пространстве, по времени, по цели, по причине и др.

Скамейка стоит (где?) у дома. – На скамейке (какой?) у дома сидели три подружки; Мы вошли (куда?) в зал. – Вход (какой?) в зал был закрыт.

Из двух предложений составьте одно с несогласованными определениями:

Образец: В комнату вошел старик. У него была седая борода. – В комнату вошел старик с седой бородой.

1.Рядом со мной сидела девушка. У него большие голубые глаза,

длинные ресницы и красивые волосы. 2. На вечере выступил студент.

У него был сильный, красивый голос. 3. В нашем медпункте работает медсестра. У нее доброе сердце и умелые руки.

Замените данные словосочетания синонимичными. Объясните, в чем их различия.

Образец: безвольный человек –человек без воли.

Бесхитростный человек, бессердечный человек, бескорыстный

человек, бессильный человек, бесстрашный человек, бессовестный

человек, странный человек, добросердечный человек.

 


Домашнее задание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!